Виды и организация ремонта




Глава 6

РЕМОНТ

 

Виды и организация ремонта

 

Как указывалось в п. 1.1, для СЭО и ЭСА в зависимости от степени восстановления предусматривается три вида ремон­та: капитальный, средний и текущий. Наиболее полно электро­оборудование восстанавливается при капитальном ремонте.

Текущий ремонт представляет собой минимальный по объе­му вид ремонта, выполняемого силами эксплуатационного пер­сонала судна и (или) береговыми ремонтными службами в месте эксплуатации оборудования. Во время текущего ремонта устраняют неисправности заменой или восстановлением отдельных быстроизнашивающихся составных частей оборудования и выполняют регулировочное работы.

Текущий ремонт электрооборудования предполагает осмотр, очистку, устранение незначительных дефектов и регулировку электрических приборов и аппаратуры, проверку и устранение незначительных дефектов электросетей и электроприводов; про­верку и восстановление необходимых контактных зазоров, замену подшипников электрических машин и отказавшей освети­тельной аппаратуры и т. п.

Средний ремонт заключается в восстановлении эксплуата­ционных характеристик СЭО и ЭСА путем ремонта или замены только изношенных или поврежденных составных частей. При этом обязательно проверяется ТС остальных составных частей с устранением обнаруженных неисправностей. В случае необ­ходимости выполняют капитальный ремонт отдельных состав­ных частей оборудования. Средний ремонт производится сила­ми судовых ремонтных бригад, а также береговыми ремонтны­ми службами.

Капитальный ремонт начинается с полной разборки и дефектации оборудования. При необходимости ремонту подверга­ют все составные части, в том числе и базовые. Перед сборкой проверяют все части отдельно, затем проверяют и регулируют оборудование в целом и завершают испытаниями. Капиталь­ный ремонт, как правило, выполняется береговыми ремонтны­ми службами. Ремонт, не связанный с большими демонтажными и монтажными работами, в процессе эксплуатации может быть выполнен силами судового экипажа.

Объем ремонта СЭО и ЭСА включает поиск дефектов, опре­деление ТС отдельных элементов и узлов, определение после­довательности разборки, разборка узлов до деталей, их про­мывка и очистка, а также сборка, проверка, регулировка и ис­пытания.

При ремонте важное место занимает дефектация, заключаю­щаяся в определении отказов и повреждений с целью оценки состояния электрооборудования и объема предстоящего ремон­та. Дефектацию СЭО производят в два этапа: на судне (пред­варительная) и в электромонтажном цехе до начала ремонта (окончательная).

Предварительная дефектация производится для определе­ния, вида и объема ремонта, обоснования необходимости демон­тажа и выгрузки конкретного электрооборудования с судна для ремонта в цехе. Одновременно с оценкой ТС оборудования анализируют эксплуатационную документацию и определяют время его работы после предыдущего ремонта, а также уточня­ют, какие работы выполнялись по ремонту, замене или модер­низации отдельных узлов и деталей. На основании данных, по­лученных при дефектации, составляют ремонтную ведомость, где указывают паспортные данные с указанием материалов, запасных частей и комплектующих изделий, которые потребу­ются для ремонта. Вместе с ремонтной ведомостью с судна пе­редают формуляры и паспорта ремонтируемого оборудования, схемы и чертежи, а также журналы, в которых зарегистриро­ваны произведенные на судне ремонты.

После получения ремонтной ведомости от заказчика специ­альная бригада в составе представителей судна и ремонтной организации производит на судне предварительную дефектацию. На серийных судах отечественной постройки предвари­тельную дефектацию обычно не делают. Типовую ремонтную документацию составляют по результатам предыдущего ремон­та судов каждой серии. При дефектации оборудования единич­ных судов отечественной постройки и судов зарубежной по­стройки составляют подробную дефектовочную ведомость с ха­рактеристикой объема ремонта каждого объекта, после чего определяют вид ремонта.

По результатам предварительной дефектации СЭО, заявлен­ного в ремонтной ведомости, оформляют демонтажно-маркировочную и дефектовочную ведомости и акт предварительной де­фектации.

В демонтажно-маркировочной ведомости указывают наиме­нование и место установки каждого объекта ремонта на судне, его назначение (наименование привода или схемы): завод­ской номер, паспортные данные и другие сведения, необходи­мые для монтажа объекта после ремонта.

В дефектовочной ведомости содержатся результаты предва­рительной дефектации объекта, внесенные в демонтажно-маркировочную ведомость, и общее заключение о виде ремонта объекта.

Актом предварительной дефектации подтверждается выпол­нение дефектации СЭО в полном объеме перечня, составленно­го на основе судовой ремонтной ведомости. В нем приводятся перечни оборудования, подлежащего ремонту, списанию и за­мене с указанием наименования, типа, номера, места установ­ки, а для списываемого оборудования указываются и причины списания. Акт предварительной дефектации подписывают пред­ставители заказчика и ремонтного предприятия.

Демонтажно-маркировочная и дефектовочная ведомости, а также акт предварительной дефектации оформляются по при­нятой на ремонтном предприятии форме.

Демонтаж и разборка электрооборудования, подлежащего ремонту в цехе, производится после выполнения маркировки конкретного объекта ремонта (электрической машины) специ­альными бирками в соответствии с демонтажно-маркировочной ведомостью. После этого объект отключают и маркируют все подходящие к нему кабели, снабжая каждый проводник биркой с указанием вывода, к которому он был подсоединен. Пос­ле этого отключенные концы тщательно изолируют, объект от­соединяют от сочлененного с ним механизма и фундамента и транспортируют на склад демонтированного электрооборудо­вания. Электрические машины, которые в собранном состоянии не проходят через судовые люки и горловины, перед транспор­тировкой разбирают, маркируя отдельно каждую часть. Элек­трооборудование, разобранное на отдельные узлы, перед транс­портировкой упаковывают в специальные деревянные ящики и закрепляют, чтобы избежать перемещения частей при транс­портировке. Коллекторы, шейки валов, контактные кольца при этом обычно обертывают мягким материалом.

Оборудование, которое до ремонта предстоит длительно хра­нить, консервируют (покрывают поверхности, не защищенные краской, антикоррозийной смазкой) и упаковывают в ящики. У машин постоянного тока, подлежащих длительному хране­нию, поднимают щетки, а коллектор обертывают парафиниро­ванной бумагой и обвязывают. Это исключает образование гальванической пары между медью коллектора и щетками, а на коллекторе не возникнут характерные матовые пятна электро­химического происхождения.

Окончательная дефектация СЭО и ЭСА, выпол­няемая при необходимости с их разборкой, проводится в ре­монтном цехе или лаборатории электроавтоматики. Оконча­тельная дефектация необходима для уточнения результатов предыдущих этапов дефектации, согласования вида и объема предстоящего ремонта каждого из выявленных в ремонтной ве­домости объекта. Перед проведением дефектации проверяют комплектность всей технической документации и укомплекто­ванность дефектуемого оборудования всеми штатными деталя­ми и сборочными единицами согласно формуляру.

Все проверки окончательной дефектации выполняют специ­алисты ремонтного предприятия- до разборки дефектуемого электрооборудования и после разборки на сборочные единицы и детали. По результатам окончательной дефектации оформля­ется ремонтный лист и акт окончательной дефектации объекта.

Ремонтный лист составляют на каждую дефектуемую маши­ну с указанием в нем основных технических данных машины (паспортные и формулярные) и результатов всех проверок, от­ражающих фактическое ТС сборочных узлов и деталей. В ре­монтном листе приводится полный перечень работ для всех сборочных узлов и деталей, а также перечень технологических инструкций по ремонту и послеремонтным испытаниям. По со­гласованным с заказчиком ремонтным листам устанавливается стоимость ремонта.

Актом окончательной дефектации подтверждается оконча­тельная дефектация СЭО в полном объеме по демонтажной ведомости. В нем приводятся перечни оборудования, ремонтируе­мого в цехе, оборудования, подлежащего списанию, указывают­ся схемы или механизмы, где установлено оборудование, тип, заводской номер, номер, ремонтной ведомости, а также причи­ны списания для списываемого оборудования. Акт подписыва­ют представитель заказчика, начальники ремонтного цеха и дефектовочного участка.

При выполнении ремонта СЭО и ЭСА пользуются как эксплуатационной, так и ремонтной документацией.

Основными эксплуатационными документами при этом яв­ляются схемы электрические (см. п. 1.5), технические описания и инструкции по обслуживанию СЭО и ЭСА, ЖТС, ФС и ПГТО (см. п. 1.4).

Ремонтными называются документы, на основании которых выполняют тот или иной вид ремонта. Следует отметить, что текущий ремонт, как правило, выполняют по эксплуатационной документации. Из ремонтных документов, установленных стан­дартами, наиболее важными являются руководство по ремон­ту, ведомости норм расхода запасных частей, материалов и ре­монтных документов, каталог деталей и сборочных единиц.

В руководстве по ремонту содержатся требования к опреде­лению ТС электрооборудования при его дефектации, указания мер безопасности, правила демонтажа и разборки, порядок сборки, монтажа и испытаний после ремонта. Дополняют руко­водство перечень оснастки, инструмента и приборов, необходи­мых для ремонта.

Ведомость норм расхода запасных частей и материалов вы­пускают в виде перечня деталей, стандартизованных метизов, материалов или запасных частей с указанием стандартов, по которым их изготовляют, и количества, необходимого для ре­монта определенного числа единиц однотипного электрообору­дования.

Ведомость ремонтных документов содержит перечень всех ремонтных, эксплуатационных и конструкторских документов, разработанных для ремонта данного электрооборудования.

В каталоге деталей и сборочных единиц кроме чертежей содержатся данные о взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц, их общем количестве, а также данные о материалах, из которых они изготовлены.

Непосредственное наблюдение за производством ремонтных работ по электрооборудованию осуществляют лица командно­го состава, ответственные за заведования.

После окончания ремонта осуществляются приемо-сдаточные испытания электрооборудования по программе, которая разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответст­вии с действующими отраслевыми стандартами. Результаты приемо-сдаточных испытаний должны заноситься представителями ОТК судоремонтного предприятия в соответствующих формуляры по электрооборудованию. Правильность оформления результатов испытаний обязан проверить старший электро­механик принимаемого судна.

Приемка электрооборудования от судоремонтного предприя­тия осуществляется в соответствии с Положением о ремонте судов ММФ (Положением о ремонте флота рыбной промыш­ленности) приемной комиссией, в состав которой обязательно должен входить старший электромеханик принимаемого судна, Приемка СЭО, поднадзорного Регистру, должна производиться и представителями Регистра.

Перед подписанием приемного акта судовой экипаж должен получить от судоремонтного предприятия исполнительную тех­ническую документацию по отремонтированному и модернизи­рованному СЭО, эксплуатационную документацию по вновь установленному СЭО (описания, формуляры, паспорта, ин­струкции по эксплуатации и т. п.). Наличие и качество указа­ний документации в полном объеме (в соответствии с утвер­жденным перечнем) должен проверить старший электромеха­ник принимаемого судна.

Ремонт выполняется с целью восстановления ТС и ресурса СЭО, При этом показатели надежности отремонтированного электрооборудования будут определяться тем, насколько объ­ективно определены вид и объем ремонта и насколько качест­венно выполнены операции ремонта.

Вид и объем ремонта определяются в результате дефекта­ции, заключающейся в проверках и предремонтных испытаниях до разборки и в процессе разборки СЭО. Такая дефектация за­ключается в осмотрах, проверках, измерениях размеров дета­лей и узлов, биений, конусности, зазоров, а также в определе­нии таких электрических параметров, как сопротивление изо­ляции и электрическая прочность изоляции, сопротивление об­моток постоянному току, потери в стали и др.

Качество, ремонта определяется контрольно-проверочными и операциями, выполняемыми в процессе ре­монта (операционные испытания), а также путем послеремонтных испытаний (приемо-сдаточные испытания).

Операционные испытания на разных стадиях ремонта пред­назначены для выявления дефектов работ, материалов, узлов, деталей или запасных частей и своевременности их исправле­ния. При операционных испытаниях проверяют электрическую прочность изоляции запасных частей и вновь изготовленных обмоток до и после укладки их в пазы, до и после пайки и изо­лировки соединений. После пайки секций обмоток проверяют правильность схемы соединений. После пропитки и сушки об­моток измеряют сопротивление изоляции относительно корпу­са и между обмотками.

Схемы и нормы предремонтных и операционных испытаний электрооборудования регламентируют, как правило, в стандар­тах ремонтных предприятий, но методы этих испытаний не должны отличаться от установленных ГОСТами (например, ГОСТ 11828-86 „Машины электрические вращающиеся. Мето­ды испытаний", ГОСТ 2933-83 „Аппараты электрические. Ме­тоды испытаний и др.).

Объем приемо-сдаточных испытаний электрооборудования также регламентирован соответствующими ГОСТами. Последо­вательность проведения испытаний, установленная в стандар­тах, как правило, не является обязательной, однако испытанию изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса, между обмотками и между витками должны предшест­вовать измерения сопротивления изоляции, определение тока и потерь короткого замыкания и испытания при повышенной ча­стоте вращения, если оно проводится. При испытаниях необхо­димо использовать измерительные приборы указанных в стан­дартах классов точности, предел измерения прибора выбирают таким, чтобы значения измеряемых величин находились в пре­делах 20..95 % шкалы.

Ниже рассматриваются представляющие наибольший инте­рес для практической деятельности судовой электрогруппы ви­ды и объемы ремонтов, характерные и наиболее часто встре­чающиеся в процессе эксплуатации неисправности и способы их устранения для судовых электрических машин, трансформа­торов, электрической аппаратуры и аккумуляторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: