Показатели уровня жизни населения.




 

Под уровнем жизни понимают определенную степень удов­летворения материальных и духовных потребностей населе­ния.

По рекомендации ООН уровень жизни измеря­ется системой показателей, характеризующих здоровье, уро­вень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение.

При межстрановых сопоставлениях уровня жизни (в том числе по методике ООН) используются следующие ключевые показатели:

ü валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (с пересчетом по паритету покупательной способности);

ü доходы (располагаемые) на душу населения;

ü доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП;

ü потребление основных продуктов питания на душу насе­ления;

ü обеспеченность основными предметами длительного поль­зования;

ü обеспеченность жильем;

ü ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин (сколько лет проживет человек из поколения родившихся при ус­ловии, что половозрастная смертность сохранится неизменной);

ü младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся);

ü общий уровень безработицы (доля безработных в числен­ности экономически активного населения);

ü безработица среди молодежи (до 24 лет);

ü доля государственных расходов на образование и здравоох­ранение в ВВП;

ü обеспеченность населения услугами здравоохранения;

ü образовательный уровень населения.

В отечественной статистике изучение уровня жизни осуществляется на основе построения и анализа широкой систе­мы взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, отра­жающих:

ü экономические возможности удовлетворения потребностей людей;

ü доходы населения;

ü потребление населением товаров и услуг;

ü накопленное имущество и жилищные условия населения;

ü социальную дифференциацию населения;

ü характеристику малообеспеченных слоев населения

Основными социально-экономическими индикаторами уровня жизни населения регионов являются:

ü среднедушевые денежные доходы (в месяц);

ü реальные денежные доходы (в процентах к предыдущему году);

ü среднемесячная номинальная начисленная заработная пла­та работников в экономике;

ü реальная начисленная заработная плата (в процентах к пре­дыдущему году);

ü средний размер назначенных пенсий по состоянию на ко­нец года;

ü величина прожиточного минимума (в среднем на душу на­селения в месяц);

ü численность населения с доходами ниже величины прожи­точного минимума;

ü соотношение с величиной прожиточного минимума средне­душевых денежных доходов и среднего размера назначенной ме­сячной пенсии;

ü коэффициент фондов (соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения).

 

Качество жизни - понятие более широкое, чем уровень жиз­ни, поскольку включает не только показатели обеспеченности жизненными благами и услугами, но и характеристику окружаю­щей среды, условий труда, морально-психологического климата, безопасности существования и других аспектов жизнедеятель­ности

Баланс денежных доходов и расходов населения - один из ос­новных источников информации, характеризующей объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения и находящей отражение в государственной статистике, отчетах фи­нансовых органов и внебюджетных социальных фондов.

Баланс показывает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов. Баланс разрабатывается на федеральном и местном уровнях. На федеральном уровне баланс строится самостоятельно и имеет расхождение с суммой территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств и т. п.

Баланс является одним из инструментов социально-эконо­мического анализа, позволяющих получить характеристику уров­ня жизни населения страны и ее регионов. С его помощью опре­деляют общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, реальные и номинальные доходы и покупательную способность населения, осуществляют распределение населения по уровню доходов и другие экономические расчеты как на феде­ральном, так и на региональном уровне. Баланс дает возмож­ность проанализировать основные показатели доходов и расхо­дов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Фактически баланс денежных доходов и расходов населения — промежуточное звено для пост­роения системы макроэкономических показателей.

В доходной части баланса отражаются поступления из раз­личных источников, которые могут быть выявлены с помощью статистической и финансовой отчетности, выборочных обследо­ваний и других методов исследования.

Расходная часть баланса состоит из трансфертов, выплачен­ных населением, расходов на приобретение товаров и услуг и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.

 

ВВП, исчисленный на душу населе­ния, является одной из трех составляющих индекса человеческо­го развития (обобщающего индикатора уровня жизни по «Прог­рамме развития ООН») и может быть использован для междуна­родных, межрегиональных и временных сопоставлений.

Для оценки социально-экономического положения субъектов Российской Федерации сопоставляют валовой региональный продукт на душу населения со средним по Российской Федерации или с со­ответствующим показателем в других регионах.

Другим обобщающим показателем уровня жизни населения яв­ляется индекс стоимости жизни. Под стоимостью жизни понимают стоимость совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей. Динамичес­кий аспект показателя стоимости жизни выражается индексом, ха­рактеризующим изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (исходя из фактической структуры потребительских расходов населения) в текущем периоде по срав­нению с его стоимостью в базисном периоде. В основе расчета ин­декса стоимости жизни Iст.ж лежит формула индекса цен Пааше:

 

Iст.ж =∑q1p1/∑q1p0,

 

где q1p1 - стоимость товаров и услуг, потребленных в отчетном периоде;

q1p0 - стоимость того же набора товаров и услуг в ценах базисного пе­риода.

 

Индекс стоимости жизни рассчитывается по данным выбо­рочных бюджетных обследований.

В настоящее время минимальная потребительская корзина определяется на основе методики исчисления величины прожиточного минимума, утвержденной постановлением Минтруда России «Об утверждении методики исчисления величины про­житочного минимума в целом по Российской Федерации» от 28 апреля 2000 г. № 36, а также постановлением Правительства Рос­сийской Федерации «Об изменениях, внесенных в методические рекомендации по определению минимальной потребительской корзины» от 12 августа 2005 г. № 511.

Минимальные наборы продуктов питания, непродоволь­ственных товаров и услуг рассчитаны исходя из необходимости удовлетворения физиологических потребностей в основных пи­щевых веществах и энергии человека со средней физической ак­тивностью.

Минимальный набор непродовольственных товаров включа­ет группу верхнего пальто, группу костюмно-платьевых изделий, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерей­ные изделия, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, товары культурно-бытового назначения. По этим группам указываются

минимальные объемы потребления в среднем на од­ного человека в год. По предметам первой необходимости, сани­тарии и лекарствам указывается процент общей величины расхо­дов на непродовольственные товары в месяц.

В минимальный набор услуг включаются жилье, центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, энергоснабжение, транспортные услуги (объемы потребления в среднем на одного человека в год), услуги культу­ры и другие виды услуг (процент общей величины расходов на ус­луги в месяц).

Стоимостная оценка потребительской корзины производится на основе данных Росстата об уровне потребительских цен и тари­фов на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Прожиточный минимум может использоваться в качестве со­циального норматива при установлении минимальных размеров оплаты труда, пенсии, стипендии, пособий и других выплат.

Соотношение прожиточного минимума, исчисленного в це­нах отчетного периода и в ценах базисного периода, характеризу­ет изменение уровня жизни малообеспеченных слоев населения, показывает, на сколько дороже или дешевле стал для низкодоход­ного населения неизменный набор продуктов, имеющий одинаковую потребительную стоимость.

Рациональная {оптимальная) потребительская корзина предс­тавляет собой норматив потребления населением товаров и услуг, который отражает величину и структуру потребления, обеспечи­вающие наиболее полное и разумное удовлетворение потребнос­тей человека при современном уровне социально-экономическо­го развития страны. Это социальный норматив, предусматриваю­щий более высокий уровень удовлетворения потребностей и бо­лее широкий набор товаров и услуг, чем в минимальной потреби­тельской корзине.

Величина рациональной потребительской корзины устанав­ливается структурно-нормативным методом. Продовольственная корзина определяется на основе рациональных норм потребле­ния (например, по мясу и мясопродуктам - 84 кг в среднем наду­шу в год, по фруктам и ягодам - 80 кг). Остальные составляющие рассчитываются в соответствии со следующей структурой рацио­нального потребительского бюджета:

ü питание- 27,1%;

ü непродовольственные товары - 41,3%;

ü услуги- 18,6%;

ü прочие расходы —13,0%.

Рациональный потребительский бюджет разрабатывается для различных социально-демографических групп населения и слу­жит для определения направлений социальной политики как по стране в целом, так и в отдельных регионах.

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженнос­ти), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страхо­вые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и дру­гие доходы.

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) исчисляются деле­нием годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодо­вую численность населения.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата ра­ботающих в целом по региону и по отдельным видам экономи­ческой деятельности рассчитывается делением фонда заработной платы на среднесписочную численность работающих.

Средний размер назначенных месячных пенсий определяется пу­тем деления общей суммы назначенных месячных пенсий на чис­ленность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсион­ного фонда Российской Федерации.

При анализе используют показатели абсолютной величи­ны денежных доходов населения, их структуры по источни­кам формирования, производят динамические и межрегио­нальные сопоставления.

Детализация анализа предполагает необходимость изучения структуры денежных доходов, ее изменения у различных соци­альных групп населения.

Покупательная способность денежных доходов населения от­ражает потенциальные возможности населения по приобрете­нию товаров и услуг и может быть выражена следующим образом:

ü через товарный эквивалент среднедушевых денежных дохо­дов населения;

ü через соотношение денежных доходов населения и величины прожиточного минимума.

Товарный эквивалент различных видов товаров и услуг харак­теризует количество товаров-представителей, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход. Он определяется отношением

В качестве товаров-представителей в расчетах используются основные продукты питания (говядина, молоко, яйца, рыба свежая, сахар-песок, масло растительное, маргарин, картофель, капуста, яблоки, хлебобулочные изделия из пшеничной муки и др.), отдельные непродовольственные товары (костюм мужс­кой, сорочка мужская, юбка женская, блузка женская, сапоги кожаные мужские, сапоги зимние кожаные женские и др.) и платные услуги, оказываемые населению (плата за жилье, электричество, водоснабжение и др.).

Аналогично рассчитывается покупательная способность де­нежных доходов в количестве определенных наборов товаров и услуг (прожиточного минимума или стоимости набора важнейших продуктов питания). При таком расчете в знаменателе при­водится стоимость соответствующего набора товаров и услуг.

Исчисленные в текущих ценах показатели денежных доходов населения являются номинальными. Реальное содержание дохо­дов определяется их пересчетом в сопоставимые цены путем де­ления номинального показателя на индекс потребительских цен. Полученные в результате пересчета показатели называются ре­альными (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии и т.д.).

Важнейшим направлением анализа доходов населения явля­ется изучение их дифференциации. Показатели дифференциа­ции доходов населения и их основных составляющих (заработная плата, социальные выплаты, доходы от собственности и предп­ринимательской деятельности) характеризуют степень расслое­ния населения по уровню жизни, отражая неравномерность распределения благ, получаемых различными группами населе­ния.

Для характеристики малообеспеченных слоев населения регио­нов используются следующие показатели:

ü численность населения с денежными доходами ниже вели­чины прожиточного минимума — определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточ­ного минимума;

ü численность (доля) малоимущего населения (домашних хо­зяйств) со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже ве­личины прожиточного минимума - определяется на основе дан­ных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств путем соизмерения располагаемых ресурсов с величиной прожи­точного минимума. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств представляют собой сумму средств, которыми обладало домохо­зяйство для обеспечения своих расходов и создания сбережений в течение учетного периода обследования, а также стоимости натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении льгот;

ü численность (доля) крайне бедного населения (домашних хозяйств) с уровнем располагаемых ресурсов ниже величины прожиточного минимума в два раза и более;

ü дефицит денежного дохода - определяется как суммарное значение доходов населения, не достающих до величины прожи­точного минимума.

Доля малоимущего населения в Российской Федерации с 2000 по 2003 г. уменьшилась с 28,9 до 20,6% общей численности населения, но остаются значительными региональные различия уровня бедности: от минимального - 13,1% в Тюменской облас­ти до максимального - 83% в Республике Ингушетия1.

Коэффициент {уровень) бедности определяется как доля насе­ления с доходами, равными (или ниже) величине прожиточного минимума (порога бедности) в общей численности населения.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: