В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
К. Д. Ушинский
Инновационное развитие России во многом обуславливается качеством системы образования. Из этого следует понимание роли современного учителя как основополагающей фигуры в обеспечении постиндустриального будущего страны. Педагогическая общественность находится в поиске механизмов, которые обеспечивали бы устойчивое развитие системы образования.
Происходят глобальные процессы перестройки и переосмысления всей нормативно-правовой базы, разработка концепций преподавания, написание новых учебников и их экспертиза, а также изменение процедуры аттестации не только учащихся, но и педагогов. Упомянув о нормативно-правовой базе, отметим «Профессиональный стандарт педагога». В этом документе сказано о том, что «стандарт – инструмент повышения качества и выхода отечественного образования на международный уровень». Профессиональные и личностные требования к педагогу регламентированы на документальном уровне. Учитель, стремясь быть адекватным современным тенденциям и модернизации образования, меняет свою деятельность, принимает новый функционал, расширяет поле профессиональных интересов.
«Роль учителя в повышении качества образования», как актуальная тема для обсуждения, фигурирует во многих работах современных педагогов-исследователей: Аскарбек Кусаинов, Александр Адамский, Галина Цукерман, Михаил Бражник, Владимир Бацын и др.
А. И. Адамский в своём докладе в 2011 году определял качество образования как «возможность индивидуальной самореализации». Современному учителю нужно уметь выстраивать индивидуальные маршруты развития учащихся, организовывать рефлексию во время учебного процесса и владеть технологией формирующего оценивания. Да и результаты труда самого учителя проходят экспертизу. Скоро нас ждёт новая форма аттестации. Нужно заметить, что «учитель не привлечён к изменению норм своей деятельности, поэтому ему сложно следовать им, он не может их присвоить и сделать целеполагающими». Эту мысль высказал в вышеуказанном докладе Александр Адамский. Спустя шесть лет его слова всё ещё актуальны. Площадки для обсуждения таких проблем сейчас необходимы педагогам нашей республики.
|
Российское образование приблизилось к европейской модели оценки качества образования. Рассмотрев научные труды по сравнительному анализу, например финской (одной из лучших в мире) и российской модели, можем сказать, что выбраны правильные ориентиры. «В настоящее время в системе образования России и Финляндии протекают процессы модернизации, направленные на повышение качества образования и связанные с реализацией современных образовательных тенденций - демократизации и гуманизации образования».
Учитель работает в поликультурной среде, повышает квалификацию и обменивается опытом в виртуальном пространстве. А так как главной целью современного образования является развитие умения учиться на основе самостоятельности, инициативности и ответственности, то роль учителя заключается в реализации этой цели. Необходимо создать условия для развития учебной самостоятельности ребёнка. Если младший школьник не овладеет навыками учебной самостоятельности, и у него не будут сформированы ключевые компетенции, то на последующих ступенях обучения не произойдёт самореализации, снизится мотивация. Как создать такое образовательное пространство, которое бы стимулировало поисковую активность, инициативность и творчество? Как сделать этап адаптации, только пришедших в школу детей, и социальное присвоение норм школьного поведения более мягким и психологически комфортным? Как поднять интерес к учебным предметам у слабоуспевающих детей? Каждый учитель делает свой выбор в пользу определённой технологии, стиля работы, профессиональной позиции. Я вижу способ решения многих проблем через использование ресурса театральной педагогики. Арсенал её приёмов широк и многообразен. Театр объединяет виды искусств. Плюс в том, что использовать можно и в урочной и во внеурочной деятельности. Ребёнок ведь хочет учиться тогда, когда ему интересно. Ведущая деятельность в начальной школе – это синтез игры и учения.
|
Возвращаясь к «Профессиональному стандарту педагога» вспомним, что современный учитель является консультантом, научным руководителем, тьютором, мастером. Его профессиональная компетенция - уметь находить выход из любой сложной ситуации, поддерживать учеников нравственным примером и уметь творчески сотрудничать. Счастье в глазах ребёнка – это следствие похвалы и поддержки учителя. Следовать за ребёнком, направляя и поддерживая, а не вести его за собой – одна из основных мыслей современной философии образования. Можно начинать рассматривать вопрос повышения качества образования с подходов к уроку, с активной позиции педагога, его личности, готовности к поиску и профессиональному росту. Тогда возникает новый ряд проблем: необходимость разработки инструментария оценки уровня сформированности компетенций, совершенности и адекватности материалов итоговой аттестации, анализа учебников и стимулирования труда учителя и мн. др.
|
Несомненно, образование – стратегический ресурс развития Республики Бурятия. И внимание к проблемам школы уделяется на высоком уровне. Моё выступление – призыв к пониманию этих сложных аспектов работы. Нужно вспоминать учителя чаще, с теплотой и пониманием. Особенно тех, кто отдал этому труду всю свою жизнь.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Доклад «Система оценки качества образования», А. Адамский - eurekanet.ru
https://eurekanet.ru/ewww/info/15878.html
2. Бражник М. О. Диссертация на тему «Система оценивания в школьном образовании Финляндии» автореферат по специальности ВАК 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и обр...
https://www.dissercat.com/content/sistema-otsenivaniya-v-shkolnom-obrazovanii-finlyandii
3. О поддержке детской инициативы. Культурно-историческая психология (2007. № 1. С. 41–55)
4. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности// Вопросы психологии. 1990. № 6