Тема нашего урока – «Употребление деепричастий в речи»
Задачи урока:
- вспомнить, что обозначают деепричастия;
- узнать, какова роль употребления деепричастий в речи;
- учиться правильно употреблять деепричастия в речи.
Запишите в тетради число, вида работы (классная работа).
Прочитайте эпиграфы к уроку. Подумайте, в чем их смысл.
Эпиграфы:
Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом
А.С. Пушкин
…Деепричастия дорисовывают движения
Д.В. Григорович.
Синтаксическая разминка.
Запишите предложение в тетради, выполните его синтаксический разбор (знаки препинания не расставлены).
Зима смеясь от счастья плачет
Весны качая колыбель.
Проверьте правильность разбора (см. разбор в конце урока).
Устно ответьте на вопросы:
1) О чём эти строки поэта Игоря Северянина?
2) Что мы слышим, когда читаем эти строки?
3) Слова какой части речи помогли нам увидеть и услышать то, о чём пишет поэт?
Исследование - эксперимент.
Замените деепричастия глаголами. Что изменилось?
Стихотворение потеряло живописность. Появился однородный ряд сказуемых, интонация перечисления.
Какую же роль играют деепричастия в этих строчках?
Они дополняют глагол другими действиями, украшают его. Деепричастия помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывно, одновременно помогают увидеть образ зимы-матери, которая нянчит своё дитя – весну.
Грамматические ошибки в употреблении деепричастий.
Познакомьтесь с видеоуроком по ссылке (видеоурок.нет:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12511489571962219128&parent-reqid=1586670279562872-377512731163845973100278-prestable-app-host-sas-web-yp-204&path=wizard&text=видеоурок+ошибки+связанные+с+употреблением+деепричастного+оборота
При просмотре видеоурока выполните задание:
Замените предложения с грамматическими ошибками предложениями верными, без ошибки.
Предложение с ошибкой в употреблении деепричастия | Исправленное предложение |
Открыв дверь, в комнату влетела муха. | Открыв дверь, человек впустил в комнату муху. |
Крикнув «Вперёд!», лошадь понеслась вскачь. | Крикнув ”Вперёд”, всадник пустил лошадь вскачь. |
Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на детей. | Заигравшись до позднего вечера, дети рассердили маму. |
Выехав далеко в степь, нас намочил дождь. | Выехав далеко в степь, мы попали под дождь. |
Олег понял, что его жизнь проходит впустую, сидя в Интернете и бездумно наживая на кнопки. | Олег понял, что он проводит жизнь впустую, сидя в Интернете и бездумно нажимая на кнопки. |
Вывод: Итак, сегодня мы говорили об употреблении деепричастий в речи. Умелое их употребление украшает нашу речь, делает её понятной, образной, лаконичной. Деепричастия помогают создать живую, полную деталей картину, они обозначают добавочное к основному действие. Очень важно уметь употреблять деепричастия в речи правильно, без грамматических ошибок.
- Как вам кажется, где могут пригодиться эти знания?
4. Домашнее задание:
Выполните тестовые задания. Во всех заданиях выписывайте выбранное предложение.
1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Возвращаясь домой,
а) я грустил;
б) уже совсем стемнело:
*в) мне было грустно.
2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Играя в шахматы
*а) я всегда выигрывал;
б) мне не было равных;
в) было весело.
3. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастия в речи.
а) Спеша домой, мне не удалось сесть в автобус.
б) Погуляв, девочка пришла домой..
*в) Подъезжая к лесу, у меня слетела шляпа.
4. Укажите предложение, в котором правильно употреблено деепричастия в речи.
а) Встретившись у метро, нам было весело.
б) Отправляясь в поход, путь казался легким.
*в) Читая книгу, я представлял героев произведения.
5. Укажите грамматически верное продолжение предложения:
Пользуясь калькулятором,
*а) я получил точный результат.
б) приобретаются навыки счета.
в) расчет производится быстро и легко.
6.Укажите грамматически неверное продолжение предложения:
Приготовив ужин,
*а) гостям он понравился.
б) мне не хотелось его есть.
в) мама пригласила всех к столу.
Синтаксическая разминка. Проверь себя!
как?
Сущ. деепр. пр. сущ. глаг.
Зима, смеясь, от счастьяплачет,
дееприч. оборот
| Весны качая колыбель |.
Предл. повеств, невоскл., простое, распр., осложнено деепричастием и дееприч. оборотом.
* Обратите внимание на то, что в характеристике предложения указывается, что предложение осложнено деепричастным оборотом.