RESOURCE ART THERAPY AS A WAY TO UNLOCK THE POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL




РЕСУРСНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

 

Аннотация. В статье анализируются особенности метода ресурсной арт-терапии, рассматривается структура процесса.

Abstract. The article analyzes the features of the method of resource art therapy, considers the structure of the process.

 

Ключевые слова: арт-терапия, ресурсная арт-терапия, потенциал личности

Keywords: art therapy resources, art therapy, the potential of the individual

 

Повышенная конфликтогенность современного общества [3; 4], формируя внутренние конфликты личности[8; 12], актуализирует как поиск способов повышения адаптивности человека[15], так и раскрытия тех потенциалов[19], которые станут ресурсом его развития[11; 13; 16]. Наряду с применением различных методов и методик психологической работы [2; 7; 9; 17], в том числе – и арт-терапевтических форм [1; 5; 10], с осознанием их ресурсности [6; 18] в психологии возникло целое направление, которое так и называется – ресурсная арт-терапия [14].

Ресурсная арт-терапия, разработанная профессором и доктором психологических наук Коваленко Н.П., на основе трудов советских психологов В.И. Гарбузова и А.А. Ухтомского – достаточно эффективный и не директивный способ раскрытия собственного ресурсного потенциала.

Метод основан на работе с инстинктами. Инстинкт рассматривается как динамическая сила бессознательного, формирующая потребности, влечения и поведение. В ресурсной арт-терапии отрабатывается 7 зон (инстинктов): инстинкт самосохранения, продолжения рода, гармонии, познания, лидерский инстинкт, инстинкт свободы, совести. На их основе проявляются психические и физические ресурсы человека, активизирующие и регулирующие жизнедеятельность. При этом у каждого человека формируется особенная модель ресурсов. На её уникальность влияет множество факторов: генетические программы родителей и предков, перинатальный период родов, процессы воспитания и обучения, навыки адаптации и самоорганизации, творческая активность. В процессе арт-терапии как раз и выявляется ведущий инстинкт клиента, который определяет фокусировку силы и потенциала человека согласно сущности доминанты Ухтомского.

В отличие от давно известных методик работы со спонтанной изобразительной продукцией клиента, ресурсная арт-терапия строится по определенной схеме.

Изначально используется диагностическая программа, которая дает возможность выявить доминирующий инстинкт, а далее все семь инстинктивных уровней прорабатываются по выверенной за 20 лет конкретной технологии.

Сам процесс рисования в данном методе помимо подсознательных образов отражает конкретные ощущения и чувства, проявляет на уровне физиологии психосоматические блоки. Процесс рисования плавно переходит в этап рефлексии и самопознания. Он характеризуется распаковкой, освобождением подавленных переживаний, эмоций, вытесненных когда-то, а также осмыслением своих чувств и отношений.

После осмысления своих чувств и отношений следующим этапом в ресурсной арт-терапии является коррекция образов, мыслей. Работа с образами подсознания – это работа с психической энергией. Меняя образ к лучшему, меняется принцип циркуляции психической энергии (чувства, мысли), направляя ее в новое, более эффективное русло. В результате клиентначинает ощущать определенное «родство» со своими работами, которые наполняются ценностью и смыслом, испытывать чувство удовлетворенности, потому что ему удалось выразить в них что-то очень важное. И таким образом, появляется мотивация, готовность сменить сценарий поведения или отношение к чему-либо/кому-либо, чтобы в реальной жизни чувствовать удовлетворение.

В итоге получается рисунок, содержащий материализацию новых созидательных убеждений на бумаге. А это то, что приближает клиента к реальности и повышает степень ответственности за свои мысли.

Объединяя различные психические функции, ресурсная арт-терапия восстанавливает нарушенные связи между чувствами и разумом, проявляет личностные смыслы, актуализирует внутренний потенциал, направляя его на целенаправленную реконструкцию личности, повышает уровень самосознания, осознанности, paзвивает цeлocтность индивида, способствует формированию цельной картины окружающего мира. Всё это способствует оптимальному использованию возможностей человека в жизни в целом.

Список литературы

1. Адмакина Т.А. Психологические референты эмоциональной отзывчивости на музыку// Вестник психотерапии. 2009. № 31 (36). С. 84-89.

2. Бережная Е.А. Применение танцевально-двигательной терапии в психологической работе с подростками// Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. СПб. 2015. С. 24-26.

3. Горшкова В.В., Тонконогая Е.П., Мельникова А.А. Семья в проблемном поле современного социума / В.В. Горшкова, Е.П. Тонконогая, А.А. Мельникова. – СПб: СПбГУП, 2019.– 297 с.

4. Горшкова В.В., Мельникова А.А. Современное российское общество как пространство конфликта// Конфликтология, 2018, т.13, №2. С. 81-93

5. Екименкова С.Н. Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии)/ Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 184-187.

6. Каяшева О.И.Возможности применения ресурсных техник арт-терапии в условиях пандемии// Лучшая научно-инновационная работа 2020. Сб. статей II Международного научно-исследовательского конкурса. 2020. С. 149-154.

7. Кайгородов Д.В., Мельникова А.А. Психологические методы работы с личностью: практика гештальт-подхода// Актуальные вопросы экономики, права, психологии и образования. Сборник научных статей. СПб., 2018. С. 159-162

8. Коваленко Н.П. Ресурсная арт-терапия. СПб.: Петрополис, 2013, 265с.

9. Коваленко Н.П. Психологический практикум. СПб.: Петрополис, 2004, 200с.

10. Короткина Т.И., Мельникова А.А., Вагина М.В., Виданова Ю.И., Бережная Е.А. Психология конфликта. Компендиум кейсов. СПб.: СПбГУП,2016.116 с.

11. Короткина Т.И. Механизм социально-психологического тренинга// Социальная психология сегодня: наука и практика. СПб.: СПбГУП, 2012. С. 138-139.

12. Мельникова А.А., Куц В.А. Педагогика русского языка и глубинные основания культуры (активизация традиционно-культурных форм в контексте цивилизационной динамики)// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. № 4-2 (42). С. 125 – 128.

13. Мельникова А.А., Сафронова А.В. Фразы-сценарии как социально-психологические барьеры, препятствующие достижению целей// Современные проблемы социальной психологии и социальной работы. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб:СПбГУП. 2019. С. 75-77.

14. Пежемская Ю.С. Ресурсная арт-терапия в практике психологического консультирования/ Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. СПб., РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. С. 402-409.

15. Смолина Т.Л., Мельникова А.А. Психология кросс-культурной адаптации. СПб.: Скифия. 2017. 303 с.

16. Созинова М.В. Ресурс родительской культуры в профилактике социальных девиаций// Современные проблемы социальной психологии и социальной работы. СПб: СПбГУП. 2017. С. 129-131.

17. Трегубова Л.И., Мельникова А.А.Трансформационная игра как форма психологической работы// Актуальные вопросы экономики, права, психологии и образования. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции (Материалы конференции). Ответственные редакторы Е.В. Федосенко, Л.Ф. Уварова. 2018. С. 209-212.

18. Усова С.Л. Возможности арт-терапии как ресурсной стратегии совладания специалистов социономических профессий// Системогенез учебной и профессиональной деятельности. 2013. С. 405-407.

19. Smolina T.L., Melnikova A.A. How Russians View Themselves: Psychological Study of National Auto-Stereotypes // Психология и Психотехника. 2017. № 4. С. 15 - 22.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: