Освидетельствование судового электрооборудования




ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР

Общие положения

 

Технический надзор за электрооборудованием судов осуще­ствляет классификационное общество - Российский морской Регистр судоходства (Регистр)-он определяет выполнение требований с СЭО, обеспечивающих безопасность плавания судна в соответствии с его назначением, охрану человеческой жизни на море и надежную перевозку грузов.

В процессе строительства судна технический надзор за мон­тажом, установкой и испытанием электрооборудования прово­дят завод-строитель, проектант, заказчик и Регистр, оборудо­вание по мере готовности предъявляется к освидетельствова­нию Регистром и заказчиком.

Электрооборудование хозяйственного, бытового и технологи­ческого назначения надзору Регистра не подлежит, за исключе­нием подключаемых кабелей, средств защиты, изоляции и за­земляющих устройств. Однако, если при освидетельствовании обнаружено, что действие или техническое состояние этого СЭО может отрицательно повлиять на нормальную работу или при­вести к отказу поднадзорного электрического оборудования, представляет опасность для человеческой жизни, сохранности груза или может послужить причиной возникновения пожара или взрыва, то инспектор Регистра должен предъявить необхо­димые требования и к этому СЭО.

Под освидетельствованием электрооборудо­вания понимают технический контроль электрооборудования, включающий в общем случае:

проверку наличия одобренной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия;

осмотры, замеры, проверку в действии и испытания;

выдачу документов Регистра.

Объем работ по освидетельствованию различных видов СЭО, а также общие положения по определению ТС объектов надзора определены Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра (Руководство). Приняты следующие условные обозначения характера освидетельствова­ния электрооборудования;

О - осмотр с обеспечением при необходимости доступа, вскрытия или демонтажа;

С - наружный осмотр;

М - замеры износов, зазоров, сопротивления изоляции и т. п.;

Р - проверка в действии механизмов, оборудования и уст­ройств и их наружный осмотр;

Е - проверка документации и/или клеймения о проведений обязательных периодических проверок компетентным органом.

Освидетельствования проводит инспектор Регистра в объе­ме, необходимом для проверки регламентированных Правила­ми классификации и постройки морских судов технических тре­бований к объектам надзора и для определения их техническо­го состояния. Путем проведения освидетельствований Регистр осуществляет технический надзор за СЭО в процессе эксплуа­тации с выдачей, продлением или подтверждением сроков дей­ствия соответствующих документов Регистра.

Основной формой надзора является выборочный контроль, за исключением случаев, для которых установлен иной поря­док. Объем и порядок надзора за судами с ядерными установ­ками являются предметом специального рассмотрения Регист­ром.

Освидетельствование электрического оборудования прово­дится при первоначальном, очередном и ежегодном, а также при внеочередном освидетельствовании судна.

Первоначальному освидетельствованию подвергается СЭО перед вводом судна в эксплуатацию или принятии судна, постро­енного без надзора Регистра, под надзор Регистра. После пер­воначального освидетельствования применяется система перио­дических освидетельствований СЭО (очередное и ежегодное), дополняемая, по желанию судовладельца, системой непрерыв­ного освидетельствования.

Очередное освидетельствование СЭО проводится один раз в четыре года, так что после трех ежегодных освидетельство­ваний четвертое является очередным.

При ежегодном освидетельствовании судна СЭО должно быть проверено в отношении изменения состава, конструкции, расположения и установки и его ТС. Оно заключается преиму­щественно в наружных осмотрах оборудования и проверках его в действии, объем которых регламентирован Руководством.

Система непрерывного освидетельствования применяется к оборудованию судов, имеющих класс Регистра, и заключается в распределении части предусмотренных при очередном осви­детельствовании видов освидетельствований СЭО на частичные освидетельствования, проводимые при ежегодных освидетельст­вованиях или во время междурейсовых стоянок по заранее раз­работанному плану на четырехлетний классификационный пе­риод.

Внеочередное освидетельствование отдельных видов СЭО, исходя из их ТС или по другой причине, проводится в случаях, связанных с особыми обстоятельствами (при аварии, при пред­ставлении отсрочки очередного освидетельствования, в случае замены судового электрооборудования в большом объеме и т. п.).

Освидетельствования проводят по заявкам судовой админи­страции, представителя судовладельца или судоремонтного за­вода, выполняющего ремонт. В обязанности судовой админи­страции входят подготовка оборудования к освидетельствова­нию, предоставление в случае необходимости инспектору Ре­гистра контрольно-измерительных приборов, обеспечение без­опасных условий выполнения осмотра, замеров, испытаний, про­верки оборудования в действии.

Подготовка СЭО к освидетельствованию заключается в вы­полнении комплекса работ, связанных с определением ТС СЭО, обеспечением в необходимых случаях доступа, вскрытия, де­монтажа, проведения испытаний, пробных пусков, проверки в действии. При подготовке СЭО ответственные по заведованиям предварительно проверяют ТС предъявляемого к освиде­тельствованию оборудования. Оборудование должно предъяв­ляться в исправном состоянии (кроме освидетельствований, связанных с предстоящим или производимым ремонтом и ава­рийными случаями). При необходимости выполняется ремонт представляемого к освидетельствованию СЭО с заменой отка­завших деталей и узлов, а также выполняют измерения, дан­ные которых сравнивают с соответствующими записями в фор­мулярах.

О замеченных дефектах, изменениях и выполненных ремонтах со времени предыдущего освидетельствования сообщаете инспектору Регистра, о распоряжение которого предоставляются акты предыдущих освидетельствований, журнал замечаний инспектора Регистра, документация по предъявляемому к осви­детельствованию СЭО (формуляры, паспорта, чертежи, схемы и т. п.), а также машинный и электромеханический журналы

Обобщенный объем плановых и периодических освидетельствований (ежегодных и очередных) для различных видов СЭС определен Руководством на 12-летний цикл после постройки судна (табл. 7.1); по истечении предусмотренного таблицей че­тырехлетнего цикла освидетельствования повторяются. По ис­течении 12-летнего цикла освидетельствования повторяют, но объем освидетельствований, по усмотрению инспектора, может быть увеличен в зависимости от ТС объекта.

Если при проведении освидетельствования установлено от­сутствие опасных дефектов или выявленные дефекты находятся в пределах регламентированных норм, то судно по ТС призна­ется годным к плаванию.

Если при освидетельствовании СЭО обнаружены недопус­тимые или представляющие явную опасность для плавания суд­на неисправности, то оборудование не признается годным к экс­плуатации до устранения дефектов, а судно годным к плава­нию. Возможность в этом случае временной эксплуатации СЭО до ближайшего планового ремонта или на установленный срок с указанием эксплуатационных ограничений является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

 

Освидетельствование судового электрооборудования

 

При первоначальном освидетельствовании проверяется со­ответствие СЭО требованиям Правил Регистра в отношении ре­гламентированных показателей и характеристик, конструкции и обязательного состава, расположения, установки и определя­ется его ТС. При этом проводятся детальный осмотр, проверка, испытания и замеры, объем которых устанавливается в зависи­мости от возраста судна, наличия технической документации и ТС электрооборудования.

Объем первоначального освидетельствования устанавливает­ся на основе объема очередного освидетельствования и, как правило, не превышает его.

При очередном освидетельствовании (табл.7.1) проверяет­ся сохранение соответствия требованиям Правил Регистра со­става СЭО, его конструкции, расположения, установки и тех­нических характеристик, а также определяется ТС оборудования. При этом освидетельствовании электрического оборудова­ния производится:

детальный осмотр (О) с необходимым вскрытием оборудова­ния, проверка в действии (Р) силового и осветительного обо­рудования и. устройств сигнализации и внутренней связи (про­верка в действии гребных электрических установок произво­дится на ходовых и швартовных испытаниях);

наружный осмотр (С) электрических защитных устройств; измерение сопротивления изоляции (М) всей кабельной сети и всех стационарно установленных электрических меха­низмов и устройств;

проверка документации и/или клеймения (Е) о проведении обязательных периодических проверок компетентным органом измерительных приборов распределительных устройств и пуль­тов управления и контроля;

наружный осмотр (С) запасных частей (производится при проверке комплектности).

При ежегодном освидетельствовании (табл.7.1) выявляют­ся изменения в составе электрического оборудования, его кон­струкции, расположении и установке, а также в его ТС; про­водятся:

детальный осмотр (О) СЭО и в том числе кабелей во взры­воопасных помещениях и пространствах;

проверка в действии (Р) силового и осветительного обору­дования, устройств сигнализации и внутренней связи, за ис­ключением секционных и групповых распределительных щитов, от которых не будет получать питание проверяемое оборудова­ние, электроприводов швартовных механизмов и буксирной ле­бедки, а также освещения помещений (проверка в действии гребных электрических установок по усмотрению инспектора Регистра может быть произведена без швартовных и ходовых испытаний);

измерение сопротивления изоляции (М) кабельной сети, а также кабельных трасс и электрического оборудования во взрывоопасных помещениях или пространствах;

наружный осмотр (С) дополнительной защиты кабелей, прохода кабелей через водонепроницаемые и противопожарные переборки и палубы, освещения помещений и пространств, важных для обеспечения безопасности людей и движения суд­на.

Объем внеочередного освидетельствования и порядок его проведения определяет Регистр в зависимости от назначения освидетельствования и ТС судна. Судовладелец обязан предъ­явить судно к внеочередному освидетельствованию без специ­ального требования Регистра после аварии, а также в случае существенного переоборудования или ремонта, не совпадающе­го с периодическими освидетельствованиями.

 

Таблица 7.1. Периодичность и объем освидетельствований судового электрооборудования

Объект освидетельствования Освидетельствование судна
1-е 2-е 3-е 1-е очередное
ежегодное  
Электрические гребные установки; главные генераторы, возбуди­тельные агрегаты, гребные электродвигатели и электро­магнитные муфты распределительные устройства пульты управления и контро­ля Основные и аварийные источни­ки электрической энергии: генераторы аккумуляторы Устройства преобразования электрической энергии, предназна­ченные для питания потребителей ответственного назначения Распределительные устройства: главный и аварийный распре­делительные щиты распределительные щиты сигнально –отличительных фона­рей секционные и групповые рас­пределительные щиты щиты и пульты контроля, уп­равления и сигнализации Кабельная сеть: кабели и провода защита кабелей (дополнитель­ная), проход кабелей через водонепроницаемые и противо­пожарные переборки и палу­бы Электроприводы устройств и ме­ханизмов ответственного назначе­ния, а также их контрольная, за­щитная, пусковая и регулировоч­ная аппаратура: насосов, компрессоров, якор­ных устройств, вентиляторов, взрывоопасных помещений и котельных, воздуходувок, шлюпочных устройств, клинкетных дверей рулевых устройств швартовных механизмов буксирной лебедки спусковых устройств шлюпок и плотов компрессоров, насосов, венти­ляторов классификационных холодильных установок Освещение: помещений и пространств, важных для обеспечения без­опасности и движения судна и находящихся на нем людей остальных помещений аварийное сигнально-отличительные фо­нари Электрические нагревательные и отопительные устройства и приборы: нагревательные устройства, обеспечивающие работу меха­нических установок другие стационарные отопи­тельные и нагревательные приборы Оборудование электрическое во взрывоопасных помещениях и про­странствах Устройства сигнализации и внут­ренней связи: машинные и электрические те­леграфы, указатели положе­ния пера руля и лопастей ВРШ служебная телефонная связь авральная сигнализация сигнализация обнаружения по­жара сигнализация закрытия водо­непроницаемых дверей Защитные устройства: молниеотводное устройство защитные заземления Запасные части   Р Р Р     Р МР     Р   Р   Р   Р   Р   М     С     Р Р     Р   С   Р Р   ОМ     Р Р Р Р   Р     Р Р Р     Р МР     Р   Р   Р   Р   Р   М     С     Р Р     Р   Р   С   Р Р   Р   ОМ     Р Р Р Р   Р   Р Р Р     Р МР     Р   Р   Р   Р   Р   М     С     Р Р   Р     С   Р Р   ОМ     Р Р Р Р   Р   ОМР ОЕМР ОЕМР     ОМР ОМР     ОМР   ОЕМР   ОМР   ОМР   ОЕМР   ОМ     О     ОМР ОМР ОМР ОМР ОМР   ОМР   ОР ОР ОР ОР   Р   С   ОМ     ОР ОР ОР ОР ОР ОР С   С С
           

 

Объем внеочередного освидетельствования и порядок его проведения определяет Регистр в зависимости от назначения освидетельствования и ТС судна. Судовладелец обязан предъ­явить судно к внеочередному освидетельствованию без специ­ального требования Регистра после аварии, а также в случае существенного переоборудования или ремонта, не совпадающе­го с периодическими освидетельствованиями.

При осмотре СЭО проверяют: заземление электрического оборудования; наличие на крепежных и контактных болтах и шпильках электрического оборудования приспособлений против самоотвинчивания; состояние внутреннего и внешнего монта­жа, крепления кабелей, наличие защитного, уплотнительного и контактного оконцевания и маркировки.

При осмотре генераторов, возбудительных агрегатов, элек­тродвигателей и вращающихся преобразователей проверяют:

состояние станин, подшипниковых щитов и подшипников; продольное смещение якоря или ротора в подшипниках сколь­жения, смещение не должно превышать допустимых значений (табл.7.2); зазоры в подшипниках электрических машин греб­ной электрической установки (они должны соответствовать дан­ным завода-изготовителя); воздушные зазоры машин (они должны соответствовать данным завода-изготовителя), пре­дельно допустимые отклонения воздушных зазоров по отноше­нию к среднеарифметическому их значению (измерение зазо­ров, когда это возможно, должно производиться с обеих сторон якоря (ротора) в четырех различных точках в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях через 90°):

между ротором и статором асинхронных машин - до ±25%,

между ротором и статором синхронных машин - + 10%,

для машин постоянного тока с петлевой обмоткой при зазо­рах между якорем и главными полюсами до 3 мм - ±10%; более 3 мм - до ±5 %,

для машин постоянного тока с волновой обмоткой при за­зорах между якорем и главными полюсами до 3 мм - ±25 %, более 3 мм - до ±12 %,

 

Таблица 7.2. Нормы смещения вала в осевом направлении в подшипниках скольжения электрических машин

Мощность машины, кВт Смещение вала, мм
в одну сторону в обе стороны
До 10 11…30 31…70 71…125 Свыше 125 0,5 0.75 1,0 1,5 2,0 1,0 1,5 2,0 3,0 4,0

Примечания: 1. Смещение устанавливается в обе стороны от центрального положения якоря (ротора), определенного магнитным полем.

2. В машинах с диаметром шеек вала более 200 мм допускают смещение вала до 2 % диаметра шейки вала.

для машин постоянного тока (между якорем и добавочны­ми полюсами) - ±5 %;

изоляцию подшипников гребных электродвигателей и главных генераторов гребной установки; состояние поверхностей коллек­тора и контактных колец (допустимый эксцентриситет коллек­торов и колец не более 0,05 мм, если не указано других норм в документах завода-изготовителя); положение траверсы в со­ответствии с имеющейся обмоткой, состояние щеток и щеточно­го, аппарата; наличие и состояние измерительной и контрольной аппаратуры, а также элементов подогрева; наличие и состоя­ние запасных частей. При осмотре следует обращать внимание на выявление возможных трещин в станинах и валах ротора или якорей и в подшипниковых щитах машин, повреждений слоя покровного лака обмоток статора, якоря и полюсных ка­тушек, расположенных вне пазов и в бандажах лобовых частей ротора и статора, заусенцев и других дефектов внутренних по­верхностей обойм щеткодержателей.

При осмотре трансформаторов проверяют состояние:

изоляторов и контактных соединений; измерительных и кон­трольных приборов; вентиляции трансформаторных помеще­ний; блокировки дверей и отключающих устройств. При этом должны быть выявлены механические повреждения обмоток и наружного слоя покровного лака.

При осмотре аккумуляторов и их помещений проверяют со­стояние: стеллажей и крепления аккумуляторов; вентиляцион­ных каналов и отверстий, предупредительных надписей, блоки­ровки искусственной вентиляции с зарядным устройством; взрывозащищенной осветительной арматуры. Должно быть об­ращено внимание на плотность и уровень электролита в акку­муляторах, а также проверено наличие инструкции по эксплуа­тации аккумуляторов.

При осмотре ГРЩ, аварийных распределительных силовых и осветительных секционных и групповых щитов, пускорегулирующих устройств, пультов управления и зарядных устройств проверяют: состояние коммутационных аппаратов; применение уставок по току и напряжению в автоматах и реле, а также плавких вставок в предохранителях; наличие документов или клейм о поверке электроизмерительных приборов, а также цвет­ных рисок на шкалах приборов, отмечающих номинальные значения тока, напряжения, мощности и т. п.; состояние креп­ления и изоляторов шин распределительных щитов. При осмот­ре следует выявлять обгоревшие и изношенные контакты, кор­розии токоведущих частей, поврежденных обмоток катушек, соединительных проводов внутреннего монтажа, искрогасительных камер, корпусов приборов, предохранителей и пр.

При осмотре кабельной сети проверяют: состояние кабелей, панелей, скоб, труб, уплотнительных коробок и сальников в местах прохода кабелей через водонепроницаемые и противопожарные переборки и палубы, смотровых и спускных отверстий кабельных трубопроводов, а также заземления металлических оболочек кабеля. При этом должно быть обращено внимание на выявление повреждений оболочек кабелей, незакрепленные кабелей и соединений кабелей без разветвительных коробок.

При осмотре освещения и сигнально-отличительных фона­рей проверяют состояние: осветительной и установочной арма­туры светильников основного и аварийного освещения, выклю­чателей, штепселей и т. п.; изоляции токоведущих жил в све­тильниках; электрической арматуры и кабелей питания сигнально-отличительных фонарей; коммутаторов сигнально-отли­чительных фонарей. При осмотре должно быть обращено вни­мание на выявление горючих материалов вблизи светильников. При осмотре электронагревательных приборов проверяют: состояние электрической защиты; наличие противопожарной изоляции или достаточных воздушных зазоров между нагрева­тельными приборами и горючими конструкциями; наличие за­щитных кожухов, исключающих размещение на них посторон­них предметов.

При осмотре электрических приборов управления (машин­ного телеграфа, указателя положения руля и тахометров) про­веряют состояние сельсинов, электромагнитных катушек, сигна­лизирующих и других аппаратов.

При осмотре служебной телефонной связи (телефонов груп­пы управления судном, парной связи) проверяют состояние те­лефонных коммутаторов, аппаратов и соединительных ящиков. При осмотре сигнализации (авральной, обнаружения пожа­ра, предупредительной о пуске средств объемного пожароту­шения и сигнализации контроля за работой ответственных ме­ханизмов) проверяют состояние коммутаторов сигнализации и источников звука и света у приборов, а также всех элементов, входящих в систему сигнализации.

При осмотре молниеотводного устройства и защиты радио­приема от помех проверяют: состояние отводящего провода, соединений его частей, соединения с корпусом судна и гибких перемычек (при заваливающихся мачтах); непрерывность и со­стояние электрических соединений между экранирующими обо­лочками кабелей, корпусами приборов, машин, фильтров, рас­пределительных устройств и т. п. и корпусом судна.

При осмотре электрического оборудования танкеров в до­полнение к перечисленным требованиям проверяют состояние кабеля на переходном мостике, компенсационных устройств, смотровых и водоспускных отверстий в трубах, наличие и со­стояние заземления грузового трубопровода, такелажа мачт и газоотводных труб, а также состояние взрывобезопасного обо­рудования.

Проверка в действии. Перед началом проверки в действии электрического оборудования измеряют сопротивление изоляции (нормы сопротивления изоляции приведены в табл.1.2).

Электрические машины в действии по прямому назначению проверяют со всеми обслуживающими их механизмами, рас­пределительными устройствами, постами управления, комму­тационными и защитными аппаратами, измерительными и сиг­нальными приборами по возможности при номинальной на­грузке.

При проверке в действии генератора с при­водным двигателем контролируют:

пределы изменений частоты вращения первичного двигателя на холостом ходу дистанционным воздействием на регулятор с главного распределительного щита. Пределы изменения долж­ны быть не менее ±10 % номинальной частоты вращения;

действие регулятора возбуждения;

степень искрения на коллекторе в машинах постоянного то­ка и кольцах в машинах переменного тока при нагруженном генераторе; при этом нагрузка генератора должна быть макси­мально возможной, которую можно создавать судовыми потре­бителями;

нагрев подшипников, который должен быть не выше 80 °С для подшипников скольжения и 100 °С для подшипников каче­ния;

изменение напряжения при изменении нагрузки от нуля до максимально возможной; при этом напряжение не должно из­меняться более чем на 2,5 % номинального для основных и на 4 % для аварийных генераторов;

изменение частоты вращения и время ее восстановления при сбросе и набросе нагрузки. Мгновенное изменение частоты вра­щения не должно превышать 10 % номинальной, а установив­шаяся частота вращения не должна отличаться от номинальной более чем на5%.

Время достижения уста навившейся частоты вращения не должно превышать 5 с.

При параллельной работе генераторов проверяют:

включение генераторов на параллельную работу;

распределение активных и реактивных нагрузок при сбросе и набросе нагрузки на генераторы, создаваемой судовыми по­требителями в пределах от 20 % номинальной до максимально возможной;

перевод нагрузки с одного генератора на другой;

защиту от минимального напряжения и защиту от пере­грузки;

защиту от обратной мощности (для генераторов переменно­го тока) или обратного тока (для генераторов постоянного тока). Защита должна срабатывать с выдержкой времени 6-10 с при достижении обратной мощности или тока не более 15 % их номинальных значений.

Аварийный генератор с первичным двигате­лем проверяют так же, как генератор с приводным двигате­лем (за исключением параллельной работы, распределения на­грузок, перевода нагрузки и защиты от обратной мощности), и, кроме того:

автоматический (если он предусмотрен) и ручной пуск (пуск производится по 3 раза; суммарное время автоматиче­ского пуска дизеля и приема нагрузки генератора не должно превышать 45 с);

автоматическое включение аварийных потребителей; воз­можность подачи питания на потребители для оживления энер­гетической установки судна (если это предусмотрено);

звуковую и световую сигнализацию.

При проверке трансформаторов в работе по пря­мому назначению контролируют нагрев при нагрузке, созда­ваемой судовыми потребителями, и равномерность распределе­ния нагрузки по фазам.

При проверке в действии аккумуляторов и их зарядного устройства контролируют:

разряд по прямому назначению в течение регламентирован­ного времени с целью контроля напряжения на батарее и ее емкости;

заряд на всех ступенях зарядного тока, отсутствие нагрева контактов аккумуляторов и зарядного щита;

срабатывание защиты от обратного тока (для электрома­шинных агрегатов);

автоматическое включение аккумуляторных батарей, являю­щихся аварийным (кратковременным аварийным) источником электрической энергии при исчезновении напряжения судовой сети;

параллельная работа зарядных устройств (если она предус­мотрена);

вентиляция помещений и блокировка ее с зарядным устрой­ством.

Электрические гребные установки (главные генераторы и гребные электродвигатели со всеми обслуживаю­щими их вспомогательными механизмами, распределительным устройством, пультом управления, защитой, блокировкой и сиг­нализацией) проверяются в действии вместе с первичными дви­гателями. При проверке в действии гребной электрической ус­тановки (ГЭУ) на постоянном токе контролируют:

электростартерный пуск первичных двигателей (если он предусмотрен);

пуск и реверс гребных электродвигателей на минимальной частоте вращения, работа ГЭУ на всех положениях переклю­чателя режимов на основном возбудительном агрегате и дру­гих основных вспомогательных механизмах, обслуживающих гребную установку;

пуск и реверс гребных электродвигателей на минимальной частоте вращения, работа ГЭУ на всех положениях переключа­теля режимов на резервном возбудительном агрегате и резерв­ных вспомогательных механизмах;

управление гребными электродвигателями со всех постов управления;

действие всех видов защиты, предусмотренных в схеме элек­тродвижения; действие блокировок и сигнализации, предус­мотренных в схеме электродвижения; работа ГЭУ с целью про­верки коммутации машин, вентиляции, воздухоохладителей и наличия вибраций. При проверке в действии ГЭУ на перемен­ном токе производится проверка как для ГЭУ постоянного то­ка и, кроме того, проверяются:

пуск и реверс гребных электродвигателей от двух дизель-генераторов и от одного (если такой аварийный пуск гребных электродвигателей предусмотрен), а на судах, где первичными двигателями генераторов являются турбины, пуск и реверс каждого гребного электродвигателя от своего генератора и двух электродвигателей от одного генератора;

блокировку пускового устройства с машинным телеграфом (если она предусмотрена);

изменение частоты вращения гребных электродвигателей из­менением частоты вращения первичных двигателей.

Электроприводы проверяют в действии со своей пускорегулирующей и защитной аппаратурой, измерительными приборами и сигнализацией под нагрузкой механизмов, рабо­тающих по прямому назначению.

В электрических машинах постоянного тока, предназначен­ных для работы в кратковременном и повторно-кратковремен­ном режимах, допускается степень искрения не выше l1/2 балла.

В электроприводах проверяются устройства защиты от пере­грузки, а также нулевая защита.

При проверке в действии электроприводов машинно-котель­ных механизмов контролируют:

работу пускорегулирующих аппаратов и защитных уст­ройств, измерительных приборов и сигнализации; пуск и оста­новка механизмов производятся по 3 раза с каждого поста управления;

отсутствие недопустимого искрения, перегрева обмоток, на­грева подшипников и кабелей, а также вибрации;

дистанционное отключение электроприводов, топливных и маслоперекачивающих насосов, сепараторов топлива и масла, а также вентиляции;

работу электроприводов классифицируемых холодильных установок, вентиляции помещений, аварийное отключение.

При проверке в действии электропривода рулевого устрой­ства контролируют:

перекладку руля (поворотной насадки) с борта на борт; при этом определяют время перекладки, отсутствие недопусти­мого нагрева подшипников, искрения и вибраций. Перекладка производится со всех постов управления и всеми видами управ­ления (простой и следящей);

непрерывность действия рулевого устройства, а при наличии электроприводов руля, установленных в двойном комплекте, - и при их одновременной работе с последующим поочередным переключением отдельных элементов электроприводов (систем питания, насосов переменной или постоянной подачи, электро­машинных усилителей, преобразователей и др.) - их работу при всех сочетаниях элементов;

соответствие показаний всех указателей положения руля с рейкой механического указателя на рулевой машине. Разни­ца между указанным и действительным углом положения руля (поворотной насадки) должна быть не более:

10 - при положении руля (поворотной насадки) в диамет­ральной плоскости или параллельной ей;

1,5° - при углах положения руля (поворотной насадки) от 0 до 5°;

2,50 - при углах положения руля (поворотной насадки) от 5 до 35°;

срабатывание конечных выключателей; работу сигнализации о перегрузке и о снятии питания. При проверке в действии брашпилей и якорных шпилей контролируют:

холостой ход; при этом проверяют нагрев подшипников и других элементов, ток холостого хода исполнительного элек­тродвигателя и соответствие его данным формуляра;

траление и подъем (электроприводом) одновременно и раз­дельно якорей с глубины стоянки.

При наличии двух исполнительных электродвигателей ука­занные операции производятся отдельно с каждым электродви­гателем;

действие электромагнитных тормозов, аварийного выключа­теля и нулевой защиты;

действие защиты электропривода при стоянке под током; действие защиты электропривода и возможность стоянки под током;

работу электропривода при втягивании якоря в клюз.

При проверке в действии шлюпочной лебедки проверяются:

траление и подъем (электроприводом) шлюпок и действие тормозов;

действие постов управления, конечных выключателей, вы­ключателя безопасности в цепи главного тока и блокировки с ручным приводом.

При проверке в действие электропривода клинкетных две­рей контролируют:

закрывание и открывание дверей с местных и дистанцион­ных постов управления при питании электропривода от основ­ного и аварийного источников;

предупредительную звуковую и световую сигнализацию о закрывании дверей и ее действие во время закрывания, а так­же сигнализацию о положении дверей.

При проверке в действии освещения и сигнально-отличительных фонарей контролируют:

горение светильников основного и аварийного освещения;

освещение в машинно-котельном отделении от всех фиде­ров;

освещение грузовых трюмов, включая сигнализацию на щи­тах питания;

освещение водомерных стекол котлов от сети общего и ава­рийного освещения;

освещение мест посадки в шлюпки, заборных пространств и мест хранения спасательных плотов;

дистанционное отключение наружного освещения с мостика;

исправность действия переносного освещения;

горение сигнально-отличительных фонарей от двух незави­симых фидеров питания коммутатора: основного и резервного;

горение запасных сигнально-отличительных фонарей;

звуковую и оптическую сигнализацию коммутатора сигналь­но-отличительных огней при выходе из строя любого огня.

При проверке в действии приборов управления контролиру­ют:

действие машинных телеграфов со всех постов, совпадение их показаний на мостике и в машинном отделении, сигнализа­цию;

блокировку машинного телеграфа с постом управления глав­ного двигателя (если она предусмотрена);

освещение шкал приборов управления;

наличие средств связи между постом управления рулем на мостике и ручным рулевым приводом;

действие тахометров (при работе гребной установки) и со­ответствие их показаний на мостике действительной частоте вращения гребного вала.

При проверке в действии служебной телефонной связи ис­пытывают действие вызывных устройств звуковой и световой сигнализации, а также слышимость при переговорах.

При проверке в действии сигнализации испытывают:

слышимость колоколов громкого боя, ревунов, сирен и т.п. во всех помещениях. В помещениях с повышенной шумностью проверка производится при работающих механизмах;

действие извещателей автоматической сигнализации обнаружения пожара. Проверяется не менее 10 % всех установлен­ных термоизвещателей, но не менее чем по одному извещателю в каждом луче;

действие всех ручных извещателей;

действие звуковой и световой сигнализации станции авто­матической сигнализации обнаружения пожара при отключе­нии основного и резервного питания, при обрыве линии, зазем­лении и срабатывании от извещателя;

действие дымовой сигнализации; производится проверка срабатывания станции из всех защищаемых помещений;

работа основного и резервного вентиляторов в системе пи­тания дымовой пожарной сигнализации, в том числе их авто­матическое переключение и звуковая сигнализация;

блокировка и подача предупредительного сигнала в системе объемного пожаротушения, а также действие звуковой и свето­вой сигнализации с надписями „Уходи!", „Газ!", „Пар!";

действие сигнальных средств (тифонов, гудков, сирен).

Кроме того, проверяют отсутствие потребителей за исключением оговоренных, получающих питание от источников сигна­лизации обнаружения пожара.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: