Обслуживанию и ремонту
При техническом использовании выделяют этапы подготовки к действию, работы и вывода из действия СЭО и ЭСА.
Подготавливать к действию разрешается только исправные СЭО и ЭСА при наличии исправных штатных КИП. Если параметры технического состояния не укладываются и установленные нормы, то СЭО может быть введено в действие только в особых случаях по согласованию с судовладельцем, а при необходимости и Регистром с установлением ограничений по времени и режимам использования.
При подготовке к действию необходимо: провести тщательный наружный осмотр и убедиться в том, что включению и пуску ничто не препятствует (проверить соответствие положения всех управляющих органов, переключателей режиму пуска, проверить снятие стопоров, чехлов и временных закрытий, препятствующих нормальной работе);
подать смазку ко всем трущимся частям в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
в случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, провернуть машину вручную или валоловоротным устройством и убедиться в отсутствии заеданий и посторонних звуков;
после продолжительного нерабочего периода автоматизированного СЭО должна быть проверена работоспособность ЭСА, включая средства АПС и защиты.
Ввод в действие (пуск) допускается после выполнения всех операций по подготовке, предусмотренных инструкцией по эксплуатации (кроме случаев ввода в действие, связанных с предотвращением аварии судна). Ввод в действие СЭО после устранения неисправности, продолжительного нерабочего периода, ремонта и ТО с разборкой рекомендуется выполнять по возможности в режиме ручного управления, после чего переходить на режим автоматического управления.
|
После ввода в действие нужно проверить показания всех КИП, при необходимости отрегулировать нагрузку и параметры электроэнергии, убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации. В случае их появления, а также при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы СЭО и ЭСА должны быть выведены из действия для выявления и устранения причин неисправности.
Во время работы СЭО и ЭСА необходимо;
стремиться к установке режима, который обеспечивал бы надежность и экономичность СЭО и ЭСА;
осуществлять перевод с одного режима на другой плавно, не допуская резкого изменения рабочих параметров (запрещенные для длительной работы режимы должны проходить по возможности быстро);
обеспечивать поочередную работу дублируемых устройств (их суммарные наработки должны быть по возможности одинаковыми);
наблюдать за работой по показаниям КИП, сигналам АПС и путем осмотра, прослушивания и ощупывания (периодичность контроля устанавливается инструкциями по эксплуатации, а при их отсутствии—старшим или вахтенным механиком с учетом назначения СЭО и ЭСА, их надежности и наличия АПС и защиты);
периодически сличать показания КИП на пульте дистанционного управления с показаниями КИП, установленных непосредственно на СЭО; в случае появления при работе ненормальных шумов, стуков, вибраций и нагрева, а также при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы принять немедленные меры (вплоть до вывода СЭО и ЭСА из действия) для выяснения причин и устранения неисправности;
|
в случае остановки или изменения режима работы вследствие срабатывания автоматической защиты ввести в действие резервное СЭО (при наличии), причем ввод в действие останов, лепного допускается только после выяснения и устранения при чины, вызвавшей срабатывание защиты;
при появлении неисправности ЭСА немедленно перейти па ручное регулирование (управление) и принять меры к скорейшему устранению неисправности (для отработки навыков пере хода с автоматического управления на ручное должны не реже 1 раза в 3 мес. проводиться учебные тренировки).
Устройства АПС и автоматической защиты отключать запрещается, кроме случаев, указанных в ПТЭ или в инструкциях по эксплуатации. При неисправности АПС и защиты за работающим СЭО должно быть установлено усиленное наблюдение, обеспечивающее безаварийную работу, и приняты меры по восстановлению его работоспособности.
Вывод из действия (остановка) СЭО и ЭСА должен осуществляться в последовательности, установленной в инструкции по эксплуатации. Экстренный вывод из действия допускается в случае угрозы для человеческой жизни или аварии судна. После вывода из действия следует провести осмотр, устранить обнаруженные дефекты, подать масло в места ручной смазки, обтереть насухо наружные поверхности, при необходимости
установить стопоры, ограничители и зачехлить СЭО.
При выводе из действия на короткое время необходимо
принять меры по обогреву СЭО имеющимися вспомогательными средствами или путем их периодического включения.
Неработающие электрические машины должны периодически (согласно инструкции по эксплуатации) проворачиваться так, чтобы после проворачивания вал каждый раз устанавливался в новое положение.
|
Техническое обслуживание и ремонт осуществляются по ППС с использованием ПГТО и с учетом фактического технического состояния СЗО и ЭСА. В ПГТО периодичность ТО и ремонтов, проводимых по регламенту (расписанию), определяется на основе инструкций заводов-изготовителей, проработок научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и опыта, эксплуатации.
При выполнении работ по ТО и ремонту должно быть оценено техническое состояние СЭО и ЭСА и результаты оценки должны быть занесены в ЖТС лицом, в чьем заведовании
находится оборудование. По результатам оценки ТС определяется пригодность сборочных единиц и деталей СЭО и ЭСА для дальнейшей работы или необходимость их ТО или ремонта (замены) согласно установленным нормам.
В зависимости от объема и периодичности проведения работ ТО подразделяется на обслуживание без разборки ТО-1, с частичной разборкой ТО-2, с полной разборкой ТО-3 и осмотры. Объемы и периодичности работ по ТО-1, ТО-2, ТО-3 и
осмотрам для различных видов СЭО и ЭСА указаны в ПТЭ СТС и Правилах эксплуатации электрооборудования на судах флота рыбной промышленности.
Согласно этим Правилам, ежедневным осмотрам подлежит СЭО (основное и резервное), имеющее ответственное назначение:
главные, вспомогательные и аварийные генераторы; гребные электродвигатели;
щит электродвижения, ГРЩ и аварийный распределительный щит;
электроприводы рулевого устройства, подруливающих устройств и винта регулируемого шага;
электроприводы якорно-швартовных устройств;
электроприводы осушительных и пожарных насосов;
электроприводы вспомогательных механизмов главной силовой установки;
электрооборудование других устройств и систем, действие которых непосредственно влияет на безопасность плавания, движения судна и управления им.
Ежедневным осмотрам подлежит также электрооборудование механизмов, устройств и систем, выполняющих функции в соответствии с назначением судна (рефрижераторная установка, технологическое и промысловое оборудование и т. п.).
При ежедневных осмотрах должно контролироваться ТС электрооборудования, содержание его в надлежащей чистоте и порядке. Ежедневные осмотры на судах, где предусмотрена
вахта электротехнического персонала, должны осуществляться в процессе вахты.
ТО-1 проводится с целью поддержания СЭО в
работоспособном состоянии и наружной чистоте, ТО-2 — с целью проверки ТС и поддержания работоспособности СЭО, ТО-3 — с целью всесторонней проверки ТС и наиболее полного восстановления работоспособности СЭО в период между плановыми ремонтами.
Пример. Для электронагревательных приборов (ЭНП) в Правилах эксплуатации электрооборудования содержатся следующие рекомендации.
При проведении ТО-1 ЭНП необходимо:
измерить сопротивление изоляции до начала и после окончания работ по ТО;
проверить исправность сигнальных ламп, выключателей, приборов управления и контроля и при необходимости заменить их.
При проведении ТО-2 ЭНП необходимо выполнить работы в объеме ТО-1 и дополнительно:
вскрыть кожухи, проверить состояние нагревательных элементов,
внутренний и наружный монтаж, при необходимости произвести замену нагрева тельных элементов;
очистить от пыли, грязи, нагара и окислов нагревательные элементы, изоляторы, контактные и штепсельные соединения;
обжать контактные и крепежные соединения.
При проведении ТО-3 ЭНП необходимо выполнить работы в объеме ТО-1, ТО-2 и дополнительно:
полностью разобрать для доступа ко всем клеммным колодкам и нагревательным секциям;
заменить все изношенные и пришедшие в негодность детали (нагревательные элементы, фарфоровые изоляторы, бусы и т. п.), при замене нагревательных элементов необходимо использовать элементы того же типа или близкие по характеристикам;
очистить окрашиваемые поверхности и покрасить их теплостойким лаком.
Необходимая периодичность проведения ТО ЭНП:
ТО-1 — не реже одного раза в месяц;
ТО-2 — не реже одного раза в три месяца;
ТО-3 --- не реже одного раза в два года.
При ТО и ремонте разборка и сборка оборудования проводятся в технологической последовательности, рекомендованной нормативно-технической документацией, с помощью инструментов и приспособлений, предназначенных для этих целей.
Перед разборкой следует отключить питание, снять или отсоединить все КИП и датчики, которые могут быть повреждены, произвести измерения для определения зазоров и взаимного расположения деталей и сборочных единиц. Перед закрытием
необходимо осмотреть внутренние полости, убедиться в исправном состоянии деталей и отсутствии посторонних предметов.
При разборке СЭО и ЭСА необходимо обращать внимание на наличие марок и меток, определяющих взаимное положение деталей. Поврежденные марки и метки следует восстанавливать, а подводящие концы кабелей (проводов) маркировать, замыкать накоротко, заземлять и изолировать.
При сборке СЭО и ЭСА нужно очищать детали от загрязнений, протирать и смазывать чистым маслом трущиеся поверхности деталей; устанавливать детали по меткам, определяющим их взаимное положение; строго соблюдать последовательность и усилие затяжки гаек соединений ответственных деталей.
Контрольно-измерительные приборы, применяемые при эксплуатации СЭО и ЭСА, должны проходить проверку согласно действующим положениям. При наличии неисправности или истечении срока проверки КИП запрещается использовать (прибор следует снять для проверки или ремонта, установив запасной).
Контроль за выполнением работ по ТО и ремонту в соответствии с ПГТО и фактическим техническим состоянием СЭО и ЭСА, а также за качеством этих работ должны осуществлять главный (старший) механик и старший электромеханик.
Выполнение работ по ТО и ремонту должно быть отражено в машинном (электромеханическом) журнале, ПГТО и ЖТС согласно инструкциям по их ведению. Общие сведения по ТО и ремонту отражаются в техническом отчете судна.
Вопросы для самопроверки
1. Укажите основные принципы, положенные в основу организации ТЭ
судовых технических средств.
2. К какой судовой службе относится электрогруппа на судах морского флота (на судах флота рыбной промышленности) и какие должности предусматриваются в электрогруппе Уставом службы?
3. Какое электрооборудование входит в заведование старшего электромеханика, электромеханикой и каковы их обязанности?
4. Какими руководящими документами определяются периодичности и объемы работ по ТО СЭО и ЭСА?
5. Что понимается под ТО-1, ТО-2 и ТО-3 и осмотрам?
6. Какие условия должны быть соблюдены для изменения штатных схем и конструкций СЭО и ЭСА?
7. Перечислите общие требования к техническому использованию и техническому обслуживанию СЭО и ЭСА.