Электротехнический персонал судна и его обязанности




 

В составе современного флота находятся суда различного назначения, разных годов постройки, имеющие разный состав электрооборудования и различную элементную базу средств ав­томатики и систем управления. Эти обстоятельства обусловли­вают и различный состав электротехнического персонала судов. Судовое электрооборудование и ЭСА, как и все судовые кон­струкции и технические средства, распределены в заведования членов электрогруппы с целью их специализации по ТЭ ограни­ченного числа СТС, накопления и преемственности опыта экс­плуатации, конкретизации ответственности за ТС.

Под заведованием понимается комплекс СТС, систем, уст­ройств, снабжения с соответствующей документацией, закреп­ленных за членом электрогруппы, несущим полностью ответст­венность за их техническую эксплуатацию в целом или за одну из ее составных частей (техническое использование, техниче­ское обслуживание). Распределение по заведованиям регламен­тируется Уставом и уточняется судовым расписанием по заве­дованиям.

На морском флоте наиболее полно электрогруппа представ­лена на электроходах. На них члены электрогруппы (второй, третий, четвертый электромеханики и электрики) непосредст­венно подчиняются старшему электромеханику, который в свою очередь подчинен старшему механику. В необходимых случаях второй электромеханик замещает старшего электромеханика, третий - второго, а четвертый - третьего электромеханика.

Старший электромеханик отвечает за надежную работу, правильную ТЭ и техническое состояние: гребной электрической установки, СЭС и электрических сетей, распределитель­ных устройств, ЭСА и контроля, телефонной связи, систем сиг­нализации, а также источников питания электрорадионавигаци­онных устройств и других электромеханических средств. Он яв­ляется ответственным руководителем работ по СЭО и ведает СЗЧ и материально-техническим снабжением электрической части.

Старший электромеханик обязан:

обеспечивать выполнение Положения о ТЭ морского флота, ПТЭ и другой нормативно-технической документации, безопас­ную организацию работ и соблюдение подчиненными лицами правил техники безопасности и пожаробезопасности;

составлять план работ по СЭО и ЭСА, утверждаемый стар­шим механиком;

распределять подчиненных ему членов экипажа по вахтам и работам, согласовывая со старшим механиком; составлять заявки, обеспечивать прием и учет СЗЧ и материально-технического снабжения по электрической части;

составлять ремонтные ведомости по электрической части, контролировать качество работ по СЭО и ЭСА, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

контролировать работу электрооборудования судовых гру­зовых средств в период грузовых операций;

перед выходом судна в рейс проверять работоспособность СЭО и ЭСА к плаванию и за 30 минут до отхода докладывать старшему механику о его готовности (объем подготовки конкретного оборудования определен ПТЭ);

лично руководить управлением электрооборудования СЭУ при входе судна в порт, выходе из него и во время швартовных операций, не отлучаясь из машинного помещения без разрешения старшего механика;

вести установленную техническую документацию по СЭО, ежедневно подписывать суточные записи в электромеханическом журнале и представлять его на подпись старшему механику;

организовывать техническую учебу по СЭО и ЭСА членов экипажа службы ТЭ;

принимать от своего предшественника в установленном порядке (на основании рапортов ответственных лиц командного состава, акта о приеме-передаче, утверждаемого старшим механи­ком, фиксации приема-сдачи в электромеханическом журнале) СЭО и ЭСА, СЗЧ, инструмент, инвентарь и техническую документацию:

при нахождении судна в ремонте следить за выполнением правил электробезопасности при снабжении строящихся и ремонтируемых судов, контролировать соответствие подаваемого с берега напряжения параметрам судовой сети, убедиться в том, что заводом при постановке судна в док произведено заземле­ние корпуса судна.

Второй электромеханик отвечает за надежную работу и ТС главных генераторов, гребных электродвигателей и основных электроприводов, обслуживающих ГЭУ, центрального поста управления ГЭУ, электропривода рулевого устройства, автору левого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электростанции, машинного телеграфа, постов управления, ЭСА и контроля электродвижения судна; ведает электромастерской и электрокладовыми. Он обязан производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных работ по ремонту и ТО: вести журнал замеров сопротивления изоляции.

Третий электромеханик отвечает за надежную работу вспомогательных и аварийных генераторов, электрооборудования палубных механизмов, подруливающего устройства, электроприводов вспомогательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.

Четвертый электромеханик отвечает за надежную работу и ТС кабельной сети, электроприводов вспомогательных механиз­мов, не вошедших в заведование второго и третьего электроме­хаников, электрических вентиляторов, преобразователей, электрооборудования камбуза, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожекторов, тифонов и аккумуляторных батарей. Он обязан своевременно, согласно инструкциям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал и следить за правильным использованием электриче­ского освещения.

Второй, третий и четвертый электромеханики обязаны по своему заведованию:

устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявленные дефекты;

руководить работами выделенных им судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

составлять заявки па материально-техническое снабжение и вести учет СЗЧ и инструмента.

Старший электрик обязан выполнять ТО всего СЭО и Средств внутренней телефонной связи, а электрики первого и второго класса - принимать участие в ТО и ремонте всего СЭО.

Старший электрик ведает электромастерской и электрокла­довыми, обеспечивает надлежащее хранение, учет и расходова­ние материально-технического снабжения по электрической ча­сти.

На судах без электродвижения электрогруппу возглавляет электромеханик или первый электромеханик, если на судне штатным расписанием предусмотрено несколько электромеха­ников. Второй электромеханик подчиняется первому электроме­ханику и в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованию между первым и вторым электромеханиками рас­пределяет старший механик.

Электромеханик (первый электромеханик) подчиняется стар­шему механику и возглавляет электрогруппу на судне. Элек­тромеханику подчиняются старший электрик и электрики 1 и 2 класса. В необходимых случаях старший электрик замещает электромеханика, а электрик 1 класса - старшего электрика.

Электромеханик отвечает за надежную работу, правильную ТЭ и техническое состояние всего СЭО и ЭСА и контроля, средств внутрисудовой связи и сигнализации, а также источни­ки питания электрорадионавигационных устройств. Обязанности электромеханика соответствуют перечисленным выше обязанностям старшего электромеханика, кроме этого он обязан:

устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты СЭО и ЭСА;

при возникновении угрозы аварии СЭО и ЭСА немедленно докладывать старшему механику, принимая соответствующие меры;

подготавливать электрооборудование грузовых устройств пе­ред грузовыми операциями, проверять электрооборудование ру­левого устройства, якорно-швартовного устройства, шлюпочных и траловых лебедок перед приходом судна в порт и выходом из него и докладывать о готовности старшему механику и вахтен­ному помощнику капитана;

немедленно являться по вызову вахтенного механика или по вызову вахтенного помощника капитана.

Электромеханик может отключать ответственные СТС с ве­дома и разрешения вахтенного механика за исключением тех случаев, когда промедление может вызвать аварию судна или несчастный случай.

Электромеханик указывает место несения вахты старшему электрику и электрикам при проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций.

На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, старший электрик и электрики подчиняются второму механику. На судах флота рыбной промышленности наибольшую по со­ставу электротехническую группу в составе 12 -15 человек име­ют плавзаводы. На плавбазах эта группа составляет 10 - 12 че­ловек, из них 4 специалиста командного состава. На больших автономных морозильных траулерах работает 5 - 6 электроспециалистов. На судах типа СРТМ, СТ работает, как правиле один электромеханик. Поступающие на рыболовный флот суда норвежской постройки типа МТФ (малый траулер-филейщик) обслуживаются двумя электромеханиками. На малых рыболовных судах в штатном расписании электроспециалистов нет, их обязанности выполняет механик.

Широкий спектр состава судов, особенности их технологических режимов, целевое назначение, постоянное участие электроспециалистов в выполнении рейсовых заданий (подвахты на заводском конвейере) накладывают свои особенности на характер обязанностей электроспециалистов флота рыбной промышлен­ности.

Конкретные обязанности лиц электротехнического персона­ла, порядок их взаимодействия с лицами вахтенной службы, лицами, ответственными за заведование судовыми технически­ми средствами, и лицами, использующими электрооборудование по назначению, определяются Уставом службы на судах флота рыбной промышленности и должностными инструкциями.

Уставом предусмотрены должности старшего электромеханика (пер­вым электромеханик), второго, третьего и четвертого электроме­ханика с соответствующим разделением заведовании и обязанностей, а также старшего электрика и электрика.

Следует отметить, что проектом нового Устава службы на судах рыбного хозяйства Российской Федерации кроме этих должностей предусмотрена также должность второго электромеханика по судовой автоматике, в необходимых случаях замещающего старшего электромеханика, а второй электромеханик в необходимых случаях замещает второго электромеханика но судовой автоматике.

Судовой электротехнический персонал судов флота рыбной промышленности должен знать:

состав, устройство и технические характеристики электро­оборудования, требования инструкций заводов-изготовителей. Правила по эксплуатации судового электрооборудования и дру­гих нормативных документов, касающихся его эксплуатации.

В его обязанности входит:

приемка электрооборудования в эксплуатацию (при приемке судна из повостроя, после ремонта и при приеме — передаче Дел;

подготовка электрооборудования к действию, выходу судна в море, плаванию в сложных условиях, работе на промысле, специальным задачам эксплуатации судна, осмотрам и ремон­там;

подготовка и предъявление электрооборудования к освиде­тельствованию инспекцией Регистра или другими органами надзора и устранение замечаний;

использование электрооборудования по назначению в соот­ветствии с требованиями нормативно-технической документации в объеме, предусмотренном должностными инструкциями;

поддержание ТС электрооборудования путем регулярного ТО и устранения неисправностей;

контроль за правильным использованием электрооборудова­ния и соблюдением техники безопасности при его использовании экипажем судна;

комплектование, пополнение, сохранность и расходование СЗЧ, расходных материалов, инвентаря и инструментов. При комплектовании СЗЧ следует руководствоваться Инструкцией о порядке заказа оборудования и запасных частей Комитета по рыболовству РФ, действующими нормами расхода запасных частей для ремонта и эксплуатации судов, и требованиями Ре­гистра;

комплектование технической документации по электрообору­дованию, в соответствии с Положением о технической эксплуа­тации флота рыбной промышленности; учет состояния электрооборудования в процессе эксплуатации в документах учета по электромеханической части.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: