Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в правоохранительных органах
Глава 1. Социально-медицинская работа с сотрудниками правоохранительных органов и их семей
Сотрудники правоохранительных органов представляют собой совокупность людей, профессиональную общность, характеризующуюся «единостью» (то есть общностью) жизненных условий, ценностей и норм, отношением субъектов и осознанием своей профессиональной идентичности, общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, умонастроения, умозрения и целеполагания и отличающиеся более или менее одинаковыми чертами образа жизни и массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм и интересов. Данная общность характеризуется общностью социально-правового и профессионального статуса, а также наличием общих социальных проблем, обусловленных особенностями профессиональной деятельности. В связи с этим система государственной социальной защиты сотрудников органов в настоящее время включает в себя три элемента (группы мер). Это меры правовой защиты; меры, направленные на обеспечение безопасности и собственно меры социальной защиты.
Так, правовая защита заключается; во-первых, в защите его как гражданина (так как права сотрудника как гражданина своей страны в полной мере гарантированы Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными актами так же, как и права любого другого гражданина); во-вторых, в специальной правовой защите; в-третьих, в защите прав и законных интересов сотрудников правоохранительных органов при прохождении ими службы. Существуют следующие виды мер безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о сотрудниках и их близких; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. К мерам социальной защиты (в узком значении определяется как меры по оказанию субъектом социального взаимодействия социальных благ и услуг для обеспечения минимально-достаточных условий и общественно - одобряемого уровня и качества жизни объекта социального воздействия сотрудников относятся льготы, гарантии и компенсации, создающие сотрудникам (членам их семей) условия для достойной жизни в период прохождения ими службы, а также после ее прекращения.
|
Все факторы социального риска для данных сотрудников можно определить, используя следующие индикаторы (показатели), такие как: семейное положение, жилищно-бытовые условия, финансовое положение и другие. Так, например, семейное положение сотрудника и характер внутрисемейных отношений обусловлено тем, что семья представляет собой своеобразный тыл, обеспечивающий его работу. Специфика и содержание работы, как правило, в известной степени отрывает сотрудника от семьи. Если к этому прибавить плохие бытовые условия, отсутствие жилья, недостаточное материальное и финансовое обеспечение и тому подобное - в совокупности это может привести к нежелательному конфликту в семье, ее распаду. Жилищно-бытовые условия также важны в жизни сотрудника, качества которых косвенно влияет на успешность выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Между тем, по данным МВД примерно 10 % сотрудников проживает в домах аварийных или подлежащих сносу. Финансовое положение сотрудников (семьи сотрудника) можно отметить тем, что в течение 1990-х годов резко снизилась покупательская способность денежного довольствия и пенсий. Так, например, пенсии и зарплаты сотрудников органов внутренних дел при 5-10 - кратном увеличении цен по стране увеличились лишь в 2 раза. При существующих нагрузках на органы внутренних дел такие доходы считаются мизерными. Условия труда - сотрудники органов вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности без необходимого количества специальной техники и средств индивидуальной защиты, работая в неприспособленных тесных помещениях. Материально-техническое обеспечение командировок сотрудников в «горячие точки» находится на самом низком уровне. Значительное увеличение интенсивности труда сотрудников может оказать отрицательное влияние на морально-психологическое состояние сотрудников и результативность их профессиональной деятельности. Так, например, за последние годы нагрузка на работников уголовного розыска увеличилась в два и более раза, заметно осложнилась работа сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Уровень физической подготовки и состояние здоровья сотрудников остается, несомненно, столь же актуален. Одним из требований к сотрудникам правоохранительных органов является обязательное медицинское освидетельствование, а также прохождение ежегодных медицинских осмотров. При обнаружении отклонений в состоянии здоровья сотрудники правоохранительных органов переводятся на работы с меньшими нагрузками или подлежат увольнению. Уровень физической подготовки личного состава также проверяется в ходе плановых смотров. В связи с этим у подавляющего большинства сотрудников отсутствуют серьезные хронические заболевания или физические увечья, а состояние здоровья и физической подготовки может быть признано удовлетворительным и соответствующим требованиям к службе. В случаях получения увечья или травмы при выполнении служебных обязанностей, созывается военно-врачебная комиссия, которая определяет сроки, характер лечения и решает вопрос о годности к службе в органах внутренних дел и выплате страховки. В отдельных случаях военно-врачебные комиссии могут создаваться в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых по согласованию с соответствующими органами управления здравоохранением проводятся медицинское обследование и лечение лиц, проходящих военную службу по контракту и призыву, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.
|
|
Повышенная стрессовая опасность деятельности сотрудников правоохранительных органов вызвана; во-первых, характером объекта деятельности, то есть особой категории населения, склонного к преступной (противоправной) деятельности; во-вторых, риском для личной безопасности сотрудника (и, или членов его семьи, родных и близких), вызванной характером профессиональной деятельности и вероятностью применения оружия со стороны правонарушителей; в-третьих, ненормированный рабочий день (неделя), сверхурочные работ, усталость, действие «синдрома эмоционального сгорания» приводит к нарушению межличностных связей, конфликтности и разводам среди сотрудников правоохранительных органов. Правовая защищенность, включающая соблюдение законных прав и свобод сотрудников предполагает правовые гарантии и льготы, закрепленные в российском законодательстве. Но хочется заметить, что в настоящее время не получают должного материально-финансового подкрепления, а потому носят преимущественно декларативный характер или реализуются на локальном уровне.
Существуют следующие группы факторов социального риска в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Так, например, юридические обусловлены несовершенством законодательства (в том числе уголовно-процессуального и социального), нечеткой урегулированностью оперативной работы, отсутствием четких юридических гарантий, ограничивающих сотрудников от противозаконных приказов и указаний начальников. Экономические - отсутствие четких экономических стимулов, уравниловка в оплате труда, неэффективность так называемых «потолочных» званий, возможность извлечения побочной материальной и иной выгоды в повседневной работе, недостаточная техническая оснащенность и отсутствие совершенной материально-технической базы. Организационные - слабый подбор персонала и расстановка кадров, слабый контроль со стороны руководства, специфичность работы, плохая организация внутреннего учета и контроля (в том числе неверные критерии оценки работы), недостаточные меры по повышению профессиональной квалификации сотрудников, некомпетентное вмешательство руководства в работу. Интеллектуальные - низкий уровень профессиональных знаний, недостаточный уровень политической, правовой и общей культуры, недостатки воспитания и самовоспитания сотрудников и социально-психологические, представляющие грубость и неуравновешенность руководителей, социальная, групповая, национальная нетерпимость, излишняя самоуверенность, тщеславие и карьеризм, низкий самоконтроль и другое.
Для создания условий эффективного выполнения служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов в многочисленных нормативных актах, действующих на территории Российской Федерации, устанавливаются для них отдельные социальные льготы, привилегии и компенсации, которые касаются подоходного налога, денежного довольствия и других выплат в связи со службой в органах внутренних дел; продолжительности службы (выслуги лет); обязательное личного страхования «Россгосстрах»; обеспечения жилой площадью УУМ; оплаты жилищно-коммунальных услуг (участникам боевых действий); отпусков; продолжительности рабочего дня во вредных условиях; санаторно-курортного обслуживания; приобретения (льготного) билетов на все виды транспорта (командировка, отпуск, новое место службы); увольнения из органов внутренних дел; медицинского обслуживания; использования личного автотранспорта в служебных целях; содержания детей в дошкольных учреждениях; отдельных категорий сотрудников (награждение особыми знаками, работающих в отдельных подразделениях и службах, беременных женщин и матерей и др.); семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудников, получивших увечья и телесные повреждения в результате участия в боевых действиях, вооруженных конфликтах, мероприятиях по ликвидации последствий катастроф и другие.
Материальная помощь сотрудникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и представившим подтверждающие документы, выплачивается в размере до двух окладов денежного содержания в год. Так, сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию, устанавливается в зависимости от стажа службы в ОВД ежемесячная доплата от 25 % до 50 % суммы пенсии, которая могла быть им назначена. Гарантией социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является также предоставление компенсаций за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время; предоставление льгот сотрудникам, имеющим квалификационные звания «Специалист 1 класса», «Специалист 1 класса - наставник» и другие; возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего сотруднику или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью; выплата компенсаций в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения им службы, после увольнения (ухода в отставку), вследствие нанесения ему телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его профессиональной деятельностью; другие меры материального стимулирования или компенсации (возмещения) нанесенного ущерба.
Из этого следует, что в Российской Федерации государством (государственными органами) предусмотрен целый комплекс мер по обеспечению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, предусматривающих оказание правовой, материальной, финансовой, социально-бытовой и иной помощи и защиты. Медико-социальная работа с правоохранительными органами и их членами семьи (медико-социальный патронаж семьи, направление на санаторно-курортное лечение, обеспечение медикаментами, спортивно оздоровительные мероприятия) направлена на оказание комплексной медико-социальной помощи, включающей социально-психологические, медико-психологические, педагогические и правовые мероприятия, в отношении сотрудников внутренних дел. В социально-психологическую помощь входит регулярное социально-психологическое обследование сотрудников и или членов их семей, психологическая реабилитация и реадаптация); а в социокультурную и информационную работу включается организация и проведение встреч, в том числе консультативного характера, проведение концертов и поздравлений, увековечивание памяти погибших сотрудников, организационно-пропагандистские мероприятия, экскурсии.
Социальные проблемы сотрудников правоохранительных органов во многом схожи с таковыми у служащих Российской Армии. Серьезная психо-социальная реабилитация и реадаптация требуются служащим правоохранительных органов, побывавшим в «горячих точках» (Афганистан и Северный Кавказ). Для оказания данной помощи создаются различные учреждения данного профиля (например, Центр психологической диагностики медицинского отдела МВД), целью которых является медико-психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов, которое подразумевает психологическое освидетельствование поступивших на работу в ораны внутренних дел; проведение психокоррекции (в основном в виде тренингов) лицам, побывавшим в «горячих точках»; психологическую и социальную реабилитацию членам семей, погибших при исполнении своих обязанностей и другое.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не учитывают особенностей охраны здоровья сотрудников правоохранительных органов, хотя необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с охраной здоровья этих лиц, обусловлена требованиями, которые предъявляет действующее законодательство к их здоровью. В то же время отношения по предоставлению медицинской помощи сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей в настоящее время регулируются в основном нормативными актами соответствующих правоохранительных ведомств. Поскольку речь идет об одном из конституционных прав граждан, оно должно быть гарантированно на уровне Федерального закона «Об охране здоровья сотрудников правоохранительных органов и членов их семей». Так, в последние годы ведомственная медицина органов внутренних дел функционирует в условиях реформы как правоохранительных органов, так и отечественного здравоохранения. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость совместного поиска путей решения накопившихся проблем, распространения передового опыта лучших подразделений ведомственного здравоохранения, внедрения достижений медицинской науки и новых технологий в практику. Особым достижением на сегодняшний день Медицинской службы явилось развитие в последние годы высоких медицинских технологий. Так, с 2009 года в госпиталях системы МВД России выполнено почти 4 тысячи высокотехнологичных оперативных вмешательств и лечебно-диагностических манипуляций по 11 видам медицинской деятельности в области травматологии и ортопедии, урологии, офтальмологии, сердечно-сосудистой хирургии, челюстно-лицевой хирургии, гинекологии, ревматологии, неврологии и оториноларингологии. Каждый третий врач имеет высшую квалификационную категорию, около 3,5 миллионов человек обслуживается в медицинских учреждениях системы МВД России. Из них более половины составляют сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск. В связи с выше изложенным, хочется сказать, что все это позволяет прогнозировать стабильные показатели здоровья сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск на ближайшую перспективу и, следовательно, в некотором роде благополучие и их членов семей.
Вопросы оказания медицинской помощи и санаторно-курортного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, в т. ч. сотрудников, определены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» (вместе с Правилами оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам утверждается, что медицинская помощь осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета МВД России, сотрудникам оказывается бесплатно. Прикрепление сотрудников на медицинское обслуживание к амбулаторно-поликлиническим учреждениям системы МВД России производится на основании списков, составляемых кадровыми подразделениями. При этом лекарственные средства и другое медицинское имущество отпускаются сотрудникам при амбулаторном лечении бесплатно ведомственными аптечными или медицинскими учреждениями по рецептам врачей медицинских учреждений системы МВД.
Членам семей же сотрудников и лицам, находящимся на их иждивении медицинская помощь (медицинское обслуживание) также оказывается бесплатно. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются членам семей сотрудников при амбулаторном лечении за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается. Так, например, в законе Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», сотрудники милиции, члены их семей (супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с сотрудниками, имеют право на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, сотрудники милиции имеют право на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в медицинских учреждениях системы МВД России.
Плановое лечение или обследование (освидетельствование) сотрудников в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляется по письменному направлению руководства, согласованному с руководством соответствующей медико-санитарной части МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации. В неотложных случаях медицинская помощь оказывается сотрудникам в указанных учреждениях здравоохранения немедленно с предоставлением в последующем указанного направления. С приведенными выше нормативно-правовые положениями позволяет сотрудникам беспрепятственно получать необходимую медицинскую помощь не только в ведомственных, но и в иных медицинских учреждениях государственной или муниципальных систем здравоохранения, если по месту службы или жительства, или иному месту нахождения сотрудника ведомственное медицинское учреждение отсутствует.
Структура медицинской службы МВД России позволяет помимо общих лечебно-профилактических мероприятии, предусмотренных для всех граждан Российской Федерации, решать ряд специальных задач, связанных с правоохранительной деятельностью Министерства. Эти мероприятия, в силу объективных обстоятельств, не могут осуществить в настоящее время никакие другие государственные и муниципальные медицинские учреждения. К таким функциям относятся отбор (военно-врачебная экспертиза, профессиональный психофизиологический отбор кадров) лиц, поступающих на службу, в том числе по критериям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», медико-психологическое сопровождение служебной деятельности личного состава МВД России и обеспечение мобилизационной готовности, санитарно-эпидемиологического надзора.
В систему медицинской службы МВД России, кроме Управления медицинского обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, входят федеральные казенные учреждения здравоохранения МВД России - Центральная медико-санитарная часть МВД России, 82 региональные медико-санитарные части МВД России по субъектам Российской Федерации, 27 учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, а также Военно-медицинское управление Главного командования внутренних войск МВД России и медицинские подразделения внутренних войск МВД России.
Медицинское обеспечение прикрепленного контингента осуществляется учреждениями ведомственного здравоохранения, включающими в себя 95 стационаров, 269 амбулаторно-поликлинических подразделений, 83 центра госсанэпиднадзора, 82 военно-врачебные комиссии, 82 центра психофизиологической диагностики, 15 санаториев и 11 центров восстановительной медицины и реабилитации.
Управление медицинского обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России совместно с Военно-медицинским управлением внутренних войск МВД России постоянно совершенствует организацию медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, принимающих участие в локальных военных конфликтах. Создан орган управления, координирующий деятельность медицинской службы в районе чрезвычайных ситуаций. Опыт работы в условиях чрезвычайных ситуаций, технологических катастроф и локальных военных конфликтах подтвердил важность своевременного оказания неотложной помощи и значение военно-медицинской подготовки для сохранения жизни и здоровья в боевых условиях. С учетом многолетнего опыта организовано максимальное приближение медицинской помощи к раненому, сокращена многоэтапность в системе лечебно-эвакуационных мероприятий. На базе Главного военного клинического госпиталя внутренних войск МВД России создан Медицинский отряд специального назначения (МОСН) для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим непосредственно в районе чрезвычайной ситуации. В 34 регионах страны на базе госпиталей медико-санитарных частей МВД России созданы отделения экстренной медицинской помощи.
Центры психофизиологической диагностики организуют работу по медико-психологическому сопровождению личного состава, проводят медико-психологическую экспертизу, определяют тактику и необходимый объем реабилитационных мероприятий, принимают меры для их реализации. В медико-психологическом сопровождении личного состава также участвуют амбулаторно-поликлинические и санаторно-оздоровительные учреждения (санатории, санатории-профилактории, центры восстановительной медицины и реабилитации) МВД России и МВД, ГУМВД и УМВД по субъектам Российской Федерации.
В заключении хочется сказать, что служба в правоохранительных органах оказывает отрицательное влияние не только на здоровье сотрудников и их образ жизни, но и на здоровье и образ жизни членов их семей. Поэтому государство в определенной мере компенсирует членам семей сотрудников те неблагоприятные воздействия, которые они испытывают (испытывали), будучи супругами или родственниками сотрудников.