Теория культуры П.А. Сорокина




Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин — русско-американский социолог и культуролог.

Своеобразную теорию культуры создал выдающийся социолог и историк, профессор Гарвардского университета Питирим Александрович Сорокин. В методологическом плане теория П.А.Сорокина близка теориям О. Шпенглера и А.Тойнби, но в то же время она существенно отличается от концепций последних тем, что Сорокин допускает прогресс в общественном развитии.

Теория Сорокина появилась на основе объединения представлений о культуре как системе ценностей с социологическим подходом, подчеркивающим взаимосвязь социальных институтов в рамках сложных иерархических систем и подсистем.

Культура для Сорокина - система знаний-ценностей, с помощью которой общество интегрирует энергию, поддерживает взаимосвязь своих институтов.

Главными элементами культуры являются значимые, смыслообразующие связи, примерами которых могут служить математические уравнения, логические силлогизмы, юридические и этические нормы. Они и лежат в основе подсистем культуры - математики, логики, физики, этики, права, философии и т.д. В совокупности они образуют культурную суперсистему.

Основой интегрирования суперсистемы является система ценностей, представленная в виде верований, норм, понятий о должном и священном. Вместе взятые, они представляют собой социум, обеспечивая согласование индивидуальных ориентации людей, надежность и предсказуемость их поведения, значимость для них социальных отношений.

Если люди высоко ставят материальные ценности, то они сообща трудятся для того, чтобы иметь их. Если интересы людей ориентированы на духовные ценности, то религиозные верования скрепляют общество. Значения и ценности определяют место тех или иных вещей, явлений природы, человеческих действий, психологических состояний в системе культуры. Поэтому культура не может быть уподоблена ни механизму, ни организму. Она скорее напоминает симфонию, в которой отдельные звуки образуют гармонию с помощью символов и ценностей.

В зависимости от того, какие ценности господствуют в обществе, Сорокин выделяет два основных типа культуры - чувственную и идеациональную.

Чувственная (сенситивная) культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Реальным и значимым здесь признается то, что воспринимается органами чувств, представляется верным рассудку. В этом типе культуры человек ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Аскеза кажется ему противоестественной и чуждой. Его идеал - личное счастье. Социальные институты - государство, семья, экономика и даже церковь - ищут себе земного, естественного обоснования, апеллируют к природе человека, его естественным потребностям. Поэтому для чувственной культуры, которая начинает развиваться в Европе с эпохи Возрождения, характерны теории естественного права, разумного эгоизма, общественного договора.

Идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, основывающих свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны. В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему абсолюту-Богу. Образцом идеациональной культуры служит европейское средневековье IX-XI вв., в котором господствующее место занимала религия. Идеальным образцом этой культуры является аскет-отшельник, умерщвляющий плоть и в мистическом экстазе приближающийся к Богу.

Между этими типами культуры существует промежуточный третий тип культуры - идеалистический, соединяющий в себе черты двух основных типов. В нем чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, опытное познание - интуицией. Значимая, истинная действительность представляется в этой культуре в виде особо отмеченных фрагментов действительности. Мысли человека не устремлены к потустороннему миру, но и не сосредоточены на сиюминутных благах. Они обращены к идеальному, разумному миропорядку, который возможен и существует II виде отдельных фрагментов здесь, на земле.

Своеобразие каждого из названных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений. Подробно анализируя историю европейской культуры, Сорокин относил к периодам расцвета чувственной культуры греко-римскую цивилизацию с III в. до н.э. и до IV в. до н.э., то есть период ее разложения и упадка, так же как и всю западную культуру последних пяти веков, начиная с эпохи Возрождения. К идеациональному типу культуры относится раннесредневековая культура христианского Запада, к идеалистическому - культура эпохи Возрождения.

В истории все три типа культуры чередуются с неотвратимостью природных процессов. Идет волнообразное изменение культур: от идеационального типа к идеалистическому и от него - к чувственному. Это движение культур имманентно, не зависит от действия посторонних факторов. Культуры изменяются в силу их природы - носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до предела, тогда приходится обращаться к другим принципам и двигаться к иному типу культуры.

По сути дела, в теории суперсистем Сорокина действуют два начала культуры - идеальное и чувственное, которые им онтологизируются, переводятся в пласт объективного бытия. Преобладание одного из них определяет тип культуры и соответствующий ему тип мировоззрения^ Но культуры разных народов не изолированы друг от друга, между ними всегда были и будут контакты. Незамкнуты культуры и во временном потоке, постоянно используя достижения прошлых культур и цивилизаций. Поэтому теория Сорокина представляет собой своеобразный вариант циклической модели культуры, хотя и не замкнутой в локальных цивилизациях, а свободно обменивающейся достижениями в разных областях, но вращающейся в жестких пределах, заданных идеальным и чувственным началом.

Анализируя современную ему культуру, Сорокин говорит о ее кризисе. Он проявляется в том, что культура лишена абсолютных идеалов и в целом устремлена к чувственному наслаждению и потребительству, доведенным в своем развитии до предела. Выход из этого состояния он усматривал в неизбежном восстановлении идеациональной культуры с ее абсолютными религиозными идеалами.

https://wiki.bettybotta.ru/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B._%D0%90._%D0%A2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B1%D0%B8_%D0%B8_%D0%9F.%D0%90._%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: