Разметка регулярных цветников




 

Основным правилом при разбивке клумб и рабаток должно быть следующее: не следует злоупотреблять цветниками и располагать их слишком часто. Цветочные насаждения, - будь то клумбы, рабатки или одиночные экземпляры, - только тогда хороши и привлекают глаз, когда они расположены редко, выделяясь пятнами на яркой зелени газона. Лучше посадить меньше растений, но подобранных со вкусом и образцово выращенных.
На помещенных чертежах можно видеть, как воспроизвести, различные геометрические фигуры, из которых составляются регулярные цветники. Для лучшего представления, как воспользоватся приемами выноса в натуру задуманных узоров, лучше разбить чертежи выполненные н а бумаге на квадраты и согласно выбранному масштабу разбить на квадраты поверхность участка. При помощи колышков разного цвета или разной высоты намечают главные пункты, соединяя которые уже на глаз, получают рисунки на месте. У Вас может возникнуть необходимость в разметке более сложных узоров правильной геометрии об этом речь пойдет ниже.

На рисунке показано как провести перпендикулярную линию к данной прямой (построение прямого угла). На земле проводится прямая линия АВ, в том месте где должен быть восстановлен перпендикуляр устанавливается колышек С, от которого по обе стороны отмеряют по произвольной равной линии, эти точки также отмечаются колышками DE. Приняв эти две последние точки за центры двух окружностей, радиусом равным DE описываются две дуги таким образом, чтобы они пересеклись. Точка пересечения F соединяется с прямой линией в точке С. Эта линия СF и будет исходный перпендикуляр (рис. 1).

 

Рис. 1. Как восстановить перпендикуляр

 

Еще один способ. Проведя линию bc и наметив точку от которой должен быть опущен перпендикуляр на прямую bc (в данном случае точка а), описывают приняв ее за центр, дугу радиуса такой длины, чтобы пересечь линию bc в двух пунктах; линию de, соединяющие точки пересечения, делят пополам, отмечают середину между точками d и e буквой f и, соединив эту последнюю точку с точкой а, получают исходный перпендикуляр (рис. 2).

 

Рис. 2. Построение перпендикуляра

 


Проведение параллельных линий. К проведенной линии АВ нужно провести параллельную линию через точку а. На линии АВ отмечают какую-либо точку d и соединяют ее прямой линией с точкой а. На линии аd, из точки d описывают дугу произвольным радиусом df; точно таким же радиусом fg описывают окружность около точки a, как центра. На этой окружности от точки а отмеряют дугу, равную по длине дуге еf, и отмечают точку h. Соединив эту точку с точкой а и продолжив эту прямую в обе стороны, получим линию, параллельную de (рис. 3).

 

Рис. 3. Проведение параллельных линий

 

Черчение кругов и овалов. В центре будующего круга вбивают кол; на одном конце разметочной нити делаюь петлю, такой величины, чтобы ее можно было совершенно свободно надеть на кол. Отмерив длину радиуса окружности, которую требуется описать, делают на конце вторую петлю, в которую вставляют заостренный кол, которым и обводят окружность, стараясь при этом не наматывать веревку на колья.

Овалы легче всего получаются следующим образом. Наметив положение овала определяют линию ав, которая разделяла его пополам по длине, и чертят ее на местности. На этой линии точно отмеряют крайние точки овала, от которых отмеряют равные расстояния до точек c и d, называемых фокусами овала. Чем ближе находятся эти точки к внешней линии овала, тем вытянутее получится сам овал; другими словами сближая и удаляя точки c и d, мы можем получить либо более скругленный, либо более вытянутый овал. В точках c и d вбивают два колышка; третий колышек вбивается в точке e, которая находилась бы приблизительно в самом удаленном пункте линии овала, если бы этот последний разделить пополам по ширине. На эти три кола надевается бичевка, в виде треугольника, которая могла бы свободно вращатся вокруг всех кольев. Вынув колышек e, описывают им в направлении стрелки линию овала, причем бичевка должна всегда быть под натяжением (рис. 4).

План сада, соединяющего пейзажность с регулярностью, из книги Batty Langely "New Prinsiples of Gardening or the laying out and planing of parteres" (London, 1728)

 

Рис. 4. Черчение овалов

 

Черчение спиральных линий также не представляет особых затруднений. Проводится прямая hn, по которым должны быть расположены центры полуокружностей, составляющих спираль. Отмечают точку с и проводят из нее полуокружность em. Вбивают в точке е колышек, принимают его за центр и проводят полуокружность mf. Затем снова берут за центр точку с и описывают полуокружность радиусом сf. После этого центр переносят в точку e и описывают полуокружность радиусом en (рис.5). [2]

 


Рис. 5. Черчение спиральных линий

 

Топиарные растения

 

Топиари (топиарии) – декоративные фигурно подстриженные деревья и кустарники. Для создания топиари используются пряморастущие вечнозеленые кустарники или полукустарники со множеством небольших плотных листьев или иголок. Топиари выглядят весьма эффектно и неизменно окажутся в центре внимания, растут ли они в саду или размещаются в кадках, украшая патио, вход или террасу

История топиари

Фигурная стрижка растений берет свое начало в садах Римской империи. В масштабном труде Плиния старшего Естественная история (ценнейшем сохранившемся с 1 века источнике информации о культуре, истории и естественнонаучных знаниях древнего Рима) заслуга создания первого аккуратно подстриженного деревца приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Растения-топиари быстро получили распространение в атриумах римских вилл, где с их помощью создавали причудливые ландшафты из геометрических фигур и животных. Садовники, ответственные за создание таких ландшафтов, назывались topiaries. С расширением Римской империи традиции фигурной стрижки растений распространились по Европе.

В средневековых европейских источниках, иллюстрировавших церковную жизнь, часто встречаются изображения аккуратно постриженных растений и живых изгородей различной высоты, окружавших цветники и огороды в монастырских садах. В последовавшую эпоху итальянского Ренессанса начинается расцвет садоводства и ландшафтного искусства. Изощренные формальные дизайны того времени стремились повторить в саду орнаменты домашних гобеленов, ковров, гравюр и. Топиарии были абсолютно неотъемлемой частью этих дизайнов и широко использовались для создания длинных прогулочных аллей и популярных в то время лабиринтов, в качестве солитеров, а также в виде бесконечных живых изгородей разных высот, окаймлявших разнообразные цветники и potagers (декоративные огороды). Образцы таких садов отлично сохранились и до сих пор поддерживаются в первозданном виде (например, Версаль и его многочисленные имитации, сады ансамбля Хэмптон Корт в Англии и другие).

С расцветом классицизма искусство топиари начинает угасать и приходит в полный упадок к середине18 веке. В моду входит английский парковый стиль, для которого топиари являются абсолютно чуждым элементом, и художественная стрижка деревьев и кустарников уходит из ландшафтной практики на целое столетие. Любопытно, что в это время в Британии топиари продолжали культивироваться "простыми людьми" в практичных и естественных коттеджных садах, где представляли собой довольно необычный и бросающийся в глаза декоративный объект посреди овощей, фруктовых деревьев, ароматических трав и незамысловатых "деревенских" цветов.

В начале 20 века прагматичные американцы сделали простое, но весьма полезное изобретение. Они придумали плетеный проволочный каркас фигурной формы, который надевается на молодое растение. В этом каркасе кустарник растет и развивается, а когда молодые побеги начинают выходить за пределы каркаса, по его границам производится стрижка.

В наше время искусство топиари стало классикой садового дизайна и больше не подчиняется критерию "модно". В современные неформальные садовые дизайны с их естественностью, асимметрией и легким беспорядком топиарии вносят структурирующий элемент и добавляют привлекательный для глаза контраст.

Самой популярной формой топиари во все времена остаются, несомненно, штамбовые деревья и деревца. В штамбовой культуре выращивают не только растения - традиционные фавориты для топиари, но и любые полукустарники. Элегантные штамбовые деревца вовсе не легки в выращивании и требуют пристального внимания в течение нескольких лет, пока не достигнут нужного состояния. Этим объясняется их высокая цена в магазинах.

Самшит вечнозеленый (Buxus sempervirens) - нетребовательный кустарник, который вырастает до 2 м и выше при подходящих условиях. Хорошо растет как на солнце, так и в полутени. Существуют пестролистные формы (Variegata). Стрижки необходимы самшиту два раза в год. В более холодных климатических зонах (зона 5 и севернее) для сохранения декоративного внешнего вида нуждается в легком зимнем укрытии. Осторожно, растение ядовито!

Падуб, или остролист (Ilex spp.) – морозостойкие и медленнорастущие, падубы нуждаются в стрижке не чаще раза в год (что может быть как преимуществом, так и недостатком растения для создания топиари). Дополнительные преимущества падуба: отлично переносит полутень и даже полную тень, есть особо красивые формы с разноцветными листьями, эффектные ягоды красного, черного или желтого цвета, есть самоопыляемые формы. К трудностям работы следует отнести тот факт, что растение очень колючее.

Тисс (Taxus spp.) – морозостойкий кустарник с плотной хвоей и круглыми красными ягодами, которые отлично смотрятся на фоне темной зелени. Самый популярный вид, используемый для создания изгородей, т. ягодный (T. baccata). Есть формы с желтой хвоей. Тиссы славятся своей долговечностью и выносливостью: они могут расти в полной тени и хорошо переносят пересадку. Растение довольно быстро отрастает, поэтому потребуются две стрижки в год. Осторожно, многие части растения чрезвычайно ядовиты!

Бирючина (Ligustrum spp.). Быстрорастущий кустарник, нуждающийся регулярных подрезках - пару раз за теплый сезон. Самая распространенная в Европе б. овальнолистная (L. ovalifolium), называемая здесь Privet, в средней полосе России нуждается в зимнем укрытии при выращивании в открытом грунте, т.к. она может обмерзать. Наиболее холодостойкий вид бирючины– б. обыкновенная (L. vulgare).

Кизильник (Cotoneaster spp.) – есть как вечнозеленые, так и листопадные виды. Дополнительную привлекательность кизильникам придают созревающие осенью красные ягоды, оттенки, которые приобретают листья листопадных кизильников, а также особенности роста у разных видов (есть почти лежачие, выгнутые аркой, пряморастущие, сильно ветвящиеся разновидности), которые можно использовать для интересных задумок. Многие кизильники морозоустойчивы, неприхотливы, отлично переносят стрижки и быстро отрастают.

Барбарис (Berberis spp) – вечнозеленые или листопадные колючие кустарники. Многие барбарисы весьма декоративны, особенно осенью, когда на них созревают ягоды, а их листья приобретают пурпурный окрас. Барбарисы неприхотливы, хорошо отрастают и легко переносят стрижки.

Лавр благородный (Laurus nobilis) и другие виды – популярное растение для контейнерного топиари. Корневая система лавра расположена высоко в почве, поэтому уход за растением следует проводить аккуратно и желательно использовать мульчирование. [3]

 

Живые изгороди

 

Неотъемлемой частью регулярного сада являются живые изгороди, их формирование и создание одна из непростых садач.

Живые изгороди могут быть формованными или свободно растущими, вечнозелеными или листопадными, однопородными или комбинированными, однорядными или многорядными, колючими или мягкими. Выбор того или иного типа изгороди зависит от задач, которые вы ставите перед собой.

Вечнозеленые изгороди выглядят достаточно строго и являются отличным фоном для «солирующих растений» - цветочных или декоративно-лиственных. Кроме того, вечнозеленый забор служит хорошим шумоизолятором и надежно защитит ваш сад от любопытных взглядов даже в зимнее время. К недостаткам такой изгороди следует отнести сравнительно ограниченный ассортимент подходящих для нее растений, способных расти в климате средней полосе России (туя западная, ели, можжевельник обыкновенный, сосна горная карликовая), а также отсутствие сезонной динамики (такая изгородь всегда выглядит одинаково).

Справедливости ради стоит отметить, что листопадная живая изгородь также может быть непрозрачна даже в зимнее время, если составлена из колючих кустарников или правильно формованных густоветвистых пород. Для усиления эффекта непрозрачности листопадная изгородь может быть декорирована хвойными растениями, например, можжевельником казацким или вставками из лиан, способных в короткий срок создать плотные или ажурные стены, не занимая при этом много места. Список растений для листопадной изгороди достаточно большой: акации, арония, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина, вишни, вязы, дерен, жимолости, ивы, калина, пузыреплодник, сирень, смородина, снежноягодник, спиреи, хеномелес, чубушники и др.

 

Формованные изгороди хороши на участках, решенных в формальном стиле, с множеством газонов, клумб, дорожек и прочих садовых затей. Они вносят в структуру ландшафтногодизайначеткие линии, создают перспективу, придают участку оптическую завершенность, позволяют изменить пространственное восприятие ландшафта. С возрастом такие изгороди становятся непроходимыми и непросматриваемыми, с успехом выполняя защитную функцию. Такие изгороди создают из густооблиственных деревьев и кустарников (как лиственных, так и хвойных), хорошо поддающихся стрижке, обладающих плотной кроной и относительно медленным ростом. Они являются компактными по ширине и поэтому идеально подходят для маленьких садов. Выбор растений для них достаточно велик: это разные виды барбариса, боярышника, пузыреплодника, кизильник блестящий, смородина альпийская, карагана древовидная (желтая акация), бересклет европейский, бирючина обыкновенная, туя западная и другие. Особый колорит изгороди способно придать чередование двух или трех различных пород или декоративных форм с контрастной окраской листвы.

При выборе формы стрижки (прямоугольной, треугольной, трапециевидной, обратнотрапециевидной, яйцевидной или фигурной) следует учитывать требования растений к освещенности. Прямоугольная стрижка подходит только для теневыносливых пород (например, кизильник, граб, вяз), светолюбивые будут некрасиво оголяться снизу. Трапециевидная (с наклоном боковых сторон не менее 10 градусов) и треугольная (с наклоном под углом 60-80 градусов) подходят для любых кустарников, так как света в нижнюю часть изгороди проникает достаточно. Округлая и фигурная стрижка используются реже, так как требуют большего пространства и мастерства стрижки. Если площадь сада достаточно велика, то формировка живой изгороди будет отнимать немало сил. Может быть, именно по этой причине у нас в стране стриженые живые изгороди не так популярны.

Свободно растущие изгороди более естественно смотрятся в саду, сделанном в природном стиле. Они требуют значительного пространства в саду, ведь ширина их может составлять от 50 см до 3 м. Чаще всего такие изгороди создают из пород, плохо реагирующих на стрижку, обладающих естественными компактными кронами. В них можно включать красивоцветущие и красивоплодные кустарники, которые способны преобразить монотонный вид «зеленой стенки» (шиповники, разные виды спирей, сирень венгерскую, чубушник). Этот тип изгороди как нельзя более подходит для человека, не желающего обременять себя утомительной стрижкой растений. Для такой живой изгороди в средней полосе России можно использовать разные виды боярышника, бузину обыкновенную, жимолость Маака и татарскую, калину гордовину (обыкновенная часто страдает от листоеда), а также разные виды пузыреплодника и барбариса, рябинник рябинолистный и некоторые другие растения. Если изгороди придают защитную функцию, то ее делают 2- или многорядной.

По высоте живые изгороди делятся на высокие, или живые стены (свыше 2 метров), средние – собственно живые изгороди (1 - 2 метра) и низкие или бордюрные (от 0,5 до 1 метра). Вдоль забора обычно сажают высокие и средние живые изгороди, в то время как низкорослые служат для визуального разделения различных функциональных зон на участке (парадная часть, огород, игровая площадка, цветник и т.д.).

Бордюрные изгороди имеют декоративное значение и обычно состоят из нескольких кустарников или полукустарничков, не превышающих по высоте окаймляемые растения. Для таких изгородей используют не только кустарники – карликовые жимолости, карликовые чубушники, барбарисы Тунберга, таволгу среднюю и Ван-Гутта, спирею японскую, айву японскую, магонию падуболистную, лапчатку кустарниковую, миниатюрные розы, карликовые хвойные, полукустарник иссоп, но и травянистые многолетники – например, астры кустарниковую или вересковидную, хосты.

Собственно живые изгороди имеют защитное, санитарно-гигиеническое, архитектурно-художественное значение. Могут быть формованными или свободно растущими. Для формованных наилучшими являются теневыносливые породы с относительно медленным ростом, хорошей ветвистостью и густо расположенными на побегах мелкими листьями. Для свободно растущих подбирают растения, отличающиеся декоративными особенностями – красивоцветущие, красивоплодные, декоративно-лиственные, с яркой окраской коры. Помимо кустарников – чубушника, барбариса обыкновенного, бирючины, вишни войлочной, жимолости татарской, кизильника блестящего, сирени, шиповника, смородины золотистой, снежноягодника белого, спирей и можжевельника обыкновенного, могут использоваться травянистые многолетники – ромашка поздняя, астры новоанглийские, а также злаки – мискантусы, спартина.

Живые стены защищают от пыли, ветра, шума, взгляда. Создаются из теневыносливых пород, хорошо переносящих стрижку, желательно медленнорастущих – граба, лещины, липы мелколистной, вяза мелколистного, груши, яблони. Можно также использовать боярышники колючий, кроваво-красный и сливолистный, грушу уссурийскую, дерен кроваво-красный, иву корзиночную, ломкую и остролистную, иргу овальнолистную, клены Гиннала и татарский, сирень амурскую, сливу колючую, ели сизую, канадскую и обыкновенную, тую западную. Для очень высоких стен используются виды и декоративные формы с узкоконической, пирамидальной, овальной или другой компактной формой кроны – тополь пирамидальный, фастигиатные формы дуба черешчатого и рябины обыкновенной, некоторые клены, боярышник.

По способу посадки живые изгороди могут быть:

днорядные – из плотно посаженных густоветвистых кустарников. Планируются обычно вдоль оград, дорожек или для разграничения функциональных зон участка.

вухрядные – наиболее полно отвечающие архитектурно-художественным и защитным требованиям. Составляются из одной или разных пород растений, обычно в двухуровневой посадке.

рехрядные – используемые чаще всего у дорог. Наиболее трудоемкие и дорогостоящие, требующие больших пространств. Растения располагают ярусами: на передний план высаживают более низкорослые, а на второй и третий – более высокие (например, дерен, лещина, липа). Перспективно использование в среднем ряду сиреней волосистых, создающих барьер для пыли и газов.

многоярусных изгородях эффектно смотрится комбинирование растений, окрашенных контрастно (светло-зеленая и темно-пурпурная листва, желтолистные породы на фоне темнохвойных и т.д.). Причем здесь вполне уместно сочетать лиственные и хвойные породы. Естественно смотрятся в таких изгородях и деревья, посаженные в ряд в качестве второго или третьего яруса.

По сложности устройства изгородей различают:

днопородные – состоящие из одного вида растений, высаженных в 1, 2, 3 ряда.

омбинированные – из 2-3 и более пород, свободно растущих в многоярусной посадке. Защитные свойства и декоративный эффект изгороди значительно усиливаются в таких изгородях - при сочетании неколючих форм с колючими, крупнолистных с мелколистными, со светлой и темной листвой, с разной формой листа, формованных и неформованных (например, стриженых кустов бирючины и нестриженных чубушников; стриженой смородины золотистой и нестриженой сирени).

Самые сложные и красивые – шпалерные изгороди (кордоны, пальметты, шпалеры), представляющие собой однорядные посадки с побегами, сформированными в одной плоскости. Они могут быть созданы из ив, боярышников и даже плодоносящих яблонь или груш высотой от 1 м и выше. Для создания шпалеры устанавливается опора в виде решетки, вдоль нее довольно плотно (через 15-20 см) высаживаются растения. Через год они подвергаются формовочной стрижке в виде стенки. Для создания полностью непрозрачной изгороди ветви могут сращиваться. В этом случае из побегов формируют переплетения в виде ромбов и перевязывают в местах соприкосновения, предварительно срезав кору. Ветки срастаются и через несколько лет получается великолепная изгородь из зеленых ромбов, больше не нуждающаяся в опоре. Иногда для украшения террас, патио, открытых площадок используют мобильные шпалерные изгороди (высотой 1,5-1,9 м), которые удобнее перемещать, установив на ролики. Создают их обычно из граба, туи, лиан – клематисов, девичьего винограда, плетистых роз, из яблонь, малины, ежевики или других плодово-ягодных культур.

Особое очарование большому, просторному саду придаст тенистая аллея – проезжая дорога или пешеходная тропа, обсаженная с обеих сторон деревьями. Аллея может быть однорядная, двухрядная или многорядная, в зависимости от задач садовой архитектуры, размера сада, ширины дорог. Создается обычно из крупномерного посадочного материала (береза, дуб, липа, каштан, ель, сосна, лиственница, рябина).

Наиболее сложным видом аллей являются берсо (биндаж, огибные дороги) – аллеи, укрытые переплетающимися деревьями. Для их создания пригодны березы, грабы, но лучше всего – липы. Деревья, высаженные по обеим сторонам дорожки, по мере роста огибают специальные проволочные арочные каркасы, образуя сводчатую аллею. Входы и выходы берсо часто украшают арками, в местах пересечения ставят беседки.[7]

 


Источники

[1]- www.ru.wikipedia.org

[2]- По материалам журнала «GARDENS», конец XIX века

[3]- статья с сайта www.countrysideliving.net

[4]- www.art.1september.ru

[5]- www.sadinfo.net.

[6]- Алпатов М. «Архитектура и планировка версальского парка» из сборника под ред.А.И.Лебедева «Вопросы и ответы архитектуры», 1935

[7]- По материалам книги Л.У. Улейской «Живые изгороди»)

[8]- журнал «Идеи Вашего Дома» Номер:№ 4 (94) апрель 2006 / Ландшафт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: