К.А. Олейникова, студент 3 курса ЖиМК
С ростом мощности персональных компьютеров и игровых приставок игры становятся масштабнее и разнообразнее, что даёт возможность находить им новых игроков. Игроки тем временем пробуют себя в разных игровых жанрах и привлекают ещё большую аудиторию.
Игровая журналистика зародилась в связи с появлением PC и компьютерных игр. Скачок в развитии игровой индустрии повлиял на активное развитие игровой журналистики, а наряду с ней – игровых журналов.
Одними из первых индустрию видеоигр начали осваивать японцы. 23 сентября 1889 года Фусадзиро Ямаути основал компанию видеоигр «Nintendo». В 1940 году в Нью-Йорке представили первый игровой автомат. Он назывался «Nimatron». Его создателями являются Эдвард Кондон и его помощник Джеральд Тоуни.
В декабре 1974 года в США появилось первое издание об игровых аркадных автоматах. Называлось оно «Play Meter», его издателем был Кэрол Лалли.
Игровая журналистика берёт своё начало с колонки «Аркадная Аллея» Билла Канкела в журнале «Video» (1970-е гг.). Развитие игровой индустрии начало быстро расти, поэтому Канкел решил, что необходимо создание нового полноценного издания. Так, в 1981 году, Билл Канкел вместе с Арни Кацем основал первый в мире журнал, полностью посвящённый видеоиграм - «Electronic Games». Издание освещало игры для самых разных платформ: портативных консолей, приставок, компьютеров и аркадных автоматов [1].
Самым первым игровым изданием в России стал журнал «Видео-Acc Dendy», вышедший в 1993 году. Появился он благодаря игровой приставке Dendy, которая являлась клоном японской NES. В 1995 году редакция разделилась на две группы, каждая из которых начала выпускать свои издания. «Dendy – Новая реальность» и «Великий Dракон». Они просуществовали недолго [2].
|
В марте 1997 года в России выходит журнал «Навигатор Игрового Мира». Он специализируется на компьютерных играх, в него входят новости о Cybersport, публикуются рассказы, исследования и различные подборки на игровую тематику.
В настоящее время можно сказать, что печатные издания являются дополнением к интернет-сайту. В современном мире, полном гаджетов, планшетов и многофункциональных смартфонов, информация должна доходить до адресата моментально. Печатные издания, к сожалению, с этим не справляются. Сегодня большинство читателей предпочитают онлайн издания, чем журналы: оформить подписку можно в один клик, без подписания бумаг.
Поскольку игровая журналистика - явление молодое, у данного термина нет официального определения. Поэтому, опираясь на личный опыт, мы можем трактовать его по-своему. Итак, игровая журналистика – это вид журналистики, нацеленный на описание и обсуждение компьютерных игр, освещение событий киберспорта, масштабных турниров по всему миру, интервью с создателями игр и многое другое.
Жанровую основу игровой журналистики составляет цикл материалов – анонс, превью, ревью, прохождение.
Анонс (фр. annonce – публичное оповещение) – это предварительное оповещение об игре по материалам непосредственного контакта с разработчиками или по материалам пресс-релиза, афиши.
Превью (англ. preview – предварительная рецензия) – это описание игры на основе материалов для прессы: используют интервью, презентацию и т.п. Превью включает в себя также ознакомление с демо-версией и возможность испытать её.
|
Ревью (англ. review - рецензия) – это небольшое повествование о вышедшей игре. Обычно оно пишется после полного прохождения финальной версии игры: указывают на положительные и отрицательные её моменты. Чаще всего это касается сюжета, проработки персонажей, графики, фонового сопровождения, проблемы или идеи, затрагиваемой в ходе игры.
Прохождение – это пошаговое руководство для успешного завершения всей игры или её отдельных частей. Оно необходимо в случае прохождения сложного уровня или для игроков, которые гонятся за ачивками [3].
Игровая журналистика имеет свою специфическую аудиторию, называемую геймерами: дети, подростки и взрослые. Игровая пресса расширяет свою целевую аудиторию и становится интересной для всех, кто интересуется прогрессивными изменениями и инновациями. Ежегодно интерес населения к игровой сфере мультимедиа растёт.
Первый выпуск печатной версии журнала «Игромания» появился в сентябре 1997 года. Изначально он ничем не отличался от уже существующих журналов «Магазин игрушек» и «Великий Dракон», разве что был другой формат. В нём публиковались рассказы о новых проектах и прохождения игр. Деление на рубрики произошло спустя 5 лет – в 2002 году. Редакторами журнала выступали Евгений Исупов и Александр Парчук, которые ранее занимались изданием книг из серии «Лучшие компьютерные игры», а после решили испытать себя в издательском деле.
1 июля 1998 года в сети появился сайт igromania.ru. Вначале он использовался для продвижения журнала, сбора обратной связи от читателей. Пользователи интернета отчасти определяли облик и содержание следующего выпуска. Со временем сайт менялся, и посетители могли найти демоверсии проектов, патчи, трейнеры, ролики и полезные статьи.
|
В декабре 1999 года главным редактором была назначен Денис Давыдов, который полностью изменил структуру журнала. На страницах можно было найти статьи о настольных играх, программировании и даже фантастические рассказы. «Игромания» превратилась во «всеядное» издание [4].
В мае 2003 года Денис Давыдов занял позицию директора издательства, и главным редактором стал Олег Полянский. Им были созданы новые рубрики, которые легли в основу концепции журнала: «Игровое кино» и «Перекрёсток миров».
В 2007 году Влас Томошевский создал группу «Игромании» «ВКонтакте». Долгие годы сообщество поддерживалось поклонниками видеоигр, и аудитория росла. Через некоторое время редакция связалась с авторами и сделала эту группу официальной страницей издания. В ней проводится множество розыгрышей с разными призами, публикуют арты, музыку, новости. На сегодняшний день у «IGM» в VK насчитывается более 4 миллиона подписчиков.
Журнал долгие годы считался одним из ведущих изданий русской игровой прессы.
7 октября 2018 года на российском «ComicCon» сотрудники «Игромании» объявили, что декабрьский номер 2018 года, 255-й по счёту, будет последним. «Многие издания, как российские, так и зарубежные, давным-давно перешли в онлайн. Здесь гораздо шире охват, да и оперативность на два порядка выше. И раз уж мы идём в ногу со временем, иногда приходится отказываться от тех форматов, что за ним не поспевают <…> Аудитория бумажных журналов давно уже несравнима с легионами посетителей сайтов. Так что когда-нибудь это всё равно должно было случиться», - так прокомментировал закрытие печатной версии основатель журнала Евгений Исупов [5].
«Игромания» по-прежнему остаётся крупнейшим журналом в истории игровых изданий в России и СНГ. Основные темы журнала - это обзор новых игр, советы по прохождению, специальные материалы, вердикт вышедшим играм и обзор комплектующего для компьютера.
Журнал посвящён компьютерным играм и всему, что с ними связано. В нём публикуются красочные обзоры, анализируются новые игры, их положительные и отрицательные стороны; авторы подробно разбирают комплектующие компьютера, рассматривают самое мощное и дорогое железо.
В журнале постоянно велись следующие рубрики:
v Привет! – вступительное слово главного редактора, в котором он рассказывает о каких-либо событиях и в конце желает приятного чтения.
v В разработке – рубрика, в которой собраны материалы об ещё не вышедших играх, написанных на основе пресс-тура или эксклюзивного интервью с разработчиками.
v Вердикт – рецензии на новые игры и игры, которые выходят в ближайшее время.
v Обзор – рубрика, в которой рассматриваются игры, приводятся интересные примеры и цитаты, сравнивают со старыми проектами и т.п.
v Спецматериалы – подборка интересной информации по какой-то конкретной теме, собранная гейм-журналистами.
v Игра месяца – итоги голосования за лучшую игру месяца.
v Почта «Игромании» – ответы редакции на письма читателей.
v Мозговой штурм – конкурсы на игровую тематику.
v Особое мнение – авторская статья, посвящённая проблемам игровой индустрии, игровым тенденциям и прочим темам, связанным с играми.
v Кино – специальная статья, в которой подробно изучается вышедший фильм от студии MARVEL или DC, либо сюжет, схожий с компьютерной игрой.
v Железный цех – обзоры новинок на рынке компьютерного железа, тестирования, подборки конфигураций и цен.
Рубрикатор вёлся на постоянной основе. С начала выпуска издания он менялся несколько раз.
Мы можем выделить несколько функций, которые выполняет журнал по классификации Прохорова Е. П.:
· Коммуникативная – ранее в журнале существовала рубрика «Почта «Игромании», куда читатели отправляли свои вопросы и пожелания. В настоящее время на официальном сайте есть обратная связь и форумы;
· Идеологическая – в журнале присутствуют мнения экспертов, которые оценивают игры, сюжет, кино и технику. Своим выводом они влияют на сознание читателя, формируя подобное мнение;
· Культурно-образовательная – в материалах читатели могут найти занятную информацию, а также заранее научиться пасхалкам и хитростям в игровом сюжете или управлении. В журнале была рубрика «Мозговой штурм», которая содержала в себе тесты, кроссворды и примечание «Участие в конкурсах»;
· Рекламно-справочная – на первых двух и последних страницах располагается реклама, связанная с игровой техникой, другими игровыми изданиями и ссылкой на YouTube и Twitch каналы;
· Рекреативная – здесь выступают такие рубрики, как Спецматериалы, Кино, Обзор. Также материалы, посвящённые крупным событиям в Cybersport, игровым выставкам (Например, рубрика «Gamescom 2018») [6].
Итак, журнал «Игромания» является более развлекательным, нежели аналитическим изданием. Наиболее часто в издании пишут материалы в жанрах обзор, статья и интервью. Каждая рубрика качественно проработана. В журнале «Игромания» основную часть в материале занимают красочные картинки, скриншоты и яркая вёрстка, что привлекает к себе внимание.
В 2020 году российской игровой журналистике исполнилось 27 лет. На протяжении последнего десятилетия закрылось большинство известных игровых журналов, многие из них превратились в онлайн-издания. Виной тому два финансовых кризиса 1998 и 2008 гг. и стремительное развитие интернета [7].
На сегодняшний день в нашей стране остался, пожалуй, единственный печатный игровой журнал – «Навигатор игрового мира». В области компьютерных игр, на наш взгляд, Россия может шагнуть далеко вперёд. Не случайно наша страна стала одной из первых, кто принял киберспорт как официальный вид спорта.
Библиография:
1. Сайт ru.wikipedia.org [Электронный ресурс]// - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Electronic_Games, (дата обращения 09.05.2020).
2. Сайт gamesisart.ru [Электронный ресурс]// - URL: https://gamesisart.ru/magazines_all.html, (дата обращения 09.05.2020).
3. Сайт cyberleninka.ru [Электронный ресурс]// - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-zhurnalistika-v-sovremennom-rossiyskom-mediaprostranstve-problematika-i-funktsionalnoe-raznoobrazie/viewer, (дата обращения 09.05.2020).
4. Сайт playground.ru [Электронный ресурс]//- URL: https://www.playground.ru/misc/zhurnal_igromaniya_istoriya_sistema_otsenok_luchshie_igry_po_godam-114082, (дата обращения 09.05.2020).
5. Сайт igromania.ru [Электронный ресурс]// - URL: https://www.igromania.ru/news/78008/Igromaniya_okonchatelno_uhodit_v_onlayn.html, (дата обращения 09.04.2020).
6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. // Учебное пособие для вузов. – 2009. – С. 61. 7. Сайт dtf.ru [Электронный ресурс]// - URL: https://dtf.ru/retro/124669-istoriya-igrovoy-zhurnalistiki-v-rossii, (дата обращения 11.05.2020).