Сюжет и драматургия (основной конфликт):




Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

История создания.

Следует заметить, что сам процесс создания музыки к фильму «Александр Невский» режиссера Сергея Эйзейштейна происходил под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Отсюда, «зримость образов» музыки Прокофьева, т.е. умение передать в музыке жесты, движения людей.

Кантата «Александр Невский» возникла из музыки к одноименному фильму Сергея Эйзейштейна, вышедшего на экраны в 1938 году.

Композитор очень вдохновился успехом фильма и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла.

Вокальные партии написаны на стихи автора Владимира Луговского и самого композитора в 1939 году.

Первое исполнение состоялось в Большом зале Московской консерватории в 1939 году под управлением автора.

Кантата «Александр Невский» – произведение советского периода, появилась в преддверии Великой Отечественной войны, открывая патриотическую русскую тему в творчестве композитора.

Особенности жанра кантаты, состав исполнителей, композиция (строение кантаты), характеристика цикла.

Кантата – это вокально-инструментальное произведение, исполняемое певцами-солистами и хором с оркестровым сопровождением, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «cantare» и означает «петь».

Кантата Сергея Прокофьева – монументальное произведение для меццо-сопрано, хора и оркестра.

Всего в кантату «Александр Невский» вошло семь разных частей, из которых 1-я часть – сугубо симфоническая, 6-я часть – сольная вокальная (солирующее меццо-сопрано), в остальных участвует хор с оркестром. Каждая из частей получила свое название.

1. «Русь под монгольским игом»

2. «Песня об Александре Невском»

3. «Крестоносцы во Пскове»

4. «Вставайте, люди русские»

5. «Ледовое побоище»

6. «Мёртвое поле»

7. «Въезд Александра во Псков»

В самой структуре кантаты можно проследить четкую логику драматургического движения, присущее законченному циклическому произведению: 1 часть с образами подавленной Руси под игом татаро-монголов выполняет роль симфонического пролога, вторая и третья часть – экспозиция двух противоборствующих сил: русских витязей в лице Александра и рыцарей тевтонского ордена, четвертая часть – завязка действия, призыв к борьбе против врага, пятая часть (сцена битвы на Чудском озере)– столкновение образов, кульминация и развязка, 6 и 7 части – послесловие: 6 часть-плач, реквием по погибшим воинам - лирический эпизод, 7 часть- торжественный эпилог: триумф одержавших победу русских воинов (реприза русских тем кантаты).

Большое влияние на формообразование частей кантаты оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием, кадровой драматургией (особенно это ощущается в 5 части.)

Сюжет и драматургия (основной конфликт):

Фильм и кантата основаны на исторических событиях XIII века: победе дружины Александра Невского над рыцарями-крестоносцами Тевтонского ордена (организацией рыцарей, созданной под руководством католичества в Германии в конце XII века, основной деятельностью которой были крестовые походы) в битве на Чудском озере в 1242 году (после битвы со шведами на Неве в 1240 году, о которой повествуется во второй части кантаты).

Музыка кантаты раскрывает основной конфликт двух враждующих миров: русских и крестоносцев.

Композитор не стремится к исторической достоверности в музыкальной характеристике русских и крестоносцев: он не обращается к подлинной музыке XIII века - музыке Древней Руси и католическим гимнам Средневековья.

Следуя традиции Глинки в опере «Иван Сусанин», Прокофьев противопоставил две образные сферы, строго разделив их музыкальные характеристики, причем в раскрытии русских, как и у Глинки, господствует песенный тематизм с опорой на жанры русской народной музыки – былины (№2), лирической протяжной песни и плача (№6), скоморошьего наигрыша (№5) и плясовой (№5). При этом музыка, характеризующая русских, показывает их многопланово, с различных сторон: это состояния гневного протеста, призыва к действию, радостного ощущения своей силы, торжественного воспевания подвига. В оркестре преобладает звучание струнных инструментов.

К характеристике врага Прокофьев подходит новаторски: впервые враг показан в музыке как негативная, уродливая, несколько примитивная, бездушная сила, которая ассоциируется с фашисткой чумой, поскольку кантата писалась в эпоху разгула фашизма. В музыкальном воплощении образа захватчиков подчеркивается жесткость, механизированность, агрессивность.

Характеристика крестоносцев не столь разнообразна и дается как обобщенный образ зла. Основная тема – это религиозное песнопение – хорал в баховском стиле на латинском языке c бессмысленным набором слов. Благодаря жесткому гармоническому языку – диссонантности звучания, пронзительно-ревущему тембру медных инструментов, остинатному механическому ритму, подчеркиваемому ударными инструментами, этот хорал приобретает мрачные и жесткие черты. Мелодическая линия примитивна, отступает на второй план.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: