Часть V. Искусство империи Каролингов. Архитектура. Живопись.




Тематический конспект «Искусство раннего средневековья»

Историческая справка. Империя Каролингов включала в себя территории современной Франции, западной и южной Германии, северной и средней Италии, Бельгии, Голландии и северо-восточной Испании. В стремлении к внутреннему порядку и централизации новое государство нуждалось в некоторых формах античной образованности, почти совершенно исчезнувшей среди обломков римской цивилизации. Отсюда же происходит забота о возрождении искусства, отразившаяся в ряде правительственных мероприятий, направленных к сохранению старых памятников, строительству дворцов и храмов, украшению рукописей и т.д. Стремление императора Карла Великого и его сподвижников использовать наследие античности сказалось в разных областях культуры. Из Италии, Англии, Испании он пригласил к своему двору образованнейших людей того времени – богословов, грамматиков, поэтов.

 

Архитектура. Все резиденции Карла находились на севере франкского государства, главная же из них, Ахен, расположена была в его восточной части, к юго-западу от Кёльна. Во времена Карла Великого в государстве франков наблюдается очень широкая строительная деятельность. На основании исторических источников и данных археологии подсчитано, что за 46 лет его правления было построено 232 монастыря, 16 соборов, 65 дворцов. От всего этого изобилия осталось лишь очень немногое, да и то лишь в виде фрагментов. Лучше других памятников сохранилась дворцовая капелла, построенная архитектором Одо из Метца между 796 и 805 годами в Ахене. Ахенская капелла была лишь частью исчезнувшего ныне дворцового комплекса.

 

 

Ахенская капелла имеет свой непосредственный образец в Италии - церковь Сан Витале в Равенне. Капелла представляет собой высокий центральный восьмиугольный зал (диаметром 15 м), окруженный более низким (диаметром 29 м) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Двухэтажное строение капеллы соответствовало её назначению. Верхний этаж предназначен был для императора и его семьи, нижний – для его приближённых. Интерьер капеллы был отделан с необычайной роскошью. По приказу Карла из Равенны и Рима были привезены колонны, установленные в пролётах верхнего яруса центрального октогона. Восемь из этих колонн были вырублены из красного египетского порфира, другие – из зелёного порфира, разных сортов мрамора и гранита.

 

Центральный свод был украшен мозаикой с изображением агнца в окружении четырёх апокалиптических зверей и 24 старцев. Этот сюжет, возможно, связан с замыслом строителей уподобить храм Небесному Иерусалиму. Расположенная напротив алтаря императорская ложа представляет собой второй важнейший акцент храма – средоточие светской власти. С 936 по 1531 год Ахенская капелла была местом коронации германских императоров.

Из построек времени правления Карла сохранилась также небольшая церковь на берегу Луары в посёлке Жерминьи-де-Пре (806 г.). Как и большинство дворцовых капелл, церковь эта имеет центрическую форму. Первоначально она представляла собой кубическое сооружение, обрамлённое с 4х сторон апсидиолами, т.е. в основе плана лежал равноконечный греческий крест, рукава которого перекрыты полуциркульными сводами. Над средокрестием возвышается небольшая башенка с куполом.

В отличие от центрических дворцовых капелл, главным типом каролингского храма была базилика. Эти храмы были впоследствии перестроены, расширены или заменены более современными зданиями со сводчатыми перекрытиями в центральном нефе. Самой ранней из каролингских монастырских построек была новая церковь аббатства Сен-Дени близ Парижа. Об её устройстве мы можем судить по плану.

Это был действительно большой по тем временам храм длиною 63 метра и шириною 22,5 метра. Стремление вернуться к традициям архитектуры императорского Рима побудило строителей придать плану здания Т-образную форму, повторяющую тип плана базилики Св. Петра в Риме. Оба её окончания имеют выступы апсид. Появление двойной ориентации становится характерной чертой каролингских базилик.

О значительном усложнении форм монастырской базилики можно судить по гравюре 1612 года, воспроизводящей рисунки сгоревшей рукописи 15 века. Сам храм был разрушен в конце 11-го века. Здесь изображена начатая в 790 году церковь монастыря Сен-Рикье в Центуле, неподалёку от Аббевиля, в северо-западной Франции (Пикардия). Трехнефная базилика с двумя трансептами. Восточный трансепт завершался полукруглой абсидой и хором; западный имел над проходом высоко расположенный хор. Над двумя средокрестиями, в местах пересечения трансептов и продольного помещения, находились башни. Это была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством.

План её образует форму латинского креста, только в западной части, вместо выступа второй апсиды, к зданию пристроено двухэтажное помещение, получившее название «вестверк» - «западное строение». Появление вестверка – одно из важных нововведений каролингской архитектуры. В здании церкви выделяется самостоятельное пространство для её светских покровителей – императора и князей. Это сооружение, обычно увенчанное башнями, придаёт западному фасаду сходство с военной крепостью. О стремлении акцентировать западный фасад башнями и о распространении пристроек типа вестверков свидетельствуют и сохранившиеся фрагменты каролингских базилик, - фасад церкви монастыря в Корби, 9 век.

 

Тип вестверка получил затем распространение в архитектуре Германии во времена Оттоновской династии и расцвета романского стиля.

О внешнем убранстве церквей 8 - 9 веков можно составить представление по монастырским воротам в Лорше (иллюстрация выше), фрагменту некогда знаменитого монастыря. Это трёхнефные ворота атриума, построенные около 800 года по образцу триумфальной арки императора Константина в Риме. Классические пропорции арок и характер пилястр, наложенных на опорные столбы, говорят о влиянии античной традиции. Над пролётами ворот помещён большой зал, так называемый солариум. Вся наружная поверхность стены верхнего этажа расчленена плоским узором, состоящим из 10 пилястр с опирающимися на них маленькими треугольными фронтонами, сама же стена украшена расположенными на светлом фоне шестигранниками из цветного камня.

 

Монументальная живопись. По свидетельству источников каролингское искусство широко пользовалось фресковой живописью и мозаикой. Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. Художник должен был приспособить раннехристианские мотивы к новым условиям и выразить с наибольшей ясностью рассказываемую им историю. Императорские указы, так называемые Libri carolini, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов. Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания.

Из всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. Долгое время примером каролингского церковно-монументального искусства служила только мозаика абсиды церкви в Жерминьи-де-Пре, 806 г. Центром этой уцелевшей до наших дней, хотя и сильно реставрированной мозаики является библейский Ковчег Завета, на котором стоят две золотые фигурки херувимов. Типы лиц ангелов, их позы, трактовка одежды говорят о том, что в качестве образца для фигур были использованы византийские прототипы.

При крайней редкости дошедших до нас каролингских фресок, особенную ценность представляют расчищенные в 1947 году фрески маленькой церкви Св. Иоанна в Мюстайре (район Альп Швейцарии на границе с Италией). В этой церкви сохранился цикл изображений на сюжеты из Ветхого и Нового Завета. Мюстайрские фрески – старейший известный нам ансамбль европейской средневековой монументальной живописи. Росписи этой церкви знакомят нас с системой декорировки каролингского храма. Фрески покрывали здесь всю поверхность стен. В трёх апсидах помещались изображения Христа во славе, над ним располагалось «Вознесение», на стенах нефа представлены ветхозаветные и евангельские сюжеты, на западной стене – «Страшный суд». В иконографии фресок чувствуется близость к раннехристианским традициям, при этом вводится новый сюжет – «Страшный суд», впоследствии один из распространенных в средневековом искусстве.

 

 

Экспрессия – одна из характернейших черт каролингского искусства. Изображение «Распятия» в церкви Сан Винченцо ин Вольтурно в Южной Италии, 9 век, или сцены мученической кончины св. Стефана на фресках крипты церкви Сен-Жермен в Оксерре (ок. 850 г.) поражают силой выраженных в них чувств.

«Стефан среди врагов» - особенно выразительная фреска, где стоящий в центре Стефан, поглощённый молитвой, словно не замечает ярости беснующихся вокруг него врагов. В стремлении к драматизации проявляются уже специфические черты западноевропейского средневекового искусства. Отталкиваясь от раннехристианских прототипов, каролингские мастера создают новый художественный язык.

Монументальная живопись даёт нам лишь ограниченное представление об изобразительном искусстве каролингской империи, гораздо полнее о нем мы можем судить на основе памятников книжкой миниатюры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: