Атрибут Аллаха - Благородный Лик (опровержение ложных истолкований матуридитов).




https://youtu.be/d7uhVaXNef0

 

 

Следующий атрибут, который необходимо разобрать и относительно него разъяснить - Аль-Ваджуль Карим (Благородный Лик Всевышнего Аллаха).

Вопрос об этом атрибуте затрагивался на диспуте и разъяснение этого вопроса необходимо. Прежде чем разбирать вопросы о Лике Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля) необходимо отметить то, что приверженцы сунны и единой общины утверждают Всевышнему Аллаху (субханахьу ва та'аля) этот атрибут и говорят Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) описывается Ликом и этот атрибут является атрибутом хабария, то есть атрибутом, весть о котором пришла нам в контекстах. Имеется в виду хабария противоположна аклия - не является атрибутом аклия, постигаемого разумом, то есть человек не может постичь разумом, что Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) описывается Ликом, но извещение об этом пришло в контекстах шариата - в Кур'ане и Сунне. Этот атрибут является неотъемлемой частью сущности Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля) неотделяемой от нее. И приверженцы сунны утверждают этот атрибут и говорят, Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) описывается Ликом, таким Ликом, каким подобает Его Величию не подобным лицам творений. Матуридиты, которые идут по мазхабу или по дороге та'виля (истолкования) - истолковывают этот атрибут словами " Аль-Вуджуд " или " Аз-зад ". Они говорят, когда Всевышний Аллах (субханахьу ва та'аля) говорит "Лик Аллаха" - имеется в виду либо существование Аллаха, либо сущность Аллаха. Такое истолкование встречается в их книгах, таких как «Мадарик ат-Танзиль ва хакаику-т-Таъвиль» Абуль-Бараката ан-Насафи (ум. 710 г.х.) 2 том, стр. 670, " Шарх аль-мавакъиф аль-джуржани " 8 том, стр.111, "'Иршад аль-акъыл аль-салим" Абу Са'уда аль-'Имади 7 том, стр. 28. "Ишарат аль марам Аль Баяды" стр. 189.

 

И здесь необходимо упомянуть то, что кроме этих двух истолкований, то есть " Аль-Вуджуд " и " Аз-зад " (существование и сущность) - у этого атрибута есть другие истолкования у других заблудших течений. Некоторые из них говорят то, что под Ликом Всевышнего Аллаха (субханаху ва та'аля) имеется в виду саваб валь-джаза (награда Всевышнего Аллаха).

 

Четвертое истолкование этого атрибута то, что говорят " аль-къибля ", то есть направление в сторону которого необходимо делать ду`а, совершать намаз и другие виды поклонения.

 

Это те истолкования, которые имеются в книгах философов, матуридитов, ашаритов, муътализитов и им подобных заблудших течений. И эти истолкования необходимо разрушить и разъяснить их несостоятельность.

 

Во-первых, несостоятельность того, что под Ликом Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля) подразумевается " Аз-зад ", то есть сущность Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та'аля).

 

Несостоятельность этого можно разъяснить в следующем:

Во-первых, те, которые говорят то, что под Ликом имеется в виду Сам Господь встречаются с проблемой, когда им говорят сказал Всевышний Аллах: "Остался Лик твоего Господа". Если взять понимание того, что под Ликом подразумевается слово «Сам Господь и Его сущность» - получится, что «останется Господь твоего Господа». И по причине того, что они встречаются с этой проблемой, они указывают на то, что слово " вадж " в этих аятах и подобных этим аятам являются таким элементом арабского языка, который не несет смысл сам по себе, но является добавочным, как бы лишним словом в этом аяте. Опровержение этого заключается в том, что использование слова " аль-вадж " как добавочное слово в арабском языке, не несущее смысла неизвестно, то есть невозможно привести довод на это из арабского языка, когда слово " вадж " используется, как добавочное слово не несущее смысл.

Второе опровержение этого заключается в том, что сами же имамы ашаритов и им подобных заблудших течений такие как Аль-Хаттаби или Аль-Байхаки, сами говорят и доказывают то, что слово " аль-вадж " не может приходить в смысле " аз-зад ". И говорят если мы прочитает слова Всевышнего Аллаха: «ва йябка ваджху раббика зуль-джаляля валь-икрам», слово «зуль-джаляля валь-икрам» пришло в форме марфуу,как описание «ваджха» (в форме наата пришло). И останется Лик твоего Господа обладающий величием и почетом. Величием и почетом в этом аяте кто обладает Господь или Его Лик? Если ты переведешь обладает величием и почетом Лик, тогда ты будешь переводить: «И останется лик твоего Господа, обладающий величием и почетом», если ты скажешь описание: «величием и почетом», относится к Самому Господу, ани к Его Лику, тогда ты будешь переводить: «И останется Лик твоего Господа, обладающего величием и почетом», так вот в арабском языке если ты хочешь описать величием и почетом Лик, то ты будешь говорить: «ва йябка ваджху раббика зуль джаляли валь икрам», как пришло в аяте, а если ты хочешь описать этим описанием Самого Господа, тогда ты будешь говорить: «ва йбка ваджуху раббика зиль джаляли валь икрам», потому что «раббик» пришло в форме «маджрур» (мудоф и мудоф илейхи), «ваджху раббик», и его наат следует в грамматическом разборе за самим описываемым объектом, и если мы описываем «ваджх» (он у нас марфу`) тогда его описание у нас тоже будет марфу` «зуль джаляли валь икрам», если ты описываешь Господа, а Господь здесь пришел в форме «маджрур», слова «рабб», тогда приходит в форме маджрур также: «зиль джаляли валь икрам», как пришлов некоторых из аятов (Корана). «Табарака сму раббикя зиль джаляли валь икрам» (Благословенно имя твоего Господа, обладающего величием и почетом, здесь уже обладанием величием и почетом описывается Сам Господь. Здесь слово «зи» пришло в форме маджрур также как слово Господь (Раббикя), по этому мы говорим оно является наатом (описанием) слова Господь. От сюда понимается что раз в этом аяте приходит: «ва йябка ваджху раббика зуль джаляли валь икрам», описание величием и почетом касается Лика, от сюда берется что Лик не является сущностью, а является вещью раздельной от сущности Аллаха субханаху ва та`ля, в смысле того что Лик является описанием этой сущность, а ни самой сущностью Аллаха, потому что если бы под Ликом подразумевался Сам Господь, то пришло бы ни «зуль джаляли валь икрам», а пришло бы «зиль джаляли валь икрам», потому что в данном случае слово «ваджх», раз на него направляется описание фразы «зуль джаляли валь икрам», это указывает на то что слово «ваджх» (Лик) не может быть здесь «силя заида» (добавочным элементом в этом предложении), потому что добавочный элемент, не описывается, но это является лишним словом, которое можно опустить, а раз оно описывается, это говорит о том что, его нельзя опустить из этого предложения. Это говорит о том что Господь описывается Ликом «ваджх», а Лик Господа, описывается тем что он обладает величием и почетом. Это два доказательства того что слово «ваджх» не может приходить в форме «зад» в арабском языке, потому что это доказательство строится на том что слово «ваджх» должно быть «силя заида» (добавочным элементом в этом предложении), а этими двумя доводами мы доказали что слова «ваджх», не может быть «силя заида» в этом предложении.

А это что это вообще не известно в арабском языке чтобы слово «ваджх» приходило как «силя заида». А во вторых потому что в этом аяте: «ва йябка ваджху раббика зуль джаляли валь икрам», приходит описания «ваджха» (Лика Господа), а если бы «ваджх» было лишним добавочным словом, то описание на него не направлялось бы.

 

Третье доказательство того, что слово Лик не может приходить в значении сущность чего-либо или сама вещь. Третье доказательство этого в том, что такого вообще не приходит в арабском языке чтобы словом Лик описывали сущность, то есть, если ты хочешь сказать сущность какой-то вещи, в арабском языке не приходит такого, что ты можешь сказать "Лик этой вещи". Слово Лик - не пришло из его значения слово сущность в арабском языке. Это третий способ доказательства того, что слово Лик не может быть в смысле «сущность».

 

 

Некоторые из них используют фразы, допустим, что говорят лицо стены или говорят лицо одежды и говорят, здесь приходит доказательство на то, что лик используется как сущность этой вещи. Мы говорим, это не является правильным. Почему? Потому что когда ты говоришь «ваджху сауб» лицо одежды, имеется ввиду внешняя сторона этой одежды. Когда ты показываешь одежду с двух сторон, первая сторона внешняя, которую все люди видят называется внешняя сторона одежды, а та сторона внешняя не называется внешняя сторона. Так вот, они говорят внешняя сторона имеется ввиду сущность одежды. Фраза внешняя сторона не означает саму одежду или ее сущность, но имеется ввиду одна из ее двух сторон, при этом внешняя ее сторона - то, что мы встречаем при видении. Когда ты видишь одежду, ты видишь внешнюю ее сторону. Поэтому использование фразы «ваджху сауб» лицо одежды, внешняя сторона как доказательство того, что слово Лик может использоваться как в смысле сущность какой-то вещи является неправильным. Потому что имеется ввиду внешняя сторона этой вещи, а не сама эта вещь. Не сама это вещь и не ее сущность.

 

И еще одно можно привести доказательство на то, что слово Лик не может приходить в смысле сущность – это то, что пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что когда он входил в мечеть он делал дуа «А'узу би-Лляхи-ль-'азыми ва би ваджхи-хи-ль Карим ва сультани-хи-ль-кадыми мин аш-шайтани-р-раджим».

Я прибегаю за прибежищем к Всемогущему, Великому Аллаху, ва би ваджхи-хи-ль Карим (и к Его Благородному Лику) мин аш-шайтани-р-раджим (от побиваемого камнями шайтана).

И этот хадис является доводом на то, что Лик Всевышнего Аллаха не означает сущность Всевышнего Аллаха и самого Всевышнего Аллаха. Почему? Потому что в этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил между этими двумя понятиями, сказав: «а'узу би-Лляхи-ль-'Азым (Я прибегаю за прибежищем к Всевышнему Аллаху)», потом сказал: «ва би ваджхи-хи-ль-Карим (и к Его Благородному Лику) », значит указал на то, что Аллах это одно, а Его Лик это другое. Это не то же самое что Всевышний Аллах. Всевышний Аллах описывается этим Ликом, но Лик это не сам Всевышний Аллах. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил между этими двумя понятиями в этой своей мольбе. Сказав: «а'узу би-Лляхи-'азыми ва би ваджхи-хи-ль-Карим » разделил эти два понятия частицой «уау», которая указывает на разделение, на разницу в этих понятиях.

Значит Всевышний Аллах это одно, а Лик это не то же самое, что Аллах, но Всевышний Аллах описывается этим Ликом. Это еще одно доказательство того, что слово Лик Аллаха «ваджху Ллах» не может и не несет значение сущность Аллаха или сам Аллах. Поэтому когда ты говоришь: «останется Лик твоего Господа » (ва йбка ваджу раббик) - не означает останется сам твой Господь, но означает останется Лик твоего Господа. Другой вопрос то, что останется Лик Всевышнего Господа, из этого вытекает непременно, что останется сам Господь. Потому что невозможно чтобы оставался Лик, а сущность сама не оставалась. Почему? Потому что Лик - это атрибут, который является неотъемлемой частью сущности Аллаха и не может существовать без Него. Не может Лик Аллаха существовать без самого Всевышнего Аллаха. Поэтому, если говорим «и останется Лик твоего Господа» отсюда непременно выходит, что и сам Господь останется. Но это не означает, что необходимо аннулировать здесь атрибут Лик. Атрибут Лик из этого аята берется и устанавливается Всевышнему Аллаху.

 

Что касается мнения о том, что под «ваджом» Ликом имеется ввиду саваб (награда). Останется Лик твоего Господа, а они говорят: «останется награда твоего Господа», то это является одним из самых глубоких заблуждений. Потому что во-первых, неизвестно в арабском языке чтобы слово " вадж " называли награду, то есть нигде ты не найдешь ни в Куране, ни в сунне, чтобы выражали словом награда слово вадж (Лик). Нет такого в использовании слова лик в арабском языке в значении награда. Это первое опровержение этому истолкованию.

Второе опровержение этому истолкованию заключается в том, что саваб (награда) является «махлюк» сотворенным предметом, то есть награда Всевышнего Аллаха тебе, которым Он тебя почтит биизниЛлах в раю, в ахира является сотворенным рай и то, что в нем является сотворенным. Приходит множество дуа, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал дуа (а`узу би ваджхикя Карим…) «О Аллах, я прибегаю за прибежищем к Твоему Благородному Лику, чтобы Ты не заблудил меня, поистине Ты Живой, Не умирающий, а джинны и люди умираю» - в этом дуа пришло: «О Аллах, я прошу тебя Твоим Благородным Ликом» и не разрешено делать истиазу чему-нибудь сотворенному. И множество дуа пришло в сунне, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал истиазу посредством Лика Всевышнего Аллаха и нельзя делать истиазу чем-то сотворенным. Если мы скажем, что Лик является саваб (наградой, а награда является сотворенной), то получится что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делает истиазу посредством чего-то сотворенного, а это является невозможным чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так делал. А это второе доказательство того, что под Ликом Всевышнего Аллаха не может подразумеваться Его награда, но подразумевается именно Лик как атрибут Всевышнего Аллаха.

Также из доказательств того, что под словом «ваджх» Лик не может подразумеваться награда - Всевышний Аллах сказал: «Лиллязина ахсану хусна уа зияда» (Тем, которые творили благое - им будут блага и добавка), и пришло в хадисах разъяснение того, что такое благо и что такое добавка, пришло указание того, что под благом подразумевается рай, а под добавкой подразумевается возможность смотреть на Лик Всевышнего Аллаха в Судный День и в Раю. Всевышний Аллах говорит, что тем, которые творили благое им будет две вещи, во-первых им будет хусна (блага,имеется ввиду Рай) и во-вторых, еще добавка к этому, возможность смотреть и лицезреть Лик Всевышнего Аллаха. И если мы скажем что под Ликом «вадж» подразумевается награда, получится этот аят нужно переводить следующим образом «Тем, которые делают и творят добрые дела им будет награда и еще награда». Это является бессмысленным повторением, а Всевышний Аллах свободен от того, чтобы заниматься чем-то бессмысленным и ниспослать что-то бессмысленное.

 

Также из того, что необходимо упомянуть это ошибочность заявления о том, что под словом Лик может подразумеваться направление «къыбла» к чему-либо. Разъясняется ложность этого тем, что ни в арабском языке, ни в шариате, ни в обычаях людей нет такого, чтобы под словом «ваджх» Лик подразумевали направление к чему-либо, но направление или къыбла в арабском языке может выражаться словом виджхатун. Всевышний Аллах говорит: «И у каждого есть направление, к которому он направляется », здесь слово направление или то к чему стоит направляться названо словом " виджхатун " с «тамарбутой» на конце. Также этим словом (къыбла) может означаться слово джиха, джихатун, то есть направление, но словом " вадж " направление и къыбла обозначаться не могут. Значит у нас есть три слова: вадж, виджхатун и джихатун. Словом " виджхатун " и " джихатун " может обозначаться направление, а словом " вадж " направление и къыбла обозначаться не могут, такого неизвестно в арабском языке, значит это является опровержением того, что слово " вадж " не может подразумевать собой значение къыбла. Исходя из этого, мы понимаем то, что все эти истолкования, которыми истолковывается это слово " вадж " (Лик Всевышнего Аллаха) являются ложными, и на них нет доказательства в арабском языке. Наоборот, есть многочисленные доказательства того, что эти истолкования не могут иметь место в данном случае и не имеют в себе основы.

 

Источник аудио лекции Руслана абу Ибрахима: "Разъяснение заблуждений и отведение сомнений матуридитов, распространенных в интернете после недавнего диспута на казахском языке".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: