Вопрос 2. Идеологическая подготовка в подразделении, воинской части: организация, методы и формы проведения занятий.




Политические занятия в системе идеологической работы как основная форма идейно-политического воспитания личного состава практиковались с самого зарождения Красной Армии. Содержание и организационные формы политических занятий постоянно совершенствовались, в том числе и в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Данные занятия в наших Вооруженных Силах проводились со всеми категориями военнослужащих в 1992 – 1993 годах в системе гуманитарной подготовки, в 1994 – 2004 годах –

в системе государственно-правовой подготовки. В 2005 году вместо занятий по государственно-правовой подготовке введены занятия по идеологической подготовке. С 2004 года занятия проводятся, в том числе и с лицами гражданского персонала.

Идеологическая подготовка (ИП) является предметом обучения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь и направлена на формирование у них политического и правового сознания, активной жизненной позиции, знаний и практических навыков в области социальной психологии.

Идеологическая подготовка планируется и проводится в соответствии с требованиямиприказа Министра обороны Республики Беларусь от 03 января 2006 г. № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке организации идеологической работы в Вооруженных Силах», учебными планами идеологической подготовки военнослужащих и гражданского персонала на очередной учебный год. Конкретные ее задачи определяются в ежегодных приказах Министра обороны Республики Беларусь о задачах подготовки войск в текущем году, организационно-методических указаниях по идеологической подготовке военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь в текущем году, организационно-методических указаниях и приказах соответствующих органов военного управления.

Персональную ответственность за руководство ИП несут командиры (начальники), а за ее организацию и учебно-методическое обеспечение – их заместители по идеологической работе.

Цель идеологической подготовки:

разъяснение и проведение в войсках идеологии белорусского государства и политики в области обеспечения военной безопасности страны;

формирование у военнослужащих, гражданского персонала чувства патриотизма, верности Республике Беларусь и белорусскому народу;

поддержание морально-психологического состояния на уровне, обеспечивающем выполнение стоящих перед воинскими формированиями задач;

укрепление воинской дисциплины и правопорядка в воинских коллективах;

совершенствование социально-политических, правовых и психолого-педагогических знаний военнослужащих.

Основные задачи идеологической подготовки целесообразно определить по двум направлениям: в области обучения, и в области воспитания.

В области обучения:

вооружать обучаемых знаниями об истории Отечества, традициях его вооруженной защиты, актуальных проблемах государственного и военного строительства, о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношений;

формировать умения и навыки оценки и анализа событий международной жизни, нынешней белорусской действительности, аргументировано отстаивать позиции и интересы государства и Вооруженных Сил;

совершенствовать психолого-педагогические и правовые знания, навыки и умения командиров (начальников), необходимые в практической деятельности по руководству воинскими коллективами.

В области воспитания:

формировать у военнослужащих чувство любви и верности своему Отечеству, уважения истории Родины, бережного отношения и верности обычаям и традициям народа;

воспитывать у военнослужащих уважение к Конституции Республики Беларусь, законам, воинским уставам, понимание предназначения Вооруженных Сил, своего места и роли в обеспечении безопасности страны, сознательное и ответственное отношение к исполнению воинского долга;

формировать у военнослужащих и гражданского персонала понимания ими изменившихся сущности, содержания и характера современной войны и вооруженной борьбы, мер, принимаемых для обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;

развивать у воинов стремление к добросовестному освоению воинских специальностей, повышению профессионального мастерства, качественному выполнению учебно-боевых задач;

формировать у военнослужащих морально-психологическую готовность к решительным действиям в боевой обстановке;

формировать у командиров (начальников) осознанную потребность в совершенствовании знаний, навыков, умений в организации идеологической работы с личным составом.

Условием успешного решения целей и задач ИП является четкая организация функционирования всех ее звеньев.

 

 

 

Планирование идеологической подготовки
Формирование учебных групп, определение мест проведения занятий, подбор руководителей групп
Обучение и подготовку руководителей групп и их помощников
Издание приказа об организации идеологической подготовки
Проведение занятий
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение занятий
Контроль проведения занятий и контроль успеваемости слушателей
Учет проведения занятий
Систематический анализ состояния идеологической подготовки
Обобщение и распространение передового опыта организации идеологической подготовки

 

 

Планирование идеологической подготовки осуществляют заместители командиров (начальников) по идеологической работе в соответствии с Положением об органах идеологической работы в Вооруженных Силах, Инструкцией по организации идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, организационно-методическими указаниями и учебными планами, разработанными главным управлением идеологической работы Министерства обороны, исходя из общих задач подготовки Вооруженных Сил, учитывая особенности выполнения воинскими частями служебно-боевых и других задач.

Планирование осуществляется:

в командованиях видов Вооруженных Сил, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях, военных комиссариатах и организациях – в планах идеологической работы и учебных планах идеологической подготовки на год;

в батальонах (дивизионах), эскадрильях – в планах идеологической работы на месяц и расписаниях занятий с офицерами и прапорщиками на месяц;

в ротах (батареях) – в расписаниях занятий на неделю.

Занятия по идеологической подготовке начинаются с начала календарного года.

Учебные планы, организационно-методические указания по идеологической подготовке военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил на год доводятся до каждой воинской части и печатаются в газете "Во славу Родины".

Учебные планы ИП военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил на год дифференцированы по категориям военнослужащих и гражданского персонала. В частности, учебные планы разрабатываются для:

офицеров оперативно-стратегического, оперативного (оперативно-тактического) звеньев управления, военных учебных заведений;

офицеров соединений, воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны;

прапорщиков и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

военнослужащих срочной службы;

военнослужащих школы по подготовке прапорщиков;

гражданского персонала;

курсантов учебных частей;

военнослужащих, проходящих службу в резерве;

молодых солдат.

В соответствии организационно-методическими указаниями и учебными планами, разработанными главным управлением идеологической работы Министерства обороны, указаниями, поступившими из вышестоящих органов военного управления, в воинской части разрабатываются календарные учебные планы занятий по идеологической подготовке на год для соответствующих категорий обучаемых. В них как правило указываются: категория обучаемых; номер темы занятия; ее наименование; форма поведения занятия; количество часов, отводимых на занятие; дата проведения занятия; кто проводит занятие; место проведения и кто привлекается для участия в проведении занятия.

Предоставленный резерв учебного времени используется в соединениях и воинских частях для изучения материалов, связанных с вопросами государственного и военного строительства, законодательства Республики Беларусь, а также учебных тем, посвященных истории Республики Беларусь, традициям видов Вооруженных Сил, родов войск, соединений и воинских частей.

Формирование учебных групп, определение мест проведения занятий, подбор руководителей групп осуществляет заместитель командира по идеологической работе. В этой связи он:

определяет состав и численность групп, а также места проведения занятий для каждой группы;

подбирает руководителей групп их заместителей и помощников.

Учебные группы комплектуются в соответствии со следующими принципами:

стопроцентный охват личного состава;

соответствие состава групп организационно-штатной структуре воинской части, подразделения;

недопустимость малочисленности групп (менее 10 чел.) и превышения в них числа слушателей более 30;

формирование состава групп по категориям военнослужащих и гражданского персонала;

командир (начальник) обучает и воспитывает своих подчиненных;

высокая теоретическая и методическая подготовленность, авторитетность, склонность к информационно-воспитательной работе руководителей групп и их помощников.

Как правило, группы солдат срочной службы комплектуются по взводам (ротам), а группы сержантов – по ротам или батальонам.

Успех занятий по ИП во многом зависит от руководителя группы, который выступает как главный организатор учебно-воспитательной работы. Поэтому и требования к нему предъявляются весьма высокие.

Руководитель группы должен:

знать:

требования руководящих документов по организации ИП;

структуру, содержание и методику проведения занятий в основных формах ИП;

текущие события в стране, за рубежом, в Вооруженных Силах, положение дел в части (подразделении);

индивидуальный уровень интеллектуального развития; способности и особенности жизненного опыта личного состава учебной группы;

состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделении;

уметь:

самостоятельно приобретать и систематизировать военно-исторические, психолого-педагогические и правовые знания, совершенствовать методические навыки их применения в интересах реализации обучающих и воспитательных задач каждой темы ИП;

аргументировано отстаивать позиции и интересы государства (Республики Беларусь) и его Вооруженных Сил;

устанавливать контакт и осуществлять правильное взаимодействие с аудиторией, создавать на занятиях обстановку деловитости творчества, ответственного отношения к выполнению поставленных задач;

обладать:

высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентностью;

коммуникабельностью, умением уважать и способностью убеждать словом и личным примером людей; принципиальностью, выдержкой, тактом;

деловым и моральным авторитетом, опытом и склонностью к работе с личным составом.

Руководитель группы обязан:

проводить занятия на высоком теоретическом и организационно-методическом уровне;

подбирать себе помощника и повседневно, в ходе подготовки и проведения занятий; обучать его основным формам и методам работы с группой;

знать индивидуальные особенности, уровень образования, социальный опыт и ценностные ориентации личного состава, использовать их в целях сплочения коллектива и учитывать при построении плана занятий;

информировать командование подразделения и части о настроениях в учебной группе и поднимаемых в ходе занятий вопросах, требующих разрешения;

эффективно использовать выделяемое еженедельно служебное время для тщательной подготовки к очередному занятию, заранее подбирать необходимую по теме литературу, другой информационно-методический материал, своевременно представлять на утверждение командиру (начальнику) план-конспект предстоящего занятия;

совершенствовать формы и методы проведения занятий по ИП, овладевать новыми методиками, активно участвовать в учебных сборах и инструктивно-методических занятиях руководителей групп, изучать и использовать в работе с группой передовой опыт проведения занятий лучшими методистами части;

знать и уметь применять на занятиях имеющиеся в части (подразделении) технические средства обучения и воспитания, разрабатывать и использовать наглядные пособия, обеспечивать группу необходимым количеством учебной литературы;

осуществлять постоянный контроль за работой слушателей на занятиях, вести учет их посещаемости и успеваемости, оказывать методическую помощь, ежемесячно проверять степень усвоения пройденных тем каждым слушателем группы;

представлять группу проверяющему в ходе инспекций и проверок, лично проводить контрольные занятия по изученным темам учебного плана.

Офицеры органов идеологической работы обязаны быть руководителями одной из учебных групп.

Помощников руководителей групп подбираются из числа наиболее подготовленных, исполнительных и добросовестных обучаемых, которые имеют высокий авторитет в коллективе и хорошую успеваемость по всем предметам обучения, обладают необходимыми организаторскими способностями.

На помощников руководителей групп целесообразно возложить следующие обязанности:

при подготовке к занятиям:

подбор в библиотеке части необходимой учебной литературы в соответствии со списком, предоставленным руководителем группы;

организация самостоятельного чтения и конспектирования слушателями учебных пособий, положений уставов и других документов во внеучебное время;

проведение дополнительных занятий с отстающими или пропустившими занятие военнослужащими (индивидуально или в составе группы);

организация изготовления наглядных пособий по заданию руководителя группы;

организация просмотра (прослушивания) обучаемыми материалов информационных телепередач, которые могут быть использованы на предстоящем занятии;

ведение учета очередности выступлений военнослужащих с информационными сообщениями о текущих событиях в стране и за рубежом и осуществление контроля над их подготовкой;

подготовка ТСО, учебных пособий и места занятия;

доклад руководителю о расходе личного состава и готовности группы к занятию;

в ходе проведения занятий:

организация выставки рекомендованной литературы по изучаемой теме;

распределение литературы и учебных пособий среди слушателей в соответствии с указаниями руководителя группы;

оказание помощи руководителю группы в использовании на занятии наглядных пособий и технических средств;

разъяснение учебного материала слабо успевающим слушателям по указанию руководителя группы;

оказание помощи руководителю группы в ведении диалога, дискуссии по обсуждаемому вопросу;

оказание помощи руководителю группы в осуществлении контроля над ведением слушателями конспектов и.т. д.

Обучение и подготовка руководителей групп предполагает следующее:

проведение перед началом каждого года с руководителями групп в Видах Вооруженных Сил, оперативных (оперативно-тактических) командованиях, соединениях (воинских частях) однодневного учебно-методического сбора, на котором выступают соответствующие командиры (начальники), проводятся показные занятия, лекции и доклады специалистов в области истории, психологии, педагогики, международного гуманитарного;

проведение инструкторско-методических занятий с руководителями групп не реже 1 раза в месяц по 2 часа под руководством заместителя командира по идеологической работе;

выделение руководителям групп не менее 2 часов служебного времени в неделю для подготовки к занятиям.

Обучение помощников руководителей групп осуществляют командиры подразделений, их заместители, руководители групп ИП.

Каждый руководитель группы ИП повседневно направляет деятельность своего помощника, обучает его умению выполнять свои обязанности.

Командир подразделения, его заместитель периодически проводят с помощниками руководителей групп инструктажи, консультации по сложным вопросам и темам занятий.

Кроме того, при необходимости, но не реже одного раза в учебный год, с помощниками руководителей групп в воинской части могут проводиться семинары по наиболее сложным темам и методические занятия, в ходе которых читаются лекции, организуются экскурсии, проводится обмен опытом организации самостоятельной подготовки, работы с отстающими и пропустившими занятия, использования наглядных пособий и технических средств. Семинары и методические занятия с помощниками руководителей групп организует и проводит офицер, отвечающий за организацию ИП в рамках времени, отведенного на организацию плановых занятий по ИП.

Приказом командира воинской части об организации идеологической подготовки и идеологической работы на учебный год определяется:

порядок проведения занятий по идеологической подготовке;

персональный состав руководителей групп, их заместителей и помощников, состав учебных групп;

система контроля за качеством проведения занятий;

порядок проведения инструкторско-методических занятий с руководителями групп (не реже 1 раза в месяц по 2 часа) и выделение им не менее 2 часов служебного времени в неделю для подготовки к занятиям;

порядок учета занятий по ИП;

порядок работы личного состава с книжным фондом, периодической печатью в библиотеках, читальных залах, комнатах досуга и информации.

система информирования;

состав и порядок работы информационно-пропагандистской группы, внештатных редакционных коллегий радиоузлов;

порядок выпуска стенной печати и демонстрации кинофильмов;

порядок обеспечения личного состава периодической печатью, просмотра и прослушивания программ Белорусского телевидения и радио.

Приказ издается перед началом календарного года, как правило, до 25 декабря.

 

Занятия по ИП в воинской части, подразделении проводятся по категориям:

с офицерами;

с прапорщиками;

с военнослужащими проходящими службу по контракту на должностях солдат;

с военнослужащими проходящими службу по контракту на должностях сержантов;

с военнослужащими срочной службы (с сержантами и солдатами, как правило, отдельно);

с гражданским персоналом.

С офицерским составом занятия проводятся в группах профессионально-должностной подготовки в дни, установленные приказом командира воинской части, а также в служебное время под руководством руководителей групп идеологической подготовки.

С прапорщиками, сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту и военнослужащими срочной службы занятия проводятся еженедельно по 2 часа, как правило, в утреннее время в дни, установленные приказом командира части.

С гражданским персоналом занятия проводятся ежемесячно по 2 часа.

В ходе учений, полевых выходов, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации идеологическая подготовка организуется и проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее 1 часа в неделю по учебным планам для соответствующих категорий личного состава или специальным учебным планам, разрабатываемым органами идеологической работы видов Вооруженных Сил, оперативных (оперативно-тактических) командований для конкретной воинской части, выполняющей указанные задачи.

При приведении войск в высшие степени боевой готовности и в боевой обстановке идеологическая подготовка организуется в соответствие с требованиями документов, регламентирующих деятельность войск на особый период.

Дополнительные занятия с отсутствовавшими на плановых занятиях военнослужащими срочной службы организовываются в часы, определенные распорядком дня для проведения воспитательной работы.

Занятия по ИП в подразделении проводятся руководителями групп ИП. Также занятия могут проводить командиры и начальники вышестоящих органов военного управления.

Для проведения занятий по наиболее сложным и актуальным вопросам необходимо приглашать представителей государственных органов власти, ветеранов, преподавателей, представителей прокуратуры и суда, офицеров юридической службы, других специалистов различных отраслей знания.

При изучении тем, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, необходимо обязательно приглашать ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил.

Для проведения занятий необходимо использовать возможности музеев, театров, памятных и исторических мест, телевидения, кино, комнат Боевой Славы, досуга и информации.

При определении форм и методов проведения занятий по ИП необходимо учитывать общеобразовательный и профессиональный уровень слушателей, морально-психологическую обстановку в воинской части, подразделении, характер решаемых задач, обстановку в районе дислокации войск, степень психологических нагрузок и др. факторы.

К выбору метода проведения занятий по идеологической подготовки необходимо подходить творчески. Помнить, что любой из них сам по себе еще не обеспечивает высокого качества и действенности ИП. Успех зависит от умелого применения того или иного метода с учетом условий обстановки.

Метод – ( греч. «methodos») означает путь, способ продвижения к истине, т. е. это способ практических и теоретических действий человека. направленный на достижение поставленной цели.

Под формой занятия понимается система организации, внутренняя структура, определенный порядок его проведения.

Основными методами проведения занятий в системе ИП являются:

лекционно-семинарский метод (для офицеров, прапорщиков, военнослужащих, проходящих службу по контракту),

метод рассказа – беседы (для военнослужащих срочной службы).

Лекционно-семинарских метод включает в себя такие формы проведения занятий, как лекция, самостоятельная работа обучаемых и семинар.

Метод рассказа-беседы предполагает такие формы, как рассказ, самостоятельная работа и беседа.

При проведении занятий по идеологической подготовке применяются также такие активные формы обучения, как диалог, диспут, учебные задания, практические занятия, деловые игры, «круглый стол», «мозговая атака» и различное их сочетание.

Применение данных форм зависит от общеобразовательного уровня подготовки слушателей.

В подготовительный к инспекции и проверке период проводятся консультативные занятия по темам учебных планов ИП.

С военнослужащими срочной службы идеологическая подготовка проводится в основном методом рассказа-беседы.

Рассказ - это сюжетное живое, образное, эмоциональное изложение материала, где на фактах, примерах раскрывается сущность вопросов, закономерная связь явлений, делаются теоретические выводы.

Что касается требований, предъявляемых к рассказу по теме, то их суть сводится к высокому научному уровню, к умелому подбору излагаемого материала, обеспечению его доступности, логичности и последовательности изложения.

Начинается рассказ с сообщения темы, её места и значения, доведения цели занятия. Затем записываются основные вопросы. Последующее изложение содержания материала заключается в разъяснении войнам узловых вопросов, теоретических положений.

Особенностью рассказа по теме является то, что в ходе его руководитель группы периодически обращается к военнослужащим с вопросами или ставит вопросы и сам отвечает на них. Это способствует оживлению изложения.

Иногда бывает полезным для быстрого установления контакта со слушателями начать рассказ с сообщения о каком-нибудь интересном факте, впечатляющем примере, а затем перейти уже к последовательному разъяснению вопросов. Не следует перегружать рассказ цитатами, а также цифровым материалом.

Ясность, простота и доходчивость весьма важны для рассказа.

В заключении занятия руководитель группы идеологической подготовки дает ответы на вопросы слушателей, определяет задание на самоподготовку.

Для повышения эффективности проведения занятия методом рассказа целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

при изложении сложных вопросов значительно замедлять темп, делать короткие паузы, фиксировать на них внимание слушателей, периодически переходить к детальному разбору и объяснению;

сосредотачивать внимание аудитории на главном;

добиваться четкого деления излагаемого материала на пункты;

стремиться к популярной разговорной манере без увлечения сложными, малопонятными словами;

своевременно, доходчиво, акцентируя внимание слушателей, разъяснять им смысл основных терминов и понятий;

не перегружать рассказ цитатами и цифровым материалом;

использовать метод повтора (для запоминания основного понятия (главной мысли) его рекомендуется повторить в различных вариациях и связях с другими уже известными понятиями не менее 7 раз, а тезис – не менее 4);

рационально использовать имеющийся запас аргументов, придерживаясь следующих правил:

в аудиториях с более высоким уровнем образования эффективно действует двухсторонняя аргументация (столкновение суждений, фактов, противопоставление точек зрения);

в аудиториях с низким уровнем образования требуется больше разнообразных, но хорошо знакомых слушателям аргументов;

активно применять средства оживления и усиления выразительности речи (сравнения, художественные образы, красочные эпитеты, меткие пословицы и поговорки и т.д.);

излагать материал ясным и доступным языком, отказаться от штампов, неуместных сокращений, жаргонных слов и т.п.;

использовать эмоциональные приемы при изложении учебного материала (пафос и ирония, сдержанность и гнев и т.д.).

Самостоятельная работа - работа слушателей с рекомендованной литературой, повышение своего уровня знаний.

Самостоятельная работа является одной из важнейших активных форм занятий. В ней заложена возможность проявления самостоятельности мышления и творческой активности слушателей, что позволяет обучаемым глубже разобраться в сути теоретических вопросов, увязать их с жизнью, превратить полученные знания в моральные установки и личные ценностные ориентации, руководство в практической деятельности.

Основными условиями, обеспечивающими, высокую эффективность самостоятельной работы, являются:

формирование у слушателей стремления к самостоятельному добыванию и углублению знаний;

создание организационно-материальных условий для самостоятельной работы, обеспечение личного состава в достаточном количестве необходимой литературой;

постановка перед слушателями конкретных задач на самостоятельную работу;

обучение воинов навыкам работы с книгой, умению самостоятельно анализировать теоретические положения;

организация взаимопомощи в работе;

систематический контроль и действенная помощь слушателям в ходе самостоятельной подготовки.

Порядок проведения самостоятельной работы:

1. Принять доклад помощника руководителя группы о расходе личного состава и готовности группы к занятию.

2. Проверить наличие и внешний вид слушателей.

3. Предоставить слово слушателю, выступающему с сообщением о событиях в стране и за рубежом (5 минут).

4. Вступительная часть:

объявить тему и цель занятия, показать ее значение для слушателей группы;

напомнить вопросы беседы, указать, на что обратить основное внимание;

определить тему фиксированного выступления (доклада) и назначить докладчика;

распределить литературу, исходя из уровня образования слушателей;

пояснить, какие наглядные пособия можно использовать и по какому вопросу;

если необходимо, напомнить порядок чтения и конспектирования каждого вопроса, определить контрольное время их отработки.

 

5. В ходе самостоятельной работы:

осуществлять контроль за ходом занятия;

учить слушателей умению работать с книгой, составлять конспект;

разъяснять отдельным слушателям непонятные вопросы и термины, при необходимости обращаясь ко всей аудитории;

индивидуально работать со слабоуспевающими и пропустившими занятия;

помогать докладчику в подборе литературы, составлении плана доклада (фиксированного выступления).

6. Подведение итогов занятия (до 5 мин.):

отметить положительное в самостоятельной работе слушателей и указать недостатки;

назвать фамилии лучших слушателей, а также тех, кто мало изучил и законспектировал, работал не в полную силу;

назвать дату проведения беседы;

поставить задачи на доработку недостаточно усвоенных вопросов и подготовку к беседе;

ответить на вопросы.

После окончания занятия руководитель группы дает указания своему помощнику по организации самоподготовки во внеучебное время, изучению политической карты мира и Республики Беларусь, просмотру видеофильмов, рекомендованных по данной теме.

Беседа предполагает обсуждение темы по определенным руководителем вопросам.

Долг руководителя группы так формировать вопросы перед группой, чтобы они были предельно понятны, но вместе с тем, чтобы никто не ограничивался односложным ответом. Необходимо побудить всех присутствующих на занятии думать, втянуть их в творческое обсуждение, помочь самостоятельно добраться до истины.

Беседа начинается со вступительного слова руководителя группы (2—3 мин.), в котором он:

во-первых, раскрывает значение темы, учебные цели занятия, называет вопросы, которые предстоит обсудить;

во-вторых, доводит порядок проведения беседы (последовательность рассмотрения основных и дополнительных вопросов, время для выступления с рефератом, требования к выступлениям слушателей, примерное время на выступление; характер возможных вопросов к докладчику);

в-третьих, напоминает о необходимости увязывать теорию с практикой, жизнью и решаемыми задачами.

После вступительного слова руководитель группы в соответствии с планом предоставляет слово выступающему с рефератом или ставит перед всей аудиторией для обсуждения первый вопрос беседы.

Вопрос ставится перед всей группой. Это концентрирует внимание всех присутствующих, заставляет каждого продумывать основные положения ответа на поставленный вопрос, вспомнить фактический материал.

Следует избегать постановки перед группой вопросов точно в такой формулировке, в какой они имели место в рассказе по теме. Простой повтор снижает творческую активность личного состава группы.

Иногда слушателю бывает трудно изложить своими словами материал. В этих случаях помощь ему окажут дополнительные и наводящие вопросы руководителя.

В ходе обсуждения основного вопроса (подвопроса), в зависимости от глубины его раскрытия, может задаваться любой из дополнительных (уточняющих и наводящих) вопросов, что придает выступлению остроту и конкретность.

Общая логика ведения беседы может быть следующей.

Предоставив слово одному из слушателей, руководитель группы внимательно следит за содержанием его выступлений, делая для памяти, соответствующие пометки в рабочей тетради.

Если на этот вопрос он отвечает не правильно, или затрудняется с ответом, необходимо задать уточняющие, наводящие вопросы.

Если на заданный уточняющий вопрос выступающий ответить не может, то его выступление следует прекратить, а вопрос обратить ко всей группе.

Если вся группа не находит правильного ответа на вопрос, то его необходимо «раздробить», конкретизировать.

Если один или несколько человек ответили на вопрос правильно, то нужно дать слово очередному выступающему (по этому или следующему вопросу плана семинара).

После окончания выступления спросить группу: нет ли вопросов дополнений, уточнений, поправок, возражений по существу обсуждаемого вопроса.

Если есть вопрос из аудитории, то переадресовать его ко всем и предложить высказаться желающим. При наличии желающих выступить, предоставить им слово. На дополнительные вопросы целесообразны выступления именно по желанию, а не по принципу принуждения, ибо иначе снизится активность, и все привыкнут к вызовам на занятиях, угаснут мысль и инициатива.

Если группа не сумела правильно ответить на вопрос, то ответить на него самому и сделать выводы.

После обсуждения первого основного вопроса сделать общий вывод, поставить второй основной вопрос и предоставить слово одному из слушателей (и так далее по схеме обсуждения первого вопроса).

После обсуждения всех вопросов плана занятия или истечения времени занятия, подвести итог обсуждения (8— 10 мин.), в котором:

оценить степень обсуждения вопросов и глубину их усвоения, какие новые знания получили слушатели и чему научились;

оценить качество выступления каждого слушателя, выразить свое отношение к тем, кто выступал, и кто проявлял пассивность, похвалив одних и покритиковав других;

дать ответ на спорные вопросы, а также объяснение тех вопросов темы, которые почему-либо не получили достаточного освещения в ходе обсуждения;

порекомендовать конкретным слушателям подготовиться к выступлению на следующем семинаре;

поставить задачу группе и слушателям на дальнейшую самостоятельную работу.

В ходе беседы руководитель может использовать специально подготовленные наглядные пособия» видеоматериалы, диапозитивы, картины, репродукции и т.п.

Отличительной чертой беседы является ее гибкость. В ходе занятия руководитель всячески стимулирует активность слушателей, побуждая их задавать вопросы и участвовать в их обсуждении. При этом он должен предусмотреть возможность отклонения от обсуждаемой темы беседы. Поэтому важное значение имеет внимательное и благожелательное отношение к высказываниям слушателей, готовность руководителя к импровизации, его способность проявлять гибкость, что предполагает умение:

быстро ориентироваться, перестраивать тактику ведения беседы,

подметить в выступлениях слушателей рациональное зерно, правильные соображения и опереться на них;

с помощью дополнительных и наводящих вопросов повернуть ход беседы и, преодолевая односторонность отдельных ответов, подвести группу к обоснованному, хорошо сформулированному и понятному для всех слушателей выводу.

Такой поворот хода обсуждения может оказаться в воспитательном отношении более плодотворным, чем первоначально спланированный вариант.

Существенным моментом беседы является разбор вопросов, выдвигаемых слушателями. В ходе беседы необходимо разбирать только те вопросы, которые имеют отношение к теме занятия и направлены на более глубокое ее изучение. Если задан вопрос, не имеющий прямого отношения к теме, руководителю необходимо сказать, что ответ на него отвлечет беседу от обсуждаемой проблемы и займет время, к этому вопросу он обязательно вернется во внеучебное время (желательно точно назначить место и время такой беседы).

Если руководитель не может сразу ответить на заданный слушателями вопрос, ему не следует отвечать наугад, чтобы скрыть свое незнание. Неправильный ответ подорвет авторитет руководителя и доверие к нему со стороны слушателей. Правильнее будет сказать:

«Точного ответа сейчас дат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: