К достижению этой цели они идут несколькими путями.




Фромм Э.

Австрийский философ и психолог Эрих Фромм (1900-1980).

«Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть», «Пути из больного общества».

Фромм, в частности, показывает, что приход к власти таких некрофилов (греч. некрофилия - любовь к смерти), как Гитлер и Сталин в государствах с наиболее антигуманным, тоталитарным режимом - это неизбежный результат искажений естественного пути, по которому пошла цивилизация ХХв. С таких позиций Фромм даже различает культуры «добрые» и «злые».

Современное общество ставит человека перед дилеммой - «Иметь или быть?» «Иметь» означает реализацию себя через потребительское отношение ко всему - к людям, деньгам, образованию, культуре как таковой, когда все продается и покупается. «Быть» же означает - быть личностью, выработать свой внутренний стержень, хранить Бога в душе. «Когда нет Бога в душе, его место занимает неуемный злой ДУХ», - написано было еще в Библии. Если Ницше констатировал «смерь Бога», то Фромм и М. Фуко пошли еще дальше, обнаруживая, что В ХХ в. «умер человек»;

В числе наиболее разрушительных пороков нашей цивилизации Фромм выделяет «современную форму каннибализма» - стремление использовать людей для себя, когда человек воспринимается лишь как средство. Разрушительной силой в «больном обществе» становится манипулирование людьми, подчинение их мыслей установкам, навязанным им и воспринимаемым ими как свои собственные. Вслед за Марксом, увидевшим эту опасность уже в XIX В., Фромм писал: «Единственным условием отказа от иллюзий о своем положении является такое состояние общества, при котором нет нужды в иллюзиях».

 

Фромм Э. Искусство любить.

Эрих Фромм (1900-1980) - немецко-американский философ, социолог и психолог, Его классическая работа "Искусство любить" 1956г, где он утверждал, что любовь - критерий подлинности человеческого бытия, ответ на проблему человеческого существования.

Взгляды Э.Фромма на любовь и ее значение в человеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им концепции «Искусство жить», которая основана на:

· теоретической «науке о человеке»,

· «прикладной науке» - «гуманистической этики»

Существенную часть разрабатывавшейся им «гуманистической этики», составляет «искусство любить». Таким образом, "искусство жить" у Э.Фромма включает в себя "искусство любить".

 

Э Фромм утверждал, что любовь - это искусство, а не инстинкт и не дар свыше. Любовь не приходит совершенно независимо от нас - как неподвластный нам инстинкт или как счастливый случай, как стечение внешних обстоятельств, подарившее нам любимого. Дело, прежде всего в том, умеем ли мы сами любить. Все человеческие способности, умения должны вырабатываться, формироваться благодаря нашим усилиям и опыту. Это в полной мере относится и к любви. Знание в любви - это опыт "вживания" в потаенность души другого, сопереживания с ним.

Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором мое желание познания удовлетворяется благодаря единению.

Цель любви - "это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности".

 

 

Искусство любви.

Эта книга ставит целью показать, что любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости.

· все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации;

· удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.

 

Чтобы избежать неудачи в любви - надо исследовать причины этой неудачи.

Заблуждения, ведущее к убежденности, что в любви ничему не надо учиться.

Любовь, как преодоление человеческого одиночества, осуществление страстного желания единства

I. Потребность возбуждать любовь к себе. Быть любимым, а не любить, уметь любить. Для большинства людей умение возбуждать любовь это, в сущности, соединение симпатичности и сексуальной привлекательности.

К достижению этой цели они идут несколькими путями.

1. стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация (используется обычно мужчинами).

2. сделать себя привлекательным, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. (используется обычно женщинами)

3. выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность.

 

II. Выбор "объекта любви". Любить просто, а вот найти подлинный объект любви, - или оказаться любимым этим объектом, - трудно. В культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовные отношения следуют тем же образцам, которые управляют и рынком.

1. Большинство людей ищут романтической любви, личного переживания любви, которое затем должно повести к браку. (А брак – это договор, где каждая из сторон имеет свои функции).

2. Для мужчины привлекательная женщина - для женщины привлекательный мужчина - это добыча, которой они являются друг для друга. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Я ищу выгоды: объект должен быть желанным с точки зрения социальной ценности, и в то же время должен сам желать меня, учитывая мои скрытые и явные достоинства и возможности.

III. Слепое влечение. Смешение первоначального чувства влюбленности с перманентным состоянием пребывания в любви. "Помешательство" друг на друге - доказательство силы любви, хотя оно свидетельство только о степени предшествующего одиночества.

 

Двое чужих друг другу людей позволяют разделяющей их стене рухнуть, этот момент единства становится одним из самых волнующих переживаний в жизни. Чудо неожиданной близости часто случается легче, если она начинается с физического влечения и его удовлетворения. Однако такого типа любовь по самой своей природе не долговечна. Два человека все лучше узнают друг друга, их близость все более и более утрачивает чудесный характер, пока, наконец, их антагонизм, их разочарование, их пресыщенность друг другом не убивает то, что осталось от их первоначального волнения. Вначале они не знали этого всего; их, действительно, захватила волна слепого влечения. Эта установка, что ничего нет легче, чем любить, - продолжает оставаться преобладающей идеей относительно любви вопреки подавляющей очевидности противного.

Едва ли существует какая-то деятельность, какое-то занятие, которое начиналось бы с таких огромных надежд и ожиданий и которое все же терпело бы крах с такой неизменностью, как любовь. Если бы это касалось какой-либо иной деятельности, люди сделали бы все возможное, чтобы понять причины неудачи, и научились бы поступать наилучшим для данного дела образом - или отказались бы от этой деятельности.

 

Как научиться любить?

Любовь - это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству, скажем, музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству.

Процесс обучения искусству можно последовательно разделить на два этапа:

1. овладение теорией;

2. овладение практикой.

Но наряду с теорией и практикой существует третий фактор, необходимый для того, чтобы стать мастером в любом искусстве - овладение искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения.

 

Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства. Только если я познаю человеческое существо объективно, я могу познать в акте любви его глубочайшую сущность.

До сих пор я говорил о любви, как преодолении человеческого одиночества, осуществлении страстного желания единства. Но над всеобщей жизненной потребностью в единстве возвышается более специфическая, биологическая потребность: желание единства мужского и женского полов. Как физиологически каждые мужчина и женщина имеют противоположные половые гормоны, также двуполы они и в психологическом отношении. Они несут в самих себе начала, заставляющие получать и проникать вглубь, начала материи и духа. Мужчина и женщина обретают внутреннее единство только в единстве своей мужской и женской полярности. Эта полярность составляет основу всякого созидания.

 

Мысль, что любовь - это ориентация, которая направлена на все, а не на что-то одно, не основана, однако, на идее, что не существует различия между разными типами любви, зависимыми от видов любимого объекта.

 

 

Формы любви

· Физические

· Нефизические

1. Братская любовь. Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это братская любовь. Это ответственность, забота, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь.

 

Братская любовь это любовь ко всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие предпочтения. В братской любви наличествует переживание единства со всеми людьми, человеческой солидарности, человеческого единения. Братская любовь основывается на чувстве, что все мы - одно. Главное здесь - идентичность человеческой сущности, общей всем людям.

Чтобы испытать чувство идентичности, необходимо проникнуть вглубь - от периферии к центру. Если я постиг другого человека лишь поверхностно, я постиг только различия, которые разделяют нас. Если я проник в суть, я постиг нашу идентичность, факт нашего братства. Это связь центра с центром - а не периферии с периферией - "центральная связь".

 

Братская любовь - это любовь между равными;

материнская любовь - это любовь к беспомощному существу

 

2. Эротическая любовь. Противоположность братской и материнской типам любви. Она жаждет полного слияния, единства с единственным человеком. Она по самой своей природе исключительна, а не всеобща; к тому же, вероятно, это самая обманчивая форма любви.

У большинства людей познание собственной личности, так же как и познание других личностей, слишком поспешное, слишком быстро исчерпывается. Для них близость утверждается через половой контакт. Поскольку они ощущают отчужденность другого человека как физическую отчужденность, то физическое единство принимают за преодоление отчужденности.

 

Половое желание вызывается или легко сливается с любой другой сильной эмоцией, лишь одной, из которых является любовь. Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечет друг к другу. Половое влечение создает на краткий миг иллюзию единства, однако без любви это единство оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были прежде. Иногда оно заставляет их стыдиться и даже ненавидеть друг друга, потому что когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчужденность еще сильнее, чем прежде.

 

Нежность не означает, как думал Фрейд, сублимацию полового инстинкта; это прямой результат братской любви, и она присутствует как в физической, так и в нефизической формах любви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: