Судоремонтный завод несет ответственность за полноту и качество выполненных им ремонтных работ по СЭО и при нахождении судна в ремонте СРЗ обеспечивает его во время стояний у заводского причала электроэнергией.
Надзор за производством любого вида ремонта электрооборудования осуществляется инспекцией Регистра в соответствии с действующими правилами и руководствами по договору, заключаемому с СРЗ.
Одновременно с инспектором Регистра наблюдение за ремонтом СЭО осуществляют и со стороны заказчика- представитель администрации судна и групповой инженер службы судового хозяйства. Представитель администрации судна и групповой инженер должны участвовать в заводской дефектации СЭО, контролировать качество и сроки ремонтных работ, участвовать в предварительных заводских приемках СЭО в процессе ремонта и окончательной приемке по окончании ремонта при одновременном освидетельствовании Регистром.
Взаимоотношения между заказчиком, СРЗ и Регистром определяются необходимостью выполнения требований Регистра, обеспечивающих безопасность плавания, с учетом условий повышения эффективности технической эксплуатации.
Во время нахождения судна на СРЗ в ремонте вызов инспектора Регистра для освидетельствования и решения всех вопросов, связанных с производством ремонтных работ, осуществляется СРЗ через отдел технического контроля (ОТК). Во всех остальных случаях, не связанных с работами СРЗ, инспектор Регистра вызывается заказчиком.
В процессе ремонта СРЗ обязан согласовывать с Регистром технологию ремонта поднадзорного Регистру СЭО и программу сдаточных швартовных и ходовых испытаний. Инспекция Регистра уточняет и предъявляет заводу и заказчику свои требования в период заводской дефектации, которые необходимо выполнить в данном ремонте. За время дефектации СРЗ обязан выполнять все требования инспектора Регистра по вскрытию и разборке электрических машин, распределительных щитов, станций управления электроприводами, автоматических выключателей и т.п. Освидетельствования СЭО, выполняемые инспекцией Регистра в процессе надзора за ремонтом, проводятся после представления актов ОТК СРЗ о приемке оборудования.
|
После ремонта электрических машин переменного и постоянного тока проводится испытание, включающее в себя внешний осмотр, измерение сопротивления и испытание электрической прочности их изоляции, опробование на холостом ходу и испытание на номинальную судовую нагрузку. Испытания на номинальную судовую нагрузку машин мощностью до 20 кВт производится не менее 4 часов, а большей мощностью - не менее 6 часов. При наличии повышенного нагрева необходимо измерить температуру отдельных частей машины, которая не должна превышать норм, указанных в Правилах Регистра.
При внешнем осмотре электрических аппаратов после ремонта проверяется правильность прилегания подвижного и неподвижного контактов, якоря к сердечнику в магнитных системах переменного тока, а также соответствие материала замененных частей аппаратов условиям работы.
Во время капитального ремонта проверяется герметичность кабельных проходных коробок, сальников, установленных на водонепроницаемых переборках ниже главной палубы. В случае отсутствия герметичности заменяются уплотнения сальников и производится доуплотнение проходных коробок, после чего вторично проверяется герметичность.
|
При проверке монтажа электрооборудования во взрывоопасной зоне обращается внимание на прочность и герметичность труб и соединений, которые должны выдерживать избыточное давление взрыва порядка 106 Н/м2.
Швартовные и ходовые испытания после ремонта проводятся по программе, разработанной СРЗ, согласованной с заказчиком и одобренной Регистром. Приемо-сдаточные испытания проводятся с целью проверки соответствия объема и качества выполненных работ ведомостям на ремонт, требованиям Регистра и проверки работы СЭО по прямому назначению. Обслуживание СЭО во время испытаний обеспечивает электрогруппа судна.
Разрешение на выход судна па ходовые испытания Регистр выдает после закрытия швартовных удостоверений, устранения дефектов и выполнения замечаний. Во время ходовых испытаний проверяют надежность работы электрооборудования всех судовых систем и устройств во взаимодействии в условиях качки, судовой вибрации. Ходовые испытания проводят в соответствии с общим планом-графиком и программой приемо-сдаточ-ных испытаний.
Во время ходовых испытаний проверяют работу электростанций по прямому назначению в ходовых режимах, маневренном и аварийном (на электроходах проверяется система электродвижения). При этом наблюдают за работой и безотказностью действия всего электрооборудования. Валогенератор проверяют при статическом и динамическом изменении частоты вращения главных механизмов энергетической установки судна в допустимых пределах.
|
Работу электропривода рулевого устройства контролируют при непрерывной перекладке руля с борта на борт на полном переднем ходу при спецификационной осадке судна с каждого поста управления. На среднем заднем ходу судна проверяют работу электрооборудования рулевого устройства, перекладывая несколько раз руль на максимально возможные углы каждым исполнительным электродвигателем, а также двумя электродвигателями при их совместной работе. Аналогично проверяют работу рулевого устройства от второго фидера питания. Работу рулевого устройства с авторулевым при удержании судна на курсе проверяют в течение 1 часа. Во время проведения испытаний рулевого устройства проверяют по прямому назначению и рулевые телеграфы.
Электрооборудование якорных и швартовных устройств проверяют во время испытаний их под нагрузкой в соответствии с программой испытаний указанных устройств. В надежной работе электромагнитных тормозов удостоверяются путем резкой остановки опускающегося на полной скорости якоря или прекращения выбирания (травления) швартовых.
Правильность оказаний электротахометров проверяют на всех ходах одновременно с проверкой главного двигателя. Судовые устройства, системы, механизмы и электрические схемы в специальных режимах обычно не испытывают, так как все они работают по прямому назначению, обеспечивая ход и эксплуатационные режимы судна; при ходовых испытаниях ограничиваются только наблюдением за их работой.
После ходовых испытаний определяют перечень механизмов и устройств, подлежащих ревизии. Во время ревизии обычно производят: вскрытие, разборку, регулирование, замену отдельных деталей, ремонт электрооборудования и пополнение запасов деталей, имеющих относительно небольшой срок службы (источники света, плавкие вставки и др.) Подвергать ревизии электрооборудование, в котором не было обнаружено дефектов во время испытаний, не рекомендуется.
Если ревизии подвергаются устройства, связанные с ходом судна (главный двигатель, рулевое устройство и др.), то для проверки качества сборки и надежности их работы необходим контрольный выход судна. Во время контрольного выхода судна ограничиваются тем, что развивают полный ход судна и проверяют действие рулевого устройства; испытания механизмов и электрооборудования на специальных режимах при этом не проводят.
По окончании испытаний составляется акт приемки из ремонта по соответствующей форме. Дата подписания акта является датой окончания ремонта.
Гарантийный срок устанавливается 12 месяцев календарного времени со дня приемки судна после ремонта. При этом СРЗ не несет ответственности за неисправности СЭО, вызванные нарушением правил технической эксплуатации судовым экипажем.
Дефекты, связанные с качеством выполненных ремонтных работ, возникшие в течение гарантийного срока, оформляются рекламационными актами, и устраняются за счет завода. При наличии разногласий между администрацией судна и представителем завода о причинах возникновения дефектов СЭО вопрос решается инспекцией Регистра, наблюдавшей за ремонтом.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под освидетельствованием электрооборудования и кем оно проводится?
2. Объясните назначение первоначального, ежегодного, очередного и внеочередного освидетельствования СЭО.
3. В чем заключается подготовка СЭО к освидетельствованию?
4.Какие проверки должны быть выполнены при осмотре генераторов, при осмотре аккумуляторов, при осмотре электрораспределительных щитов?
5. Какие дополнительные проверки должны быть выполнены при осмотре электрооборудования танкеров?
6.Опишите содержание проверки в действии аварийного генератора с первичным двигателем, проверки а действии гребных электрических установок.
7.Что проверяется при работе электропривода рулевого устройства?
8. Кто осуществляет наблюдение за ремонтом СЭО на СРЗ?
9. Что является результатом ходовых испытаний и каково назначение контрольного выхода судна?