Состав финансово-кредитной системы Российской Федерации




 

Финансово-кредитная система – это совокупность различных сфер (звеньев, финансовых отношений), каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

 

1. Сфера централизованных денежных средств. Централизованные/государственные/финансы макроуровня

2. Сфера децентрализованных финансовых средств. (Финансы предприятий/финансы микроуровня)

К централизованным финансам относят:

1. Бюджетная система

2. Государственные кредиты

3. Кредитная система

4. Страховая система

5. Фондовая система

Децентрализованные – финансы предприятий и организаций различной организационно-правовой фирмы собственности (государственных, муниципальных, частных, акционерных, общественных организаций)

Характеристика звеньев финансово-кредитной системы.

1. Бюджетная система состоит из:

a. бюджетов различных уровней:

i. Федеральный бюджет (1)

ii. Бюджет субъектов федерации (83). Москва и СПБ имеют статус субъектов федерации

iii. Местные бюджеты (более 29 000)

b. Внебюджетных фондов

i. Пенсионный фонд (ПФ)

ii. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

iii. Фонд социального страхования (ФСС)

2. Государственный кредит – это экономические отношения, в которых государство с одной стороны, а юридические и физические лица или иные субъекты права с другой вступают во взаимоотношения, где государство выступает в роли кредитора, гаранта или заемщика.

3. Кредитная система. В ней существует 2 уровня:

a. Центральный банк или Банк России

b. Коммерческие банки, парабанковкие/внебанковские/ прабанковские финансово-кредитные учреждения (лизинговые компании, инвестиционные фонды, трастовые компании, клиринговые компании /производят взаиморасчет по требованиям/, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды)

4. Страховая система представлена на Российском рынке системой обязательного страхования и добровольного страхования

5. Фондовый рынок (фондовая система). Фондовая система – особый вид финансовых отношений, возникающий в результате купли-продажи специфических финансовый активов – ценных бумаг. Фондовые системы делятся на:

1. Корпоративный рынок ценных бумаг

2. Рынок государственных ценных бумаг

 

Децентрализованные финансы.

Финансы предприятий являются основой единой финансовой системой страны, т.к. именно на предприятиях материальные сферы создается валовой внутренний продукт, который в дальнейшем путем перераспределения при помощи финансовых инструментов образует фонды денежных средств.

Децентрализованные финансы первичны по отношению к централизованным

 

Лекция 4 «Финансовый контроль или финансовая функция контроля »

12.10.10

Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства), предприятий и организаций, учреждений с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательство в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

В экономической литературе присутствует следующая классификация финансового контроля в РФ:

v По времени проведения:

Ø Предварительный. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, до момента рассмотрения и принятия федеральных законов, требующих в основе выделение бюджетных ассигнований. Примером предварительного контроля является экспертиза законов до предварительного слушания департаментом предварительного финансового контроля счетной палаты РФ. На микроуровне примером предварительного контраля является разработка кредитных и кассовых заявок, составление прогнозных балансов, финансовых разделов бизнес-планов, учредительных договоров и т.д.

Ø Текущий (оперативный). Проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций и предупреждает всевозможное злоупотребление при получении расходования финансовых средств с соблюдением финансовой дисциплины и своевременность осуществления расчетов. Он осуществляется:

§ за поступлением доходов в бюджет: по налоговым и неналоговым поступлениям; по перечислению средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты (межбюджетные трансферты)

§ За расходованием средств по отраслевой направленности и по территориальной направленности.

§ За использованием наемных средств (кредиты, займы, гарантии)

§ За обращением региональных финансовых ресурсов (рассчетно-кассововое обслуживание, депозитное обслуживание, размещение ценных бумаг и т.д.)

Ø Последующий. Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года. Он проводится путем анализа и ревизии отчетной финансово-бухгалтерской документации. Предназначен для оценки результатов финансовой деятельности субъектов и сопоставления утвержденных планов, бюджетов, смет и балансов с результатами их выполнения. Последующий финансовый контроль с точки зрения государства осуществляется за:

§ Исполнение федерального бюджета

§ Исполнение бюджетов внебюджетных фондов

§ Финансовыми результатами исполнения программ (инвестиционными, инновационными, социальными и др.)

§ За экономической эффективностью действий нормативных документов

v По методам проведения:

Ø Проверки. Проводятся на основе отчетной документации и расходных документов и при проведении проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения недостатков. Проверки наиболее характерны для федеральной налоговой службы, которая осуществляет в виде камеральных (без выезда на конкретное предприятие) проверок и выездных (на предприятии, есть план проверки, может проверяться отдельная сторона налоговой деятельности) проверок.

Ø Обследования. Применяются в процедуре банкротства предприятия. Целью является заключение о дальнейшей судьбе предприятия.

Ø Надзор. Проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и подразумевает выполнение экономическими субъектами финансовых правил и нормативов.

Ø Анализ финансового состояния. Предполагает очень детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки финансового состояния обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.

Ø Мониторинг (наблюдение). Как правило, как метод контроля он применяется кредитными учреждениями за использование выданного кредита финансовым состоянием заемщика.

Ø Ревизии. Это наиболее всеобщий и всеобъемлющий метод финансового контроля, который проводится:

§ Федеральной службой финансово-бюджетного надзора

§ Департаментом регулирвоания государственного финансового контроля и аудиторской деятельности МинФин

§ Федеральным казначейством

§ Центральным Банком

§ Аудиторскими компаниями

Ø Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого руководитель обязан устранить выявленное нарушение и возместить ущерб, если это обнаружено по результатам ревизии. По данным этого документа руководителя могут привлечь к административному или уголовному наказанию. Ревизии бывают:

v По характеру проверяемого материала:

Ø Документарные на основе первичных документов

Ø Фактические (инвентаризация)

v По отношению к плану:

Ø Плановые (есть план ревизии, перечень вопросов, которые нужно рассмотреть)

Ø Внеплановые (проводятся по решению суда)

v По ведомственной принадлежности:

Ø Вневедомственные

Ø Внутриведомственные (всегда в организационной структуре есть контрольно-ревизионное управление. Только те предприятия, которые структурно входят в это ведомство подвергаются ревизии)

Ø Внутрихозяйственное

v По очередности исследования одних и тех же объектов (одного и того же предприятия)

Ø Первичные

Ø Дополнительные

Ø Повторные. Дополнительные и повторные используются только тогда, когда в процессе предыдущей ревизии не были раскрыты все вопросы, включенные в программу ревизии

v По глубине проведения:

Ø Сквозные (одновременно проверяются все предприятия, проверяется вертикальная связь)

Ø Локальные (поводят на одном или нескольких предприятиях, но по различным, не связанным между собой темам)

v По субъектам, проводящим контроль:

Ø Государственный финансовый контроль, включающий

§ Президентский контроль.

· Подписание федеральных законов

· Право «вето»

· Назначение и снятие с должности министра финансов

· Представление в ГосДуму кандидатуры на должность председателя Центрального Банка.

· Кроме всего прочего в администрации президента существует контрольное управление Президента, которое осуществляет контроль за деятельностью контролирующих органов РФ

§ Контроль со стороны исполнительной власти

§ Контроль со стороны законодательных органов власти

§ Контроль со стороны финансово-кредитных организаций

Ø Негосударственный финансовый контроль, который включает:

§ Ведомственный контроль

§ Внутрихозяйствнный контроль

§ Аудиторский контроль.

v По форме проведения:

Ø Обязательный

Ø Инициативный

v По сферам финансовой деятельности:

Ø Бюджетно-налоговый

Ø Валютный

Ø Страховой

Ø Инвестиционный

Ø Денежно-кредитный

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: