Семинар № 1.
1. Спор о названии отрасли права «конституционное» и «государственное» право.
2. Предмет и метод Конституционного права России.
3. Конституционно – правовые нормы: понятие, виды, особенности структуры нормы.
4. Конституционно – правовые отношения: понятие, виды, структура, особенности субъектов.
5. Источники Конституционного права: соотношение национального конституционного права и международного (наднационального) права.
6. Ответственность в Конституционном праве. Особенности конституционно – правовой ответственности (позитивная и негативная ответственность).
7. Реализация Конституции: понятие, пути и способы.
8. Охрана конституции. Конституционный контроль (надзор) как способ защиты конституции.
Практические задания к теме № 1.
1. Ссылаясь на нормы Конституции РФ и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», укажите, в каких случаях суды непосредственно применяют Конституцию РФ?
2. Современный Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в соответствии с данной нормой входит в число форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Как определяет ст. 24 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения.
Является ли институт отзыва депутата представительного органа местного самоуправления конституционно – правовой ответственности? В чем она проявляется? В чем проявляется позитивная конституционно – правовая ответственность?
3. В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который относит к числу санкций: отказ в регистрации и отмену регистрации кандидата (ст. 38), расформирование избирательной комиссии в случае нарушения ею законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах (ст. 31), отмену решения об итогах голосования (ст. 77).
Являются ли приведенные примеры видами конституционно – правовой ответственности?
4. Депутата Государственной Думы РФ, привлекли к уголовной ответственности. Является ли это видом конституционно – правовой ответственности?
5. Согласно ст. 1 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Вправе ли Конституционный Суд РФ толковать конституционные нормы по собственной инициативе?
6. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью правовой системы России. В случае противоречия между нормами российского законодательства и международного договора, применяются нормы международного договора”.
7. Согласно ч. 1. ст. 80 Конституции РФ “Президент РФ является главой государства”.
Отметьте, какие структурные элементы содержит данная норма:
- только диспозицию
- гипотезу и диспозицию
- только гипотезу
- гипотезу и санкцию
Ответ обоснуйте.
8. В современной юридической литературе рядом исследователей внесено предложение о принятии Федерального конституционного закона о Президенте РФ и о Федеральном Собрании РФ. Возможно ли это, исходя из требований Конституции РФ? В чем различие между федеральным конституционным законом и федеральным законом?
9. Три депутата лишены полномочий из-за утраты доверия
Чиновники из Александровска нарушили антикоррупционное законодательство. По этой причине они были досрочно лишены полномочий.
Три чиновника представили декларации, не указав полученные в 2016 году доходы на сумму более 100 тыс. рублей. Прокуратура Александровска внесла в думу городского поселения внесено представление для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий данных депутатов.
Однако требования прокуратуры не были удовлетворены, а срок предоставления депутатами уточненных сведений был увеличен до четырех месяцев.
Тогда в суд было направлено административное исковое заявление о признании бездействия думы Александровского городского поселения незаконным и возложении обязанности о досрочном прекращении полномочий трех депутатов. Иск был удовлетворен[1].
[1] https://news.mail.ru/politics/32976151/?frommail=1