Потенциальная и реальная аудитория учреждений СКС. учет интересов и потребностей различных социальных групп населения в работе КДУ.




Программирование деятельности центров досуга – способы и приемы организации людей в учреждении культуры по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Для изучения интересов населения учитывать: мотивы приобщения к культурной деятельности, психологические особенности, социализация, индивидуализация (маркетинг, социологические исследования, их анализ). Должен быть системный подход (интересы личности и общества). Удовлетворение интересов и запросов осуществляется через технологический процесс центров досуга: объект, субъект, целеполагание (стратегия), прогнозирование, моделирование, создание проектов (тактика). Затем выстраивается программа, планирование. Следующие этапы управленческого цикла (учет состояния объекта, принятие решения, планирование принятого решения, организация выполнения плана, корректирование, контрольные механизмы управления – информационный, экономический, организационно-административный, персонал.

Реальную аудиторию КДУ составляет лишь часть населения, т.е. те, кто в заметной мере вовлечен в деятельность КДУ, испытывая их влияние. Остальное население составляет потенциальную аудиторию.
Необходимость расширить реальную аудиторию диктуется:
1) непосредственным формирующим воздействием КДУ на личность.
2) Отдаленным результатом участия личности в КД деятельности.
КД деятельность также заметно сказывается на структуре и содержании свободного времени отдельного индивида. Изучение свободного времени позволяет выявить характерные типы его использования: рекреационный, рационально-потребительский, деятельный.
У каждого человека существует индивидуальная потребность в КД деятельности. Она различается по содержательному признаку (политическая, нравственная, эстетическая и т. д.) и по функциональному признаку (познавательная, ценностно-ориентационная, творческая). Эти потребности не всегда осознаются. Существуют также непосредственные, четко осознаваемые мотивы включения в КД деятельность) Они подвижны и изменчивы, в них ярче проявляются индивидуальные склонности, но их многообразие и подвижность затрудняет их удовлетворение, поэтому существует необходимость выявлять более фундаментальные установки. Формирование реальной аудитории происходит в результате сопоставления того, что предлагается с действительной мотивацией. Для согласования спроса и предложения есть два различных пути: адаптации к существующим запросам и адаптирование аудитории. В первом случае мы просто приспосабливаем работу КДУ к потребностям аудитории, во втором, формируем эти потребности в соответствии с выработанной нами программой.

 

 

12. Методика организации досуга детей младшего школьного возраста.
Общая характеристика младшего школьного детства, дети 7 – 9 лет:
- отношение к окружающему миру по-прежнему наивно-игровое;
- развитие психики происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности – учения. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка (Л.С. Выготский). Мышление – доминанта психической деятельности. Формирование основных социально-нравственных качеств личности;
- доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
- доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
- возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой (А. С. Белкин).
Стержневая проблема деятельности в сфере досуга – помощь семье, школе, детским организациям в формировании готовности к учению в период младшего школьного детства.
Цели педагогического взаимодействия и воздействия на детей 6-7 –10-11 лет в сфере досуга.
Досуговый центр должен помочь в развитии:
- уровня интеллектуальной готовности: расширение кругозора, развитие памяти, речи, формирование произвольного внимания, умственной активности, увеличивать словарный запас.
- уровня нравственной готовности: формирование первоначальных убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей. Развитие этических знаний, умений, навыков.
- уровня эстетической готовности: формирование эстетического отношения к действительности, доведение этого отношения до степени творчества по законам красоты; формирование эстетического восприятия природы и человеческих отношений, умение оценивать произведения литературы и искусства; развитие эстетических взглядов, воображения, фантазии, художественных способностей, вкуса, эстетических чувств, навыков эстетической культуры;
- уровня физической готовности: укрепление здоровья, привитие навыков физической культуры, развитие волевых качеств личности;
- уровня трудовой готовности: психологическое и практическое приобщение к труду, внедрение самообслуживания, формирование навыков коллективного труда, создание положительного отношения к социально-значимому труду.
Содержание педагогического воздействия и взаимодействия в центрах досуга детей:
1. Создание системы отношения к миру через игровое поле деятельности детского сообщества.
2. Использование ведущих художественно-педагогических игровых методов – театрализация, художественное иллюстрирование.
3. Использование эффективных форм массово-групповой игровой деятельности – студии, объединения по интересам, кружки, коллективы самодеятельности.
Этапы педагогического взаимодействия в деятельности клубных формирований:
- организационно-деятельностный;
- репродуктивно-деятельностный;
- созидательно-деятельностный.
Технология моделирования педагогического взаимодействия в досуговой деятельности: локальные цели, производные педагогические задачи, критерии взаимодействия на каждом этапе, содержание педагогического процесса, методы, формы, качества педагога, изменяющиеся соответственно этапу и целям педагогического взаимодействия, изменение позиции ребенка соответственно этапу взаимодействия, организационно-творческая тактика педагогического взаимодействия деятельности досугового объединения.

 

13. Методика организации досуга подростков.
Психолого-педагогические характеристики подростковой группы общие и дифференцированные: типологическая, психологическая, половозрастная, характерологическая, по видам деятельности, предпочитаемым в свободное время. Особенности данной возрастной группы и проблемы организаций воспитательного воздействия.
Общая характеристика этого возраста: разумность, терпимость, чувство юмора, проявление инициативы, забота о внешности и интерес к представителям противоположного пола, рост автономии от семьи и одновременно – рост влияния сверстников. Ведущие потребности определенного возраста: 11 – 12 лет – взаимодействие в коллективе; 13 лет – интровертированность (склонность к уходу в себя), самокритичность и чувствительность к критике; зарождающийся интерес к рефлексии, критическое отношение к родителям; избирательность к дружбе; частые колебания настроений; 14 лет – экстравертированность, экспансивность, общительность, возрастающая уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; очарование словом личность, любовь к обсуждению и сравнению себя с другими, активная идентификация себя с героями кино и литературы, интенсивный поиск нравственного идеала.
Продолжение первичной социализации личности. Акселерация: сущность и проблемы. Становление характера личности в подростковом возрасте, соотношение индивидуального и типического в характере – определяющая психологическая особенность. Сложности становления характера при оптимальном для возраста физическом развитии организма, но еще не сформировавшемся мировоззрении. Важность постоянной физической разрядки, повседневной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
Подростковое чувство взрослости – новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которое фактически не достигнуть. Типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании. Возрастающая необходимость индивидуального подхода в воспитании, особенно при конфликтных ситуациях.
Сопоставление данных особенностей подросткового возраста с основными принципами развития культуры досуга. Главная педагогическая задача развития культуры досуга формулируется так: помощь семье и школе, детским организациям и объединениям в развитии социальной активности подростков. Активность личности – это деятельное отношение человека к миру, проявляется в творческой деятельности, волевых актах общения. Интегральная характеристика активности личности – это активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности, в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активности личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную, социальную направленность. Определяющее моральное основание активности личности непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность активности личности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности. Воспитание активной личности в процессе организации межличностных отношений и общественного поведения школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренними мотивами.Всё это способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения.
Ведущий метод воспитания – вовлечение в любительские объединения различных направлений.
Методика организации игр и игровой деятельности для подростков: рождение замысла, коллективное планирование, совместные подготовка и проведение, обсуждение итогов. Создание методико-педагогического очерка для внедрения в широкую практику педагогики досуга.
Анализ программ различных недель, содержания рукописных альманахов. Составление программ, планов, сценариев недель. Методика развития творческого содружества – от рождения творческого замысла к раскрытию мира увлечений каждого участника; разработка цикла творческих дел, художественно иллюстрированной рекламы, театрализованной реализации разработанного комплекса дел.
Анализ опыта студентов в подготовке и проведении тематических недель, составление рукописных альманахов.
Классификация форм культурно-просветительной деятельности в сопоставлении с возрастными особенностями подростков и принципов деятельности учреждений клубного типа. Педагогическая результативность, ее критерии и показатели. Анализ практического опыта досуговой педагогики, применяемой клубными учреждениями в воспитании подростков.
Этапы педагогического взаимодействия в досуговой деятельности:

- организационно-деятельностный
- репродуктивно-деятельностный;
- созидательно-деятельностный.
Соответствие этих этапов технологической модели педагогического взаимодействия.
Технология моделирования педагогического взаимодействия в процессе развития культуры досуга: локальные цели; производственные педагогические уровни-задачи; критерии взаимодействия на каждом этапе; содержание педагогического процесса; методы, формы; качества педагогического взаимодействия, изменяющиеся соответственно этапу и целям; изменение позиции ребенка соответственно этапу взаимодействия; организационно-творческая тактика педагогического взаимодействия в деятельности досугового объединения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: