по Н.Ф. Комаровой и Е.В. Зворыгиной.




Характеристика уровней развития игры детей

Сюжетно-отобразительная игра.

Высокий уровень сформированности сюжетно-отобразительной игры предполагает, что замысел у ребенка воз­никает преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый приходит ему на по­мощь. В игре малыш отображает знакомые события, комби­нируя их между собой. Заинтересовавшие события может повторять многократно. Игровые задачи ставит самостоя­тельно, лишь иногда требуется незначительная помощь взрослого. Количество игровых задач - до 5-6. Они мо­гут быть взаимосвязаны между собой и разрозненны. У ре­бенка хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообраз­ные по степени обобщенности. Ребенок самостоятельно ис­пользует в играх знакомые и новые предметы-заместители, воображаемые предметы. Иногда малыш принимает на себя роль взрослого, в некоторых случаях обозначает ее сло­вом. Игра преимущественно носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет большой интерес к играм сверстни­ков.

При среднем уровне развития сюжетно-отобразительной игры замысел ее появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. В игре отображаются знакомые события, играющий с удо­вольствием повторяет одну какую-то ситуацию. Игровые задачи ставит как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Количество игровых задач до 3-5. У ребенка сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщен­ные. Он самостоятельно использует в играх только знако­мые предметы-заместители в известном значении, по мере необходимости включает в игру воображаемые предметы. Возможна и помощь взрослого в выборе любого способа. Роли взрослого не принимает. Игра носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к играм свер­стников.

Ребенку с низким уровнем развития сюжетно-отобразительной игры чаще всего требуется помощь взрослого в появлении замысла. Он отображает знакомые события, мно­гократно повторяя одну ситуацию. Игровые задачи ему по­могает поставить взрослый, в отдельных случаях игро­вые задачи малыш ставит самостоятельно. Их количество не более 1-2. Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы. Игровые действия чаще од­нообразные, по степени обобщенности только развернутые. Не использует в играх предметов-заместителей и вообра­жаемых предметов. Игра индивидуальная, ребенок почти не проявляет интереса к играм сверстников.

Начальный этап сюжетно-ролевой игры

Высокий уровень этого этапа развития игры характе­ризуется тем, что игровые замыслы у ребенка возникают самостоятельно, они разнообразны. В игре он отображает знакомые и малознакомые события, комбинируя их между собой. Самостоятельно ставит игровые задачи. Предмет­ные способы решения игровых задач хорошо сформированы. У ребенка частично сформированы ролевые способы реше­ния игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обраще­ны к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая бе­седа, если взрослый поддержит ее. Беседа еще малосодер­жательна. Ребенок охотно вступает во взаимодействие с взрослыми и сверстниками, с удовольствием ставит им иг­ровые задачи, но сам не всегда принимает игровые зада­чи, поставленные сверстниками. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.

Средний уровень предполагает, что содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты хо­рошо. Ролевые способы менее сформированы. Ролевые дей­ствия разнообразные, но не выразительные. Они сопровож­даются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не воз­никает. Ребенок вступает в кратковременное взаимодей­ствие с взрослым и сверстниками.

При низком уровне замысел возникает по инициативе ребенка. Он самостоятельно ставит разнообразные взаи­мосвязанные игровые задачи. Хорошо сформированы пред­метные способы решения игровых задач. Принимает на се­бя роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми, высказы­ваниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка. Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие с взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

Развитая сюжетно-ролевая игра

Для высокого уровня развитой сюжетно-ролевой игры характерны разнообразные замыслы, при реализации кото­рых ребенок комбинирует знакомые и малознакомые собы­тия. С особым интересом отображает в играх взаимодей­ствие людей. Игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи всегда ставит самостоятельно. Предмет­ные способы решения игровых задач хорошо сформированы, малыш легко их варьирует в зависимости от возникшей си­туации. Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. Играющий использует разнообраз­ные ролевые действия, передает настроение, характер человека. Легко, чаще по собственной инициативе, всту­пает в ролевую беседу с взрослыми и сверстниками. Она интересная и длительная. Вступая во взаимодействие, ре­бенок ставит и приникает игровые задачи, умеет тактич­но от них отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие.

Игра среднего уровня отличается от высокого тем, что у ребенка менее сформирована способность к ролевой беседе. Чаще всего он вступает в кратковременное взаи­модействие.

Низкого уровня в развитой сюжетно-ролевой игре не выделяется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: