В условиях экологического кризиса, охватившего всю планету, объективной необходимостью стало международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Такая потребность вызвана:
¾ глобальным (общепланетарным) характером многих экологических проблем;
¾ трансграничным переносом загрязняющих окружающую природную среду веществ воздушными течениями, круговоротом воды, биологической миграцией по трофическим цепям;
¾ международным статусом природных систем и объектов (Мировой океан, воздушный бассейн Земли, околоземное космическое пространство, Антарктида);
¾ невозможностью решить все проблемы организации рационального природопользования и охраны окружающей природной среды силами одной страны.
Отдельные межгосударственные соглашения, касающиеся главным образом использования и сохранения ресурсов животного мира, были приняты еще в конце XIX в. Например, в 1875 г. Австро-Венгрия и Италия приняли совместную декларацию об охране птиц, а в 1897 г. Россия, Япония и США заключили соглашение об охране морских котиков в Тихом океане.
В 1913 г. в Берне состоялась конференция по международной охране природы, организованная учеными Австралии, Аргентины, Великобритании, Норвегии, России, США, Франции и ряда других стран. Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война и последующие события в мировой политике надолго отложили решение этой проблемы.
Современные международно-правовые экологические нормы разрабатывает созданная в 1954 г. Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированные органы.
Резолюции международных организаций и конференций, международные договоры, соглашения, конвенции, протоколы и т.п. являются основным правовым инструментом.
|
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1962 г.) «Экономическое развитие и охрана природы» отмечены следующие три важные положения в области охраны природы.
1. Целостное рассмотрение совокупности природной среды – природных ресурсов, животного и растительного мира.
2. Более широкая трактовка термина «охрана природы» как «охрана окружающей среды» (в международном научно-политическом лексиконе появился термин environment – окружающая среда).
3. Необходимость сочетания экономического развития с интересами охраны окружающей природной среды.
Международным сообществом приняты следующие важные политические документы, в которых проблемы мира и безопасности сочетаются с вопросами охраны окружающей среды:
«Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» (1963 г.).
«Договор о нераспространении ядерного оружия» (1968 г.).
«Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения» (1971 г.).
«Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении» (1972 г.).
«Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» (1977).
Первая международная экологическая конференция – Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) – приняла «Декларацию принципов» по основным экологическим проблемам человечества, рассчитанную на перспективу. День открытия этой конференции (5 июня) стал Всемирным днем охраны окружающей среды.
|
Среди принятых конференцией принципов и резолюций следует отметить следующие:
– право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
– необходимость сохранения природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений («природные ресурсы не собственность нынешнего поколения, а взяты в долг у будущих поколений»);
– необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества и взаимопомощи;
– суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов при одновременной ответственности этих государств за ущерб, наносимый окружающей среде;
– ответственность государств за то, чтобы деятельность, осуществляемая на территории, находящейся под их юрисдикцией, не наносила ущерба окружающей среде других государств или территорий, находящихся за рамками национальной юрисдикции.
В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН образовала постоянно действующий орган по охране окружающей среды – Программу ООН по окружающей среде – ЮНЕП (United Nations Environment Programme – UNEP), который стал основным координатором разработки международной стратегии охраны биосферы Земли, обеспечения международной экологической безопасности.
Нормы международного экологического права основываются на Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., и Пакте о гражданских и политических правах человека, принятом в 1976 г. В основу современного международного экологического права и экологического законодательства отдельных стран легли права любого человека на здоровую и экологически сбалансированную окружающую среду, право на жизнь в условиях мира и право на общее наследие человечества, каким является природа Земли.
|
К важнейшим международно-правовым документам по охране окружающей природной среды относятся резолюция Генеральной Ассамблеи ООН Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений (1980 г.) и Всемирная хартия охраны природы (1982 г.).
Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию – МКОСР (World Commission on Environment and Development – WCED), созданная в 1983 г., занялась изучением взаимосвязи экологических и социальных проблем в разных регионах планеты, прежде всего в развивающихся странах, и предложила мировому сообществу свод правовых принципов охраны окружающей природной среды.
Объектами международного природоохранного сотрудничества стали природные системы, которые не входят в юрисдикцию отдельных государств (рис. 1). Договоры по этим объектам составляют значительную часть международного природоохранного законодательства.
Рис.1. Основные объекты международного экологического сотрудничества
Основные международные правовые документы, принятые по охране Мирового океана:
«Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря» (1958 г.).
«Конвенция ООН по морскому праву» (1982 г.).
«Конвенция по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами» (1984 г.).
Наиболее серьезной проблемой морей и океанов является загрязнение нефтью, последствия которого губительны для всей жизни на Земле. Поэтому в 1954 году в Лондоне прошла международная конференция, ставившаяся целью выработать согласованные действия по охране морской среды от загрязнения нефтью. На ней была принята конвенция, определяющая обязанности государств в этой области. Позже в 1958 году в Женеве были приняты еще четыре документа: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции юридически закрепили принципы и нормы морского права. Они обязывали каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять морскую среду нефтью, радиоотходами и другими вредными веществами. Прошедшая в 1973 году в Лондоне конференция приняла документы по предотвращению загрязнения с судов. Согласно принятой конвенции, каждое судно должно иметь сертификат - свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка находятся в исправном положении и не наносят ущерб морю. Соответствие сертификатам проверяется инспекцией при заходе в порт.
Во Франции созданы шесть территориальных комитетов по бассейнам основных рек, которые и контролируют охрану и использование вод. В некоторых департаментах найден остроумный выход, чтобы заставить владельцев предприятий хорошо очищать сточные воды. Фабрике разрешают забирать воду из реки только ниже того места, где у нее выведен сток.
Оригинально эта проблема решена в Швеции. Определенной группой изотопов там помечают танки каждого судна и с помощью специального прибора по пятну на море безошибочно называют судно-нарушитель.
В ФРГ уже в 1961 г. вступил в силу закон о запрещении производства моющих средств, содержащих биологические нерасщепляемые элементы. В Великобритании создан Совет по водным ресурсам страны, наделенный большими полномочиями, вплоть до привлечения к судебной ответственности лиц, допускающих сброс в водоемы ядовитых, вредных или загрязняющих веществ. Виновные подвергаются также штрафу.
В России так же действуют законы, защищающие Мировой океан. Это Конституция РФ и законы об охране природы и основных компонентов окружающей природной среды, постановления законодательных учреждений разного уровня.
Высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России имеет Конституция РФ. Ею закреплено право человека на благоприятную окружающую среду. Естественно, чтобы действенно пользоваться им, необходимо использовать право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42). Правила и принципы охраны природы выполняются людьми тогда, когда они имеют законодательный характер.
В настоящее время действует Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Основой его является признание природы и ее богатств «национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояния человека». В соответствии с законом оценка состояния окружающей природной среды, в том числе и в чрезвычайных экологических ситуациях, должна оцениваться как с позиций здоровья населения, так и состояния естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
Основными задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются:
- регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека;
- предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности;
- оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящих и будущих поколений людей.
В законе сформулированы экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам. Эти требования адресованы предприятиям, организациям, учреждениям, независимо от форм собственности и подчиненности, и отдельным гражданам.
Действуют также:
- Постановление Правительства РФ от 10.08.1998 № 919 «О Федеральной целевой программе «Мировой океан»;
- Приказ Госкомэкологии РФ от 07.03.1997 № 94 «О Государственной Дальневосточной природоохранной морской службе» и др.