Характеристика уровней развития игры детей
Сюжетно-отобразительная игра.
Высокий уровень сформированности сюжетно-отобразительной игры предполагает, что замысел у ребенка возникает преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый приходит ему на помощь. В игре малыш отображает знакомые события, комбинируя их между собой. Заинтересовавшие события может повторять многократно. Игровые задачи ставит самостоятельно, лишь иногда требуется незначительная помощь взрослого. Количество игровых задач - до 5-6. Они могут быть взаимосвязаны между собой и разрозненны. У ребенка хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные по степени обобщенности. Ребенок самостоятельно использует в играх знакомые и новые предметы-заместители, воображаемые предметы. Иногда малыш принимает на себя роль взрослого, в некоторых случаях обозначает ее словом. Игра преимущественно носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет большой интерес к играм сверстников.
При среднем уровне развития сюжетно-отобразительной игры замысел ее появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. В игре отображаются знакомые события, играющий с удовольствием повторяет одну какую-то ситуацию. Игровые задачи ставит как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Количество игровых задач до 3-5. У ребенка сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенные. Он самостоятельно использует в играх только знакомые предметы-заместители в известном значении, по мере необходимости включает в игру воображаемые предметы. Возможна и помощь взрослого в выборе любого способа. Роли взрослого не принимает. Игра носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к играм сверстников.
|
Ребенку с низким уровнем развития сюжетно-отобразительной игры чаще всего требуется помощь взрослого в появлении замысла. Он отображает знакомые события, многократно повторяя одну ситуацию. Игровые задачи ему помогает поставить взрослый, в отдельных случаях игровые задачи малыш ставит самостоятельно. Их количество не более 1-2. Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы. Игровые действия чаще однообразные, по степени обобщенности только развернутые. Не использует в играх предметов-заместителей и воображаемых предметов. Игра индивидуальная, ребенок почти не проявляет интереса к играм сверстников.
Начальный этап сюжетно-ролевой игры
Высокий уровень этого этапа развития игры характеризуется тем, что игровые замыслы у ребенка возникают самостоятельно, они разнообразны. В игре он отображает знакомые и малознакомые события, комбинируя их между собой. Самостоятельно ставит игровые задачи. Предметные способы решения игровых задач хорошо сформированы. У ребенка частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый поддержит ее. Беседа еще малосодержательна. Ребенок охотно вступает во взаимодействие с взрослыми и сверстниками, с удовольствием ставит им игровые задачи, но сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.
|
Средний уровень предполагает, что содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты хорошо. Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает. Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие с взрослым и сверстниками.
При низком уровне замысел возникает по инициативе ребенка. Он самостоятельно ставит разнообразные взаимосвязанные игровые задачи. Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Принимает на себя роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми, высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка. Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие с взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.
Развитая сюжетно-ролевая игра
Для высокого уровня развитой сюжетно-ролевой игры характерны разнообразные замыслы, при реализации которых ребенок комбинирует знакомые и малознакомые события. С особым интересом отображает в играх взаимодействие людей. Игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи всегда ставит самостоятельно. Предметные способы решения игровых задач хорошо сформированы, малыш легко их варьирует в зависимости от возникшей ситуации. Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. Играющий использует разнообразные ролевые действия, передает настроение, характер человека. Легко, чаще по собственной инициативе, вступает в ролевую беседу с взрослыми и сверстниками. Она интересная и длительная. Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и приникает игровые задачи, умеет тактично от них отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие.
Игра среднего уровня отличается от высокого тем, что у ребенка менее сформирована способность к ролевой беседе. Чаще всего он вступает в кратковременное взаимодействие.
Низкого уровня в развитой сюжетно-ролевой игре не выделяется.