Фомина А.В.
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры ИнЯз
Хатуцкая И.М.
2017 г.
Содержание
Вазопись Гомеровского периода 3
Субмикенская эпоха 4
Протогеометрическая эпоха 4
Геометрическая эпоха 6
Поздняя геометрика 7
Список литературы 10
Вазопись Гомеровского периода
Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.
Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортныйтовар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.
С закатом микенской культуры после дорийского вторжения все достижения прежней вазописи утрачены. В течение примерно столетия существует субмикенская керамика, для которой характерно полное отсутствие орнамента (в редких случаях она украшена несколькими незамысловатыми линиями). Около 1050 г. до н. э. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах (протогеометрический стиль) до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики, начиная с 900 г. до н. э., происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.
Субмикенская эпоха
Субмикенская керамика — стиль, характерный для древнегреческой керамики сразу же после вторжения дорийцев и вплоть до возникновения протогеометрического стиля, то есть для XII в. до н. э.
Для субмикенской керамики характерна утрата практически всех достижений вазописи предшествующей микенской керамики. Керамика становится примитивной — либо вовсе неокрашенная, либо выкрашенная в один сплошной цвет (обычно чёрный), либо украшенная несколькими незамысловатыми линиями.
Характерные мотивы субмикенской вазописи, которая в самой Греции существовала недолго, были заимствованы иберами и использовались в местной керамике на протяжении нескольких последующих веков.
Протогеометрическая эпоха
Протогеометрический стиль — тип греческой вазописи, характерный для среднего периода «тёмных веков» (примерно 1150—900 гг. до н. э.). Через примерно столетие после крушения микенской цивилизации в результате дорийского вторжения появление псевдогеометрической керамики стало первым признаком культурного возрождения (до этого существовала весьма примитивная субмикенская керамика, достижения микенского периода были в основном забыты). Благодаря использованию быстрого гончарного круга сосуды этого периода технически более совершенны, чем сосуды раннего этапа «тёмных веков». Декоративные элементы на протогеометрических сосудах ограничиваются чисто абстрактными мотивами; чаще всего встречаются широкие горизонтальные полосы вокруг горла и середины, а также концентрические круги, нанесённые при помощи циркуля и нескольких мазков.
Среди инноваций нужно отметить некоторые новые формы амфор, возникшие под микенским влиянием, такие, как амфора с ручками в средней или горловой части, кратер и лекиф. Аттические гончары изменили форму этих сосудов благодаря использованию быстрого гончарного круга — увеличилась их высота, а следовательно, и площадь нанесения рисунка.
Начиная с 9 в. до н. э. протогеометрический стиль сменяется геометрическим стилем.
Геометрическая эпоха
Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.
Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства, и одновременно обозначение периода классической античности в Древней Греции. Геометрический орнамент, появившийся IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.
В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.
Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.
Поздняя геометрика
Хотя технологии Среднегеометрического периода продолжали использоваться в начале VIII века до н. э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения.
Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.). Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э. более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль.
Эпоха поздней геометрики получила название «дипилонской» по сосудам и фрескам, найденным у Дипилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т. н. ковровое решение.
Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.
Список использованной литературы
https://en.wikipedia.org/wiki/Geometric_art
https://en.wikipedia.org/wiki/Sub-Mycenaean_pottery
https://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st023.shtml
https://en.wikipedia.org/wiki/Ancient_Greek_art
https://en.wikipedia.org/wiki/Protogeometric_style