Тема 4. Конституционное право России




1. Конституционное право как ведущая отрасль в системе российского права

Понятие и роль конституционного права. Конституци­онное право — это совокупность правовых норм, охраняю­щих права и свободы человека и учреждающих в этих це­лях определенную систему государственной власти.

Эта отрасль права регулирует столь важную и сложную среду общества жизни, что она неизбежно приобретает ве­дущий характер в системе права.

Главный смысл конституционного права — нахождение баланса власти и свободы. С конституционного права начи­нается формирование всей системы национального права, всех отраслей. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не нахо­дит опоры в конституционных принципах или нормах кон­ституционного законодательства.

Конституционное право теснее всех других отраслей свя­зано с политикой и политической системой. Властные от­ношения соприкасаются не только с индивидуальными про­явлениями свободы человека, но и с коллективными дей­ствиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в форми­ровании органов государственной власти, а затем в функ­ционировании этих органов. Конституционное право опре­деляет своеобразные «правила игры» в политике и госу­дарстве и подчиняет власть народному волеизъявлению.

В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается формальным, застывшим существованием. Но в демократическом государстве это право непрерывно развивается. Это особенно характерно для современной России, в которой многие демократические институты еще не окрепли, здесь конституционное право создает необхо­димые условия для гражданского мира и согласия.

Конституционное право — юридическая основа демок­ратии, ее закрепление и мера.

Система конституционного права. Институты, т. е. груп­пы норм, регулирующие относительно самостоятельные сфе­ры конституционно-правовых отношений, являются крите­рием для образования системы конституционного права.

Система конституционного права объективно обуслов­лена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые пере­городки между институтами, а, напротив, создает принци­пы взаимодействиями между собой, чем обеспечивает един­ство конституционно-правового регулирования.

Система российского конституционного права включа­ет следующие основные правовые институты с их основны­ми внутренними подразделениями:

■ основы конституционного строя;

■ права и свободы человека и гражданина;

■ федеративное устройство;

■ избирательная система (избирательное право);

■ президентская власть;

■ законодательная власть;

■ исполнительная власть;

■ государственная власть в субъектах Российской Феде­рации;

■ судебная власть и прокуратура;

■ местное самоуправление;

■ порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

Система конституционного права охватывает совокуп­ность конституционно-правовых норм, а система Консти­туции — лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли. Как для системы конституционного права, так и для конституции исходным является группи­ровка норм на основе единства их материального содержа­ния, специфики общественных отношений. Однако соотно­шения этих начал в Конституции и отрасли полностью не совпадают.

Источники конституционного права. Выделяют следу­ющие источники конституционного права:

■ конституции (основной закон всякого государства, ко­торый устанавливает наиболее важные нормы и прин­ципы, из которых потом вырастает деятельное право­вое регулирование в различных формах);

■ законы (федерально-конституционные, федеральные и законы конституционно-правового содержания; они ре­гулируют применение прав и свобод человека и граж­данина, устройство государственной власти);

■ договоры и соглашения (различают международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Фе­дерацией с другими суверенными государствами, и внут­ренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами, они являются составной частью российской правовой системы);

■ декларации (устанавливают общие принципы консти­туционно-правового развития, они реализованы в при­нятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации);

■ регламенты палат Федерального Собрания (регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы па­лат, осуществлением законодательного процесса, для них характерна внутренняя сфера применения);

■ указы и распоряжения президента Российской Федера­ции (могут быть отменены федеральным законом; бы­вают нормативные и ненормативные, первые издаются на основании конституционных полномочий президен­та, а вторые — акты применения президентом какого- то закона);

■ постановления правительства (являются только те, ко­торые содержат обязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права);

■ судебные решения (это постановления Конституцион­ного Суда Российской Федерации, в которых устанав­ливается соответствие Конституции России федераль­ных законов, нормативных актов Президента РФ и т. п.);

■ акты органов местного самоуправления (регулируют отношения в сфере конституционного права, напри­мер, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии).

Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации, занимает Конституция Российской

Федерации. Она является основным источником консти­туционного права. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

1. В Конституции устанавливаются правовые нормы об­щего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирова­ния. Все другие источники исходят из конституцион­ных норм, детализируя их положения.

2. Конституция как источник права характеризуется ши­ротой содержания установленных в них норм. После­дние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, при­нимаемые в России, не должны противоречить Консти­туции Российской Федерации.

4. В Конституции определяются многие другие виды ис­точников отрасли права. В ней устанавливаются наи­менования правовых актов, их юридическая сила, по­рядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции определяется и тем, что уста­новленные в ней нормы выступают как форма вопло­щения государственной воли народа. В ней в юриди­ческой форме устанавливаются цели, которые перед со­бой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция — акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каж­дого гражданина, всех субъектов общественной дея­тельности.

Принятие и содержание Конституции РФ 1993 г. При­нятию современной Конституции РФ предшествовали та­кие огромной политической важности события, как при­нятие Декларации о государственном суверенитете Рос­сии 12 июня 1990 г., создание конституционной комиссии, решения Съездов народных депутатов и Верховного Сове­та Российской Федерации, работа Конституционного со­вещания, опубликование и реализация указов Президен­та РФ, изданных в сентябре — октябре 1993 г. Конститу­ция была принята прямым волеизъявлением народа на референдуме 12 декабря 1993 г. С уяснения сложной и противоречивой обстановки тех лет нужно начинать, при­ступая к изучению Конституции РФ. Тогда будет понят­но, что принятие Конституции 12 декабря 1993 г. — не рядовой политический факт, а выдающееся событие в со­временной истории российского народа и российского го­сударственного строительства.

Структурно Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула содержит указания на источ­ник, из которого исходит Конституция — «мы, многонаци­ональный народ Российской Федерации»; причины и цели принятия новой Конституции.

Первый раздел Конституции не имеет названия и пред­ставляет собой основную ее часть, поскольку именно в нем сосредоточен главный массив нормативного регулирования. Раздел состоит из двух глав, главы делятся на 137 статей, статьи — на части и пункты.

Первая глава «Основы конституционного строя» фор­мулирует принципы и нормы, имеющие основополагающее значение для всего текста Конституции. Образуя основы конституционного строя России, эти принципы и нормы находятся как бы на вершине всей пирамиды правопоряд­ка страны, являя собой ориентир для всей ее правовой си­стемы и для всей правомерной политической и иной дея­тельности в обществе и государстве. Глава 1 представляет собой как бы конституцию в Конституции. Ее юридичес­кая сила выше, чем юридическая сила остальных частей Конституции. Она не только определяет конституционный строй России, но и гарантирует стабильность основ консти­туционного строя.

Вторая глава «Права и свободы человека и граждани­на» определяет правовой статус личности, отношения между индивидом и государством.

Содержание основ правового статуса личности, или кон­ституционного статуса, составляет ряд правовых явлений, большинство из которых отражено в главе 2, некоторые — в других главах. К ним относятся, например, равенство всех перед законом и судом и равноправие — равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19), обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2), неотчуждаемость основных прав и свобод человека (п. 2 ст. 17) и т. д.

В третьей главе «Федеративное устройство» зафикси­рованы главные черты федеративного устройства Российс­кой Федерации: закреплен конкретный, численный, видо­вой и именной состав субъектов Российской Федерации; определен правовой статус каждого субъекта, основы регу­лирования отношений между субъектами Российской Фе­дерации и т. д.

Четвертая—седьмая главы определяют основы органи­зации и деятельности государственного механизма: статус президента, Федерального Собрания и его палат, Прави­тельства Российской Федерации, судебной системы.

Восьмая глава «Местное самоуправление» посвящена регламентации основ местного самоуправления в субъек­тах Федерации.

Наконец, последняя, девятая, глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» регулирует процеду­ру внесения поправок и пересмотра Конституции, так как существует необходимость в обеспечении стабильности Кон­ституции, в том, чтобы решать возникающие проблемы социально-политического характера с помощью толкова­ния Конституции.

Второй раздел Конституции «Заключительные и пере­ходные положения» состоит из девяти пунктов и посвящен проблемам обеспечения соответствия Конституции Россий­ской Федерации 1993 г. действующего на момент ее при­нятия законодательства.

Нужно иметь в виду, что кроме политического значе­ния Конституция 1993 г. имеет очень большую юридичес­кую ценность как правовой акт. Прежде всего это — Ос­новной закон государства, имеющий наивысшую юриди­ческую силу. Все законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на ее основе и должны соответствовать ей. Поэтому Конституцию РФ нужно рассматривать как основу дальнейшего развития законодательства и право­вой системы в целом.

2. Основы конституционного строя Российской Федерации

Понятие конституционного строя. Специфика каждо­го государства проявляется в определенных, только ему присущих чертах. Совокупность таких черт позволяет го­ворить об основах государственного строя.

Государственный строй — это такая организация государ­ственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер, и человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблю­дение и защита — основной обязанностью государства.

В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории: власть, суверенитет, свободы личностей.

Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принци­пы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: опреде­ляет сущность Российского государства, правовое положе­ние личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими природными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Основные элементы конституционного строя. Выделе­ние основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепленных в ст. 1.

Личность и государство. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Конституции понятие «выс­шая ценность» отнесено к человеку, его правам и свобо­дам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.

При этом личность получает надежную конституцион­ную защиту от любых посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными.

Суверенитет государства. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.

Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной влас­ти Российской Федерации, волеизъявление населения, со­ставляющего лишь часть многонационального народа Рос­сийской Федерации, не могут считаться суверенными ак­циями. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российс­кой Федерации, противоречит Конституции.

Народовластие. Демократия — форма правления, в ус­ловиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полно­мочия на им же определенных условиях.

Власть народа реализуется в двух формах:

а) непосредственное народовластие (осуществляется наро­дом путем прямого волеизъявления);

б) представительная демократия (осуществляется через

органы, действующие по поручению народа).

При этом нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они одинаково важны для ре­ализации народовластия.

Федерализм. Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов Феде­рации. Такая форма национально-государственного устрой­ства является для России оптимальной: она позволяет избе­жать сверхцентрализации, которая, как показывает истори­ческий опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

■ огромной территорией;

■ спецификой экономического развития отдельных регионов;

■ этническим многообразием населения;

■ социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в на­шем государстве основан на закреплении права на самооп­ределение и самоуправление наций в составе России.

Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» будет рассмотрена отдельно.

Социальное государство. Главное назначение социаль­ного государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Такое государство берет на себя обязанность заботиться о соци­альной справедливости, благополучии своих граждан, об их социальной защищенности.

Социальное государство призвано осуществлять следу­ющие функции:

■ охрана труда и здоровья людей;

■ установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

■ обеспечение государственной поддержки семьи, материн­ства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей;

■ развитие системы социальных служб;

■ установление государственных пенсий и пособий. Гражданство РФ. Одним из элементов основ государ­ственного строя России является гражданство.

Гражданство — это устойчивая правовая связь челове­ка с государством, выражающаяся в совокупности их вза­имных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные элементы правового положения лич­ности — объем и содержание прав, свобод, обязанностей.

Российское гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям, и что граждане Российской Феде­рации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.

Каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществ­ления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граж­дане обязаны защищать наше Отечество и нести некоторые другие обязанности.

Свобода экономической деятельности. Действующая Конституция РФ обязывает государство обеспечивать сво­боду экономической деятельности и поддерживать конку­ренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельнос­ти и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает ра­венство всех форм собственности и равную их защиту.

Разделение властей. Государственная власть в Россий­ской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти само­стоятельны.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотноше­ний часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации го­сударственной власти в демократическом государстве.

Идеологическое многообразие. Идеологическое многооб­разие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, кон­цепций, идеологий, партий и организаций. Никакая идео­логия в России не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной. Социальная ценность плю­рализма (многообразия) состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом свое­го мнения, определенное равенство возможностей, терпи­мость по отношению к различным группам в обществе — политическим, социальным и религиозным.

Принцип светского государства. Свобода совести — непременное условие создания светского конституционно­го строя. Провозглашенный Российским государством прин­цип отделения церкви от государства означает невмеша­тельство как государство в дела церкви, так и церкви в дела государства. Это означает полное невмешательство государственных органов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных фун­кций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, присутствие на при­несении воинской присяги и т. д.).

Думаем, что приведенная ниже схема поможет лучше разобраться в вопросе о конституционном строе РФ (рис. 4).

Стабильность Конституции РФ. Конституция как ос­новной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т. е. устойчивость его содержания. Юридической гарантией стабильности Кон­ституции является особый порядок ее пересмотра, изложен­ный в главе 9. Предложение о внесении поправок и пере­смотре положений Конституции РФ вправе вносить только самые представительные органы и властные лица, группы депутатов Совета Федерации и Государственной Думы. Для пересмотра основных положений Конституции РФ, которые

Рис. 4

 

содержатся в главах 1, 2 и 9, необходима поддержка трех пятых голосов от общего числа членов Федерального Собра­ния, но и в этом случае пересмотр может быть осуществлен только специально созданным Конституционным Собранием.

Поправки к статьям других глав Конституции России принимают в том же порядке, что и федеральные конститу­ционные законы. Принятие поправок требует их одобрения не менее двух третей субъектов Российской Федерации.

3. Конституционные основы правового положения личности в Российской Федерации

Студентам следует обратить особое внимание на главу 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и граждани­на». Это одна из самых больших и чрезвычайно важных глав. Из 137 статей Конституции РФ 48 содержатся в этой главе. Кроме того, и в ряде других статей Конституции зак­реплены положения, которые тоже определяют правовой статус человека и гражданина. И это совершенно законо­мерно, так как именно человек, его права и свободы стоят в центре внимания деятельности государства. Следует отме­тить, что эта глава отражает содержание таких важных, признанных всем миром международно-правовых актов, как всеобщая Декларация прав человека, Декларация о праве на развитие, Конвенция о правах ребенка и др.

Понятие прав человека и гражданина. Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой понятия «человек», «личность», «гражданин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует человека с социаль­ной стороны, как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним.

Понятие «гражданин» характеризует человека с юри­дической стороны как находящегося в устойчивой право­вой связи с конкретным государством.

Права человека — охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение его интересов, возможность пользоваться благами и условиями безопасно­го, свободного существования. Права человека — общесоци­альное понятие, отражающее наднациональные, общечелове­ческие требования и стандарты в области свободы личности.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь фак­та рождения и совсем не обязательно, чтобы человек обла­дал качествами личности и гражданина; для реализации большинства других прав требуется, чтобы он был гражда­нином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удов­летворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конк­ретным государством.

Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препят­ствий, стеснений.

Конституционный статус личности. Под правовым ста­тусом личности понимается юридическое закрепление по­ложения человека в обществе, его права, свободы и обя­занности, установленные законодательством и гарантиро­ванные государством.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус (конституционный) — это ста­тус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией РФ и является единым и оди­наковым для всех. Конституционное право определяет пра­вовой статус личности во всех основных сферах жизни об­щества и государства.

Специалъный правовой статус — это статус лица, при­надлежащего к определенной категории граждан (военнос­лужащие, судьи, депутаты, государственные служащие, пенсионеры); он позволяет осуществлять специальные фун­кции. По сравнению с общим специальный статус включа­ет в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.

Индивидуалъный статус — это статус конкретного лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, воз­раста, семейного положения, места жительства и т. д.).

Конституция охватывает наиболее важные отношения между индивидом и государством — основные права, сво­боды и обязанности. Нормы других отраслей права регла­ментируют эти отношения более детально.

Права и свободы традиционно делятся на три группы: а) личные, б) политические и в) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению от­носительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, хотя в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесе­на как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

Личные гражданские права и свободы. Среди всех прав человека и гражданина личные права занимают особое ме­сто. Они охватывают такие права и свободы человека, ко­торые необходимы для охраны его жизни, свободы, досто­инства как личности, и другие естественные права, связан­ные с его индивидуальной, частной жизнью. Эти права и свободы, также именуемые гражданскими, составляют ос­нову, базу правового статуса человека. Большинство из них носит абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.

Перечень личных прав и свобод в Конституции РФ 1993 г. открывается правом на жизнь. Оно было провозглашено еще во Всеобщей декларации прав человека, а затем в Междуна­родном пакте о гражданских и политических правах. Сегод­ня право на жизнь является не менее актуальным, чем преж­де, и выступает не только как ограничитель смертной казни. Государство обязано предпринять все возможные меры для того, чтобы люди не гибли в межнациональных конфликтах и гражданских войнах, от преступности, природных и произ­водственных катастроф. Жизнь людей не должна укорачи­ваться из-за игнорирования экологических требований.

Большая группа прав и свобод, закрепленных в Кон­ституции РФ 1993 г., нацелена на то, чтобы обеспечить сво­боду и неприкосновенность личности. Четко зафиксиро­ван принцип презумпции невиновности. Арест, заключе­ние под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (прокурор еще раньше был лишен права принимать такие решения), а до этого лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 ча­сов. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сюда же относится право на тайну пере­писки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище неприкосновенно.

В многонациональной России, где были развиты меж­национальные браки, миграция населения, а масса людей проживала вне своих национальных регионов, немаловаж­ное практическое значение имеет положение о том, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Это конституционное положение отнюдь не означает недооценку фактора национальности или тен­денцию к ассимиляции. Речь идет о свободе самоопределе­ния личности, об учете реалий ее развития. Сюда же при­мыкает право пользования родным языком, право на сво­бодный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Конституция закрепляет право человека на свободу пе­редвижения, выбора места пребывания и жительства. Меж­дународным стандартам отвечает также право каждого сво­бодно выезжать за пределы Российской Федерации, право беспрепятственно в нее возвращаться. Российский гражда­нин не может быть выслан за пределы Российской Федера­ции или выдан другому государству. Наша страна гаранти­рует своим гражданам защиту и покровительство за ее пре­делами.

В полном объеме трактуются в Конституции РФ 1993 г. свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими лю­бую религию или не исповедовать никакой, свободно выби­рать, иметь и распространять религиозные и иные убежде­ния и действовать в соответствии с ними.

Конституция 1993 г. гарантирует каждому свободу мыс­ли и слова. Эта предпосылка демократии имеет пределы, очевидные для любого цивилизованного общества: исклю­чаются пропаганда или агитация, возбуждающие соци­альную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В развитии и укреплении личных прав и свобод объек­тивно заинтересовано все общество. Поэтому так важно преодолеть их недооценку, а то и открыто пренебрежитель­ное отношение к ним.

Политические права и свободы граждан РФ. В отли­чие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рож­дения, политические права и свободы связаны с обладани­ем гражданством государства.

Это и есть различие, отражаемое Конституцией РФ: лич­ные права — каждому, политические — гражданам.

В отличие от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры населения.

Под политическими правами и свободами понимают права, затрагивающие непосредственно политические ин­тересы гражданина. Они начинают действовать с момента достижения гражданином РФ совершеннолетия (ст. 60 Кон­ституции РФ).

Переходим непосредственно к определению круга по­литических прав и свобод.

Право граждан на свободу мысли и слова. Статья 29, ч. 1 Конституции РФ (свобода мысли и слова) связана как с личной, так и с политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве долж­ны преобладать различные взгляды и убеждения.

Право граждан на свободу печати и информации. Пер­воосновной свободы печати, как это вытекает из ст. 20, ч. 4

Конституции РФ, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых органов, а также и общественные организа­ции обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются соглас­но закону государственной тайной.

Каждый человек вправе передавать, производить и рас­пространять информацию любым законным способом, т. е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Рас­пространение информации не должно быть монополией го­сударства — в этом залог полноты и объективности инфор­мации, получаемой обществом. Часть 5 ст. 29 гарантирует запрет цензуры.

Право граждан на объединение. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, т. е. на создание разного рода негосударственных общественных организаций, общественных движений, партий, профсою­зов, предпринимательских объединений, обществ и ассоци­аций совместно с другими лицами, а также входить и бес­препятственно выходить из них. Такими объединениями яв­ляются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их духовных и материальных потребностей.

Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Но в Конституции РФ нет даже слов «политические партии», и весь этот важный вопрос укла­дывается в право на объединение.

Известны следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

■ общественная организация — совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объе­динившихся граждан;

■ общественное движение — массовое общественное объе­динение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками;

■ общественный некоммерческий фонд — формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование его на общественно полезные цели.

Право граждан на собрание. Для осуществления устав­ных задач объединения граждане вправе проводить собра­ния, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование — как выражение социальной и политической активности граждан — при условии, что эти движения будут прово­диться мирно, без оружия (ст. 31 Конституции РФ).

В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения.

Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоя­нием общества.

Статья 31 Конституции РФ 1993 г. регламентирует про­ведение следующих видов публичных мероприятий:

■ собрание — совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо воп­росов;

■ митинг — форма организованного выражения обществен­ного мнения, массовой поддержки резолюций, требова­ний и других обращений граждан, проводимая в заранее определенном месте и в заранее определенное время;

■ демонстрация — форма организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни;

■ шествие — форма демонстрации, проводимая путем пере­движения граждан по заранее определенному маршруту;

■ пикетирование — форма публичного выражения коллек­тивного или индивидуального мнения, осуществляемая без шествия и звукоусиления путем размещения граж­дан у пикетируемого объекта и использования плака­тов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Государство гарантирует право на проведение публич­ных мероприятий. Любые неправомерные действия орга­нов государственной власти, органов местного самоуправ­ления и должностных лиц, ущемляющие право на публич­ные мероприятия, могут быть обжалованы в суд.

Право граждан на участие в управлении делами госу­дарства. В наибольшей степени политические права и сво­боды затрагивает право участвовать в управлении делами государства, которое закреплено в ст. 32 Конституции РФ.

В Конституции РФ названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, име­ющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: