Конспект урока по литературе
Тема: «Ощущение катастрофичности бытия в рассказе «Господин из Сан-Франциско»
Цель: анализ рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Задачи:
Общеобразовательные:
- познакомить учащихся с замыслом, историей создания рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»;
- раскрыть идейное и художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Развивающие:
- развивать умения анализа текста;
- развивать монологическую речь;
- развивать умение работать с художественным текстом.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки общения;
- формировать гуманные качества личности;
- воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
- Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к эпохе и литературе, их оценка; осознание связи искусства с реалиями окружающей жизни; проявление интереса к изучаемой теме.
- Метапредметные: воспитание думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.
- Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение ставить задачи, формулировать проблемы, уметь работать с информацией;
В ценностно-ориентационной сфере: формирование собственного отношения к творчеству писателя, воспитание любви к литературе, развитие этических чувств;
В коммуникативной сфере: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других;
В эстетической сфере: понимание литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма проведения: урок-беседа
Методические приемы: слово учителя, беседа, художественный анализ текста, индивидуальная работа в парах
Оборудование: презентация, тексты произведения «Господин из Сан-Франциско»
Домашнее задание на урок: Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско» и проследить, как развивается мотив смерти в рассказе при совместном анализе рассказа (первому варианту) и как развивается тема природы в рассказе (второму варианту).
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Мотивация и актуализация
В каком году был написан рассказа «Господин из Сан-Франциско?» Что это было за время?
Первая мировая война началась в 1914 году, и через год Бунин написал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско. К войне, в которую ввязался Николай II в 1914 году, Россия была не готова ни экономически, ни морально. Положение к 1917 году было настолько плачевным, что массовых протестов уже было не избежать: настолько велико было недовольство. Автократический режим подтвердил свою нежизнеспособность: государство не было в состоянии ни выиграть войну, ни накормить население, ни удовлетворить другие требования, предъявляемые властям. В 1917 году произошли Февральская и Октябрьская революции.
Война обострила его видение мира, еще сильнее укрепила мысль об ответственности художника. Непосредственно о войне Бунин почти не писал, но ее трагический отсвет лежит на всем его творчестве 1914–1917 гг. Как чуткий художник, Бунин ощущал приближение великих социальных катастроф. Предчувствие гибели и потрясений пронизывает все предреволюционное творчество Бунина, в том числе едва ли не лучшее его произведение – рассказ "Господин из Сан-Франциско".
Целеполагание
Запишем число и тему урока «Ощущения катастрофичности бытия в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». Ребята, как вы думаете, почему тема сформулирована именно так? Почему ощущение именно катастрофичности бытия? (Ответы учащихся) Цель нашего сегодняшнего урока – разобраться, в чем видел Бунин катастрофичность бытия.
Работа с текстом произведения
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока станут слова, взятые из «Апокалипсиса»: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий!" Первоначально Иван Алексеевич Бунин предварил этим эпиграфом свой рассказ, но снял в самой последней редакции.
Ребята, поделите страничку на две части и в первом столбике по мере анализа текста фиксируйте основные детали, связанные с "миром" корабля.
Какие ассоциации при прочтении эпиграфа у вас возникают?
(Библейская легенда о Вавилонской башне. Люди решили построить Вавилонскую башню, чтобы достать до Бога, и за их гордыню Бог смешал языки, чтобы они перестали понимать друг друга.)
Кто является главным героем рассказа?
Скажите, куда отправляется господин из Сан-Франциско?
Каков его маршрут?
Что он хотел увидеть в своем путешествии?
Прочитайте портрет господина из Сан-Франциско. Что автор подчеркивает в его облике?
(«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова»)
Прочитайте описание принца. Что особенного мы видим в облике этого человека?
(«…наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито, человек маленький, весь деревянный, широколицый, узкоглазый, в золотых очках, слегка неприятный - тем, что крупные черные усы сквозили у него как у мертвого»)
Прочитайте описание капитана корабля. Что подчеркивает Бунин в описании командира?
(«…рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев»)
Как описывает Бунин этих людей? Что общего в их портретах?
(Все они – неживые. Внешний облик героя предельно "материализован", лейтмотивной деталью, приобретающей символический характер, становится блеск золота, ведущая цветовая гамма - желтый, золотой, серебряный, то есть цвета мертвенности, отсутствия жизни, цвета внешнего блистания. Используя прием аналогии, уподобления, Бунин при помощи повторяемых деталей создает внешние портреты -"двойники" двух совершенно не похожих друг на друга людей - господина и восточного принца: в мире господства безликости люди зеркально отражают друг друга.)
А кто еще выделялся на палубе? Зачем на этой паре делается акцент? (Пара влюбленных, которых наняли «играть в любовь за хорошие деньги». Даже такое светлое чувство, как любовь, куплено)
На каких ценностях основывается существование людей на корабле?
(Главное для них – материальные ценности)
Какие ассоциации рождаются с названием корабля – «Атлантида»? Почему корабль назван именно так? (Как корабль назови – так он и поплывет. Корабль обречен, как и затонувший материк с целой цивилизацией.)
Что представляет собой корабль? Из каких частей он состоит? Каков распорядок дня на палубе? Что было внутри корабля? На что он похож?
( С одной стороны, Бунин рисует рай на палубе корабля, и ад в «утробе» корабля. С другой – корабль представляется как срез общества.)
Мотив искусственности, автоматизма усиливается, когда Бунин описывает пассажиров "Атлантиды", не случайно объемный абзац посвящен распорядку их дня: это модель мертвенной регламентированности их существования, в котором нет места случайностям, тайнам, неожиданностям, то есть как раз тому, что делает человеческую жизнь по-настоящему захватывающей.
Найдите и зачитайте цитату, которая доказывает, что машинное отделение ассоциируется с адом.
("ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени...")
Кто покровительствует кораблю?
(«Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем»)
Чем был особенен день отъезда для семьи господина Сан-Франциско? Зачитайте отрывок смерти господина из Сан-Франциско. Как отреагировали на его смерть окружающие люди?
Зачем Бунин так внезапно убивает своего героя?
(Ирония судьбы заключается в том, господин из Сан-Франциско растратил всю жизнь в напряженном и бессмысленном труде, откладывая на будущее "настоящую жизнь" и все удовольствия. И именно в тот момент, когда он решает наконец насладиться жизнью, его настигает смерть.)
Сейчас я прочитаю вам описание героя, а вы, не подглядывая в текст, скажете мне, кого описала.
(" Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова", " …смуглая тонкая кожа точно натянута и слегка лакирована…его сухие руки")
Мне почти удалось вас провести, как думаете, почему? Сможете ли вы ответить на вопрос, почему у главного героя нет имени?
Миру корабля противопоставляется другой – мир Италии. Запишите основные детали этого «мира» во второй столбик.
Что связывает две части? Новелла о ком?
(Легенде о Тиберии)
Зачем Бунину нужно это вкрапление в повествование?
(Напомнить людям о скоротечности времени и возмездии за грехи)
Кто покровительствует Монте-Соляро?
(«над дорогой, в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озаренная солнцем, вся в тепле и блеске его, стояла в белоснежных гипсовых одеждах и в царском венце, золотисто-ржавом от непогод, матерь божия, кроткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу, к вечным и блаженным обителям трижды благословенного сына ее»)
Есть ли имена в этом отрывке? Почему? Какими их описывает Бунин?
(Бунин открыто воплощает свой эстетический идеал в простых людях. Уже до этого апофеоза естественной, целомудренной, религиозной жизни, которая возникает незадолго до финала рассказа, проглядывало его восхищенье естественностью и незамутненностью их существования. Во-первых, почти все они удостоились чести быть поименнованными. В отличие от безымянного "господина", его жены, "мисссис", его дочери, "мисс", а также бесстрастного хозяина отеля на Капри, капитана корабля - у слуг, танцовщиков есть имена! Кармелла и Джузеппе великолепно танцуют тарантеллу, Луиджи хлестко передразнивает английскую речь умершего, а старик Лоренцо позволяет любоваться собою заезжим иностранцам. Но важно также и то, что смерть уравняла чванного господина из Сан-Франциско с простыми смертными: в трюме корабля он находится рядом с адскими машинами, обслуживаемыми "облитыми едким, грязным потом" голыми людьми!)