Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ст. 2) установила, что никто не может быть намеренно лишен жизни иначе, как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. В то же время п. 1 ст. 64 Конвенции гласит: "Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку в отношении любого отдельного положения конвенции о том, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению". Таким образом. Конвенция не обязывает государства безоговорочно следовать каждому положению Конвенции. Отказ от смертной казни не является условием вступления в Совет Европы или присоединения к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Еще в 1980 году Парламентская Ассамблея постановила обратиться к парламентам тех государств-членов Совета Европы, которые сохранили смертную казнь-за преступления, совершенные в мирное время, с призывом исключить ее из своей пенитенциарной системы. В 1983 году 21 страна (члены Совета Европы) одобрила дополнение Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека Протоколом № 6 об отмене смертной казни в мирное время. Протокол № 6 предусматривает, что смертная казнь отменяется; никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен;
в законодательстве может быть предусмотрена смертная казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. Государство при подписании протокола и позднее вправе указать территорию или территории, к которым применяется данный протокол. Протокол № 6 стал первым документом международного права, сделавшим отмену смертной казни правовым обязательством государства, подписавшего и ратифицировавшего этот акт. Однако подписание и ратификация Протокола № 6 является правом, но не обязанностью суверенного государства. По состоянию на ноябрь 1998 года не подписали и не ратифицировали Протокол № 6 Албания, Болгария, Кипр, Литва, Польша, Турция, Великобритания. Подписали, но не ратифицировали Протокол № 6 Бельгия, Латвия, Россия, Украина.
|
4 октября 1994 года Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в рекомендации № 1246 подчеркнула, что смертной каэни не должно быть места в общеуголовных системах цивилизованных стран. Ныне в Совете Европы обсуждается вопрос о принятии нового протокола к Европейской Конвенции о правах человека, по которому предусматривалась бы отмена смертной казни в военное время.
Правовой комитет ПАСЕ предложил не признавать полномочия украинской делегации на его январской сессии в связи с тем, что на Украине исполнялись смертные приговоры не до 29 января 1997 года, как обязался Киев, а, по информации бывшего министра юстиции С. Головатого, до 11 марта 1998 года, накануне подписания Протокола № 6, было приведено в исполнение около 200 приговоров, а затем (уже в период действия моратория) еще 13. Теперь украинские парламентарии намерены делегировать право отмены смертной казни Президенту страны либо Конституционному Суду.
Россия и смертная казнь
Конституция РФ (ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Эта мера наказания не применяется к женщинам, несовершеннолетним, мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет.
|
Законом от 5 декабря 1991 года это наказание было исключено из санкций состава преступлений в виде хищения в особо крупных размерах, нарушения правил о валютных операциях, взяточничества. В 1994 году отменена смертная казнь за фальшивомонетничество.
В России число правонарушений, наказуемых смертной казнью, было уменьшено с 27 до 5 в соответствии с новым Уголовным кодексом, вступившим в силу и январе 1997 года:
статья 105, часть 2 - убийство при отягчающих обстоятельствах;
статья 277 - посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля:
статья 295 - посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование;
статья 317 - посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа:
статья 357 - геноцид.
Практика вынесения российскими судами смертных приговоров на протяжении последних лет имела устойчивую тенденцию к сокращению. В начале 60-х годов к смертной казни приговаривались тысячи осужденных. В 1961 году к смертной казни было приговорено 2159 человек, в 1981 году - 415, в 1985 году - 407, в 1989 - 100, u 1992 году - 159, в 1993 году - 157, в 1994 году - 160, в 1995 году - 141. С августа 1996 года смертные приговоры в России в исполнение не приводятся. В начале 90-х годов широко действовал институт помилования осужденных к высшей мере наказания. В 1993 году помиловано 149 человек, в 1994 году - 134 человека, в 1995 году -5 человек.
|
Согласно опросу населения об отношении к смертной казни, проведенному А.Михлиным в восьми регионах страны, 90% опрошенных не считают возможным отказаться в настоящее время от исключительной меры наказания. Михлин считает, что правосознание и психология уже нескольких поколений людей в России несут на себе печать насилия и жестокости классовой борьбы, разрушительных войн и тоталитарной идеологии. Видные отечественные психологи (М. Коченов, Г. Ратинов, В. Ефремова) связывают современное психологическое состояние российского общества прежде всего с категориями депрессии и страдания. По мнению Михлина, в ближайшие годы высокий уровень ригоризма в российском обществе не снизится и, следовательно, ни в ПСИХОЛ01ИЧССКОМ, ни в культурном отношении российское общество к отмене смертной казни нс готово [2]. С другой стороны, высказывается и противоположная точка зрения, что отмена смертной казни в России политически предрешена (В. Квашис).
В Распоряжении Президента РФ от 13.02.1996 "О первоочередных мероприятиях, (-«Яшиных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы" не упоминалось о присоединении к Протоколу № 6 и проблемах смертной казни. В Указе от 16.05.1996 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" правительству было поручено в месячный срок подготовить для внесения и Государственную Думу проект федерального закона о присоединении России к Протоколу № 6. Однако несмотря на это, мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров объявлен не был. Соответствующий проект закона не прошел первого чтения в ГосДуме.
29 января 1997 года последовало предупреждение Совета Европы (резолюция № 111)о возможном неутверждении полномочий российской парламентской делегации ни своей следующей сессии. Он рекомендует России отменить смертную казнь в мирное время в течение года и ратифицировать Протокол № 6 в течение трех лет.
27 февраля 1997 года издается Распоряжение Президента "О подписании Протокола № 6 к ЕКПЧ". Согласно распоряжению президент принял предложение Правительства РФ, согласованное с Верховным Судом РФ, о подписании протокола. Он поручил МИДу России подписать от имени Российской Федерации этот протокол. Президент также поручил Минюсту РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными органами государст-иенной власти разработать комплекс мер но поэтапному решению проблем, связанных с ратификацией Протокола № 6. Он иступит в силу лишь в случае его ратификации ГосДумой, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом. Но ГосДума отказалась принять проект закона о введении в России моратория на исполнение смертной казни (Постановление от 14.03.1997). Государственная Дума считает, что положения, содержащиеся в и. 10 Заключения Парламентской Ассамблеи (1996 г.) по этому вопросу, не являются обязательным условием для вступления России в Совет Европы, а имеют рекомендательный характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Zimring; F.E., Hawkings G. Capital Punishment and the American Agenda. Cambridge, 1987.
2. Михлин А. Смертная казнь: за и против. Обязана ли Россия отменить исключительную меру наказания после вступления в Совет Европы? // Российская газета. 1997. № 4.