Подготовка индивидуальных пособий




Подготовительный период

В подготовительный период работы по разделу "Умножение и деление" необходимо познакомить учеников с конкретным смыслом действия умножения, названием компонентов, переместительным и распределительным законами умножения, что создаст теоретическую базу для изучения таблицы умножения. Для организации этой работы используются индивидуальные пособия "Сложение и умножение", разнообразные фигурки, изготовленные путем симметричного вырезывания, и демонстрационные пособия – "Абак" и таблица с названиями компонентов. При закреплении знаний удобно также опираться на минимизацию таблицы умножения. Множимое представляется кружком, разделенным на доли. Информация, данная в таком виде, позволяет использовать знания в новых условиях и осуществить пропедевтику изучения долей и дробей.

При знакомстве с названиями компонентов мы рекомендуем число, которое умножаем (то есть повторяемое слагаемым), называть множимым, а на которое умножаем – множителем (он показывает, сколько раз повторяется множимое). Функции этих названий четко выражены в демонстрационных наглядных пособиях "Город умножения" и "Радужный цветок". Такая дифференциация играет положительную роль при обучении школьников решению задач. При работе с пособиями "Таблица с цветовым кодом", "Цветик-семицветик" и "Квадрат с уголком" целесообразнее называть компоненты умножения множителями.

Алгоритм организации работы по изучению таблицы умножения

Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.

Стихотворение С.Маршака "Дважды два" дает ответ на один случай таблицы умножения – 2 х 2 = 4. Всего таких случаев 100. Как же помочь детям запомнить остальные 99?

Каждый урок, посвященный изучению конкретного случая умножения, проводится по единому алгоритму, с которым ученики знакомятся при изучении умножения числа 1.

Структура алгоритма следующая:

1. Объявление темы и постановка целей урока.
2. Коллективное составление и запись учителем на доске столбика таблицы умножения числа с использованием "Абака".
3. Анализ составленного столбика таблицы, поиски "узелков на память" с опорой на наглядность и теоретические знания.
4. Подведение итогов запоминания.
5. Проверка и закрепление знаний столбика таблицы. (Учитель называет примеры в направлении усложнения – от легких к трудным, тем самым готовя учеников к самостоятельному выступлению в роли учителя при организации игры "Школа". Дети отвечают хором.)
6. Самостоятельная работа учеников по составлению столбика таблицы в специальной "Тетради для самостоятельных работ". (Пособие "Город умножения". Строительство и заполнение произведениями натурального ряда чисел "домиков" в тетради, использование записей при организации игры "Школа". Осуществление взаимопроверки, самопроверки и оценки знаний.)
7. Нахождение произведений в "Таблице с цветовым кодом". Коллективная работа. Заполнение индивидуальных таблиц.
8. Проверка учителем знаний учеников по каждому примеру столбика таблицы с использованием "Цветовых сигнальных карточек". Игра "Пешеходы".
9. Подведение итогов урока с использованием "Таблицы умножения".

Подготовка индивидуальных пособий

Еще древние греки утверждали, что из трех способов получения знаний первый по эффективности – сделать что-то самому, второй – увидеть, как это делает другой, а третий – услышать об этом от кого-то. Поэтому наряду с демонстрационными наглядными пособиями широко используются индивидуальные пособия. Процесс их изготовления позволяет развивать и закреплять у детей трудовые навыки и одновременно способствует усвоению табличного умножения и деления – недаром говорится: "Умелые руки – помощники науки".

Примером может служить изготовление "Тетради для самостоятельных работ", которая представляет собой модель системы знаний, созданную самими детьми.

Листы тонкой ученической тетради в клетку обрезаются так, чтобы каждый следующий был на 2 клетки шире предыдущего и на 1 клетку длиннее. Это выполняется последовательно по мере изучения таблицы умножения – на каждом листе записывается только один столбик примеров. После полного заполнения справа получается таблица Пифагора. Особенностью является то, что на обороте каждого листа тоже производятся записи, но располагаются они вверх ногами, то есть тетрадь переворачивается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: