1. В современной России одной из важнейших проблем является проблема воспитания молодежи. Зачастую основной целью образования является успешность молодого человека, которая зависит от материального положения и престижной высокооплачиваемой профессии. При этом духовно-нравственные ценности: патриотизм, семейные отношения, уважение к ближним, честь, справедливость зачастую отходят на второй план. В России, несмотря на множество попыток, так и не принят закон «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации». Несмотря на то, что в педагогике существует множество программ патриотического и нравственного воспитания детей и подростков, задача воспитания нового поколения в противоречии императивов и новых социальных рисков до сих пор не решена. Речь идет не о столкновении ценностей поколений, а о том, как в современных, быстро меняющихся условиях, создать ту нравственно-патриотическую среду, в которой дети и подростки смогут сделать свой выбор, осуществить социальную пробу, примерить свое решение в системе ценностей коллектива, соотнести его с императивом.
Тотальная компьютеризация, повсеместное внедрение электронных устройств, распространение социальных сетей приводит к непониманию места человека в природе, снижению природосообразности образования, потери интереса к окружающему миру, общего уровня культуры молодежи. С ускорением процессов урбанизации в 21-м веке человек все дальше отдаляется от природы, многим современным молодым людям незнакомы простейшие навыки, которыми с ранней юности владели их предшественники. Гаджеты заменяют художественную литературу, клиповое мышление заменяет способность критически мыслить.
|
2. Россия – самая большая страна в мире. В России располагаются самое глубокое озеро мира (Байкал), длиннейшая река Европы (Волга) и наибольшее озеро Европы (Ладожское), полюс холода Северного полушария (Верхоянск), а также высочайшая вершина Европы (Эльбрус). Россия - страна с уникальными природными ресурсами и объектами, которые имеют статус особо охраняемых природных территорий: 47 национальных парков, 67 государственных заказников, 97 государственных заповедников. Это тот потенциал, на который мы не можем не опираться при воспитании гармонично развитой личности. Еще В.И. Вернадский говорил о невозможности существования ноосферы (сферы разума человека) без единения с природой. Только человек, как социальное явление, несет ответственность за трансформацию ноосферы, за экологические последствия своих действий. Воспитывая молодежь, мы не можем не учитывать эти факты.
Изучая природу своей малой Родины, дети обращаются и к историческим корням народов России. Краеведение становится связующим звеном в формировании историко-культурного сознания детей и подростков. Именно потому, что Россия – страна с богатейшей историей, возникает необходимость развития патриотических чувств молодого поколения в природной среде родного края. Это станет тем базисом становления личности, который обеспечит решение глобальных национальных задач.
Мы видим перспективность решения, поставленных государством и обществом задач в области воспитания молодого поколения в нахождении золотой середины между жизнью в природе и в «каменных джунглях», между знанием и уважением своих корней и создании своей новой истории. Фундаментальность географической науки и ее глубокие исторические корни позволяют обратиться к опыту ведущих ученых, известных исследователей, путешественников, популяризаторов науки как проводников в мир ценностей молодежи и интерпретации знаний о себе в этом огромном и интересном мире. Поэтому мы обратились к большому опыту Русского географического общества как возможной основы формирования мировоззрения Нового Человека с новым экологическим типом мышления.
|
3. В основе стратегии развития Русского географического общества – комплексное географическое познание России и мира во всем их многообразии, которое способствует реализации творческого потенциала нашей Родины и ее граждан. Воссоздание детско-юношеского движения под эгидой Русского географического общества является необходимым шагом на пути воспитания современных детей. Общественная инициатива может и должна быть направлена на глубокое и всестороннее исследование и популяризацию географической, экологической, этнокультурной и исторической самобытности России. Общество должно содействовать научному творчеству и образованию, развитию географии и смежных наук, активно участвовать в природоохранной деятельности.
Важнейшая задача Русского географического общества – объединить людей, неравнодушных к природе Родины. Сегодня в Русском географическом обществе насчитывается более 25 000 членов в России и за рубежом. Региональные отделения открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации. Основными направлениями деятельности Русского географического общества являются экспедиции и исследования, образование и просвещение, охрана природы, издание книг и работа с молодёжью.
|
Этот богатейший потенциал Русского географического общества позволяет нам по-новому взглянуть на дополнительное образование детей.
3. В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. В 1992 году в России насчитывалось 3 800 загородных оздоровительных лагерей, в 2005 году – 2900, к 2017 году их количество сократилось до 2000. Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 2017-2018 годы объявлены в России Десятилетием детства. Основной целью данного Указа является совершенствование государственной политики в сфере защиты детства. В рамках исполнения данного Указа возможна разработка программы по расширению сети детских оздоровительных лагерей, которые эффективно решают проблему оздоровления и полноценного отдыха детей.
Альтернативой детскому оздоровительному лагерю мы видим круглогодичный образовательный центр под эгидой Русского географического общества, который возьмет на себя функции не только оздоровления и отдыха детей, но и позволит организовать новое детско-юношеское движение на принципах толерантности, созидательной направленности, познавательного интереса, признания уникальности себя и уникальности мира вокруг нас. Отсюда правила: познавай себя, открывай мир, делай мир и себя лучше.
4. Ожидаемые результаты деятельности образовательных центров.
- воспитание нового поколения в противоречии императивов и новых социальных рисков;
- развитие культуры туризма как основы культуры досуга современной семьи;
-развитие молодежного сотрудничества, в том числе международного, развитие навыков soft-skills как базовых компетенций современного поколения;
- углубленное изучение географии и истории;
- интеграция различных научных областей в естественно-научном проектировании;
- инновационные практики образования детей.
Существующий опыт.
На Урале прошла апробация образовательного модуля «Познавая мир, познаю себя», позволяющий детям в течение 21 дня смены получить уникальный опыт самоорганизации и самоуправления в исследовании природы в природных условиях, что позволило научить детей создавать самостоятельно личные образовательные траектории.
Детям была предоставлена избыточная образовательная среда, в которой нет узких предметных дисциплин, а есть выбор для исследования интересующей научной области, связанной с непосредственной жизнью детей. Научившись создавать свою образовательную среду, траекторию, делать осознанный выбор, дети получили опыт самореализации.
Позиции экстремальности смены заключались в том, что детское сообщество само определяло режимные моменты, свою программу, ответственных и исполнителей, договариваясь с собой, убеждая взрослых, отстаивая свою точку зрения. Стержнем смены является естественно-научное познание окружающей среды в сочетании с программами личностного роста и тренинга самоуправления.
На первый взгляд это может показаться несочетаемым, но преодоление себя в самоуправляемой детско-юношеской группе и личная образовательная траектория, ведут к уникальному результату:
1. Способность реализовывать собственные проекты (исследовательские, творческие, социальные и др.) в области краеведения, экологии, географии, истории, туризма.
2. Познакомиться с уникальной территорией Южного Урала, позволяющей изучить в метапредметных лабораториях связи химии, географии, биологии, физики как разные стороны одной жизни, а не отдельных скучных дисциплин и окунуться в промышленный туризм при поддержке Русского географического общества.
3. Создание собственной образовательной траектории и среды, позволяющей детям как дошкольного, так и школьного возраста получить старт в самореализации своих потенциалов.
Модуль является мобильным по организации, содержанию и инновационным по образовательным методам и приемам. Руководят и реализуют модуль увлеченные своим делом педагоги и специалисты, в том числе профессорско-преподавательский состав Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.