Программа исследования. Результаты и их обсуждение




Исследование особенностей самоотношения подростков, занимающихся научно-исследовательской и туристско-краеведческой деятельностью (на примере участников Детской Лесной Республики и детского туристско-краеведческого клуба «Гамаюн» МБУ ДО «ДТДМ» - рук. Никитин Д. Н.))

Программа исследования

Исследование самоотношения и его структуры у двух групп школьников проводилось по методике: Тест-опросник самоотношения В.В. Столина.

Опросник самоотношения направлен на выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе. Разработан В.В. Столиным и С. Р. Пантилеевым в 1985 году. Позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) Глобальное самоотношение;

2) Самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) Уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я».

Опросник представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета. Опросник содержит 57 пунктов. Опросник включает, следующие шкалы:

S шкала — измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого;

I шкала — самоуважение. Шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя;

II шкала — аутосимпатия. Шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»);

III шкала — ожидаемое положительное отношение от других. Шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих;

IV шкала — самоинтерес. Шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Опросник содержит также 7 шкал, направленных на измерение выраженности установки на те, или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого:

1. шкала 1 — самоуверенность - Некритическое отношение человека к собственным целям и задачам;

2. шкала 2 — отношение других - Субъективное представление человека о совокупности отношений других, окружающих людей к его персоне: "Всем нравлюсь", "В основном нравлюсь", "Никому не нравлюсь", "Все в восторге от меня" и т.д.;

3. шкала 3 — самопринятие - Степень принятия человеком самого себя, удовлетворенность нынешним уровнем индивидуального развития, личностных особенностей. Низкий уровень самопринятия может доходить до очень болезненных состояний, когда человек ненавидит вообще всего себя, хочет коренным образом измениться;

4. шкала 4 — саморуководства - Самопоследовательность - Последовательность в регламентации собственной жизни, собственная предсказуемость, настроенность на определенный жизненный ритм, достижение значимых целей;

5. шкала 5 — самообвинение - Склонность человека к обвинению самого себя. В первую очередь это приписывание к причинам негативных событий собственных действий. То есть самообвинение начинается с признания (истинного или ложного) собственных ошибок. Поэтому номинально самообвинение, как и склонность к нему, не является негативным явлением.

6. шкала 6 — самоинтерес - Направленность человека на самопознание, получение информации о самом себе, склонность к постоянному изучению своего внутреннего мира, своих воспоминаний, а также к анализу собственных возможностей, личностного и субъектного потенциала. У детей и подростков интерес к себе проявляется и в интересе к собственному росту, физическому и умственному, анализе отличий себя и окружающих взрослых людей;

7. шкала 7 — самопонимание - Точность самооценки человека, процесс саморефлексии, направленный на изучение причинно-следственных связей в собственной душевной жизни.

Возможности методики: опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности и свидетельствующих о протекании процесса социализации (взросления) личности.

На основе вышеуказанной методики в рамках проведенного в настоящей работе исследования проведена диагностика самоотношения подростков, занимающихся творческой деятельностью.

Цель исследования: изучить особенности самоотношения подростков, занимающихся научно-исследовательской и туристско-краеведческой деятельностью.

Гипотеза: самоотношение у подростков, занимающихся научно-исследовательской и туристско-краеведческой деятельностью, имеет специфику, выражающуюся в более высоких показателях самоуважения и ожидания положительного отношения от других.

Выборка: 60подростков:

«Кружок «Современная биология» - 20 человек,

«Научное общество учащихся» - 15 человек.

Контрольная группа:

25 подростков, не включенных в специально задаваемую творческую деятельность (13 мальчиков,12 девочек) (другие учащиеся МБОУ СОШ № 28).

Возраст: 14–15 лет.

Ход исследования: обучающимся были предложены анкеты для анонимного заполнения.

Обработка результатов: полученные результаты подсчитаны с помощью компьютерной обработки в соответствии с ключами и тестовыми нормами.

Полученные данные внесены в таблицу итоговых результатов.

В опросе приняли участие: 35 подростков, занимающихся творческой деятельностью, 25 подростков, не занимающихся творческой деятельностью.

Результаты и их обсуждение

Данные по методике Тест-опросник самоотношения В.В. Столина распределились следующим образом (см. таблица 1).

Таблица 1.

Результаты диагностики самоотношения подростков,

занимающихся научно-исследовательской и туристско-краеведческой деятельностью

Измерения Descriptive Statistics
Valid N Mean Median Frequency Minimum Maximum Std.Dev.
S.Интегральная   17,486 18,000   6,000 24,000 4,025
I.Самоуважение   8,714 8,000   2,000 13,000 2,834
II.Аутосимпатия   8,286 9,000   2,000 13,000 2,596
III.Ожид пол отн от других   9,371 10,000   5,000 13,000 2,016
IV.Самоинтерес   6,343 7,000   3,000 8,000 1,327
1.Самоуверенность   4,686 5,000   2,000 7,000 1,388
2.Отношение других   5,571 6,000   3,000 7,000 1,119
3.Самопринятие   4,543 5,000   2,000 7,000 1,521
4.Саморуководство   4,057 4,000   1,000 6,000 1,162
5.Самообвинение   4,371 4,000   1,000 9,000 1,926
6.Самоинтерес   5,486 5,000   3,000 7,000 1,442
7.Самопонимание   3,200 3,000   0,000 6,000 1,431

 

Из таблицы 1 видно, что более всего в самоотношении подростков, занимающихся научно-исследовательской и туристско-краеведческой деятельностью, преобладает ожидание положительного отношения от других, то есть дети настроены на позитивное отношение к себе окружающих. Наблюдаются высокие показатели самоуважения, а значит подростки, занимающиеся в кружках самостоятельны, адекватно оценивают свои возможности, эмоциональны и энергичны.

Так же видно, что преобладает компонент отношения других и самоинтерес. Из этого следует, что подростки адекватно оценивают отношение других к своей персоне и направленны на познание внутреннего мира и развитие собственного потенциала.

Так же нами было проведено исследование в контрольной группе обучающихся, не включенных в специально задаваемую творческую деятельность. Данные по методике Тест-опросник самоотношения В.В. Столина распределились следующим образом (см. таблица 2).

Таблица 2.

Результаты самоотношения подростков,

не занимающихся специально-задаваемой творческой деятельностью

Измерения Descriptive Statistics
Valid N Mean Median Frequency Minimum Maximum Std.Dev.
S.Интегральная   13,600 14,000   5,000 19,000 3,841
I.Самоуважение   6,600 6,000   3,000 11,000 1,958
II.Аутосимпатия   7,760 7,000   3,000 14,000 2,773
III.Ожид пол отн от других   8,080 8,000   4,000 12,000 2,448
IV.Самоинтерес   5,400 6,000   2,000 7,000 1,581
1.Самоуверенность   4,320 4,000   2,000 7,000 1,464
2.Отношение других   4,360 4,000   1,000 8,000 1,497
3.Самопринятие   3,800 4,000   0,000 6,000 1,803
4.Саморуководство   3,400 3,000   1,000 5,000 1,118
5.Самообвинение   4,840 5,000   1,000 7,000 1,675
6.Самоинтерес   4,800 5,000   1,000 7,000 1,871
7.Самопонимание   1,880 2,000   0,000 4,000 1,092

 

Из таблицы 2 видно, что более всего в самоотношении подростков, не занимающихся специально задаваемой творческой деятельностью, преобладает ожидание положительного отношения от других. Однако показатель самоуважения значительно ниже, чем у подростков, занимающихся научно-исследовательской и туристско-краеведческой деятельностью.

Для сравнения особенностей самоотношения у обеих групп подростков была построена диаграмма (см. рисунок 1).

Рис. 1

Сравнение особенностей самоотношения обеих групп подростков

В исследовании выяснилось, что для всех испытуемых (60 чел.) характерным является разброс показаний, что особенно ярко выражено по шкалам - интегральная самооценка, самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других.

При этом шкалы самопонимания, самопоследовательности, самоинтересы оказались у всех детей более однородными (см. рисунок 1), на что указывают различия данных о вариативности результатов измерения структуры самоотношения. Этот результат выявляет определенную общность между группами, вызванную действием общих закономерностей взросления подрастающего человека. В то же время данные показывают, что существуют серьезные различия в структуре самоотношения и его уровнях, позволяющие предположить: влияние направленного воспитания способно проявляться в глубине рефлексивной оценки школьника своего «Я» (в самоотношении).

Для подростков, включенных и не включенных в организованную деятельность, прежде всего, характерными оказались различия в акцентировании компонент самоотношения, что хорошо видно в изменении распределений данных о самоуважении. У подростков, занимающихся творческой деятельностью, уровень самоуважения выше, чем у школьников, не посещающих кружки.

Проверим полученные данные на статистическую значимость выявленных различий.

Проверялась гипотеза о том, что самоотношение у подростков, занимающихся специально задаваемой деятельностью, имеет специфику, выражающуюся в более высоких показателях самоуважения и ожидания положительного отношения от других.

Анализ проводился по Т-критерию Стьюдента (р<0.05) и показал, что предположение о статистически значимых расхождениях оценок типов межличностных отношений подтверждается. Значение уровня значимости p<0,05 - гипотеза подтверждается.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки, занимающиеся специально задаваемой творческой деятельностью более, чем дети, не посещающие детские творческие объединения, заинтересованы в осмыслении своего Я (Что я могу сделать?, Что я представляю собой как личность, как человек? и т.д.) и более способны к анализу своих личностных характеристик. Они более самостоятельны, эмоциональны и энергичны, чем их сверстники, не включенные в специально задаваемую деятельность.

Это говорит о том, что подростки, занимающиеся в указанных объединениях, опережают своих сверстников в социализации.

Эти результаты не противоречат представлению о ведущей роли воспитания в развитии человека как личности и позволяют положительно оценить деятельность Детской Лесной Республики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: