Шейх аль-Аббад: «Что касается поста по субботам… Вы говорите, что по субботам нельзя соблюдать добровольный пост вообще или только выборочно, отдельно от соседних дней?»
Шейх аль-Албани: «Нельзя вообще поститься по субботам, за исключением поста, который является обязательным. Что касается хадиса от Джуэйрии, в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, узнав, что она постится в пятницу, и спросил ее: «Ты постилась за день до нёё?... Ты будешь поститься на следующий день после неё?», и она ответила ему: «Нет». И он ей сказал: «Тогда разговляйся». Этот хадис внешне указывает на дозволенность поста в субботу, если ты постился и в пятницу. Однако хадис «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их» является запрещающим. И когда мы встречаем два религиозных текста, которые противоречат друг другу, причем один из них разрешает что-то делать, а другой запрещает то же самое, то предпочтение нужно отдавать запрещающему религиозному тексту. Это в соответствии с правилом, принятом в Шариате: «Аль-хазыр мукаддам ‘аляль-мубих» - «Запрещающий контекст главнее разрешающего».
Шейх аль-Аббад: «А разве нельзя сделать вывод, что этот хадис указывает на запрещение поститься в субботу выборочно, отдельно от соседних дней?»
Шейх аль-Албани: «Такой вывод сделать нельзя, потому что этот хадис «Не соблюдайте пост по субботам» не предполагает других исключений. Я приведу пример. Что говорят ученые, если бы на субботу пришелся праздник ‘Ийд аль-Адха? В такой ситуации, в пятницу был бы день ‘Арафа – день, в который соблюдать пост очень желательно для всех людей, кроме паломников, совершающих хадж. Но пост в пятницу нужно объединять с соседним днем, а в данном примере следующим днем будет суббота, на который приходится Ийд аль-Адха. Так что вы скажете – можно ли поститься в субботу в данном случае?»
|
Шейх аль-Аббад: «Нельзя, потому что это будет день праздника, а поститься в день Ийда харам (запрещено)».
Шейх аль-Албани: «Верно! И здесь мы все согласны, что поститься нельзя. Но тогда получается, что причина запрета поститься по субботам состоит не в том, что запрещено выделять субботу для поста в отдельности от остальных соседних дней, ведь в данном примере в пятницу тоже соблюдался пост. Причина тут в том, что о посте в день праздника существует всем нам известный запрет. Тогда можно спросить: разве есть какая-то разница между одним запретом (на пост в праздник) и другим (на пост в субботу)? Просто получилось так, что о запрете поститься в дни праздника известно всем ученым, требующим знания, и простым людям, а о запрете поститься по субботам, для многих было неизвестным. Но на самом деле, и в первом случае мы видим запрет, и во втором случае – такой же запрет!»
Шейх аль-Аббад: «Как быть с постом шести дней в Шаууале, соблюдаемых на основании хадиса: «Кто постился в Рамадане, а затем продолжил в след за ним поститься 6 дней в Шаввале…» и если один из этих шести дней придется на субботу, разве нельзя поститься? И то же самое можно сказать о трех днях в середине каждого месяца, если один из них придется на субботу, то, как быть? А так же день ‘Арафа?»
|
Шейх аль-Албани: «Что касается поста шести дней в Шаууале, то достоинство этого поста общеизвестно. И по вашим словам получается, что если поститься несколько дней подряд, то и в субботу поститься можно. Однако я поступил бы иначе: начну поститься 6 дней Шаууаля, но если один из них придется на субботу, я не буду поститься в этот день и пропущу его. Если совпадут, скажем, четверг и пятница, то поститься буду, но если придется пост на субботу, то не буду поститься. По моему убеждению, такой поступок окажется более правильным, нежели поступок того, кто будет поститься в субботу в качестве одного из шести дней Шаууаля. Почему так? Потому что я оставляю пост в субботу не по собственной прихоти и не в качестве новшества в религии. Я оставляю его ради Аллаха, следуя велениям Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Тому, кто откажется от чего-либо, исключительно ради Аллаха, Всевышний возместит более лучшим». Таким образом, поскольку шариатское правило гласит: «Запрещающий контекст, главнее разрешающего», мы должны во всех частных вопросах поступать в соответствии с ним. В том числе – и в вопросе, когда некий пост, не относящийся к категории обязательного, выпадает на субботу».
Так же хотел добавить к переведенному диалогу шейха Альбаний, рахимахуЛлах, и шейха аль-'Аббада, хафизахуЛлах, то что было в конце него:
Шейх 'абдуль-Мухсин: "Кто так же из учёных понимал, что нельзя поститься в субботу добровольным постом, даже если он будет присоединен к джум'а?"
Шейх Альбаний: "Если вы принимаете передатчика хадиса, кот. передал хадис, как учёного, то ответ "да"".
Шейх 'абдуль-Мухсин: "Нет, есть кто-то еще, помимо передатчика хадиса?"
Шейх Альбаний: "Я вам говорю передатчик хадиса, сахабий!"
Шейх 'абдуль-Мухсин: "Сахабий не сказал, что понимает хадис таким пониманием как ваше".
Шейх Альбаний: "Что же он сказал?!"
Шейх 'абдуль-Мухсин: "Может он просто передал хадис, включая понимание, что этот хадис можно совместить с хадисом Джуэйрия (где суббота присоединяется к джум'а)".
Шейх Альбаний: "Нет, это не так! Я имею в виду совсем другое. А это то, что он сказал: "Тот, кот. будет поститься в субботу, нет ему поста и нет ифтара (т.е. награды ни за то ни за другое)!...". По моему, это был сахабий, абдуЛлах ибну Буср. Так же шейх упомянул, что это мнение было среди ранних и поздних ученых.
Далее шейх сказал: "И сахабий этими словами сравнил пост в субботу с постом "дахр" (непрерывным), а пост "дахр" отвергнут...". (Конец цитирования диалога).
|
Что можно сказать о диалоге, при все уважении к шейху Альбани, конечно же удивительно как шейх Альбани ставит какое то правило выше слов самого посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ставит хадис в достоверности которого разногласия среди имамов этой общины и многие из которых отвергли этот хадис, ставит его выше многих хадисов пришедших в сахих Бухари как о том что если постишься в пятницу то постись день до него или после него! И самое удивительно, что шейх Альбани не смог привести на свое мнение ни одного ученого этой общины кроме как приписал это мнение сподвижнику! И вот этого факта, достаточно чтобы отвергнуть мнение шейха Альбани. Потому что, получается великие имамы которых шейх Альбани не достиг ни в знаниях ни в авторитете, не додумались до того до чего додумался шейх Альбани в 14 веке! И это в то время когда это известный вопрос в шариате и быть такого не может чтобы имамы были глупее шейха Альбани, и не знали правил шариата, о том что ставится выше! На оборот они и в знаниях хадиса и других науках превосходили шейха Альбани и по этому нет у нас нужды в иджтихадах шейха Альбани или других современных ученых в тех вопросах в которых известно слово салафов и имамов этой общины, современный ученый максимум в этом вопросе может провести исследование и прийти к одному из мнений имамов этой общины, а делать исследования и потом приходит к такому мнению которое до тебя ни кто не сказал и потом говорить что ты взял это из хадиса, это недопустимо о чем говорили имамы этой общины их слова придут ниже.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия о данном хадисе: "Очевидный смысл этого хадиса противоречит иджма!" Источник: "Шарх аль-Умда", 2-720.
Сказал имам Абу Хасан аль-Каттан: "Единогласны ученые, что кто добровольно постился один день, и это не день сомнения, и не день, который после половины Ша'бана, и не день джума, и не три дня ташрика после дня жертвоприношения - то он вознаграждается за свой пост, кроме как если это замужняя женщина". Источник: "аль-Икна фи масаиль аль-иджма", 1-231.
И так же иджма на это передал Ибн Хазм, см. "Маратиб аль-иджма", 41.
По этому если у тех кто говорит о запрете поста в суббуоту нет на их мнение слов имамов этой общины из числа салафов, то его нужно отвергнуть так как все благо это следовать за первыми поколениями Ислама о чем и говорил шейх Альбани.
Сказал имам Ахмад: "Не говори ничего, что не говорили ученые до тебя!" Источник: "Сунна аль-Халляль"
Сказал имам аш-Шафии: "И мы говорим то, что сказали ученые, кто были до нас, следуя за ними, и мы знаем, что не скроются Сунны Посланника Аллаха от всех них, а могут ускользнуть от внимания лишь части их. И мы знаем, что все они не соберутся на противоречии Сунне Посланника Аллаха, и на ошибке!" Источник: "Ар-Рисаля", 1-472
Субхан Аллах, и если это сказали имам Ахмад и имам аш-Шафии в своё время, то, что же говорить о нас и про наше время?!
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "И любое слово, в котором уединяется поздний ученый от ранних, и не предшествовало, что кто-то из них высказал его до него – оно является ошибочным словом!", и затем привёл вышеупомянутый асар от Ахмада. Источник: "аль-Фатауа аль-кубра", 2-308.
Сказал имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани: "Не разрешается никому вводить мнение, или толкование, на которое у него нет саляфа!" Источник: "Ан-науадир уа аз-зиядат", 1-5.
Сказал имам Ибн Абдуль Хади, да смилуется над ним Аллах: "Не разрешено введение толкования к аяту или Сунне, которого не было во времена саляфов, и о котором они не знали, и которое не разьяснили Умме! Воистину, введение такого слова несет в себе то, что они были невежественны об истине в этом вопросе, и отошли от нее! А нашел дорогу к ней этот поздний спорящий!" Источник: "Ас-сарим аль-мунки аля нахр ибн ас-Субки", 1-318.
Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: "Что же касается ученых и факихов из ахлиль хадис, то они следуют за достоверным хадисом, где бы он не был, если на него опирались в действии сподвижники и те кто после них, или группа из них. А что же касается того, в чем единогласны саляфы на оставлении этого, то не разрешено действовать по этому, потому что они не оставили это, кроме как по причине знания о том, что не действуется по этому!" Источник: "Фадль ильм ас-саляф аля ильм аль-халяф", 32.
Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль: "Надлежит тому, кто берется давать фетвы, знать о том, что сказали предшествующие ему, а иначе нельзя ему давать фетвы". Источник: "аль-Адаб аш-шар'ия", 2-134.
Спросили Исхака ибн Рахавейхи о значении хадиса: "Самый смелый из вас в даче фетв – самый смелый по отношению к Огню", и он ответил: "Сказал имам Ахмад, что это о том, кто берется давать фетвы, и высказывает то, что не он не слышал от тех, кто был до него". Источник: "аль-Адаб аш-шар'ия", 2-314.
Сказал имам аль-Аджурри о том кто дает фетву: "Он не должен выходить свой фетвой из слов сподвижников и слов факихов после них, и если его мнение будет соглашаться с мнением некоторых сподвижников и мнением некоторых имамов мусульман, то пусть высказывает его. А если он посчитал в каком-то вопросе что-то, что противоречит слову сподвижников и слову факихов, так, что он выходит из всех их слов – то он не высказывает его, а обвиняет своё мнение! И обязательно на нем спросить тех, кто более знающ, чем он, или наравне с ним, чтобы открылась для него истина, и просить своего Господина чтобы Он привел его к постижению истины и блага". Источник: "Ахляк аль-уляма", 1-43.
Сказал хафиз Ибн Роджаб об одном из иджтихадов Ибн Хазма: "Если бы это понимание было истиной, то не скрылось бы от всех ученых Ислама кто был до него!". Источник: "Фатхуль бари", 2-24.
Говорит шейх Салих ибн Абдуллах Аль-Усеймин: "Если ты видишь, что некое явление распространено в исламской общине и никто его не порицал, а затем через долгие века появился человек, который порицает /отвергает это, то знай, что это его слова порицаемы/ отвергаемы. Пусть это будет правилом для тебя. Потому что религия в том, что касается знания, наследуется, а не зачинается. И это правило из числа тех, которые вывел Аш-Шатыби, да помилует его Аллах, и посвятил ему много слов. Оно заключается в том, что религия берется через передачу, т.е. наследуется, а не зачинается, так что каждый приходит и зачинает что-то новое. И если какое-то общее положение распространилось в исламской общине, и не было его порицания или отрицания кроме как через долгое время, то знай, что тот, кто появился позднее, более достоин порицания, нежели предшественник. Потому что невозможно, чтобы исламская община долгие века не знала своей религии, а затем в 15 веке мы бы открыли истину". Сл. "Та'ликат аля аль-мифтах филь-фикх аля мазхаб аль-имам Ахмад".
По этому те кто придерживаются мнения шейха Альбани и категорически запрещают любой пост в субботу кроме поста в месяц Рамадан мы требуем приведите нам кто из имамов салафов говорил такое до шейха Альбани при всем уважении к шейху? И если вы не приведете слова имамов салафов, то получается вы не следуете за салафами, в этом вопросе, а следуете за тем, кто жил через тысячи лет после них. И если вы придерживаетесь этого отколовшегося мнения, то не надо им кого то обязывать так как нет у вас имамов на это мнение.
Что же касается того что передано от шейха Мухаммада ибн Хизама, что нельзя выделять именно день субботы постом, а держать пост например в пятницу и субботу можно, то внешне это мнение кажется сильным, если бы не одно но, потому что если ты считаешь хадис о запрете поста в субботу достоверным, тогда это противоречит тому что ты утверждаешь приводим текст из хадиса: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением обязательного поста». В хадисе этом исключение дается только для обязательного поста, именно поэтому видать и шейх Альбани буквально и понимал этот хадис и запрещал любой пост кроме поста в Рамадан. По этому кто считает этот хадис достоверным но при этом дозволяет добровольные посты, а ведь пост в пятницу и в субботу не является обязательным постом, и если ты считаешь хадис достоверным то в хадисе пришло исключение в качестве дозволенности поста в субботу только для обязательного поста, как же ты говоришь что хадис у меня достоверен а потом сам противоречишь тексту хадиса и говоришь, что такие-то добровольные посты можно держать?
Это то что я увидел, в любом случае мнение шейха Мухаммада ибн Хизама и тех ученых от которых он это передал куда легче того что передал шейх Альбани. И мало того что это мнение противоречит достоверным хадисам, это мнение также будет приносить трудности тем кто его придерживается, и может лишить их многих благ как пост в день Ашура, или пост в день Арафа если они выпадут на день субботы. Я так понимаю пост Дауда, вообще должен быть аннулирован, если придерживаться мнения шейха Альбани. Или что постоянно прыгать, когда пост на субботу попадает? В любом случае все благо следовать за имамами первых поколений как в акыде так и в фикхе, а тех кто противоречит им их мнения нужна оставлять если мы салафиты.
Шейх ибн Усейсемин говорит: «И в связи с этим, хотелось бы разъяснить то, что приводится в хадисе, который привел абу Дауд, о том, что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: "Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным для вас! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их, (но не соблюдайте пост)".
Сказал абу Дауд, что Малик, да помилует его Аллах, речь идет об известном Имаме, а это - Малик ибн Анас, сказал, что хадис этот - "казиб" - ложный! То есть, "мактуб" - приписанный Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, хадис, достоверность которого не подтверждена!
И действительно тот, кто рассмотрит этот хадис, найдет в его "Иснаде" (цепочке передатчиков хадиса) неясность - "идтыраб", а в его "матне" (тексте хадиса), найдет отклонения, неприемлемые и отвергаемые вещи - "шузуз", и спорные моменты! Что касается неясности "иснада", то об этом упоминали ученые - хадисоведы, и тот, кто желает вернуться к разбору цепочки передатчиков этого хадиса, пусть сделает это! А что касается неприемлемых и отвергаемых вещей в тексте хадиса, то установлено от Пророка, и хадис этот приводится в достоверном сборнике имама Аль-Бухари, что Пророк мир ему и благословение от Аллаха, зашел к Джувейрии бинт Аль-Харис, (в пятницу) и она сообщила ему, что соблюдает пост. Пророк спросил ее: "Постилась ли ты вчера?" Она ответила: "Нет". Пророк мир ему и благословение от Аллаха, спросил: "Будешь постится завтра?" Она ответила: "Нет". Пророк мир ему и благословение от Аллаха, сказал: "Тогда разговляйся!".
И известно, что за пятницей следует суббота. И это слова Пророка мир ему и благословение от Аллаха, в хадисе который приводит Бухари, (указывает) на то, что он позволил соблюдать пост в субботу!
Также в других сборниках хадисов приводится что Умм Саляму, да будет доволен ею Аллах, спросили: "В какие дни Пророк, постился чаще всего?" Она сказала: "В субботу и воскресенье". Итак, утвердилось из Сунны Посланника Аллаха мир ему и благословение от Аллаха, словами его и делами, что соблюдение поста в субботу не является запретным!
Ученые разошлись во мнениях относительно этого хадиса, и из них есть те, которые сказали что хадис о запрете соблюдения поста в субботу вообще не берется во внимание, и нет ни каких проблем, чтобы поститься в этот день, и не имеет значения, был ли это пост связан с другими днями (до и после него) или же он был отдельным постом! Потому что хадис недостоверен, а на таких хадисах не строятся законоположения Шариата! И также среди ученых есть те, кто посчитал этот хадис хорошим и достоверным, и рассмотрев все придания на эту тему и объединив между ними, они сказали, что обсуждаемый запрет касается лишь соблюдения поста в субботу отдельно от других дней. И это мнение выбрал имам Ахмад, да помилует его Аллах, который сказал: "Нет проблем в том, если человек постится в субботу и в другой день вместе с ней.Как например он постится в пятницу и в субботу, или в субботу и воскресенье". И мы также скажем, что нет ничего зазорного в том, чтобы постится в субботу (отдельно от других дней), если на нее приходятся узаконенные шариатом дни, в которых соблюдается пост, как пост в день "Арафа" или в день "Ашура". Потому что здесь подразумевается соблюдение поста именно в эти дни, а не пост в субботу. Я обратил ваше внимание на это, потому что слышал, что некоторые братья, повелели людям, которые постились в субботу, для соблюдения поста в девятый и десятый день - "Ашура", - прервать свой пост! В действительно это, - стремление и усердие в поисках истины, однако не каждый стремящийся к ней бывает правым!». Источник: https://youtu.be/eBa6i7Bwwcw
Вопрос: Является ли добровольный пост в субботу нежелательным?
Ответ шейха Джухани: «В субботу можно соблюдать пост так же, как и в другие дни недели. Что касается хадиса о запрете соблюдения поста в субботу, то он является слабым (да'иф). В субботу можно соблюдать пост так же, как и в другие дни недели. На это указывают множество сильных, словно горы, доказательств в двух достоверных сборниках и в других книгах. Все эти доводы невозможно отвергнуть только из-за наличия хадиса, который имамы назвали слабым. Некоторые сказали, что этот хадис - отвергаемый (мункар), некоторые сказали - отмененный (мансух), некоторые сказали - запутанный (мудтариб). Ученые ослабили этот хадис, назвали его отвергаемым. Этот хадис не был известен до тех пор, пока шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, не назвал его достоверным. С ним не согласился никто из обладателей знания - даже современных. Наоборот, они опровергли его и не приняли его слова относительно этого хадиса. Шейх аль-Альбани разрешал поститься в субботу только в Рамадане, однако это мнение является слабым. Никто из ранних ученых - факыхов не придерживался данного мнения, за исключением одного (или двух), например, ибн Хазм. Это - слабое мнение. А Аллах - Тот, к Кому обращаются за помощью». Источник: https://youtu.be/w6Ww_kbWMCo
Вопрос: Хочу спросить у вас о достоверности хадиса: "Не поститесь в субботу".
Ответ шейха Мустафы аль-Адави: "Хадис: "Не поститесь в субботу кроме того что обязательно для вас". Хоть и назвали его некоторые хорошим, однако имамы, как например имам Ахмад сказали: "Основы Шариата противоречат ему". И сказал имам Малик: "Этот хадис - ложь!". И сказал Ан-Насаи: "Он запутанный", и сказал Абу Дауд: "Он отмененный".
И казал Яхья ибн Саид Аль-Каттан, и Аз-Зухри: "Мы не переставали опасаться рассказывать его". И это все пришло от них потому, что достоверные тексты, которые сильнее его, противоречат ему! У нас есть слово Пророка, мир ему и благословение от Аллаха: "Пусть не постится никто из вас в пятницу, кроме как постится день до неё или день после неё". - А после неё идет суббота. Затем у нас есть хадис: "Лучший пост - пост Дауда, он постился день, и день разговлялся". ( Аль-Бухари. № 3420. Муслим, № 1159). И из постоянного соблюдения поста Дауда обязательно вытекает пост в субботу. Также у нас есть хадисы пришедшие о посте трех дней - 13, 14 и 15 числа каждого (лунного) месяца, и если ты будешь постоянно постится эти три дня, то непременно в один из месяцев попадешь на субботу. И также слова Пророка, мир ему и благословение от Аллаха: "Кто постился месяц Рамадан, а затем постился вслед за этим шесть дней Шауаля - как будто постился весь год". И эти шесть дней рано или поздно в одни из годов попадут на субботу. И поэтому, сказал имам Ахмад: "Основы Шариата противоречат этому хадису". А Аллах знает лучше. Источник: https://youtu.be/9bwkxsuipYk
Хадис ‘Убайда аль-А‘раджа: «Моя бабушка рассказывала мне, что однажды она зашла к Посланнику Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) в субботу, когда он обедал. Он сказал ей: “Иди сюда, поешь!” Она ответила: “Я пощусь”. Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) спросил: “Ты постилась вчера?” Она ответила: “Нет”. Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал: “ Тогда ешь, ибо пост в субботу — ни за тебя, ни против тебя” ». Ахмад т. 6, с. 368, и другие. «Силсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 225.
Если этот хадис достоверен то он подтверждает мнение тех кто дозволяют постится в субботу вместе с днем до него, так же указывает как минимум на нежелательность выделять именно день субботы постом, если не постился до него.
[Конец примечания].
Хадис 677. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил поститься в день ‘Арафы в долине ‘Арафат. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма и аль-Хаким назвали его достоверным. Тем не менее аль-‘Укейли назвал хадис неприемлемым.
Говорит шейх Мухаммад ибну Хизам: «Этот хадис является слабым. Приводит его имам Ахмад, а так же абу Дауд, а так же ан-Насаи, а так же ибн Маджда, ибн Хузйма, аль-Хаким, по дороге от Махди аль-Абди аль-Хаджари, от Икрима, от абу Хурейры, от пророка, салляЛлаху аляйхи ва саллям. Что касается Махди аль-Абди аль-Хаджари, то он является неизвестным передатчиком. Сказал о нем Укейли: «Никто не поддержал его в передаче этого хадиса, и он является неизвестным, поэтому этот хадис не принимается».
И передается так же от пророка, салляЛлаху аляйхи васаллям, с хорошими иснадами, что пророк, салляЛлаху аляйхи ва саллям, совершая хадж и будучи на Арафате не продержал пост в этот день. Но вместе с этим от него не пришло достоверного запрета держать пост в этот день».
()Значит хадис о том, что пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, запретил держать уразу в день Арафата на Арафате (находясь на горе Арафат). Этот хадис является слабым, но достоверно от Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, пришло, что он сам не держал пост, находясь на горе Арафате в день Арафат, но что касается запрета, запрета достоверного не пришло().