Описание самостоятельных работ




Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в период, свободный от обязательных учебных занятий, и предназначена как для овладения курсом «Педагогическая психология», так и для формирования и развития навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Педагогическая психология» включает в себя работу по подготовке к лекциям, самостоятельное изучение студентами отдельных тем учебного процесса, а также самостоятельную работу по подготовке к практическим и семинарским занятиям. Форма отчетности предусматривается данными методическими рекомендациями и включает в себя в зависимости от вида самостоятельной работы и ее темы конспектирование психологической литературы, аннотирование, подготовку план-конспектов, решение задач, составление сводных таблиц, письменные ответы и сообщения по предъявленным вопросам.

Материал, предусмотренный для усвоения студентами в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который отрабатывается при проведении учебных занятий. В связи с этим темы, предложенные для самостоятельного изучения, входят в перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Педагогическая психология» в качестве отдельных самостоятельных вопросов либо будучи включенными в состав других вопросов.

Самостоятельная работа 1. Методологические проблемы педагогической психологии.

Цель: расширить знания студентов о связи педагогической психологии с другими науками, закрепить знания о специфике применения психологических методов в педагогической психологии.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Охарактеризовать какова связь педагогической психологии с другими науками и в чем она выражается?

3. Рассмотреть характеристики общих и специальных методов педагогической психологии.

Форма отчета – конспект.

Литература

1.Габай Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие/Т.В. Габай.- - М.: Изд-во Моск.Унив-та, 1995. - 160 с.

2.Загвязинский В.И., Стаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 208 с.

3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001; М:.Логос, 2004. - 384 с

4.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. /Н.Ф. Талызина. – М.:Просвещение,1998. – C. 13-19.

Самостоятельная работа 2. Исторические аспекты развития педагогической психологии.

Цель: систематизировать и углубить знания о вкладе ученых в развитие педагогической психологии.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Составить ответы на вопросы:

а)Какие принципы были положены в основу педологии как комплексной науки о ребенке?

б) В чем отличительная особенность современного этапа развития педагогической психологии?

Форма отчетности – конспект.

Литература

1. Власова О.И. Педагогическая психология: Учебн.пособие – К.: Лебедь, 2005. – 400с.

2. Возрастная и педагогическая психология:учебн. пособие./ О.В.Скрипченко, Л.В.Волинская, З.В. Огороднийчук и др. – К.,2001.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. /И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001; М: Логос, 2004. - 384 с.

Самостоятельная работа 3. Основные концепции психологии обучения.

Цель: углубить знания по вопросам безотметочного обучения; закрепить знания об основных концепциях психологии обучения, отработка навыков составления уроков, основываясь на знаниях теории поэтапного формирования умственных действий.

Вопросы и задания

1.Ознакомиться с указанной литературой.

2. Охарактеризовать психологические особенности безотметочного обучения.

3. Составить план-конспект статьи (№5 в списке литературы).

Форма отчетности – конспект.

Литература

1.Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Составители И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М., 1999.

2.Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки УД учащихся. / Начальная школа.- 1999.- №7.- С.61-71.

3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 2000. - С.62-74, 116-122.

4.Полуянов Ю.А., Матис Т.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности. // Начальная школа. - 1999. - №7. - С.71-77.

5.Строков Г.А. О единстве критериального и нормативного подходов к оцениванию знаний учащихся. // Психологический журнал. - 2005. - Т.16. - №2. - С.120-128.

6.Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса. Хрестоматия по педагогической психологии. / Составители А.Красило, А.Новгородцева. - М. - 1995. - С.31-44.

Самостоятельная работа 4. Психология воспитательного процесса

Цель: углубить знания об особенностях взаимосвязи обучения и воспитания, расширить знания об основных принципах личностно-ориентированного подхода к воспитанию

Вопросы:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Раскрыть основные принципы личностно-ориентированного подхода к воспитанию.

3. Раскрыть, какова роль психолога в организации воспитательного процесса в образовательном учреждении?

Форма отчетности – конспект.

Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. /М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298с.

2. Возрастная и педагогическая психология:учебн. пособие./ О.В.Скрипченко, Л.В.Волинская, З.В. Огороднийчук и др. – К.,2001.

3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. /И.В. Дубровина. – М:Просвещение., 2001.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. /И.А. Зимняя.- Ростов н/Д, 2001.- С.172-178.

5.Казанская В. Г. Педагогическая психология. /В.Г. Казанская. – СПб, 2003.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. /Н.Ф. Талызина. – М.:Издательский центр «Академия,2001.-288с.

Самостоятельная работа 5. Учебная деятельность

Цель: изучить понятия обучаемости и неуспеваемости; охарактеризовать причины неуспеваемости и типы неуспевающих учеников; углубить и расширить знания по вопросам педагогической отметки и оценки.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Раскрыть понятие обучаемости и неуспеваемости.

3. Дать характеристику типов неуспевающих учеников.

4. Изучить психологические вопросы педагогической отметки и оценки.

Форма отчетности – конспект.

Литература

1.Божович Л.И. О мотивации учения. /Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Составители И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М., 1999.-С. 88-90.

2.Зимняя И.А. Педагогическая психология. /И.А. Зимняя.- Ростов н/Д, 2001.- С.196-212.

3.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. /Н.Ф. Талызина. – М.:Просвещение,1998. – С.78-86.

Самостоятельная работа 6. Психологические причины школьной неуспеваемости учащихся Цель: систематизировать знания о психолого-педагогическом статусе школьников; углубить и расширить знания по вопросам составления диагностической программы обследования учащегося начальной школы.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Изучить и законспектировать таблицу основных параметров психолого-педагогического статуса школьников первой и второй ступеней обучения (№1 в списке литературы).

3.Составить рекомендации по преодолению и профилактике школьной неуспеваемости младшими школьниками.

Форма отчетности: конспект, отчетное задание.

Литература

1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. /М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – С.90, С.92-104.

2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. /И.В. Дубровина. – М:Просвещение., 1991.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. /Р.В. Овчарова.– 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352с.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. /Н.Ф. Талызина. – – М.:Издательский центр «Академия,2001.-288с.

Самостоятельная работа 7. Педагогическая деятельность

Цель: актуализировать знания о различных подходах к рассмотрению структуры педагогической деятельности; углубить знания по вопросам особенностей и функций педагогической деятельности.

Вопросы:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Дать определение педагогической деятельности и раскрыть её отличительные особенности.

3. Охарактеризовать функции педагогической деятельности.

Форма отчетности – конспект.

Литература

1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 2004.-С.262-277.

2.Казанская В. Г. Педагогическая психология. /В.Г. Казанская. – СПб: Питер, 2003.

3.Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель. // Вопросы психологии.-2003.-№3.-С.51-61.

4.Хон Р.Л. Педагогическая психология: принципы обучения. /Р.Л. Хон. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

Самостоятельная работа 8. Субъекты образовательногопроцесса.

Цель: изучить основные психологические особенности субъектов образовательного процесса; расширить знания относительно подготовки психологического анализа урока.

Вопросы и задания.

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2.Дать тезисные ответы на вопросы:

а) Обучаемость – важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.

б) Психологические особенности подростка-субъекта учебной деятельности.

в) Студент как субъект учебной деятельности.

Форма отчетности – конспект.

Литература

1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. /М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – С.90, С.92-104.

2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. /И.В. Дубровина. – М:Просвещение., 2001.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. /Р.В. Овчарова.– 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 2006. – 352с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. /И.А. Зимняя. – М.: «Логос»,2004. – С.166 – 190, 248-261.

5.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. /Н.Ф. Талызина. – М.:Издательский центр «Академия,2001.-288с.

6. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб. Учеб пособие./ В.Я.Якунин. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349с,

Самостоятельная работа 9. Психология личности учителя

Цель: закрепить знания по вопросам профессионализма педагога; расширить и углубить знания по проблеме профессионального становления личности студента.

Вопросы:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Выбрать правильный ответ.

Какая из сторон труда педагога в наибольшей мере определяет цели и задачи, нравственное содержание этого труда?

а) Педагогическое общение.

б) Личность педагога.

в) Педагогическая деятельность.

г) Социальная активность.

3. Описать этапы профессионального становления личности студента и структуру профессионального самосознания.

Форма отчетности – конспект.

Литература

1.Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. / А.А. Деркач.- М: ВЛАДОС, 2000.

2.Колесниченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. /А.К. Колесниченко.– СПб.: Питер, 2002.- С.18

3.Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии.-2003.-№2.-С.51-59.

4.Реан А. А. Психология и педагогика /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум.– СПб: Питер, 2003.- С.7

5.Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. /С.Д. Смирнов. – М.:Аспект Пресс, 2001. – 198 с.

Самостоятельная работа 10. Педагогическое общение.

Цель: актуализировать знания по проблеме творчества в педагогическом общении; расширить знания об особенностях взаимодействия учителя и учеников.

Вопросы и задания:

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. Охарактеризовать в чем проявляется творчество в педагогическом общении?

3. Охарактеризуйте основные компоненты педагогического общения.

4.Составить план - конспект статьи (№3 в списке литературы).

Форма отчетности – конспект.

Литература

1.Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. /И.В. Дубровина. – М: Просвещение., 2001.

2.Зимняя И.А. Педагогическая психология. /И.А. Зимняя.- Ростов н/Д, 2001.- С.195-210.

3.Мальковская Т.Н. Пути взаимодействия учителя и учеников. Хрестоматия по педагогической психологии. / Составители А. Красило, А. Новгородцева.- М.-1995.- С.245-248.

4. Педагогическая психология. /Под. ред. Н. В. Клюевой. – М.,2003.- С.45.

5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М., 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: