ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР
Общие положения
Технический надзор за электрооборудованием судов осуществляет классификационное общество - Российский морской Регистр судоходства (Регистр)-он определяет выполнение требований с СЭО, обеспечивающих безопасность плавания судна в соответствии с его назначением, охрану человеческой жизни на море и надежную перевозку грузов.
В процессе строительства судна технический надзор за монтажом, установкой и испытанием электрооборудования проводят завод-строитель, проектант, заказчик и Регистр, оборудование по мере готовности предъявляется к освидетельствованию Регистром и заказчиком.
Электрооборудование хозяйственного, бытового и технологического назначения надзору Регистра не подлежит, за исключением подключаемых кабелей, средств защиты, изоляции и заземляющих устройств. Однако, если при освидетельствовании обнаружено, что действие или техническое состояние этого СЭО может отрицательно повлиять на нормальную работу или привести к отказу поднадзорного электрического оборудования, представляет опасность для человеческой жизни, сохранности груза или может послужить причиной возникновения пожара или взрыва, то инспектор Регистра должен предъявить необходимые требования и к этому СЭО.
Под освидетельствованием электрооборудования понимают технический контроль электрооборудования, включающий в общем случае:
проверку наличия одобренной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия;
осмотры, замеры, проверку в действии и испытания;
выдачу документов Регистра.
Объем работ по освидетельствованию различных видов СЭО, а также общие положения по определению ТС объектов надзора определены Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра (Руководство). Приняты следующие условные обозначения характера освидетельствования электрооборудования;
|
О - осмотр с обеспечением при необходимости доступа, вскрытия или демонтажа;
С - наружный осмотр;
М - замеры износов, зазоров, сопротивления изоляции и т. п.;
Р - проверка в действии механизмов, оборудования и устройств и их наружный осмотр;
Е - проверка документации и/или клеймения о проведений обязательных периодических проверок компетентным органом.
Освидетельствования проводит инспектор Регистра в объеме, необходимом для проверки регламентированных Правилами классификации и постройки морских судов технических требований к объектам надзора и для определения их технического состояния. Путем проведения освидетельствований Регистр осуществляет технический надзор за СЭО в процессе эксплуатации с выдачей, продлением или подтверждением сроков действия соответствующих документов Регистра.
Основной формой надзора является выборочный контроль, за исключением случаев, для которых установлен иной порядок. Объем и порядок надзора за судами с ядерными установками являются предметом специального рассмотрения Регистром.
Освидетельствование электрического оборудования проводится при первоначальном, очередном и ежегодном, а также при внеочередном освидетельствовании судна.
Первоначальному освидетельствованию подвергается СЭО перед вводом судна в эксплуатацию или принятии судна, построенного без надзора Регистра, под надзор Регистра. После первоначального освидетельствования применяется система периодических освидетельствований СЭО (очередное и ежегодное), дополняемая, по желанию судовладельца, системой непрерывного освидетельствования.
|
Очередное освидетельствование СЭО проводится один раз в четыре года, так что после трех ежегодных освидетельствований четвертое является очередным.
При ежегодном освидетельствовании судна СЭО должно быть проверено в отношении изменения состава, конструкции, расположения и установки и его ТС. Оно заключается преимущественно в наружных осмотрах оборудования и проверках его в действии, объем которых регламентирован Руководством.
Система непрерывного освидетельствования применяется к оборудованию судов, имеющих класс Регистра, и заключается в распределении части предусмотренных при очередном освидетельствовании видов освидетельствований СЭО на частичные освидетельствования, проводимые при ежегодных освидетельствованиях или во время междурейсовых стоянок по заранее разработанному плану на четырехлетний классификационный период.
Внеочередное освидетельствование отдельных видов СЭО, исходя из их ТС или по другой причине, проводится в случаях, связанных с особыми обстоятельствами (при аварии, при представлении отсрочки очередного освидетельствования, в случае замены судового электрооборудования в большом объеме и т. п.).
Освидетельствования проводят по заявкам судовой администрации, представителя судовладельца или судоремонтного завода, выполняющего ремонт. В обязанности судовой администрации входят подготовка оборудования к освидетельствованию, предоставление в случае необходимости инспектору Регистра контрольно-измерительных приборов, обеспечение безопасных условий выполнения осмотра, замеров, испытаний, проверки оборудования в действии.
|
Подготовка СЭО к освидетельствованию заключается в выполнении комплекса работ, связанных с определением ТС СЭО, обеспечением в необходимых случаях доступа, вскрытия, демонтажа, проведения испытаний, пробных пусков, проверки в действии. При подготовке СЭО ответственные по заведованиям предварительно проверяют ТС предъявляемого к освидетельствованию оборудования. Оборудование должно предъявляться в исправном состоянии (кроме освидетельствований, связанных с предстоящим или производимым ремонтом и аварийными случаями). При необходимости выполняется ремонт представляемого к освидетельствованию СЭО с заменой отказавших деталей и узлов, а также выполняют измерения, данные которых сравнивают с соответствующими записями в формулярах.
О замеченных дефектах, изменениях и выполненных ремонтах со времени предыдущего освидетельствования сообщаете инспектору Регистра, о распоряжение которого предоставляются акты предыдущих освидетельствований, журнал замечаний инспектора Регистра, документация по предъявляемому к освидетельствованию СЭО (формуляры, паспорта, чертежи, схемы и т. п.), а также машинный и электромеханический журналы
Обобщенный объем плановых и периодических освидетельствований (ежегодных и очередных) для различных видов СЭС определен Руководством на 12-летний цикл после постройки судна (табл. 7.1); по истечении предусмотренного таблицей четырехлетнего цикла освидетельствования повторяются. По истечении 12-летнего цикла освидетельствования повторяют, но объем освидетельствований, по усмотрению инспектора, может быть увеличен в зависимости от ТС объекта.
Если при проведении освидетельствования установлено отсутствие опасных дефектов или выявленные дефекты находятся в пределах регламентированных норм, то судно по ТС признается годным к плаванию.
Если при освидетельствовании СЭО обнаружены недопустимые или представляющие явную опасность для плавания судна неисправности, то оборудование не признается годным к эксплуатации до устранения дефектов, а судно годным к плаванию. Возможность в этом случае временной эксплуатации СЭО до ближайшего планового ремонта или на установленный срок с указанием эксплуатационных ограничений является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.
Освидетельствование судового электрооборудования
При первоначальном освидетельствовании проверяется соответствие СЭО требованиям Правил Регистра в отношении регламентированных показателей и характеристик, конструкции и обязательного состава, расположения, установки и определяется его ТС. При этом проводятся детальный осмотр, проверка, испытания и замеры, объем которых устанавливается в зависимости от возраста судна, наличия технической документации и ТС электрооборудования.
Объем первоначального освидетельствования устанавливается на основе объема очередного освидетельствования и, как правило, не превышает его.
При очередном освидетельствовании (табл.7.1) проверяется сохранение соответствия требованиям Правил Регистра состава СЭО, его конструкции, расположения, установки и технических характеристик, а также определяется ТС оборудования. При этом освидетельствовании электрического оборудования производится:
детальный осмотр (О) с необходимым вскрытием оборудования, проверка в действии (Р) силового и осветительного оборудования и. устройств сигнализации и внутренней связи (проверка в действии гребных электрических установок производится на ходовых и швартовных испытаниях);
наружный осмотр (С) электрических защитных устройств; измерение сопротивления изоляции (М) всей кабельной сети и всех стационарно установленных электрических механизмов и устройств;
проверка документации и/или клеймения (Е) о проведении обязательных периодических проверок компетентным органом измерительных приборов распределительных устройств и пультов управления и контроля;
наружный осмотр (С) запасных частей (производится при проверке комплектности).
При ежегодном освидетельствовании (табл.7.1) выявляются изменения в составе электрического оборудования, его конструкции, расположении и установке, а также в его ТС; проводятся:
детальный осмотр (О) СЭО и в том числе кабелей во взрывоопасных помещениях и пространствах;
проверка в действии (Р) силового и осветительного оборудования, устройств сигнализации и внутренней связи, за исключением секционных и групповых распределительных щитов, от которых не будет получать питание проверяемое оборудование, электроприводов швартовных механизмов и буксирной лебедки, а также освещения помещений (проверка в действии гребных электрических установок по усмотрению инспектора Регистра может быть произведена без швартовных и ходовых испытаний);
измерение сопротивления изоляции (М) кабельной сети, а также кабельных трасс и электрического оборудования во взрывоопасных помещениях или пространствах;
наружный осмотр (С) дополнительной защиты кабелей, прохода кабелей через водонепроницаемые и противопожарные переборки и палубы, освещения помещений и пространств, важных для обеспечения безопасности людей и движения судна.
Объем внеочередного освидетельствования и порядок его проведения определяет Регистр в зависимости от назначения освидетельствования и ТС судна. Судовладелец обязан предъявить судно к внеочередному освидетельствованию без специального требования Регистра после аварии, а также в случае существенного переоборудования или ремонта, не совпадающего с периодическими освидетельствованиями.
Таблица 7.1. Периодичность и объем освидетельствований судового электрооборудования
Объект освидетельствования | Освидетельствование судна | ||||
1-е | 2-е | 3-е | 1-е очередное | ||
ежегодное | |||||
Электрические гребные установки; главные генераторы, возбудительные агрегаты, гребные электродвигатели и электромагнитные муфты распределительные устройства пульты управления и контроля Основные и аварийные источники электрической энергии: генераторы аккумуляторы Устройства преобразования электрической энергии, предназначенные для питания потребителей ответственного назначения Распределительные устройства: главный и аварийный распределительные щиты распределительные щиты сигнально –отличительных фонарей секционные и групповые распределительные щиты щиты и пульты контроля, управления и сигнализации Кабельная сеть: кабели и провода защита кабелей (дополнительная), проход кабелей через водонепроницаемые и противопожарные переборки и палубы Электроприводы устройств и механизмов ответственного назначения, а также их контрольная, защитная, пусковая и регулировочная аппаратура: насосов, компрессоров, якорных устройств, вентиляторов, взрывоопасных помещений и котельных, воздуходувок, шлюпочных устройств, клинкетных дверей рулевых устройств швартовных механизмов буксирной лебедки спусковых устройств шлюпок и плотов компрессоров, насосов, вентиляторов классификационных холодильных установок Освещение: помещений и пространств, важных для обеспечения безопасности и движения судна и находящихся на нем людей остальных помещений аварийное сигнально-отличительные фонари Электрические нагревательные и отопительные устройства и приборы: нагревательные устройства, обеспечивающие работу механических установок другие стационарные отопительные и нагревательные приборы Оборудование электрическое во взрывоопасных помещениях и пространствах Устройства сигнализации и внутренней связи: машинные и электрические телеграфы, указатели положения пера руля и лопастей ВРШ служебная телефонная связь авральная сигнализация сигнализация обнаружения пожара сигнализация закрытия водонепроницаемых дверей Защитные устройства: молниеотводное устройство защитные заземления Запасные части | Р Р Р Р МР Р Р Р Р Р М С Р Р Р С Р Р ОМ Р Р Р Р Р | Р Р Р Р МР Р Р Р Р Р М С Р Р Р Р С Р Р Р ОМ Р Р Р Р Р | Р Р Р Р МР Р Р Р Р Р М С Р Р Р С Р Р ОМ Р Р Р Р Р | ОМР ОЕМР ОЕМР ОМР ОМР ОМР ОЕМР ОМР ОМР ОЕМР ОМ О ОМР ОМР ОМР ОМР ОМР ОМР ОР ОР ОР ОР Р С ОМ ОР ОР ОР ОР ОР ОР С С С | |
Объем внеочередного освидетельствования и порядок его проведения определяет Регистр в зависимости от назначения освидетельствования и ТС судна. Судовладелец обязан предъявить судно к внеочередному освидетельствованию без специального требования Регистра после аварии, а также в случае существенного переоборудования или ремонта, не совпадающего с периодическими освидетельствованиями.
При осмотре СЭО проверяют: заземление электрического оборудования; наличие на крепежных и контактных болтах и шпильках электрического оборудования приспособлений против самоотвинчивания; состояние внутреннего и внешнего монтажа, крепления кабелей, наличие защитного, уплотнительного и контактного оконцевания и маркировки.
При осмотре генераторов, возбудительных агрегатов, электродвигателей и вращающихся преобразователей проверяют:
состояние станин, подшипниковых щитов и подшипников; продольное смещение якоря или ротора в подшипниках скольжения, смещение не должно превышать допустимых значений (табл.7.2); зазоры в подшипниках электрических машин гребной электрической установки (они должны соответствовать данным завода-изготовителя); воздушные зазоры машин (они должны соответствовать данным завода-изготовителя), предельно допустимые отклонения воздушных зазоров по отношению к среднеарифметическому их значению (измерение зазоров, когда это возможно, должно производиться с обеих сторон якоря (ротора) в четырех различных точках в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях через 90°):
между ротором и статором асинхронных машин - до ±25%,
между ротором и статором синхронных машин - + 10%,
для машин постоянного тока с петлевой обмоткой при зазорах между якорем и главными полюсами до 3 мм - ±10%; более 3 мм - до ±5 %,
для машин постоянного тока с волновой обмоткой при зазорах между якорем и главными полюсами до 3 мм - ±25 %, более 3 мм - до ±12 %,
Таблица 7.2. Нормы смещения вала в осевом направлении в подшипниках скольжения электрических машин
Мощность машины, кВт | Смещение вала, мм | |
в одну сторону | в обе стороны | |
До 10 11…30 31…70 71…125 Свыше 125 | 0,5 0.75 1,0 1,5 2,0 | 1,0 1,5 2,0 3,0 4,0 |
Примечания: 1. Смещение устанавливается в обе стороны от центрального положения якоря (ротора), определенного магнитным полем.
2. В машинах с диаметром шеек вала более 200 мм допускают смещение вала до 2 % диаметра шейки вала.
для машин постоянного тока (между якорем и добавочными полюсами) - ±5 %;
изоляцию подшипников гребных электродвигателей и главных генераторов гребной установки; состояние поверхностей коллектора и контактных колец (допустимый эксцентриситет коллекторов и колец не более 0,05 мм, если не указано других норм в документах завода-изготовителя); положение траверсы в соответствии с имеющейся обмоткой, состояние щеток и щеточного, аппарата; наличие и состояние измерительной и контрольной аппаратуры, а также элементов подогрева; наличие и состояние запасных частей. При осмотре следует обращать внимание на выявление возможных трещин в станинах и валах ротора или якорей и в подшипниковых щитах машин, повреждений слоя покровного лака обмоток статора, якоря и полюсных катушек, расположенных вне пазов и в бандажах лобовых частей ротора и статора, заусенцев и других дефектов внутренних поверхностей обойм щеткодержателей.
При осмотре трансформаторов проверяют состояние:
изоляторов и контактных соединений; измерительных и контрольных приборов; вентиляции трансформаторных помещений; блокировки дверей и отключающих устройств. При этом должны быть выявлены механические повреждения обмоток и наружного слоя покровного лака.
При осмотре аккумуляторов и их помещений проверяют состояние: стеллажей и крепления аккумуляторов; вентиляционных каналов и отверстий, предупредительных надписей, блокировки искусственной вентиляции с зарядным устройством; взрывозащищенной осветительной арматуры. Должно быть обращено внимание на плотность и уровень электролита в аккумуляторах, а также проверено наличие инструкции по эксплуатации аккумуляторов.
При осмотре ГРЩ, аварийных распределительных силовых и осветительных секционных и групповых щитов, пускорегулирующих устройств, пультов управления и зарядных устройств проверяют: состояние коммутационных аппаратов; применение уставок по току и напряжению в автоматах и реле, а также плавких вставок в предохранителях; наличие документов или клейм о поверке электроизмерительных приборов, а также цветных рисок на шкалах приборов, отмечающих номинальные значения тока, напряжения, мощности и т. п.; состояние крепления и изоляторов шин распределительных щитов. При осмотре следует выявлять обгоревшие и изношенные контакты, коррозии токоведущих частей, поврежденных обмоток катушек, соединительных проводов внутреннего монтажа, искрогасительных камер, корпусов приборов, предохранителей и пр.
При осмотре кабельной сети проверяют: состояние кабелей, панелей, скоб, труб, уплотнительных коробок и сальников в местах прохода кабелей через водонепроницаемые и противопожарные переборки и палубы, смотровых и спускных отверстий кабельных трубопроводов, а также заземления металлических оболочек кабеля. При этом должно быть обращено внимание на выявление повреждений оболочек кабелей, незакрепленные кабелей и соединений кабелей без разветвительных коробок.
При осмотре освещения и сигнально-отличительных фонарей проверяют состояние: осветительной и установочной арматуры светильников основного и аварийного освещения, выключателей, штепселей и т. п.; изоляции токоведущих жил в светильниках; электрической арматуры и кабелей питания сигнально-отличительных фонарей; коммутаторов сигнально-отличительных фонарей. При осмотре должно быть обращено внимание на выявление горючих материалов вблизи светильников. При осмотре электронагревательных приборов проверяют: состояние электрической защиты; наличие противопожарной изоляции или достаточных воздушных зазоров между нагревательными приборами и горючими конструкциями; наличие защитных кожухов, исключающих размещение на них посторонних предметов.
При осмотре электрических приборов управления (машинного телеграфа, указателя положения руля и тахометров) проверяют состояние сельсинов, электромагнитных катушек, сигнализирующих и других аппаратов.
При осмотре служебной телефонной связи (телефонов группы управления судном, парной связи) проверяют состояние телефонных коммутаторов, аппаратов и соединительных ящиков. При осмотре сигнализации (авральной, обнаружения пожара, предупредительной о пуске средств объемного пожаротушения и сигнализации контроля за работой ответственных механизмов) проверяют состояние коммутаторов сигнализации и источников звука и света у приборов, а также всех элементов, входящих в систему сигнализации.
При осмотре молниеотводного устройства и защиты радиоприема от помех проверяют: состояние отводящего провода, соединений его частей, соединения с корпусом судна и гибких перемычек (при заваливающихся мачтах); непрерывность и состояние электрических соединений между экранирующими оболочками кабелей, корпусами приборов, машин, фильтров, распределительных устройств и т. п. и корпусом судна.
При осмотре электрического оборудования танкеров в дополнение к перечисленным требованиям проверяют состояние кабеля на переходном мостике, компенсационных устройств, смотровых и водоспускных отверстий в трубах, наличие и состояние заземления грузового трубопровода, такелажа мачт и газоотводных труб, а также состояние взрывобезопасного оборудования.
Проверка в действии. Перед началом проверки в действии электрического оборудования измеряют сопротивление изоляции (нормы сопротивления изоляции приведены в табл.1.2).
Электрические машины в действии по прямому назначению проверяют со всеми обслуживающими их механизмами, распределительными устройствами, постами управления, коммутационными и защитными аппаратами, измерительными и сигнальными приборами по возможности при номинальной нагрузке.
При проверке в действии генератора с приводным двигателем контролируют:
пределы изменений частоты вращения первичного двигателя на холостом ходу дистанционным воздействием на регулятор с главного распределительного щита. Пределы изменения должны быть не менее ±10 % номинальной частоты вращения;
действие регулятора возбуждения;
степень искрения на коллекторе в машинах постоянного тока и кольцах в машинах переменного тока при нагруженном генераторе; при этом нагрузка генератора должна быть максимально возможной, которую можно создавать судовыми потребителями;
нагрев подшипников, который должен быть не выше 80 °С для подшипников скольжения и 100 °С для подшипников качения;
изменение напряжения при изменении нагрузки от нуля до максимально возможной; при этом напряжение не должно изменяться более чем на 2,5 % номинального для основных и на 4 % для аварийных генераторов;
изменение частоты вращения и время ее восстановления при сбросе и набросе нагрузки. Мгновенное изменение частоты вращения не должно превышать 10 % номинальной, а установившаяся частота вращения не должна отличаться от номинальной более чем на5%.
Время достижения уста навившейся частоты вращения не должно превышать 5 с.
При параллельной работе генераторов проверяют:
включение генераторов на параллельную работу;
распределение активных и реактивных нагрузок при сбросе и набросе нагрузки на генераторы, создаваемой судовыми потребителями в пределах от 20 % номинальной до максимально возможной;
перевод нагрузки с одного генератора на другой;
защиту от минимального напряжения и защиту от перегрузки;
защиту от обратной мощности (для генераторов переменного тока) или обратного тока (для генераторов постоянного тока). Защита должна срабатывать с выдержкой времени 6-10 с при достижении обратной мощности или тока не более 15 % их номинальных значений.
Аварийный генератор с первичным двигателем проверяют так же, как генератор с приводным двигателем (за исключением параллельной работы, распределения нагрузок, перевода нагрузки и защиты от обратной мощности), и, кроме того:
автоматический (если он предусмотрен) и ручной пуск (пуск производится по 3 раза; суммарное время автоматического пуска дизеля и приема нагрузки генератора не должно превышать 45 с);
автоматическое включение аварийных потребителей; возможность подачи питания на потребители для оживления энергетической установки судна (если это предусмотрено);
звуковую и световую сигнализацию.
При проверке трансформаторов в работе по прямому назначению контролируют нагрев при нагрузке, создаваемой судовыми потребителями, и равномерность распределения нагрузки по фазам.
При проверке в действии аккумуляторов и их зарядного устройства контролируют:
разряд по прямому назначению в течение регламентированного времени с целью контроля напряжения на батарее и ее емкости;
заряд на всех ступенях зарядного тока, отсутствие нагрева контактов аккумуляторов и зарядного щита;
срабатывание защиты от обратного тока (для электромашинных агрегатов);
автоматическое включение аккумуляторных батарей, являющихся аварийным (кратковременным аварийным) источником электрической энергии при исчезновении напряжения судовой сети;
параллельная работа зарядных устройств (если она предусмотрена);
вентиляция помещений и блокировка ее с зарядным устройством.
Электрические гребные установки (главные генераторы и гребные электродвигатели со всеми обслуживающими их вспомогательными механизмами, распределительным устройством, пультом управления, защитой, блокировкой и сигнализацией) проверяются в действии вместе с первичными двигателями. При проверке в действии гребной электрической установки (ГЭУ) на постоянном токе контролируют:
электростартерный пуск первичных двигателей (если он предусмотрен);
пуск и реверс гребных электродвигателей на минимальной частоте вращения, работа ГЭУ на всех положениях переключателя режимов на основном возбудительном агрегате и других основных вспомогательных механизмах, обслуживающих гребную установку;
пуск и реверс гребных электродвигателей на минимальной частоте вращения, работа ГЭУ на всех положениях переключателя режимов на резервном возбудительном агрегате и резервных вспомогательных механизмах;
управление гребными электродвигателями со всех постов управления;
действие всех видов защиты, предусмотренных в схеме электродвижения; действие блокировок и сигнализации, предусмотренных в схеме электродвижения; работа ГЭУ с целью проверки коммутации машин, вентиляции, воздухоохладителей и наличия вибраций. При проверке в действии ГЭУ на переменном токе производится проверка как для ГЭУ постоянного тока и, кроме того, проверяются:
пуск и реверс гребных электродвигателей от двух дизель-генераторов и от одного (если такой аварийный пуск гребных электродвигателей предусмотрен), а на судах, где первичными двигателями генераторов являются турбины, пуск и реверс каждого гребного электродвигателя от своего генератора и двух электродвигателей от одного генератора;
блокировку пускового устройства с машинным телеграфом (если она предусмотрена);
изменение частоты вращения гребных электродвигателей изменением частоты вращения первичных двигателей.
Электроприводы проверяют в действии со своей пускорегулирующей и защитной аппаратурой, измерительными приборами и сигнализацией под нагрузкой механизмов, работающих по прямому назначению.
В электрических машинах постоянного тока, предназначенных для работы в кратковременном и повторно-кратковременном режимах, допускается степень искрения не выше l1/2 балла.
В электроприводах проверяются устройства защиты от перегрузки, а также нулевая защита.
При проверке в действии электроприводов машинно-котельных механизмов контролируют:
работу пускорегулирующих аппаратов и защитных устройств, измерительных приборов и сигнализации; пуск и остановка механизмов производятся по 3 раза с каждого поста управления;
отсутствие недопустимого искрения, перегрева обмоток, нагрева подшипников и кабелей, а также вибрации;
дистанционное отключение электроприводов, топливных и маслоперекачивающих насосов, сепараторов топлива и масла, а также вентиляции;
работу электроприводов классифицируемых холодильных установок, вентиляции помещений, аварийное отключение.
При проверке в действии электропривода рулевого устройства контролируют:
перекладку руля (поворотной насадки) с борта на борт; при этом определяют время перекладки, отсутствие недопустимого нагрева подшипников, искрения и вибраций. Перекладка производится со всех постов управления и всеми видами управления (простой и следящей);
непрерывность действия рулевого устройства, а при наличии электроприводов руля, установленных в двойном комплекте, - и при их одновременной работе с последующим поочередным переключением отдельных элементов электроприводов (систем питания, насосов переменной или постоянной подачи, электромашинных усилителей, преобразователей и др.) - их работу при всех сочетаниях элементов;
соответствие показаний всех указателей положения руля с рейкой механического указателя на рулевой машине. Разница между указанным и действительным углом положения руля (поворотной насадки) должна быть не более:
10 - при положении руля (поворотной насадки) в диаметральной плоскости или параллельной ей;
1,5° - при углах положения руля (поворотной насадки) от 0 до 5°;
2,50 - при углах положения руля (поворотной насадки) от 5 до 35°;
срабатывание конечных выключателей; работу сигнализации о перегрузке и о снятии питания. При проверке в действии брашпилей и якорных шпилей контролируют:
холостой ход; при этом проверяют нагрев подшипников и других элементов, ток холостого хода исполнительного электродвигателя и соответствие его данным формуляра;
траление и подъем (электроприводом) одновременно и раздельно якорей с глубины стоянки.
При наличии двух исполнительных электродвигателей указанные операции производятся отдельно с каждым электродвигателем;
действие электромагнитных тормозов, аварийного выключателя и нулевой защиты;
действие защиты электропривода при стоянке под током; действие защиты электропривода и возможность стоянки под током;
работу электропривода при втягивании якоря в клюз.
При проверке в действии шлюпочной лебедки проверяются:
траление и подъем (электроприводом) шлюпок и действие тормозов;
действие постов управления, конечных выключателей, выключателя безопасности в цепи главного тока и блокировки с ручным приводом.
При проверке в действие электропривода клинкетных дверей контролируют:
закрывание и открывание дверей с местных и дистанционных постов управления при питании электропривода от основного и аварийного источников;
предупредительную звуковую и световую сигнализацию о закрывании дверей и ее действие во время закрывания, а также сигнализацию о положении дверей.
При проверке в действии освещения и сигнально-отличительных фонарей контролируют:
горение светильников основного и аварийного освещения;
освещение в машинно-котельном отделении от всех фидеров;
освещение грузовых трюмов, включая сигнализацию на щитах питания;
освещение водомерных стекол котлов от сети общего и аварийного освещения;
освещение мест посадки в шлюпки, заборных пространств и мест хранения спасательных плотов;
дистанционное отключение наружного освещения с мостика;
исправность действия переносного освещения;
горение сигнально-отличительных фонарей от двух независимых фидеров питания коммутатора: основного и резервного;
горение запасных сигнально-отличительных фонарей;
звуковую и оптическую сигнализацию коммутатора сигнально-отличительных огней при выходе из строя любого огня.
При проверке в действии приборов управления контролируют:
действие машинных телеграфов со всех постов, совпадение их показаний на мостике и в машинном отделении, сигнализацию;
блокировку машинного телеграфа с постом управления главного двигателя (если она предусмотрена);
освещение шкал приборов управления;
наличие средств связи между постом управления рулем на мостике и ручным рулевым приводом;
действие тахометров (при работе гребной установки) и соответствие их показаний на мостике действительной частоте вращения гребного вала.
При проверке в действии служебной телефонной связи испытывают действие вызывных устройств звуковой и световой сигнализации, а также слышимость при переговорах.
При проверке в действии сигнализации испытывают:
слышимость колоколов громкого боя, ревунов, сирен и т.п. во всех помещениях. В помещениях с повышенной шумностью проверка производится при работающих механизмах;
действие извещателей автоматической сигнализации обнаружения пожара. Проверяется не менее 10 % всех установленных термоизвещателей, но не менее чем по одному извещателю в каждом луче;
действие всех ручных извещателей;
действие звуковой и световой сигнализации станции автоматической сигнализации обнаружения пожара при отключении основного и резервного питания, при обрыве линии, заземлении и срабатывании от извещателя;
действие дымовой сигнализации; производится проверка срабатывания станции из всех защищаемых помещений;
работа основного и резервного вентиляторов в системе питания дымовой пожарной сигнализации, в том числе их автоматическое переключение и звуковая сигнализация;
блокировка и подача предупредительного сигнала в системе объемного пожаротушения, а также действие звуковой и световой сигнализации с надписями „Уходи!", „Газ!", „Пар!";
действие сигнальных средств (тифонов, гудков, сирен).
Кроме того, проверяют отсутствие потребителей за исключением оговоренных, получающих питание от источников сигнализации обнаружения пожара.