особенностей личности, складывающихся и проявляющихся




ХАРАКТЕР

В психологии понятие характер (от греч. charakt?r — «печать

», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных

особенностей личности, складывающихся и проявляющихся

в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее

способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том,

что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность,

что это человек смелый, правдивый, откровенный,

т.е. названные качества — свойства данного человека, черты

его характера, которые могут проявиться при соответствующих

обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной

долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать

ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером

нередко говорят: «Он должен был поступить именно так,

он не мог поступить именно так, он не мог поступить иначе —

•такой уж у него характер».

Однако характерными можно считать не все особенности человека,

а только существенные и устойчивые. Если человек, к

примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это

еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его

характера. Порой даже очень веселые люди могут испытывать

чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Характер 393

Выступая как прижизненное образование человека, характер

определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений,

действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется

определенный образ жизни человека, формируется и

сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия

и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит

жизненный путь человека, на основе его природных свойств

и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно

формирование характера происходит в различных по уровню

развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная

команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от

того, какая группа является для личности референтной и какие

ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие

черты характера будут развиваться у ее членов. Черты

характера также будут зависеть от позиции индивида в группе,

от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе

высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные

возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс

взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и

сам коллектив.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия,

влияния, составляет жизненную направленность личности,

т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы,

убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет

цели, жизненный план человека, степень его жизненной

активности. Характер человека предполагает наличие

чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от

чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи,

которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение

между общественно и личностно значимым для человека.

В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные

задачи. Именно на них формируется и проверяется характер

людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степени

к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому

характер — это не просто любое проявление твердости,

упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством),

а направленность на общественно значимую деятельность.

Именно направленность личности лежит в основе единства,

цельности, силы характера. Обладание целями жизни —

главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку

свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако

характер и направленность личности — это не одно и то же.

Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоко-

394 Индивидуальные проявления и особенности личности

нравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными

помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток

на все поведение человека. И хотя поведение

определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений,

в этой системе всегда что-то выдвигается на первый

план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный

колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является

система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную

направленность поведения человека, его непреклонность в

достижении поставленных целей, уверенность в справедливости

и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера

тесно связаны с интересами человека при том условии,

что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и

неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью,

с недостатком самостоятельности и цельности

личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность

интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости

личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных

особенностей характера. Так, среди рационализаторов

можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых,

эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также

привязанности и интересы человека, связанные с его досугом.

Они раскрывают новые особенности, грани характера: например,

Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов —

городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих романов.

Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности

и интересы, определяют не только помыслы и чувства

личности, но и направленность его деятельности. Не менее

важно и соответствие действий человека поставленным целям,

так как личность характеризуется не только тем, что она делает,

но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только

как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно

разными путями к достижению целей и используя для этого

свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет

и специфику характера личности. Черты характера, обладая

определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации

выбора действий или способов поведения. С такой точки

зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень

выраженности у индивида мотивации достижения — его

потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для

одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех

(проявление инициативы, соревновательной активности,

Характер 395

стремление к риску и т.д.), в то время как для других более

характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от

риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы

и т.д.).

Учение о характере — характерология имеет длительную историю

своего развития. Важнейшими проблемами характерологии

на протяжении веков было установление типов характера и

их определения по его проявлениям с целью прогнозировать

поведение человека в различных ситуациях. Так как характер

является прижизненным образованием личности, большинство

существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся

внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения

человека является объяснение его характера датой рождения.

Разнообразные способы предсказания судьбы и характера

человека получили название гороскопов. Практически, все

гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной

период разбивается на определенные интервалы, каждому из

которых присваивается определенный знак, символ. Описание

характера человека дается через призму различных свойств этого

символа. Однако характеры людей, родившихся в одно и то

же время, по разным гороскопам оказываются различными. Так,

например, в соответствии с гороскопом друидов, проводящих

связь человеческих характеров с деревьями, человек, родившийся

в интервале с 22 декабря по 1 января, является яблоней. Согласно

гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней

симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысль о

любви, даже когда сама о ней и не думает. По астрологическим

знакам Зодиака человек, родившийся в период с 22 декабря по

20 января — Козерог. По данному гороскопу это предполагает

упрямый характер, наиболее стойкий, выносливый, скрытый,

тайносамолюбивый. Живет реальной действительностью, преодолевая

неприятности и препятствия. Восточные гороскопы

устанавливают 12-годичные циклы, каждый из которых проходит

под знаком какого-нибудь животного. Человек, рожденный

в определенном году, получает ряд врожденных свойств, в соответствии

с которыми и складывается его характер. Однако

сравнение характеристик аналогичных животных в японском

или, скажем, китайском гороскопах также существенно различается.

Не менее популярны попытки связать характер человека с

его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила

новый импульс развития. Теоретики данного направления

считают, что определяющее влияние имени человека на его ха-

396 Индивидуальные проявления и особенности личности

рактер вызвано следующими факторами. С одной стороны, максимальная

скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдается

в первые месяцы жизни, с другой — в это же время самой

частой гаммой звуков, которую наблюдает ребенок, является

его собственное имя. Младенец не подражает услышанным звукам,

а подражает озвученной мимике. В результате у ребенка

рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех

группах мышц — мимических, артикуляционных и дыхательных,

которые участвуют в произнесении имени. Обмен веществ

в мышцах, где возникает импульс, ускоряется на фоне и без

того стремительного роста. В конце концов эти маленькие, но

заметные в своем влиянии на строение мышц лица мимические

мышцы окажутся акцентировано развитыми. Именно поэтому

люди с одинаковыми именами похожи друг на друга. Подобным

образом формируется и характер, который у Антонов — противоречивый,

упрямый, настойчивый; у Владимиров — более тонкий

и цельный; Борисы же склонны к лидерству, самолюбивы,

уравновешенны, но не лишены горячности и т.д.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала

физиогномика (от греч. physis — «природа», gnomon — «знающий

») — учение о связи между внешним обликом человека и

его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря

чему по внешним признакам могут быть установлены психологические

характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон

предлагали определять характер человека, отыскивая в его

внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем

отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером

этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у

быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями,

как у свиньи, — глупость, нос, как у льва, — важность, волосы

тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, — робость, волосы

жесткие, как у львов и кабанов, — храбрость.

Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна

Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания

человеческого характера изучение строения головы, конфигурации

черепа, мимики и т.д. Так, о гениальности Гете, по мнению

Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос,

который «знаменует продуктивность, вкус и любовь — словом

поэзию».

При определении характера человека физиогномисты использовали

в качестве определяющих самые различные признаки.

Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. Лафатер в

своей «физиогномии» писал: «Все, что содержит человеческое

естество, вложено в его уста. Как в спокойном состоянии, так и

в бескрайнем разнообразии своих движений они содержат це-

Характер 397

дый мир характеров. Они — главная резиденция разума и безумия,

силы и слабости, добродетели и порока, деликатности и

грубости человеческой, они — резиденция любви и ненависти,

искренности и лицемерия, смирения и гордости, истины и лжи».

А Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямопропорци-

ональна твердости характера; расслабленные губы — признак

обладания «женскими» чертами характера (мягкость, любезность),

и чем больше — тем выраженнее (у глупого человека,

например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что даже

когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная

маска, соответствующим образом связанная с характером.

Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой,

светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.

Характерные отношения человека проявляются не только в

мимике его рта, но и речи. Характер человека раскрывается как

в содержании речи, т.е. в том, о чем преимущественно говорит

данный человек, так и в форме речи, в том, как он говорит.

Великие писатели нередко подчеркивали характер героев своих

произведений через их речь. Оклик Простаковой: «Лежит! Ах,

она бестия! Лежит! Как будто благородная!..», — свидетельствует

о бессердечности, грубости, жестокости «благородной»

дворянки по отношению к преданной ей Еремеевне.

Однако самым важным показателем характера являлись глаза

человека. Еще древние говорили: «Глаза — это зеркало души

». Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые

глаза являются признаком глупости. Л.Н.Толстой различал,

например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный,

холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых

одни глаза смеются, — это люди хитрые и эгоисты. Есть

люди, у которых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешительные,

и оба эти смеха неприятны».

В настоящее время под эти чисто беллетристические факты

пытаются подвести научные доказательства. Американские психологи

Дж.Глайв и Э.Клери после пятилетнего изучения черт

характера примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными

глазами обладают большей жизнью, инициативой и более

неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У

взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают,

что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но

имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются

настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их

поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз —

упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются своего, несмотря

на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны.

Ревнивы, большей частью однолюбы. Те, кто обладает темно-

398 Индивидуальные проявления и особенности личности

карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы.

Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило, общительны,

любят юмор, легко сходятся с людьми. Нередко поступают

опрометчиво, после чего мучаются раскаяниями. Обладатели

светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению,

мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы,

старательны, на них можно положиться — они не подведут.

Синие глаза свидетельствуют о романтических наклонностях,

но в то же время и об эгоизме и самомнении. Синеглазые

легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их несомненно

положительная черта — правдивость. Что же касается

людей с зелеными и серо-зелеными глазами, то, как уверяют

Дж.Глайв и Э.Клери, в большинстве случаев они имеют сильную

волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели.

Они отличаются постоянством. Бывают жесткими и несговорчивыми.

В качестве отдельного направления характерологии можно

выделить определение индивидуальных особенностей человека

по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов,

наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как

он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.

В обыденном сознании сложилось, например, мнение, что люди

высокомерные чаще наклоняют корпус назад, выпячивают

грудь, отбрасывая голову назад. Подхалим весь наклоняется вперед,

взгляд заискивающий, хотя в уголках глаз едва заметный

хитрый смех, на лице широкая, подобострастная улыбка.

А вот, как характеризуют женщин по позе, в которой они

сидят на стуле, современные характерологи. Если женщина

предпочитает сидеть на краешке стула, сжав колени, то она

очень активна, жизнерадостна, непоседлива. Постоянно хватается

за все, не доделывая начатое до конца. Слишком нетерпеливы,

но зато вовлекают в любое начинание даже тех,

кому та или иная работа не по душе. Весь день у них проходит

в хлопотах, но конца им не видать и в последующие дни.

Положение крест-накрест в области колен, ноги выдвинутые

вперед, и лежащие на коленях руки — тип эгоистичных,

самодовольных, самовлюбленных женщин. Она любой ценой

старается привлечь к себе внимание и стремится показать

себя умнее других во всех вопросах. Если это ей не удается,

она становится агрессивной или же уединяется в темном

уголке. Чересчур любопытна. Вытянутые вперед ноги,

одна чуть впереди другой, «говорят» о неустойчивом, неуживчивом

характере. Эти женщины считают, что они знают

все, и лишь в исключительных случаях признают свои ошибки.

Их упорство убедить собеседника в собственной правоте

Характер 399

быстро надоедает. Вопреки этому аргументы их нередко неотразимы,

и во многих вопросах логика на их стороне.

, Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое

направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия

(от греч. cheir — «рука» и manteia — «гадание», «пророчество

») — система предсказания черт характера человека и

его судьбы по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известна

с глубокой древности, но наибольший расцвет приходится на

XVI—XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы

существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия

тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками

руки, которые принимаются во внимание, являются

«7 холмов» на ладони, называемые именами Солнца и планет:

Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала

хиромантию, однако изучение эмбрионального развития

пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок

к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики. Было,

в частности, показано, что формирование рисунка ладоней

каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3—4

месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем

же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями

плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать

скорее как анатомическую или физиологическую особенность

организма, и она может быть поставлена в один ряд с

конституциональным направлением характерологии, ярким

представителем которого был Э.Кречмер. Кречмер рассматривал

характер в связи со строением тела как психическую конституцию

человека, соответствующую его телесной конституции,

и объяснял характер, в конечном счете, врожденными,

прежде всего эндокринными факторами.

Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия,

ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными

данными о том, что характер человека зависит от

строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли

из этого, что определение характера человека на основании изучения

его внешности невозможно? Вероятно, есть смысл вспомнить

высказывание Чарльза Дарвина о том, что для физиогно-

миста существенно знать, что «...каждый индивидуум сокращает

преимущественно только определенные мускулы лица, следуя

своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее

развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным

сокращением, могут сделаться более глубокими и видимыми

». Связь между внешностью человека и складом его характера

отчетливо прослеживается как в литературных произведени-

400 Индивидуальные проявления и особенности личности

ях, так и в изображении великих мастеров портрета. Однако

научная психология исходит из положения, что зависимость

между привычным выражением лица человека и складом его

характера не является однозначной. То или иное выражение

лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины

возникновения. И здесь нельзя не согласиться с А. В. Петровским,

что причиной слегка приоткрытого рта может быть не

только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и

напряженное внимание.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека

можно получить, зная специфику его поступков, поведения,

деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится

в определенных условиях потребностью, как известно, называются

привычками. Здесь уместно вспомнить восточную

поговорку: «Посей поступок — пожнешь привычку, посей

привычку — пожнешь характер, посей характер — пожнешь судьбу

». Акцент в ней делается на привычных действиях человека,

которые, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его

существо, влияя на положение человека в общественной жизни и

на отношение к нему со стороны других людей. На это же указывали

Андре и Гастон Дюрвили, по мнению которых, выражение

— это жест, закрепленный долгим повторением. Идея и внешний

ее образ тесно связаны между собой. Именно поэтому движения

музыкантов красивые, гармоничные, а люди слабоумные обычно

неловки в своих движениях. Боязливые же люди, как считают

Дюрвили, выдают себе нестройными жестами. Это вызвано «безрассудными

страхами, которые носятся вихрем в их умах. Так же

беспорядочно жестикулируют их брови, лоб, губы, руки, ноги.

Если они захотят сказать что-нибудь, то не могут из-за заикания.

Для них характерно сломать стул, сесть на чью-нибудь шляпу,

пролить чай и пр.».

В этом отношении более ценным в диагностическом отношении

по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать

графологию — науку, которая рассматривает почерк как

разновидность выразительных движений, отражающих психологические

свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые

веками, устанавливали связь между двумя рядами

фактов — особенностями почерка и характером. Некоторые связи

были довольно очевидны: «Чудак (оригинал) пишет своеобразно,

поэтому его легко и узнать». Другие не столь ясны: «Сильный

наклон выражает большую впечатлительность».

В те времена, когда письмо было профессиональным искусством

— каллиграфией, казалась очевидным связь письма не

только с техникой, умениями и способностями айтЬра, но и его

духовным и нравственным обликом. Каллиграфу предъявляли

Характер 40 1

скмые суровые требования аскетизма, ибо для чистого письма

нужен был человек, наделенный громадным самоконтролем, с

жесткой внутренней организацией, чтобы полностью владеть

почерком, чтобы из психики в письмо не проникло ничего лишнего,

ничего искажающего форму. В настоящее время не подтверждаются

однозначные связи между графическими признаками

письма и якобы соответствующими им чертами характера.

Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального

состояния и некоторых типологических свойств

высшей нервной деятельности. Специфические особенности почерка

служат для диагностики некоторых психических заболеваний.

Например, почерк больных шизофренией нередко отличается

вычурностью, нарочитой стилизованностью.

Еще Н.А.Бернштейн отмечал, что больше всего механику движения

живого организма отличает от движения машины «избыточность

степени свободы». Одно и то же действие можно совершить

множеством способов, поэтому в каждом действии можно

выделить то, что может быть связано с личностным смыслом

этого действия. Благодаря этому писатели могут очень точно

передавать характер своего героя. Так, например, М.Ю Лермонтов

в повести «Герой нашего времени» писал: «Его походка

была небрежна, ленива, но я заметил, что он не размахивал

руками, — верный признак некоторой скрытности».

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере

человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего

облика, не его непроизвольные действия, а сознательное

поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает

человек в той или иной ситуации, оценивается его характер.

Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже

в процессе деятельности: один делает все быстро, другой — медленно

и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка,

а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только

через какой-то период времени, не решив проблему с наскока,

осматривается и координирует свои действия с учетом обстоятельств.

Эти особенности, выделяемые в поведении человека,

называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта

есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных

ситуаций, в которых они проявляются, и, как было отмечено

выше, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может

быть грубым. Поэтому любая черта характера — это устойчивая

форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного

вида поведения ситуациями.

По мнению Ю.М.Орлова, наряду с ситуациями, в которых

обнаруживается определенная черта человека, ее существенной

402 Индивидуальные проявления и особенности личности

характеристикой является вероятность того, что данный вид пб-

ведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно

говорить как об устойчивой характеристике человека, если Вероятность

ее проявления в определенной ситуации достаточно

велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется

не всегда, в противном случае речь шла бы просто о механическом

поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает

проявление привычки человека: в определенных условиях

действовать определенным образом. Такая черта, как

альтруизм, может проявляться в привычке оказывать помощь

всем, кто в ней нуждается. Привычка не всегда может перейти

в черту характера, это лишь предрасположенность к действию

соответствующим образом. Черта характера включает в себя определенный

способ мышления, понимания. В совершение характерного

поступка включены волевые механизмы, задействованы

чувства. Привычка не включает в себя эти компоненты.

В то же время, обусловливая поведение человека, черта характера

в поведении и формируется. Чтобы стать альтруистом, надо постоянно

оказывать людям помощь, хотя первый альтруистический

поступок мог быть вызван случайным порывом. Формирование

черт характера не может быть оторвано от формирования

мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии,

закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый

действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению

С.Л.Рубинштейна, — это в потенции будущая черта характера

в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые

еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые

свойства. Путь к формированию черты характера лежит

поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения

и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:

сила — слабость; твердость — мягкость; цельность — противоречивость;

широта — узость. Если под силой характера понимают

ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели,

его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение

сил при встрече с трудностями, умение преодолевать

их, то слабость характера связывают с Проявлением малодушия,

нерешительности, «астеничности» в достижении цели, неустойчивости

взглядов, трусости и т.д. Твердость характера означает

жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании

взглядов и т.д., в то время как мягкость характера

проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям,

достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении

разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера

определяется степенью сочетания ведущих и второсте-

Характер 403

1, пенных черт характера. Если ведущие и второстепенные черты

гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и

интересах, то такой характер называют цельным, если же они

резко контрастируют — то противоречивым. Когда хотят выделить

свойство, свидетельствующее о разносторонности стремлений

и увлечений человека, разнообразии его деятельности,

то говорят о широте или полноте характера. О таком человеке

можно сказать, что ничто человеческое им не чуждо. Как правило,

это люди экспансивные, умеющие всегда с большой душевной

щедростью отдавать себя так, что при этом они не теряют,

а обогащаются, приобщаясь к все новому духовному содержанию.

В противоположность им люди с «узким» характером

склонны к самоограничению, сужению сферы своих интересов,

притязаний, деятельности.

При этом единство, многогранность характера не исключают

того, что в различных ситуациях у одного и того же человека

проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек

может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным,

мягким и уступчивым и одновременно твердым

до непреклонности. И единство его характера может не только

сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых

случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке

среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера

и темперамента можно выделить четыре основных:

— отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер,

А.Ружицкий);

— противопоставление характера и темперамента, подчеркивание

антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);

— признание темперамента элементом характера, его ядром,

неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);

— признание темперамента природной основой характера

(Л.С.Выготский, Б.ГАнаньев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений,

следует отметить, что общим для характера и темперамента

является зависимость от физиологических особенностей

человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование

характера существенно зависит от свойств темперамента,

более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме

того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже

достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента.

Темперамент определяет в характере такие черты,

как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость

или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность

или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предоп-

404 Индивидуальные проявления и особенности личности

ределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента

может быть совершенно различный характер. Особенности

темперамента могут способствовать или противодействовать

формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику

труднее сформировать у себя смелость и решительность,

чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность,

чем флегматику; флегматику надо потратить больше сил,

чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Однако, как считает Б.Г.Ананьев, если бы воспитание заключался

лишь в совершенствовании и укреплении природных

свойств, то это привело бы к чудовищной однородности

развития. Специализация воспитания, например меланхолика,

могла бы привести лишь к тому, что он превратился бы в гипермеланхолика,

в мимозоподобное существо. Культивирование

свойств флегматика могло бы стать следствием создания

тяжелого стиля умственной деятельности, отсутствия гибкости

и т.п. Этого не происходит, поскольку по мере развития личности

и нарастания влияния социального окружения взаимоотношения

характера и темперамента изменяются. Овладевая на основе

развития характера и воли своими потребностями, чувствами,

мыслями, человек начинает воздействовать на проявление

своего темперамента, преобразовывать его. Вероятно,

И.П.Павлов имел это в виду, когда отличал флегматиков деятельных

от флегматиков ленивых.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить

в противоречие с характером. У П.И.Чайковского склонность

к меланхолическим переживаниям преодолевалась одной

из основных особенностей его характера — его работоспособностью.

«Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый

честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом,

что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться

идти навстречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию.

Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю

тому, что одарен терпением, и цриучаю себя никогда не

поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя».

У человека со сформировавшимся характером темперамент

перестает быть самостоятельной формой проявления личности,

а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной

эмоциональной направленности свойств характера, определенной

скорости протекания психических процессов и проявлений

личности, определенной характеристике выразительных

движений и действий личности. Здесь же следует отметить

влияние, оказываемое на формирование характера динамическим

стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих

в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражите-

Характер 405

лей. На формирование динамических стереотипов у человека в

различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к

обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение,

торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно,

общее функциональное состояние нервной системы. Необходи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: