Выполните тестовые задания. Во всех заданиях выписывайте выбранное предложение.




Тема нашего урока – «Употребление деепричастий в речи»

Задачи урока:

- вспомнить, что обозначают деепричастия;

- узнать, какова роль употребления деепричастий в речи;

- учиться правильно употреблять деепричастия в речи.

 

 

Запишите в тетради число, вида работы (классная работа).

Прочитайте эпиграфы к уроку. Подумайте, в чем их смысл.

Эпиграфы:

Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом

А.С. Пушкин

…Деепричастия дорисовывают движения

Д.В. Григорович.

 

Синтаксическая разминка.

Запишите предложение в тетради, выполните его синтаксический разбор (знаки препинания не расставлены).

 

Зима смеясь от счастья плачет

Весны качая колыбель.

Проверьте правильность разбора (см. разбор в конце урока).

Устно ответьте на вопросы:

1) О чём эти строки поэта Игоря Северянина?

2) Что мы слышим, когда читаем эти строки?

3) Слова какой части речи помогли нам увидеть и услышать то, о чём пишет поэт?

Исследование - эксперимент.

Замените деепричастия глаголами. Что изменилось?

Стихотворение потеряло живописность. Появился однородный ряд сказуемых, интонация перечисления.

Какую же роль играют деепричастия в этих строчках?

Они дополняют глагол другими действиями, украшают его. Деепричастия помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывно, одновременно помогают увидеть образ зимы-матери, которая нянчит своё дитя – весну.

Грамматические ошибки в употреблении деепричастий.

Познакомьтесь с видеоуроком по ссылке (видеоурок.нет:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12511489571962219128&parent-reqid=1586670279562872-377512731163845973100278-prestable-app-host-sas-web-yp-204&path=wizard&text=видеоурок+ошибки+связанные+с+употреблением+деепричастного+оборота

 

При просмотре видеоурока выполните задание:

Замените предложения с грамматическими ошибками предложениями верными, без ошибки.

Предложение с ошибкой в употреблении деепричастия Исправленное предложение
Открыв дверь, в комнату влетела муха. Открыв дверь, человек впустил в комнату муху.
Крикнув «Вперёд!», лошадь понеслась вскачь. Крикнув ”Вперёд”, всадник пустил лошадь вскачь.
Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на детей. Заигравшись до позднего вечера, дети рассердили маму.
Выехав далеко в степь, нас намочил дождь. Выехав далеко в степь, мы попали под дождь.
Олег понял, что его жизнь проходит впустую, сидя в Интернете и бездумно наживая на кнопки. Олег понял, что он проводит жизнь впустую, сидя в Интернете и бездумно нажимая на кнопки.

 

 

Вывод: Итак, сегодня мы говорили об употреблении деепричастий в речи. Умелое их употребление украшает нашу речь, делает её понятной, образной, лаконичной. Деепричастия помогают создать живую, полную деталей картину, они обозначают добавочное к основному действие. Очень важно уметь употреблять деепричастия в речи правильно, без грамматических ошибок.

- Как вам кажется, где могут пригодиться эти знания?

4. Домашнее задание:

 

Выполните тестовые задания. Во всех заданиях выписывайте выбранное предложение.

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Возвращаясь домой,

а) я грустил;

б) уже совсем стемнело:

*в) мне было грустно.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Играя в шахматы

*а) я всегда выигрывал;

б) мне не было равных;

в) было весело.

3. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастия в речи.

а) Спеша домой, мне не удалось сесть в автобус.

б) Погуляв, девочка пришла домой..

*в) Подъезжая к лесу, у меня слетела шляпа.

4. Укажите предложение, в котором правильно употреблено деепричастия в речи.

а) Встретившись у метро, нам было весело.

б) Отправляясь в поход, путь казался легким.

*в) Читая книгу, я представлял героев произведения.

5. Укажите грамматически верное продолжение предложения:

Пользуясь калькулятором,

*а) я получил точный результат.

б) приобретаются навыки счета.

в) расчет производится быстро и легко.

6.Укажите грамматически неверное продолжение предложения:

Приготовив ужин,

*а) гостям он понравился.

б) мне не хотелось его есть.

в) мама пригласила всех к столу.

Синтаксическая разминка. Проверь себя!

как?

Сущ. деепр. пр. сущ. глаг.

Зима, смеясь, от счастьяплачет,

дееприч. оборот

| Весны качая колыбель |.

Предл. повеств, невоскл., простое, распр., осложнено деепричастием и дееприч. оборотом.

 

 

* Обратите внимание на то, что в характеристике предложения указывается, что предложение осложнено деепричастным оборотом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: