Исследования Северной Земли




 

После поражения в русско-японской войне царское правительство наконец-то осознало огромную стратегическую важность Северного морского пути. Для его исследования и освоения была создана Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. К весне 1909 года для нее были построены пароходы "Таймыр" и "Вайгач". Они были хорошо приспособлены для длительного плавания в тяжелых ледовых условиях. В феврале 1913 года командиром "Таймыра" был назначен Б. А. Вилькицкий. Летом суда вышли в свое уже четвертое полярное плавание.

Однако вскоре начальник экспедиции тяжело заболел и был отправлен в Петербург, а исполнять его обязанности поручили старшему из офицеров - капитану 2 ранга Б. А. Вилькицкому. Его решительные, а порой, и рискованные нововведения обеспечили успех экспедиции.

Во время этого плавания были открыты несколько островов и большой архипелаг, который собирались назвать Тайвай в честь кораблей "Таймыр" и "Вайгач". Но Государь Император Высочайше повелел: присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскин наименование: "Земля Императора Николая II"; острову, лежащему к северу от того же мыса, - "Остров Цесаревича Алексея" и островку к юго-востоку от острова Беннета - "Остров Генерала Вилькицкого". В сентябре 1916 г. царское правительство обратилось к правительствам "союзных и дружественных держав" с нотой о включении вновь открытых земель во владения России.

Пролив, отделяющий Землю Императора Николая II от полуострова Таймыр, и соединяющий Карское море с морем Лаптевых, позднее назвали проливом Бориса Вилькицкого. При советской власти архипелагу дали новое имя - Северная Земля, были переименованы и многие острова. На следующий год начался переход судов экспедиции из Владивостока в Архангельск. Летом 1915 года они благополучно пришли в Архангельск. Этот переход стал первым успешным сквозным плаванием по Северному морскому пути в западном направлении. Во время него было открыто несколько новых островов и составлено описание южного побережья Северной Земли.

Но для описания северного побережья требовались новые исследования. И в 1930 году была организована очередная экспедиция на архипелаг Северная Земля.

"Угрюмый и безжизненный остров Домашний, где была организована новая полярная станция, был всего лишь гребень известняковой складки, выступающей из моря. Он поднимался узенькой, взгорбленной полоской и напоминал высунувшуюся из воды спину кита. Впервые вступив на его обледеневшую, скользкую поверхность, мы невольно шли осторожной походкой, будто под ногами и в самом деле лежал кит, готовый каждую минуту погрузиться в холодную пучину" (Г.Ушаков)

Для станции были оставлены 43 собаки с санными упряжками и трёхгодичный запас продовольствия для людей и животных. В начале октября, после первой рекогносцировки, выяснилось, что остров Домашний находится приблизительно в 20 км от Северной Земли. 5 октября 1930г. Г.Ушаков водрузил советский флаг на её западном берегу, у высокого мыса Серп и Молот. Засняв в октябре 145 км западного побережья, зимовщики приступили к подготовке исследования Северной Земли, которая считалась единым массивом суши или, возможно, двойным островом. Для выяснения этого вопроса они совершили туда ряд санных поездок и устроили несколько продовольственных складов.

В мае 1931г. Ушаков и Урванцев открыли забитый многолетним торосистым льдом пролив Красной Армии, отделяющий северную часть исследуемой земли с гладкой куполовидной поверхностью - остров Комсомолец - от её центральной части. Полярники прошли с запада на восток и положили на карту весь пролив, а также исследовали участок побережья к юго-востоку от него до 80о с.ш. В итоге обнаружилось, что пролив нанесён на карту Б. А. Вилькицкого с неточностями. Это объяснялось тем, что съёмка проводилась с судна, шедшего во льдах. Значительно более крупные ошибки первой съёмки удалось выявить к северу от пролива. Фактически пришлось заново наносить на карту всё северо-восточное побережье Северной Земли. Там, где берег поворачивает на северо-запад, ледниковый щит, покрывающий большую часть острова, отступает от моря, и исследователи шли вдоль низменного отлогого берега. При этом они с первого взгляда не всегда понимали, где находятся - на берегу или на льду. 16 мая полярники достигли белого, строгого и сурового мыса Арктического (81о 15/ с.ш., 95о40/ в.д.) - крайней точки Северной Земли и всей Азиатской Арктики. Через три дня они двинулись дальше на юго-запад и завершили открытие берегов острова Комсомолец (9006 км2), обнаружив при этом группу небольших островов, названных именем Демьяна Бедного.

В июне 1931 года зимовщики пересекли центральный район Северной Земли в северо-восточном направлении, двинулись вдоль берега на восток, а затем прямо на юг (по меридиану 100о в.д.), вступив в "залив", показанный на карте Вилькицкого. Но залив оказался проливом, получившим имя океанолога Ю.М. Шокальского. По этому новооткрытому проливу они снова вышли от моря Лаптевых к Карскому морю, доказав тем самым, что и центральная часть Северной Земли является отдельным островом. Исследователи назвали его островом Октябрьской Революции. Оставалось только исследовать его западное побережье. Этот участок пути был очень трудным из-за потепления (до +5о С). "Снег отказывался держать сани, собак и даже лыжи… 25 июня вскрылись реки. Движение по берегу стало невозможным. Единственной дорогой оказалась узкая полоса прибрежных ровных льдов, залитых водой. День за днём экспедиция шла в ледяной воде, часто на протяжении десятков километров не встречая льдины, на которой можно было бы отдохнуть и согреться замерзающим собакам" (Г.Ушаков). В начале июля, когда полярники находились в 150 км от своей станции, они вынуждены были десять дней стоять на месте из-за тумана и снега с дождём. Собачьего корма оставалось очень мало; к счастью, на шестой день удалось убить двух белых медведей. Последний участок пути оказался самым тяжёлым. "В течение двух суток непрерывно шёл сильный дождь… На льду появились трещины… Две собаки издохли от истощения, пять вместе с передовиком лежали в санях, остальные … начали падать в воде. Корм кончился, мы отдали собакам остатки сливочного масла и шоколада, сами питались одним рисом, который подходил к концу" (Г. Ушаков). 20 июля, через 50 дней после выступления, Ушаков и Урванцев вернулись на станцию, завершив обход и съёмку побережья острова Октябрьской Революции - крупнейшего в архипелаге (14 170 км2).

Весной следующего года (с середины апреля до конца мая) исследователи обошли кругом и засняли остров Большевик (11 312 км2), лежащего за проливом Шокальского. Фактически они заново его открыли, так как восточный и южный берега острова были показаны на карте Вилькицкого неверно; к западному же побережью архипелага он совсем не подходил. А 1-8 июня полярники обошли и нанесли на карту остров Пионер (1550 км2), самый близкий к базе.

Первые зимовщики на Северной Земле за два года изъездили на собаках не менее 500 км (из них 2221 км приходится на маршрутную съёмку), нанесли на карту почти весь архипелаг, за исключением острова Шмидта, выяснили рельеф, характер оледенения и геологическое строение Северной Земли, составили точную карту архипелага.

В середине августа 1932 года Г. А. Ушакова, Н. Н. Урванцева и их товарищей сменила группа зимовщиков, доставленная на "Русанове". Этот ледокольный пароход на пути к Северной Земле впервые посетил остров Свердруп (74о 35/ с.ш., 79о25/ в.д.). К северо-востоку от него, у 76о с.ш., 82о 20/ в.д., экипаж открыл острова Известий ЦИК,а, Затем "Русланов" впервые прошёл из Карского моря в море Лаптевых проливом Шокальского, причём у западного входа в него обнаружил три острова (из группы Краснофлотских). В конце июля 1932 года экспедиция на "Таймыре" под начальством Алексея Модестовича Лаврова открыла в северной части Карского моря мелководье - Центральную Карскую возвышенность, а у западного входа в пролив Шокальского (независимо от "Русанова") - группу небольших Красно-флотских островов.

 

Северный морской путь

 

К началу30-х годов стало ясно, что использование Северного морского пути для регулярной связи между Европейским Севером и Дальним Востоком вполне возможно. Оставалось только доказать на практике, что из Северной Европы можно пройти на Дальний Восток в одну навигацию. Это и совершила в 1932 году экспедиция Арктического института под начальством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе "Сибиряков". Судно вышло из Архангельска 28 июля 1932 года, через Маточкин Шар прошло в Карское море и 3 августа 1932 года достигло порта Диксон, где простояло до 11 августа, дожидаясь транспорта с углём. Оттуда корабль взял курс на Северную Землю и идя по совершенно чистой воде, обнаружил на пути остров Сидорова (75о 08/ с.ш., 82о 02/ в.д.; название дано в честь военного гидрографа К. Е. Сидорова), положив тем самым начало открытию группы островов Арктического института. Затем "Сибиряков" обогнул с севера остров Комсомолец, причём достиг 81о28/ с.ш., прошёл в море Лаптевых до бухты Тикси, то по чистой воде, то преодолевая тяжёлые льды. В конце августа он вышел из Тикси, взяв на буксир два колёсных ленских парохода для перевода их в Колыму, довёл их до устья Колымы и продолжил путь на восток. Многолетние торосистые льды "Сибиряков" встретил только за 167о в.д., у Чаунской губы. Медленно пробивая себе путь через них, пароход добрался 10 сентября до острова Колючин (67о 30/ с.ш., 174о 39/ з.д.). Льды становились всё тяжелее и здесь сломались все четыре лопасти винта. Потребовалось шесть дней, чтобы заменить их запасными. "Сибиряков" продолжил плавание к Берингову проливу, но через два дня, у 172о з.д., льдиной срезало вал винта с муфтой и лопастями. Судно десять дней дрейфовало со льдами в различных направлениях. К счастью, 27 сентября подул северо-западный ветер, и льды несколько разошлись. На "Сибирякове" поставили 11 парусов, частью сшитых из брезента, частью шлюпочных и начали медленно продвигаться на юго-восток к кромке льда, за которой виднелось море. 1 октября пароход вышел на чистую воду у северного прохода в Берингов пролив. Несмотря на потерю восьми дней у Диксона и на две аварии у северного побережья Чукотского полуострова, "Сибиряков" впервые в истории прошёл в одну навигацию Северный морской путь - от устья Северной Двины до Берингова полива - в два месяца и три дня. Между тем к кромке льда несколько раньше подошёл вызванный по радио траулер "Уссуриец", который отбуксировал пароход в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив здесь ремонт, "Сибиряков" 1 января 1933 года вышел в море, обогнул с юга Азию и через Суэцкий канал, обойдя с юга и запада Европу, 7 марта прибыл в Мурманск.

В 1934 году ледорез "Литке" без аварий прошёл в одну навигацию (13 июля - 22 сентября) Северным морским путём с востока на запад (Владивосток - Мурманск). При этом он в середине августа освободил из льдов три парохода, зимовавших среди островов Комсомольской Правды, затратив пять суток, а в сентябре 12 суток обслуживал Карскую операцию.

В 1935 году Северным морским путём в одну навигацию прошли четыре обыкновенных грузовых парохода: два из Мурманска во Владивосток и два в обратном направлении. В дальнейшем такие плавания стали обычным делом. А в 1939 году ледокол "И.Сталин" совершил двойное сквозное плавание в одну навигацию: из Мурманска в бухту Угольная Анадырского залива Берингова моря (63о с.ш., 179о25/ в.д.) и обратно. Северный морской путь был окончательно освоен. По нему в годы Великой Отечественной войны переходили военные корабли с Дальнего востока в Баренцево море, а после войны систематически совершаются массовые перевозки народнохозяйственных грузов.

В настоящее время Северный морской путь обеспечен широкой сетью полярных станций, оборудованными арктическими портами, ледоколами различного типа, в том числе и атомоходами. Трасса Мурманск - Владивосток действует полгода, а на участке Мурманск - Дудинка (на Енисее) - круглогодично.

 


Заключение

 

В начале 1990-х годов, распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства крайне негативно сказались на состоянии Северного морского пути. В связи с ликвидацией централизованного материально-технического снабжения была разрушена система завоза промышленных и продовольственных товаров на Север из других регионов России

Во второй половине 1999 г. международные круги морского судоходства стали проявлять интерес к Северному морскому пути.

Интерес иностранных судоходных и деловых кругов к Северному морскому пути определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, он может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. По этому пути, например, от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал - 11 400 миль.

С другой стороны, Северный морской путь интересен для иностранцев как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России. В прилегающих к нему районах содержится 35% мировых запасов нефти и газа. Перевозки же российского газа и нефти морским путем могут оказаться выгоднее строительства газо- и нефтепроводов. К тому же такие магистральные трубопроводы в Западную Европу могут проходить только через бывшие советские республики, политика которых не всегда предсказуема, а транспортировка через их территорию обходится достаточно дорого. В то же время ледовая обстановка в Баренцевом море и в западной части Карского моря вполне благоприятна и позволяет проходить танкерам ледового класса без сопровождения ледоколами в течение большей части года. Кроме того, по Северному морскому пути можно организовать перевозку минеральных удобрений с Кольского полуострова в Восточную Азию, в Китай.

Таким образом, освоение природных богатств российского Севера неизбежно приведет к возрождению Северного морского пути и определит его развитие как транзитного маршрута между Северной Атлантикой и Северной частью Тихого океана.

остров врангель северный морской путь


 

Литература

 

Большая Российская энциклопедия. Т. 5. Москва. 2006 г.

Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. Русский полярный исследователь Б.А. Вилькицкий. Статья в сборнике Летопись Севера. Т. IV. Москва. 1964 г.

Старокадомский Л.М. Экспедиция на "Таймыре" и "Вайгаче". Статья в Сборнике Русские мореплаватели. Москва. 1953 г.

Виноградов С.Ф. Во льдах его дороги. М.: Политиздат, 1981.

Урванцев Н.Н. На Северной Земле. Л.: Гидрометеоиздат, 1969.

Чубаков К.Н. Северный морской путь. М.: Знание, 1979.

Шенталинский В.А. Ледовый капитан: Докум. Повесть. Магаданское кн. из-во, 1980.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: