Суть мышления в выполнении некоторых внутренних операций с образами во внутренней картине мира.Виды мышления: логическое, аналитическое, интуитивное, языковое и т.д. Художественный тип характеризуется преобладанием активности первой сигнальной системы над второй. Люди художественного типа имеют преимущественно “правополушарное” образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части.
Следует знать, что оба полушария не являются простыми дубликатами друг друга в отношении функции использования слов. Оба полушария мозга являются сходными в том, что каждое обеспечивает процессы, относящиеся к словам, но они не сходны в том смысле, что только левая половина принимает участие в использовании слов для речи, а правая половина — в "других процессах, в которых используются слова". Мозг по функции речи является функционально двойным.
В отношении функции речи полушария отличаются тем, что правое полушарие является полушарием, от которого зависит автоматическое использование слов, а левое полушарие — это полушарие, где автоматическое использование слов сливается с их произвольным использованием (т. е. использованием, которое находится под контролем коры головного мозга и является внутренне мотивированным, свободно выбранным, волевым). Или другими словами, правое полушарие — это такая половина мозга, которая обеспечивает автоматическое использование слов, а левое полушарие — и автоматическое, и мотивированное использование слов. Утверждается, что левая половина мозга позволяет говорить, правая — воспринимать предложения.
Роль левого полушария в восприятии звуков речи. Установлено, что выделение и классификация звуков речи по дифференциальным признакам в единые классы, фонемы, и уровень языковых обобщений, связанный со статистической организацией языка, — функция левого полушария.
|
Правое полушарие и речь. Проведенные исследования показали, что в обычном состоянии правое полушарие оказывает тоническое (имеющее отношение к мышечному тонусу, — прим. мое) тормозящее влияние на деятельность сенсорных и моторных речевых центров левого, доминантного, полушария. Они также свидетельствует о том, что в обычном состоянии это полушарие регулирует помехоустойчивость речевого слуха независимо от характера помех.
История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Вклад Р. Декарта, И. Прохазки, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, И.П. Павлова, И.М. Сеченова в развитие рефлекторной теории.
Исключительное значение для развития материалистических взглядов в
изучении физиологических основ психической деятельности имело
обоснование Рене Декартом (1596 – 1650) рефлекторного механизма
взаимоотношения организма и среды. Отождествляя животный организм с
работой несложных механизмов, Декарт представлял, что все действия
организма, как и происходящие в нём процессы, сводятся к механическому
движению и управляются законами механики. Он считал, что под действием
внешнего предмета на органы чувств натягиваются «нервные нити», идущие
внутри нервных трубок к мозгу, и открываются клапаны, через которые из
полостей мозга выходят в нервы потоки мелких частиц («животные духи»),
устремляющиеся к мышцам и раздувающие их. Таким образом, через
|
посредство нервной субстанции мозга, по Декарту, возникает двигательная
реакция в ответ на внешнее воздействие. На основе рефлекторного
механизма Декарт пытался объяснить поведение животных и просто
автоматические действия человека. Однако, отмечая сходство в строении
тела и функциях различных органов человека и животного, Декарт видел
различие только в «разумной душе», которую «никак нельзя навлечь из
свойств материи» и которая присуща только человеку. Введя понятие
«высшего разума», независимого от материи, являющегося проявлением
духовной субстанции, Декарт уступил идеализму и стал на путь
дуалистического воззрения. Однако материалистическая сторона его учения
сыграла в развитии физиологии огромную роль. Его схема связи между
раздражением органов чувств и мышечной реакцией, несомненно, является
прототипом учения о рефлекторной дуге.
В начале XIX в. весьма прогрессивные идеи высказал выдающийся чешский
анатом, физиолог и врач Й.Прохазка (1749 – 1820). Он впервые подошёл
вплотную к истинному пониманию физиологических механизмов высшей нервной
деятельности. Говоря о психофизиологических исследованиях Прохазки,
следует прежде всего отметить, что именно им в 1800 г. был введён в
науку сам термин «рефлекс» и впервые дано классическое описание
рефлекторной дуги. Основываясь на концепции Р.Декарта об отражении
мозгом внешних воздействий, воспринимаемых нервной системой, Й.Прохазка
развивает понятие рефлекса как принцип и распространяет принцип
рефлекса на деятельность всей нервной системы, в том числе и на
|
психическую деятельность.
К сожалению, прогрессивные взгляды Й.Прохазки о рефлекторном характере
психической деятельности, не подкреплённые экспериментальными
исследованиями, не получили широкого распространения и признания.
Отсутствовали экспериментальные данные о механизмах деятельности
головного мозга, которые могли бы натолкнуть на мысль о существовании
рефлексов более высокого порядка, чем спинномозговые рефлекторные
реакции. В связи с этим допускалось, что психическая деятельность
осуществляется исключительно в силу внутренних, присущих только ей
закономерностей и является независимой от физиологической деятельности
нервной системы. По существу, признавалось в организме человека и
животных наличие двух начал: телесного (физиологического) и духовного
(психического), наличие двух рядов функций: телесных (физиологических) и
духовных (психических), обособленных и независимых друг от друга.
И.П.Павлову наука обязана всесторонними исследованиями физиологии
головного мозга и создания материалистического учения о высшей нервной
деятельности.
Предпосылки возникновения учения И.П.Павлова о физиологии высшей
нервной деятельности. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности
было создано на базе обобщения и дальнейшего развития достижений
естествознания за предшествующие периоды. Создание этого учения было
подготовлено всем ходом развития познания деятельности мозга, и в первую
очередь экспериментальной психологии и зоопсихологии, однако значительно
большее влияние на него оказали успехи в физиологии центральной нервной
системы. Учение И.П.Павлова тесно связано своими идейными корнями с
развитием философии и естествознания в России.
В разработке вопросов высшей нервной деятельности идейным вдохновителем
И.П.Павловым, о чём он сам говорил неоднократно, являлся И.М.Сеченов
(1829 – 1905). И.М.Сеченов впервые в истории естествознания высказал
мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной
действительности и познание окружающей человека среды возможно лишь при
помощи органов чувств, продукты которых являются первоначальным
источником всей психической деятельности. И.М.Сеченов был глубоко
убеждён, что первопричина всякого человеческого действия лежит вне его.
Наблюдая за поведением и формированием сознания ребёнка, Сеченов
показал, как врождённые рефлексы с возрастом усложняются, вступают в
разнообразные связи друг с другом и создают всю сложность человеческого
поведения. Он писал, что все акты сознательной и бессознательной жизни
по способу происхождения суть рефлексы.
Однако И.М.Сеченов не отождествлял психические явления с рефлексами, он
говорил лишь о рефлекторном происхождении психических процессов, об их
закономерной детерминированности (обусловленности) воздействиями условий
внешней среды и прошлым опытом человека, о возможности и необходимости
их физиологического, т.е. научного анализа.
Произвольные движения, Согласно Сеченову, формируются в процессе
индивидуального развития организма, путём повторных ассоциирований
элементарных рефлексов. В результате организм обучается множеству таких
действий, для которых ни плана, ни способа организации в его
генетическом фонде нет. При помощи индивидуального опыта и повторения
формируются простые и сложные навыки, знания, возникают представление,
речь и сознание.
И.М.Сеченов пишет, что непосредственным началом рефлекса является
чувственное возбуждение, вызываемое извне, а концом – движение, однако
физиология должна изучать и середину рефлекторного акта, то есть
«психический элемент в тесном смысле слова», который очень часто, если
не всегда, оказывается, по существу, не самостоятельным явлением, а
интегральной частью всего процесса в целом, развивающегося в мозге по
принципу ассоциации.
Развивая понятие ассоциации в чисто физиологическом смысле как связь
между рефлексами, И.М.Сеченов указывал, что процесс ассоциирования
«представляет обыкновенно последовательный ряд рефлексов, в котором
конец каждого предыдущего сливается с началом последующего во времени».
Цепь таких рефлексов обусловливается тем, что любая реакция организма на
раздражение является в свою очередь источником новых раздражений,
воздействующих на те или иные рефлекторные аппараты мозга и побуждающих
их к ответной деятельности.
В этих положениях И.М.Сеченова о последовательной «стимуляции»
рефлексов совершенно очевидно выражена идея рефлекторной внутренней и
внешней замкнутости как функциональной основы связи между организмом и
внешним миром. Дальнейшее конкретное своё развитие идея рефлекторного
кольца получила в исследованиях Н.А.Бернштейна (1896 – 1966), которые он
начал в 1929 г., заложив позднее теоретические основы современной
биомеханики.
Согласно мнению И.М.Сеченова, мысль – это психический «рефлекс с
задержанным окончанием», развивающийся по внутренней цепи
ассоциированных рефлексов, а «психический рефлекс с усиленным
окончанием» – это то, что обычно называют аффектом, эмоцией. Благодаря
«психическому элементу», интегральной части рефлекторного процесса,
организм может активно приспосабливаться к среде, уравновешивать её,
саморегулироваться, проявляя широкое многообразие поведенческих реакций.