Выбор электродвигателя и редуктора
Определение мощности на валу исполнительного органа
Мощность P3, кВт, на валу исполнительного органа определяется по формуле:
|
где Ft – окружное усилие, Н;
vt – окружная скорость, м/с (см. рис. 1).
Определение расчетной мощности на валу двигателя
Расчетная мощность на валу двигателя Р1, кВт, определяется с учетом потерь в приводе:
|
|
η1– КПД открытой ременной передачи, η1 = 0,95 [1, табл. 1];
η2 – КПД цилиндрического двухступенчатого редуктора, η2 = ;
При этом:
Определение частоты вращения вала исполнительного механизма и двигателя
Частота n3, мин-1, вращения вала:
|
где D – диаметр барабана ленточного конвейера,450 мм;
1 – электродвигатель;
2 – ременная передача;
3 – двухступенчатый коническо-целендрический редуктор;
4 – компенсирующая муфта;
5 – узел барабана.
Рисунок 1 – Кинематическая схема
привода ленточного конвейера
Частота n1, мин-1, вращения вала электродвигателя вычисляется по формуле:
|
|
i1 – передаточное отношение открытой ременной передачи, i1=2…3 [1, табл. 1];
i2 – передаточное отношение цилиндрического двухступенчатого редуктора, i2=3…6;
По формуле (1.5) получим интервал оптимальных частот вращения вала двигателя:
Выбираем частоту вращения вала электродвигателя примерно в 1,2…1,3 раза больше среднего значения интервала:
мин-1
Выбор электродвигателя
Исходя из необходимой мощности и интервала оптимальных частот вращения, выбираем электродвигатель – АИР71А4(рис.2). Мощность РДВ = 0,55 кВт с синхронной частотой вращения равной 1500 мин-1.
|
|
где nc – синхронная частота вращения, мин-1, nc=1500 мин-1[2];
S – относительное скольжение вала, %, S=9,5%;
Проверим условие работоспособности при пуске:
|
где – кратность пускового момента двигателя ;
– кратковременных пиковых перегрузок в приводе, =1,5;
2,4 > 1,5 – условие выполняется.
Рисунок 2 – Эскиз электродвигателя АИР71А4
1.5. Определение передаточного отношения привода расчет силовых и кинематических параметров привода выбор редуктора
Передаточное отношение привода i вычисляется по формуле:
|
Подставив, значения получим:
Назначаем передаточное отношение i1 открытой передачи таким образом, чтобы оно делило табличное значение интервала передаточных отношений в том же соотношении, в каком частота вращения выбранного электродвигателя делит интервал оптимальных частот вращения. Для этого составим пропорцию:
|
Подставив значения, находим i1:
i1=2.
Таким образом, передаточное отношение редуктора ip вычисляем следующим образом:
Округляем значение передаточного отношения редуктора до ближайшего значения в таблице стандартных коническо-цилиндрических редукторов по ГОСТ 27142-86 ip = 14. Тогда передаточное отношение клиноременной передачи равно:
|
|
j = 1, 2…k–1,
где k – порядковый номер исполнительного механизма на кинематической схеме привода (см. Рисунок 1);
Связь между частотой вращения предыдущего и последующего валов выражаются зависимостью:
|
Тогда частота вращения 2-го вала будет равна:
Вращающие моменты вычислим по формуле:
|
Вычислим вращающие моменты на всех валах:
Вычисленные параметры запишем в таблицу.
Таблица 1 – Силовые и кинематические параметры привода
Номер вала | Мощность Р, кВт | Частота вращения n, мин-1 | Вращающий момент Т, Нм |
0,52 | 1355,13 | 3,66 | |
0,5 | 677,7 | ||
0,46 | 23.9 | 183,8 |
Исходя из рассчитанных вращающего момента на выходном валу и частоты вращения на входном валу, выбираем стандартный коническо–цилиндрический редуктор по ГОСТ 27142-86 типоразмера Ц2У-100 Твых =250 Нм при nвх = 677,7 мин-1.
Типоразмер редуктора | L | L1 | L2 | L3 | L4 | L5 | B | B1 | B2 | H | H1 | H2 | d |
Ц2У-100 |
Рисунок 3 – Эскиз редуктора
2. Выбор муфты.
Муфта зубчатая серии МЗ является подвижной муфтой, она способна компенсировать угловое и радиальное смещение и перекосы осей валов. Муфта зубчатая серии МЗ состоит из двух зубчатых обойм, соединенных болтами, и двух зубчатых втулок, вставленных в обоймы. На обоймы устанавливаются крышки с манжетами.
Соединяемые муфтой зубчатой валы запрессовываются в отверстия зубчатых втулок. Зубья втулок входят в зацепление с зубьями обойм. Благодаря форме зуба втулок возможно незначительное смещение в любых направлениях. Зубчатые муфты изготавливаются в соответствии по ГОСТ 50895-96, ГОСТ 5006-83 или по ТУ заказчика.
Муфты зубчатые общемашиностроительного применения используются для соединения валов и передачи крутящего момента от 1000 до 63000 Н*м и специальных от 71000 до 250000 Н*м при угловых, радиальных и осевых смещений валов.
Компенсация смещений валов достигается относительным перекосом втулок и обойм за счет боковых зазоров между зубьями и выполнения поверхности выступов зубьев втулок сферической. Перекос оси каждой втулки относительно оси обоймы - не более 1°30'.
|
Муфты зубчатые
втулка, 2- обойма, 3- фланцевая полумуфта, 4- промежуточный вал.
Рисунок 4 – Эскиз муфты.
3. Проектирование ременной передачи.
Результаты расчета ременной передачи
По сравнению с другими видами передач ременные имеют ряд существенных преимуществ: возможность передачи движения на сравнительно большие расстояния без особого увеличения массы передачи; простота конструкции и эксплуатации; плавность хода и бесшумность работы; эластичность привода, смягчающая колебания нагрузки и предохраняющая от значительных перегрузок за счет скольжения; меньшая начальная стоимость.
Следует отметить и недостатки, присущие ременным передачам: сравнительно небольшие передаваемые мощности (обычно до 50 кВт); непостоянство передаточного отношения; значительные габариты; повышенные нагрузки на валы и опоры; необходимость натяжения ремня в процессе эксплуатации; малая долговечность ремней, особенно быстроходных передачах.
4. Проектирование исполнительного органа
Проектный расчет вала
Валы – детали, которые служат для поддержания других вращающихся деталей, а сами опираются на подшипники.
На этапе эскизного проектирования ориентировочно была намечена конструкция валов, определены диаметры отдельных участков. Теперь следует уточнить эти размеры, согласовать их с деталями, устанавливаемыми на вал, учесть вид и расположение опор, конструкцию уплотнения, технологию изготовления. Перед отработкой конструкции вала должны быть решены такие важные вопросы, как способ передачи вращающего момента в соединении вал - ступица и способ крепления деталей на валу от осевого перемещения.
1) Рассчитываем значение диаметра выходного конца вала:
;
где Mk = Т - крутящий момент, Н·мм; - допускаемое напряжение на кручение, ; =10…30 МПа; Т=184000 Нм – берём из предварительного расчёта привода.
мм.
Из стандартного ряда принимаем: d1=45 мм; L1=70 мм.
2) Далее по значению диаметра вала выбираем и устанавливаем шпонку.
Шпонка, выбранная по длине и диаметру конца вала, имеет размеры, ГОСТ 23360-78:
b | h | t | t1 |
3,3 |
где b – ширина, h – высота шпонки, t – глубина паза в вале, t2 – глубина паза в ступице, Lш – длина шпонки.
Длина шпонки: Lш=L1-20=70-10=50 мм.
Из стандартного ряда длину шпонки берём: Lш=50 мм.