Группа №11. УГДД. Консультация.
Тема: Святогорский монастырь в истории Донбасса.
Свято-Успе́нская Святого́рская ла́вра — православный монастырь Украинской православной церкви (Московского патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. В 2004 году получил статус лавры.
Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.
Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились в XIV или XV веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках имперского посла Сигизмунда Герберштейна.
Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. Первые монахи на территории современного Святогорского монастыря в Донецкой области появились ещё в шестнадцатом столетии. В одном из исторических документов 1526 года эти места именуются "Святыми горами". Вкратце рассказано о них и в записках Сигизмунда Герберштейна. Точная дата основания Святогорского монастыря в Донецкой области неизвестна. Скорее всего, приходится она на середину XVI века. Точно известно, что в 1624 году духовенство получило право на пользование этой землей. А спустя пятьдесят лет монастырь был разграблен иноверцами, а именно крымскими татарами. Потемкин неоднократно бывал в Святогорске. Он облюбовал этот живописный уголок, который к тому времени перешел в ведение казны. Здесь он видел «голубое небо юга и сенно-лиственные деревья», а под ними величавый Донец.
Сохранилось его письмо Екатерине, в котором он описывает "Донецкую швейцарию" и просит подарить ему "дачку с рощицей" рядом со святым местом. В сохранившейся переписке Екатерины с Потемкиным имеется письмо, где императрица жалует ему эту "дачку с рощицей".
В 1787 году по указу российской императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Потемкин-Таврический. Согнав крепостных мастеров, он на одной из меловых гор, расположенной на правом берегу Северского Донца, в кратчайший срок соорудил роскошный дворец, а также велел построить на берегу живописного озера купальни для своих именитых гостей. Такие купальни в те времена назывались банями. Отсюда озеро и селение, возникшее на его берегу, получили название «Банное».
Монастырь в советские годы
События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отразились на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года.
В решении судьбы монастыря принимал непосредственное участие основатель Донецко-Криворожской советской республики «товарищ Артём» Так, по его предложению, с одной стороны, от уничтожения были спасены основные храмы обители, а с другой стороны, в Свято-Успенском соборе устроили кинотеатр (с туалетом на месте одного из алтарей), а в Свято-Покровском — библиотеку.
В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.
Монастырь в постсоветские годы
Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник (сейчас архимандрит Серафим) и четверо молодых послушников из Донецка. В этом году монастырю отдали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор, в боковых приделах которого были устроены общественные туалеты, сам собор был перекрыт железобетонным перекрытием на два этажа.
В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.
28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.
Учитывая древность обители, её историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры
Первые монахи выкопали церкви и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проёмы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проёмы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре.
В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия. Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали её последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалеку от неё археологи нашли посуду VIII—X веков.
На площадке мелового утёса торчат остатки трёхкамерной Николаевской церкви, построенной в стиле слободского барокко. Согласно рисунку монастыря, в 1679 году на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленными окошками. Очевидно, пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала её украшением. Как в других украинских церквях, её купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI веков, пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник меньшего объёма. Над алтарём церкви возвышается пирамидальная башня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Западную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) башни.