Формальная композиция.
Создание любого объекта дизайна — это обязательная работа с формой. Это работа должна отвечать функциональным требованиям, конструктивным и экономическим. Конечная цель дизайнерской работы — достижение выразительности формы. Этот процесс сложный и представляет собой неразрывную цепочку самообразования. Для формообразования используются две группы средств: графические и пластические. Основными графическими средствами являются точка, линия, пятно.
Точка — это графическое средство, которое выделяет акцент на плоскости. Несмотря на малые размеры часто являются доминантным средством в композиции. Её свойства зависят от расположения точки на плоскости, относительного размера, силуэта, яркости и плотности заполнения.
Линия — это форма, которая характеризуется протяжённостью и развитием в одном координатном направлении на плоскости.
Пятно — это средство, которое заполняет большую часть графической плоскости. Вместе с пятном используется тон или цвет как дополнительное средство композиции. Тоновое заполнение пятна представляет собой переход от светлого к тёмному и обратно.
Линейно-пластическая форма — это первая категория пластическому композиционного средства. Пластические отличаются от графических тем, что развиты не в двух, а в трех основных координатных направлениях. Линейно-пластическая форма — это средство, которое характеризуется развитием в одном координатном направлении, имеющая определённую толщину, о есть в отличие от линии, выполнения в материале и обладающая некоторой массой. Линейно-пластических форма — раскрывается в связи с её расположением по координатным осям. Важный признак линейно-пластических форм — её конфигурация. По этому признаку делят форму простого геометрического рисунка и форму сложного криволинейного очертания.
Закономерности восприятия точки, линии и пятна на плоскости (распечатать электронный файл).
Геометрический характер и размеры формы.
Форма может быть как телом, так и пространством. Если форма представляет собой тело, её размеры определяют геометрическими характер. Геометрический характер отображается геометрическими параметрами, то есть изменениями размеров по всем координат направлениям. Геометрическая характеристика является основным свойством формы и определяет ее характер. (Шар, куб, конус, линия)
Размеры это объективные свойства формы, которая оценивается человеком по абсолютным и относительным критериям. При абсолютной оценки сравнения размеров формы происходит принятыми единицами измерений. При относительной идет сравнение с величинами различного значения.(тела сравниваются друг с другом относительно друг друга, тела сравниваются с пространством вокруг них, тела сравниваются с размерами человека)
Если форма представляет собой не тело, а пространство, то его размеры больше определяются эмоциональной оценкой восприятия - масса, форма. Под массой формой в отличие от физики понимается тяжесть формы, которая прямо пропорциональна количеством материала объекта. Масса, как и оценка размеров, зависит от геометрической характеристики светлоты цвета и других свойств формы. Оценка массы одномерных и двухмерных форм зависит в основном от их геометрических характеристик. Те формы, у которых соотношения параметров тождественно оцениваются как формы с максимальной массой. А масса формы с контрастно не равными параметрами как минимальная.
Квадрат - устойчивая форма. Всегда воспринимается с горизонтального положения, считается самой тяжелой фигурой. При этом свойство тяжести квадрата может усиливаться или ослабляться цветом.
Многоугольник - за счет развития или восприятия вне горизонтальной плоскости воспринимается более легким, чем квадрат.
Круг - форма, сосредоточенная в себе. В ней проявляется центробежные силы и центростремительная.
Треугольник - самая неустойчивая форма для восприятия. Устойчив только тогда когда одна из сторон горизонтальна имеет значительные размеры. Все динамичные формы стремятся к форме треугольника.
Многоугольники составленные из треугольных форм, так же является неустойчивым, так как не имеют горизонтального основания.
Любая композиция должна быть уравновешенной. Размещение элементов композиции, при котором каждый элемент находится в устойчивом положении и дает равновесие.
Равновесие бывает двух видов:
Статическое равновесие - возникает при симметричном расположении фигур относительно вертикальной или горизонтальной осей.
Динамическое равновесие - возникает при ассиметричном расположении фигур относительно осей, то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх или вниз. Например: чтобы фигура казалось изображенной в центре плоскости известно, что ее нужно сдвинуть вверх относительно осей. Крупную фигуру в левой части плоскости в состоянии уравновесить небольшой контрастный элемент в правой части, который активен в силу своих тональных отношений с композицией.
Соотношение форм при компоновке композиции происходит по трем основным величинам:
Масштаб - это соизмерение величин изображенного объекта к действительным величинам.
Пропорции - это соотношение элементов внутри изображаемой формы.
Модуль - это единица измерения или членение элементов композиции.
Задания:
1. Нарисовать два рисунка устойчивых и неустойчивых форм в квадратах 10х10. В неустойчивой - формы не должны соприкасаться друг с другом, в устойчивой - пересекаются и соприкасаются.
2. В квадрате 20х20 нарисовать 5 разных кругов (они должны пересекаться или соприкасаться) на фоне в цвете (используется только черный, белый и любой серый цвета)
Пластические элементы.
Пластических композиционные средства отличаются от графических тем, что выражаются в формах, развитых по трём основным координатным направлениям: по горизонтали, по вертикали и глубине. Разное развитие форм в том или ином направлении обусловливает его пластическую характеристику. Пластическая форма характеризуемая развитием по горизонтали и вертикали большем, чем развитием в глубину, называется плоскостной формой. Плоскостная форма имеет широкий диапазон состояний, начиная от глянцевой поверхности, заканчивая формой, которой отдельные элементы выступают вперёд на три четверти. Плоскостная форма проявляется в трёх основных видах:
1. Текстура
2. Фактура
3. Рельеф поверхности
Текстура характеризуется декоративно-художественными свойствами, выраженными качеством материала поверхности, т.е. представляющими однородную массу. Художественные свойства проявляются засчёт мелких вкраплений, текстурных волокон и друтих элементов, выступающий на поверхности.
Фактура занимает промежуточное место между текстурой и рельефом. В зависимости от количества и величины, составляющих её пластических элементов. Фактурная поверхность может приближаться, либо к текстуре, либо к рельефу. Чем больше фактурная поверхность выступает, тем ближе она к зрителю (тем она выразительнее). Фактурная поверхность отличается очень большим разнообразием.
Рельеф характеризуется ещё более крупным, чем фактура пластических строением, и приближается к объёмной форме засчёт использования отдельных накладных выступающих элементов. В дизайне распространено деление рельефа на заглублённый рельеф, барельеф и горельеф.
Работа с гипсом.
Гипс при добавлении в воду ему требуется некоторое время, чтобы загустеть и затвердеть. Поэтому наливаю 1/3 холодной воды и досыпают туда 2/3 гипсового порошка, тщательно размешивая палочкой до состояния жидкой сметаны. После этого для большей пластических в массу добавляем 1/5 часть ПВА и перемешиваем. Ждём момента когда начнёт выделяться тепло. Как только началось выделение тепла, берём кисточку и намазываем слой на пано.
Явление оверлеппинг.
Это частичное совпадение или наложение одной формы на другую в композиции. Два основных варианта:
1. Один объект впереди другого и контур переднего изображается полностью. Объект дальнего плана частично перекрыт.
2. Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображают полностью.
Это явление широко используется в декоративно-прикладном искусстве. В первом случае незавершённость композиции способствует сплочёности объектов. Во втором случае завершённость композиции разрушает пространственность, так как контуры пресекаются. Явление оверлеппинга используется как приём построения композиции. Чтобы уменьшить напряжённость композиции и сохранить общую схему следует сдвинуть объекты в сторону совпадения структурных линий с изображением. Нужно сделать совпадающую с углом квадрата или расположить на одной из осей квадрата.
Явление оверлеппинга можно использовать с приёмом членения изобразительной плоскости.
Цвет в композиции.
Для того, чтобы ввести цветовую и тоновую нагрузку в рельефную композицию или с использованием только фактуры, цвет используют как дополнительный фактор. По словам Йоханеса Иттена: «цвет перебивает фактуру, если композиция основана на пластике поверхности». Поэтому при использовании цветовой фактуры берётся сближенная цветовая палитра. Сближения цветовая гармония – два соседних цвета. При работе с гипсовой фактурой или шпатлёвкой, мы берём ненасыщенные светлые тона, разбавленные водой. Фактура будет проявляться при затекании в углубления. Работать с цветом в гипсовой фактуре можно после полного высыхания поверхности.