Арчибальд Кокрен
РАЗДЕЛ II–ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ГЛАВА I: Семя металлов
В этой главе я изложу своим читателям некоторые алхимические учения в соответствии с моей собственной интерпретацией теории алхимии, и я пытаюсь разъяснить явный жаргон, которым пользуется алхимик для того, чтобы выражать свои мысли и продемонстрировать научные истины, в них содержащиеся – истины, доступные пониманию и очевидные так же, как и любая научная теория наших дней.
Вместо того чтобы быть тесно связанными с химией, религия и оккультизм как дисциплины обособленные и довольно далекие, а также алхимия учат о единстве жизни и ее манифестации. Она пытается, и, я думаю, довольно успешно, соотнести химию, религию, астрологию, магию, магию, мифологию и представить их частями единого явления. Она также пытается показать, что здоровье и нормальное функционирование организма необходимы для истинной религии так же, как и истинная религия необходима для здорового и нормально функционирующего тела, так и оккультизм, если выяснить то, как он делает невидимыми некоторые аспекты человеческого бытия, необходим для обоих. Но истинная религия, естественно, я имею в виду не догматическое учение какой-либо церкви или секты, но Закон и Жизни и Существования, но посредством оккультизма манифестации силы действуют через человека и вместе с ним, чтобы он достиг конечного совершенства.
Все вещи происходят от Одной согласно воле Единого, так и вся Манифестация происходит от одной, это есть аксиома, которая лежит в основе всей алхимической науки. Герметический трактат выражает это таким образом:
«Так как все вещи происходят от одного посредством Единого, так что все вещи происходят от одной посредством приспособления»,
|
или, иными словами, единое в своей манифестации стало многим. От этого Единого, этого семени, которое было тем, что алхимик назвал алкахест, произошли три: сера, ртуть и соль, и в свою очередь от этих трех произошли многие».
Теперь мы должны помнить, что сейчас эти термины используются алхимиком во многом так же, как и современным химиком, которые, когда все уже сказано, выражают столь же много или столь же мало, как и те, которые используются алхимиками. Однако Ртуть алхимиков не стоит смешивать с металлической ртутью, также и Сера не должна обязательно обладать свойствами серы, как нам известно, но для того, кто изучает алхимию, эти две субстанции вместе с Солью передают идею Духа, Души и Тела. И Парацельс говорит:
«Однако они не являются обычной Серой и обычной Ртутью, которые являются материей металлов, но Ртуть и Сера философов внедрены в совершенные металлы и их формы и присущи им с рождения».
Быть может, рассмотрение вопроса станет проще, если я изложу точки зрения на то, в каком смысле используются алхимические термины. Дух Меркурия, также называемый Квинтэссенция философов, Вода Жизни, Вода Рая, Азот, Ртуть философов, из-за его необычайной летучести также был назван Орлом, ибо, даже если сосуд с ним хорошо запечатан, он все равно поднимается в воздух и там скрывается. Итак, как я говорил уже в предыдущем параграфе, когда этот Дух Меркурия или семя металлов, разделен, из него выходят Белая Ртуть и Сера, чья маслянистая настойка, будучи золотистой краснотой Солнца, получила имя Красного Льва, Солнца, согласно астрологии, будучи в созвездии Льва. На эти два, Белый и Красный, нужно смотреть как на женский и мужской принцип, негативное и позитивное, Луна Мать и Солнце Отец, или луна королева и солнце король. Идея мужского и женского, позитивного и негативного элемента принадлежит древности, например, следующий отрывок на китайском, переведенный Эдуардом Чальмерсом Вернером, гласит:
|
«Му Кунг или Ту Ван Кунг, золото бессмертных, также называли И Чун Минг и Ю Хуанг Чин, принц Ю Хуан.
Простой пар, застывая, бездействует, начиная образование Му Кунг, чистейшего ветра Востока, и управителя активного мужского принципа (Янь) и всех стран востока. Его дворец находится на туманных небесах, фиолетовые облака создают его купол, синие – стены. Сянь Дун «Бессмертная молодость» и Ю Ду «Нефритовая Дева» являются его слугами. Он ведет список всех бессмертных, мужского и женского пола.
Так Му Кинг был создан из чистой квинтэссенции восточного ветра, активного начала мужского ветра и правителя восточного ветра, так что Си Ван Му, рожденный западным ветром, есть пассивное или женское (инь) и правитель западного ветра. Эти два принципа вместе рождают небо и землю, все существа вселенной и субстанцию всего сущего».
Сейчас я должен пояснить, что металлы признавались проявлением влияния планет следующим образом:
Золото – Солнца,
Серебро – Луны,
Ртуть – Меркурия,
Олово – Юпитера,
Железо – Марса,
Медь – Венеры,
Свинец – Сатурна.
Согласно этому учению металл образуется в результате определенных звездных вибраций или волн энергии, следовательно, он имеет характеристики планеты, которая на него влияет.
|
Золото есть проявление совершенного металла, так же как солнце есть проявление жизни на этой планете.
Серебро, металл белого цвета, есть проявление луны, негативного аспекта солнца.
Ртуть, как планета Меркурий, имеет летучий характер, его поверхность постоянно движется.
Железо – это сила и мощь, Марс есть планета энергии и силы.
Медь – это Венера, ее цвет очень похож на цвет золота, Венера – планета красоты и любви.
Свинец – это Сатурн, холод, в каббалистических учениях он известен как источник всех металлов.
Олово – Юпитер, планета щедрости и роскоши.
Все металлы находятся в постоянном развитии. Под этим я имею в виду, что золото, совершенный металл, находится во главе, это вершина совершенства, в то время как прочие металлы постепенно становятся золотом. Поэтому алхимик, используя свое мастерство, делает то, что совершает природа постепенно в течение веков. Преобразуется не вид металла, говорит брат Бэкон, а скорее их изменчивая материя. Если эта изменчивая материя, сущностная влага, из которой они единообразно составлены, усилиями алхимика может быть извлечена из низшей формы, высвобождена силой более высокого брожения или притяжения.
Алхимики считают, что металлы являются живыми существами, которые дышат, каждый в составе своем имеет Ртуть, Серу и Соль, разница в прочности и характеристиках металлов проистекает из того, в какой пропорции по отношению друг к другу находятся три этих принципа.
Чтобы проиллюстрировать это, позвольте мне процитировать Василия Валентина, одного из величайших алхимиков пятнадцатого века:
«Поэтому металл Марса (железа) основан на минимальной пропорции Ртути, но большей Серы и Соли».
Читатель о роде меди должен, однако, знать, что он создан главным образом Серой, Ртути и Соли там поровну».
«Золото имеет преимущество над всеми металлами, так как звездные и элементарные операции вываривают и выделяют Ртуть в этом металле в более совершенном виде в надлежащей зрелости».
«Добрый Юпитер (Олово) занимает среднее или промежуточное место среди металлов, он не слишком горячий, не слишком холодный, не слишком теплый, не слишком влажный, в нем нет ни избытка Ртути, ни избытка Соли, в нем самое малое количество серы».
«Я говорю, что Сатурн порожден малым количеством Серы, небольшим Соли и множеством незрелой грубой Ртути, Ртуть эту должно считать пеной, которая плавает на поверхности воды, по сравнении с той Ртутью, которая содержится в Солнце (Золоте)».
Эти цитаты покажут то, что я пытаюсь передать в моих указаниях на пропорциональное соотношение металлов.
Чтобы вернуться к теме семени металлов из Speculum я приведу эти слова Арнольда из Вилланова: «В природе есть некая возвышенная эссенция, которая, будучи обнаружена и приведена в процессе работы к совершенству, преобразуется сама во все несовершенные тела, с которыми соприкасается», так что первоматерия всех металлов есть нечто устойчивое, которое изменяется в зависимости от места, температуры и т.д. Алхимики всегда называют эту эссенцию «Семенем металлов».
Чтобы проиллюстрировать мое суждение по поводу семени металлов я приведу следующий отрывок из «Эфира и реальности» сэра Уильяма Лоджа (м-р Ходдер и Стоутон).
«Материя существует не только в органической форме твердого тела, жидкостей и газов и виде разрозненных электронов и протонов, но также и в виде сложных молекул, что именуется протоплазмой, которые по той или иной причине видятся движущей силой жизни. Некоторым формам материи присуща жизнь или же они вдохновлены ею. Собственно говоря, это вдохновение и есть великая тайна, ибо неведомо нам, что есть Жизнь, мы только видим, что она может совершить. Мы воспринимаем это так, будто бы она может вступить в отношения с материей, она имеет свой собственный характер и свои особенности, и она создает материю таким образом, чтобы та либо соответствовала этим особенностям, либо являла их. Жизнь может принимать множество форм, у каждой из них свой облик, жизнь дуба передается вязу, жизнь вяза – вязу. Каждому семени свое собственное тело». Одна форма жизни принимает облик бутона, другая – рыбы, еще одна – четвероногого. Виды жизни бесчисленны, их изучает великая наука – биология.
Рассмотрим любую часть материи. Возьмите любой твердый объект, вазу, драгоценный камень или статую, что же есть то, что сохраняет атомы в неизменном виде? Если бы атомы не были связаны, они двигались бы случайным образом, но они связаны, кристаллизованы так, будто бы их держат вместе силы сцепления. Даже в жидком виде тело сохраняет определенный размер, но не форму, у газа нет ни того, ни другого, твердое тело обладает обоими. Форма есть самое определенное и верное закону в кристалле, но она имеет определенность и у растений, и у животных, не такой, как в кристалле, возможное некое разнообразие, но животное или растительное тело, несомненно, обладают собственным характером, даже в деталях. И этот характер передается от поколения к поколению, возможно, претерпевая изменения, но только медленно, во время длительного процесса эволюции».
Я привел полностью этот отрывок из сэра Оливера Лоджа, так как в словах «каждому семени – свое тело» заключается вся доктрина алхимии, которая признает то, что металлическое семя является особенностью всех металлов.
ГЛАВА II: Дух Меркурия
В предыдущей главе я говорил о субстанциях Ртути, Серы и Соли, Соль аналогична духу, душе и телу. Сейчас же я намерен доказать, что дух металлов есть дух Меркурия (Ртути), летучей эссенции, чьим газообразным состоянием является эфир, сера есть душа или кровь, соль – это прах или тело.
И снова я процитирую Василия Валентина, отца современной химии:
«О духе Меркурия.
Хотя мой стиль письма несколько своеобразен, он многим может показаться странным, т.к. вызывает в уме фантазии и размышления, но есть уважительная причина, почему я так поступаю, я говорю достаточно, чтобы быть удовлетворен собственным опытом, не касаясь чужих практик, ибо он заключается в моих собственных познаниях, зрение всегда имеет преимущество перед слухом, как разум – перед глупостью. Посему говорю я, что все видимые и осязаемые вещи созданы духом Меркурия, что превосходит все земные вещи всего мира, все вещи созданы им, все – есть его отпрыск, все, что Мастер только пожелает найти, сокрыто в нем, это начало, создающее металлы, для которых оно становится затем духовной сущностью, что есть чистый воздух, который перемещается туда-обратно без крыльев, это движущийся ветер, который изгнали из его жилища на вулкане и водворили в хаос, куда он снова входит и сводит себя к элементам, откуда он возвышается и привлекается небесными звездами после их магического действия, вне любви, которую он произвел ранее, и это произвело действие, так как работало, как прежде, и привлекло его к нему.
Но этот дух Меркурия можно уловить и сделать материальным, он разлагается в тело и становится чистой, незамутненной прозрачной водой, которая есть истинная вода духа, и первый источник Меркурия минералов и металлов, духовный, нематериальных, не подверженный горению, без примесей земной влаги, то есть Небесная влага, о которой написано так много, так дух Меркурия всех металлов, если то необходимо, разрушается, преобразуется в первоначальную материю, без тления, и открывается заново эра Зверя или человека, даже Орлов, он уничтожает все зло и ведет к долгому веку долгой жизни. Этот дух Меркурия есть отмычка к моему второму ключу, о котором я писал в начале, посему я скажу: идите же, благословенные Господом, будьте помазаны и обновлены водой, ваши тела будут забальзамированы, и не будут они разлагаться и издавать зловоние, ибо Небесная вода есть начало, Мирра, сокровище, мы видим, что на нее не действует огонь, ибо создана из духовной Серы, Соль же есть бальзам тела, они соединены водой, о которой я буду говорить больше, когда буду о ней писать.
А далее я заявлю то, что сущность, материя и форма духа Меркурия, скажу, что сущность его благословенна, материя духовна, а форма принадлежит земле, и это должно быть понято неким непостижимым образом, это действительно суровое утверждение, многие думают, что предположения эти являются тщетными, странными излияниями, вызывающими удивительные фантазии, и они действительно странные и требуют того, чтобы странные люди их поняли, это не совет для крестьян, как смазать колеса телеги, не написано это и для тех, кто несведущ в искусстве, хотя они и не были никогда учеными и не считали себя таковыми, я же учеными считаю тех, с кем пребыли Слова Бога, кто учился познавать вещи земные, кто должен был взвешивать и судить по Разумению, основанном на истинном Знании, отличать свет от тьмы, кто избирал то, что есть добро, и отвергал зло.
Нет нужды в том, чтобы вы знали, что в начале всего пребывает Дух Меркурия, поскольку вам это не поможет ни премудростью, ни даст вам преимущество, стоит только отметить, что начало является его сверхъестественным, он проистекает из Небесного, Звездного и Элементарного, расположенный на том со времен Творения, с тем, чтобы впоследствии он мог войти в земную субстанцию. Но поскольку необходимо, чтобы это было объявлено вам, оставьте небесное для души, примите это на веру, и оставьте Звездное подобным образом, ибо Звездные впечатления невидимы и неосязаемы, элементы приносят в мир совершенный дух поеданием пищи, посему оставьте его, человек не может сотворить элементы, это под силу лишь Творцу, останется созданный тобою дух, который есть правильный и неправильный, материальный и нематериальный, представленный также видимо. Так что у вас есть достаточное количество первичной материи, из которой выросли все металлы и минералы, и есть только одна вещь, которая объединяется с Серой следующей главы, входит в коагуляцию с солью из первой главы, так что это есть единое тело и идеальное Лекарство всех металлов, оно не только движет землю с самого начала в великом Мире, а также с помощью парообразного тела производит трансмутацию и изменения в меньшем мире: и пусть это вам не покажется странным, видя, что Всевышний дал свое позволение, а природа его приняла.
Многие в это не поверят, сочтя это невозможным, презирая и понося эти таинства, которые они нисколько не понимают, они останутся глупцами и невеждами, пока не последуют просвещение, что не может свершиться, если на то не будет Божья Воля, но свершиться только тогда, когда придет назначенный час. Но мудрый и осмотрительный человек, который поистине трудился в поте лица своего, может быть моим надлежащим свидетелем и подтвердить истину, действительно верить и считать правдивым то, что я сейчас пишу, как верно то, что предопределены Рай и Ад, и предложить в качестве награды избрать и отвергнуть Добро и Зло. Сейчас пишу не только руками я, но и разум, воля и сердце принуждают меня к тому. Те же, кто крайне самодовольны, просвещены и искушены, ненавидят, злословят, порочат и подвергают гонениям эту тайну с каким только возможно бахвальством своей сущности, которая далека от всего подлинного, знаю я точно, что придет время, когда мой мозг и кости высохнут, и некоторые искренне займут мою сторону, когда сам я буду в могиле, и если Господь это бы позволил, они бы меня воскресили, но этого быть не может, потому оставил я им свои писания, что их вера и надежда могут иметь печать уверенности и правды, что свидетельствовать, каковы были моя последняя воля и мой последний завет, что я предназначил для бедных и всех тех, кто возлюбил таинства, посему не подобает мне писать так много, но не мог я сдержаться без того, чтобы не навредить своей душе, но чтобы провести свет или молнию сквозь тучи так, чтобы я мог увидеть свет, изгнать темную ночь, мрачную туманную погоду.
И сейчас как Археус действует далее, дух Меркурия в Земле или в жилах Земли, прими то наставление, что, после того как сформируется благодаря влиянию звезд духовное семя, питанием его были элементы, оно становится водой Меркурия, как первый из величайших мир сотворен из ничего, дух носился над водами и дух сей заставил небесное тепло родить жизнь в холодных созданиях земли и воды, в великом мире это было божьей силой и воздействием на землю святым и божественным дыханием. И Всемогущий даровал и предопределил средства для того, чтобы это выполнить, и одно создание получило силу, чтобы воздействовать на другое, одно помогать и содействовать другому, чтобы выполнить все дела Господа, и то воздействие дозволило Земле родить посредством света небес, так и ее внутренний жар, чтобы согреть и поглотить все, что было холодным, по причине ее влажности, как делает то каждое творение сообразно его роду, так что нежный сернистый пар поднимается до небес, не обычный, но более чистый и утонченный пар, отличный от тех, что объединяет себя с веществами Меркурия, чьим собственным теплом с течением времени излишняя влага иссушивается, когда душевная собственность приходит к телу, давая ему отдых и успокоение, действуя сначала на землю духовным и звездным влиянием, потом оно порождает металлы, сформированные смесью тех принципов, соответственно тому создается тело, полагается, что в нем есть большая часть трех. Но если же дух Меркурия считается нисходящим на животных, он становится Животной Субстанцией, если он нисходит на растения, он становится Растительным Действием, но если в силу своего вдохновленного действия он нисходит на минералы, он становится минералами, он становится минералами и металлами, но все имеет свои отличия, животные сами по себе, сами по себе растения, сами по себе минералы, обо всем этом писать подробно было бы слишком утомительно, повествование было бы слишком обширным.
Если говорить кратко, то без духа Меркурия, который один есть истинный ключ, вы никогда не сможете не сделать пригодное для питья Золото Тела, ни философский камень. Пусть это останется в этом заключении по умолчанию, ибо я ныне ничего не скажу, молчание же предписано тебе и вам судьей свыше, дав совет начать поиск другого, что еще не привело материю в надлежащий порядок».
А вот слова Александра фон Зухтена из «Благословенного ларца чудес природы» Бенедикта Фигулуса:
«Первичная материя человека и первичная материя этого величайшего мира суть одно и то же. И эта первичная материя человека и мира и есть та кристаллическая вода, о которой святое писание говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт., 1:1–2). Вода стала первичной материей обоих. Но где же пребывает Дух Божий, который носился над водами, после того как были сотворены небо, земля и человек? Я отвечу так: Бог, который есть совершенство, посредством первичной материи человека и мира пожелал пребывать в человеке. Но отсюда вытекает следующий вопрос: как может знать человек, так как первичная материя человека и мира кристаллическая вода – знать, что Дух Божий пребывает в этой первичной материи мира и человека? Я отвечу, он знает это благодаря искусству воды, ибо вода есть его учитель. Учитель показал ему, как умирает мир, и от него отлетает дух, как существует тело без духа, и дух без тела. Он видит, как дух возвращается к телу, и тело оживает. Он видит, что из-за упадка мир стал не таким, каким был прежде. Так ему становится ясно, что Бог пребывает не в том, что умирает, но в том, что вечно».
ГЛАВА III: Квинтэссенция (1)
Пространство, будь оно межпланетным, находящимся между телами или живыми существами, всегда наполнено едва уловимой жидкостью или газом, которое мы, как и древние, называем Aith-in-Solintaire, эфир. Эта жидкость или газ, неизменный по составу, не подверженный разрушению, невидимый, пронизывает все вокруг и всю материю. Металлы, минералы, деревья, растения, животные, люди – все в разном количестве содержит в себе эфир. Он содержится во всем живом на планете, на основе его построен мир, он струится сквозь моря.
Эфир, который оккультисты называют астральным светом, определяет строение тела. Твердость и мягкость, устойчивость и текучесть – все зависит от соотношения эфирной и твердой материи, из которых они состоят.
Произвольное деление и классификация физической науки, целого ряда физических феноменов, происходит из-за эфира, так наука привела материю, какой мы ее знаем, к эфиру, который хотя и не является твердым веществом, является материей. Когда большинство из нас говорит о материи, мы, конечно, представляем себе цельную субстанцию, хотя наукой было доказано, что она не является совершенно целостной, а представляет собой натяжение, давление в эфире. Атомы и еще более мелкие электроны, и протоны, из которых они состоят, двигаются в эфире, согласно этой теории сам воздух, которым мы дышим, тела, в которых мы живем – все движется в море эфира, это родительский элемент, от которого все произошло.
Принцип, что все вещи происходят от Одного, очевиден физически, а биологически – многоклеточные организмы, сложные, насколько сложны они могут быть по своей структуре, тем не менее, возникают из одной клетки. Наука утверждает, что все вещества состоят из атомов, атомы, в свою очередь состоят из протонов и электронов, а те состоят из эфира. Эфир есть универсальный посредник, заполняющий пространство до пределов, непрерывно проникая в промежутки между атомами, он так заполняет пространство, что его отождествляют с Космосом и говорят о нем по сути как об абсолютном пространстве.
Эфир пространства согласно сэру Оливеру Лоджу является чем-то неизвестным и предметом бесконечной величины, реальность его лежит за пределами настоящего представления о человеке. Это есть то, из чего состоит обыденная материя, связь между мирами, совершенная субстанция, подавляющая своим величием. Своего рода инстинктом можно ощутить, что там пребывает духовная сущность, царство всего, что внушает благоговейный ужас, сверхъестественного. Он существует вместе с физической Вселенной и присутствует во всех частях пространства. Он пребывает как в сердце атома, так и у самой далекой звезды. Он пронизывает все, верховодит и управляет всем. Он ускользает от человеческих чувств и может быть постигнут только разумом.
«Тем не менее, Эфир есть физическая вещь, хотя это и не некое лицо, он имеет определенные свойства. Это не материя в том же смысле, в котором водород и кислород являются водой, но это средство перемещения как материи, так и духа».
Сейчас оккультисты разделяют материю, видимую и невидимую, на семь принципов или планов, и пятый принцип, Квинтэссенция, соответствует научному эфиру Пространства. Если мы желаем признать, что в этом утверждении содержится толика истины, мы тогда можем заметить, что алхимия основана на абсолютном законе. Все силы наших ученых имеют свое начало в Жизненном принципе, который есть единая Общая жизнь нашей Солнечной системы, а он есть часть или один из аспектов Единой всеобщей Жизни.
В течение жизни в человеке присутствует рассеянный повсюду вид материи, пара, который не наполняет его физическое тело, но находится в некоторых его частях, материя постоянно обновляется посредством жизненной химии, материя легко выводится из организма посредством дыхания, одно лишь дыхание служит для этой цели. Об этом Парацельс писал:
«Археус есть сущность, которая равномерно распределена по всем частям человеческого тела. Spiritus Vitae ( прим. пер. – Дух жизни, лат.) берет свое начало в Spiritus Mundi ( прим. пер. – Дух Мира, лат.). Будучи эманацией последнего, он содержит элементы всех космических воздействий, и, следовательно, потому является причиной, по которой космические силы действуют на организм человека».
Этот Археус имеет магическую природу, он не ограничивается телом, а исходит из него лучами, создавая подобие светящейся сферы.
Одной лишь алхимии в течение некоторого исторического периода в так называемых цивилизованных странах удалось заполучить настоящий элемент или частицу однородного вещества, Mysterium Magnum (прим. пер. – Великую Тайну, лат.) Парацельса. Согласно насчитывающей много веков науке алхимик может высвободить этот жизненный принцип, разрушив тело металла, над которым он трудится, очистить его соль и свести принципы воедино в высшую форму. Это процесс является все лишь воспроизведением процесса более высокого уровня, который происходит вокруг нас, он, несомненно, берет свое начало в Высшем Разуме, который когда-то жил на нашей Земле.
Печально то, что наука должна отбросить старые идеи как нечто бесполезное перед тем, как открыть для себя нечто новое и совместить их с уже существующими теориями. Отбросить теории алхимиков было бы так же неразумно, как и отбросить прочь теорию относительности Эйнштейна как ненужный мусор, только потому что кто-то не понимает ее язык. Некоторые наши ученые это поняли, так Хёфер в «Истории химии» (Париж, 1866) отмечает:
«Системы, которые противостоят рассудку, в основном остаются неизменными в течение веков, хотя они принимают различные формы. Потому, взяв за основу ошибочную форму, о последовательности составляют неблагоприятное мнение. Мы должны помнить, что для науки нет ничего более гибельного, чем заносчивый догматизм, который презирает прошлое, и кроме настоящего ничем не восхищается».
Если бы наука попыталась понять концепцию жизни, как в течение веков учил тому оккультизм, через проявление Единой жизни, ее семи планов сознания, ее бесконечной силы, в основе философии – аксиома герметизма «наверху то же, что и внизу», она бы открыла систему, основанную на вечной истине, а не зыбких песках теорий. Наука никогда не поймет, в чем заключается правда жизни, пока не постигнет эту возможность, которую невозможно постичь ее инструментами и устройствами, лишь одной силой ума.