В составе современного флота находятся суда различного назначения, разных годов постройки, имеющие разный состав электрооборудования и различную элементную базу средств автоматики и систем управления. Эти обстоятельства обусловливают и различный состав электротехнического персонала судов. Судовое электрооборудование и ЭСА, как и все судовые конструкции и технические средства, распределены в заведования членов электрогруппы с целью их специализации по ТЭ ограниченного числа СТС, накопления и преемственности опыта эксплуатации, конкретизации ответственности за ТС.
Под заведованием понимается комплекс СТС, систем, устройств, снабжения с соответствующей документацией, закрепленных за членом электрогруппы, несущим полностью ответственность за их техническую эксплуатацию в целом или за одну из ее составных частей (техническое использование, техническое обслуживание). Распределение по заведованиям регламентируется Уставом и уточняется судовым расписанием по заведованиям.
На морском флоте наиболее полно электрогруппа представлена на электроходах. На них члены электрогруппы (второй, третий, четвертый электромеханики и электрики) непосредственно подчиняются старшему электромеханику, который в свою очередь подчинен старшему механику. В необходимых случаях второй электромеханик замещает старшего электромеханика, третий - второго, а четвертый - третьего электромеханика.
Старший электромеханик отвечает за надежную работу, правильную ТЭ и техническое состояние: гребной электрической установки, СЭС и электрических сетей, распределительных устройств, ЭСА и контроля, телефонной связи, систем сигнализации, а также источников питания электрорадионавигационных устройств и других электромеханических средств. Он является ответственным руководителем работ по СЭО и ведает СЗЧ и материально-техническим снабжением электрической части.
Старший электромеханик обязан:
обеспечивать выполнение Положения о ТЭ морского флота, ПТЭ и другой нормативно-технической документации, безопасную организацию работ и соблюдение подчиненными лицами правил техники безопасности и пожаробезопасности;
составлять план работ по СЭО и ЭСА, утверждаемый старшим механиком;
распределять подчиненных ему членов экипажа по вахтам и работам, согласовывая со старшим механиком; составлять заявки, обеспечивать прием и учет СЗЧ и материально-технического снабжения по электрической части;
составлять ремонтные ведомости по электрической части, контролировать качество работ по СЭО и ЭСА, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
контролировать работу электрооборудования судовых грузовых средств в период грузовых операций;
перед выходом судна в рейс проверять работоспособность СЭО и ЭСА к плаванию и за 30 минут до отхода докладывать старшему механику о его готовности (объем подготовки конкретного оборудования определен ПТЭ);
лично руководить управлением электрооборудования СЭУ при входе судна в порт, выходе из него и во время швартовных операций, не отлучаясь из машинного помещения без разрешения старшего механика;
вести установленную техническую документацию по СЭО, ежедневно подписывать суточные записи в электромеханическом журнале и представлять его на подпись старшему механику;
организовывать техническую учебу по СЭО и ЭСА членов экипажа службы ТЭ;
принимать от своего предшественника в установленном порядке (на основании рапортов ответственных лиц командного состава, акта о приеме-передаче, утверждаемого старшим механиком, фиксации приема-сдачи в электромеханическом журнале) СЭО и ЭСА, СЗЧ, инструмент, инвентарь и техническую документацию:
при нахождении судна в ремонте следить за выполнением правил электробезопасности при снабжении строящихся и ремонтируемых судов, контролировать соответствие подаваемого с берега напряжения параметрам судовой сети, убедиться в том, что заводом при постановке судна в док произведено заземление корпуса судна.
Второй электромеханик отвечает за надежную работу и ТС главных генераторов, гребных электродвигателей и основных электроприводов, обслуживающих ГЭУ, центрального поста управления ГЭУ, электропривода рулевого устройства, автору левого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электростанции, машинного телеграфа, постов управления, ЭСА и контроля электродвижения судна; ведает электромастерской и электрокладовыми. Он обязан производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных работ по ремонту и ТО: вести журнал замеров сопротивления изоляции.
Третий электромеханик отвечает за надежную работу вспомогательных и аварийных генераторов, электрооборудования палубных механизмов, подруливающего устройства, электроприводов вспомогательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.
Четвертый электромеханик отвечает за надежную работу и ТС кабельной сети, электроприводов вспомогательных механизмов, не вошедших в заведование второго и третьего электромехаников, электрических вентиляторов, преобразователей, электрооборудования камбуза, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожекторов, тифонов и аккумуляторных батарей. Он обязан своевременно, согласно инструкциям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал и следить за правильным использованием электрического освещения.
Второй, третий и четвертый электромеханики обязаны по своему заведованию:
устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявленные дефекты;
руководить работами выделенных им судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;
составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
составлять заявки па материально-техническое снабжение и вести учет СЗЧ и инструмента.
Старший электрик обязан выполнять ТО всего СЭО и Средств внутренней телефонной связи, а электрики первого и второго класса - принимать участие в ТО и ремонте всего СЭО.
Старший электрик ведает электромастерской и электрокладовыми, обеспечивает надлежащее хранение, учет и расходование материально-технического снабжения по электрической части.
На судах без электродвижения электрогруппу возглавляет электромеханик или первый электромеханик, если на судне штатным расписанием предусмотрено несколько электромехаников. Второй электромеханик подчиняется первому электромеханику и в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованию между первым и вторым электромеханиками распределяет старший механик.
Электромеханик (первый электромеханик) подчиняется старшему механику и возглавляет электрогруппу на судне. Электромеханику подчиняются старший электрик и электрики 1 и 2 класса. В необходимых случаях старший электрик замещает электромеханика, а электрик 1 класса - старшего электрика.
Электромеханик отвечает за надежную работу, правильную ТЭ и техническое состояние всего СЭО и ЭСА и контроля, средств внутрисудовой связи и сигнализации, а также источники питания электрорадионавигационных устройств. Обязанности электромеханика соответствуют перечисленным выше обязанностям старшего электромеханика, кроме этого он обязан:
устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты СЭО и ЭСА;
при возникновении угрозы аварии СЭО и ЭСА немедленно докладывать старшему механику, принимая соответствующие меры;
подготавливать электрооборудование грузовых устройств перед грузовыми операциями, проверять электрооборудование рулевого устройства, якорно-швартовного устройства, шлюпочных и траловых лебедок перед приходом судна в порт и выходом из него и докладывать о готовности старшему механику и вахтенному помощнику капитана;
немедленно являться по вызову вахтенного механика или по вызову вахтенного помощника капитана.
Электромеханик может отключать ответственные СТС с ведома и разрешения вахтенного механика за исключением тех случаев, когда промедление может вызвать аварию судна или несчастный случай.
Электромеханик указывает место несения вахты старшему электрику и электрикам при проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций.
На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, старший электрик и электрики подчиняются второму механику. На судах флота рыбной промышленности наибольшую по составу электротехническую группу в составе 12 -15 человек имеют плавзаводы. На плавбазах эта группа составляет 10 - 12 человек, из них 4 специалиста командного состава. На больших автономных морозильных траулерах работает 5 - 6 электроспециалистов. На судах типа СРТМ, СТ работает, как правиле один электромеханик. Поступающие на рыболовный флот суда норвежской постройки типа МТФ (малый траулер-филейщик) обслуживаются двумя электромеханиками. На малых рыболовных судах в штатном расписании электроспециалистов нет, их обязанности выполняет механик.
Широкий спектр состава судов, особенности их технологических режимов, целевое назначение, постоянное участие электроспециалистов в выполнении рейсовых заданий (подвахты на заводском конвейере) накладывают свои особенности на характер обязанностей электроспециалистов флота рыбной промышленности.
Конкретные обязанности лиц электротехнического персонала, порядок их взаимодействия с лицами вахтенной службы, лицами, ответственными за заведование судовыми техническими средствами, и лицами, использующими электрооборудование по назначению, определяются Уставом службы на судах флота рыбной промышленности и должностными инструкциями.
Уставом предусмотрены должности старшего электромеханика (первым электромеханик), второго, третьего и четвертого электромеханика с соответствующим разделением заведовании и обязанностей, а также старшего электрика и электрика.
Следует отметить, что проектом нового Устава службы на судах рыбного хозяйства Российской Федерации кроме этих должностей предусмотрена также должность второго электромеханика по судовой автоматике, в необходимых случаях замещающего старшего электромеханика, а второй электромеханик в необходимых случаях замещает второго электромеханика но судовой автоматике.
Судовой электротехнический персонал судов флота рыбной промышленности должен знать:
состав, устройство и технические характеристики электрооборудования, требования инструкций заводов-изготовителей. Правила по эксплуатации судового электрооборудования и других нормативных документов, касающихся его эксплуатации.
В его обязанности входит:
приемка электрооборудования в эксплуатацию (при приемке судна из повостроя, после ремонта и при приеме — передаче Дел;
подготовка электрооборудования к действию, выходу судна в море, плаванию в сложных условиях, работе на промысле, специальным задачам эксплуатации судна, осмотрам и ремонтам;
подготовка и предъявление электрооборудования к освидетельствованию инспекцией Регистра или другими органами надзора и устранение замечаний;
использование электрооборудования по назначению в соответствии с требованиями нормативно-технической документации в объеме, предусмотренном должностными инструкциями;
поддержание ТС электрооборудования путем регулярного ТО и устранения неисправностей;
контроль за правильным использованием электрооборудования и соблюдением техники безопасности при его использовании экипажем судна;
комплектование, пополнение, сохранность и расходование СЗЧ, расходных материалов, инвентаря и инструментов. При комплектовании СЗЧ следует руководствоваться Инструкцией о порядке заказа оборудования и запасных частей Комитета по рыболовству РФ, действующими нормами расхода запасных частей для ремонта и эксплуатации судов, и требованиями Регистра;
комплектование технической документации по электрооборудованию, в соответствии с Положением о технической эксплуатации флота рыбной промышленности; учет состояния электрооборудования в процессе эксплуатации в документах учета по электромеханической части.