ТЕМА: Анализ механизма финансирования на образование, здравоохранение и национальною оборону.
Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
Понятие и виды смет
Нормы расходов и их виды
Составление, утверждение и исполнение смет
Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
Расходы всей бюджетной системы - это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они обеспечиваются за счет бюджетного финансирования.
В правоотношениях по бюджетному финансированию участвуют:
- финансовый орган государства, который представляет его интересы;
- финансово-кредитное учреждение, в котором открывается бюджетный счет;
- распорядитель бюджетных ассигнований – руководитель учреждения или организации, которому предоставлено право распоряжаться предоставленными бюджетными средствами.
Сметно-бюджетное финансирование - это отпуск средств из республиканского бюджета учреждениям и организациям, не имеющим собственных доходов или имеющим незначительный доход от осуществляемой ими деятельности, на основе специальных плановых документов - смет.
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что финансирование государственных учреждений непроизводственной сферы производится из бюджета на основе смет.
Объектами сметно-бюджетного финансирования являются:
1) хозрасчетные предприятия и организации;
2) государственные бюджетные учреждения.
Финансирование государственных хозрасчетных предприятий и организаций осуществляется в исключительных случаях на строго установленные цели, как правило, на крупные проекты и программы Республики Беларусь.
Финансирование государственных бюджетных учреждений производится на основе сметы. В сметном порядке финансируются:
- органы государственной власти и управления, государственной безопасности, внутренних дел;
- армия, пограничные войска, таможенная служба;
- суды, прокуратура;
- учреждения и организации образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
- иные объекты в части расходов, связанных с осуществлением целевых программ за счет бюджетных ассигнований.
Сметно-бюджетное финансирование имеет особенности:
- безвозвратность и безвозмездность выделения средств;
- целевой характер;
- финансирование по мере выполнения обязательств – выделение бюджетных средств в соответствии с фактическим выполнением финансового плана по использованию этих средств;
- осуществление финансового контроля и финансового мониторинга за использованием предоставленных бюджетных средств с целью рационального и эффективного расходования этих средств;
- соблюдение режима экономии – наиболее целесообразное использование бюджетных средств;
- эффективное использование средств – получение максимальной выгоды при минимальных затратах;
Понятие и виды смет
Смета - это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.
Назначение сметы состоит в том, что она является планом финансирования учреждений и организаций по расходованию бюджетных средств и документом, в связи с которым реальные бюджетные деньги поступают получателю бюджетных средств.
Являясь плановым актом, смета не устанавливает правовых норм, а конкретизирует норму; содержащуюся в бюджете, применительно к конкретному учреждению. Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности распорядителя бюджетных ассигнований по целевому использованию бюджетных средств, обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов.
Виды смет:
1. Индивидуальные сметы - содержат расходы конкретной бюджетной организации с учетом ее особенностей и специфики деятельности. Индивидуальная смета состоит из трех частей:
- первая содержит название учреждения, его адрес, бюджет, из которого финансируется, с указанием номера раздела, главы и параграфа бюджетной классификации, свод расходов по статьям с распределением по кварталам года;
- вторая часть сметы содержит оперативно-технические данные, с помощью которых определяются необходимые суммы-ассигнования: количество оперативных коек в стационар больниц, количество студентов, учеников, и т.д. - все паспортные данные;
- третья часть содержит данные для экономического обоснования затрат по каждой статье:
Статья 1. Заработная плата. Статья 2. Начисления на заработную плату. Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы. Статъя 4. Командировки и служебные поездки Статъя 5. Расходы учебные, на производственную практику студентов и учащихся, НИР, и приобретение книг для библиотек. Статъя 8. Стипендия. Статъя 9. Расходы на питание. Статъя 10. Приобретение медикаментов и перевязочных средств. Статъя 12. Приобретение оборудования и инвентаря. Статъя 14. Приобретение мягкого инвентаря и спецодежды. Статъя 15. Государственные капитальные вложения. Статъя 16. Капитальный ремонт строений и сооружений. Статъя 18. Другие расходы.
2. Сметы на централизованные мероприятия - включают расходы, производимые непосредственно министерствами, комитетами, отделами, управлениями исполкомов, администраций районов в городе и т. д. (например, на проведение конференций, покупку автотранспортных средств и т. д.). Централизованные сметы мероприятий составляются на уровне министерств, ведомств, когда расходы берет на себя вышестоящая организация для приобретения сложной техники, бесплатно пepeдаваемой учреждениям.
3. Сводные сметы - объединяют все индивидуальные сметы подведомственных организаций и сметы расходов на централизованные мероприятия. Сводные сметы составляют Министерства и ведомства в соответствии с бюджетной классификацией, отражающей тот же характер расходов и статей, что и индивидуальные сметы. Эти сводные сметы подаются в Министерство финансов Республики Беларусь. Сметы на содержание аппарата министерства составляются и подаются отдельно.
Нормы расходов и их виды
Основным элементом при расчете в смете объема расходов являются нормы расходов.
Норма расходов - это установленный компетентным органом размер затрат средств на расчетную единицу (например, койка - в больнице, студент - в университете).
Для применения смет необходимы нормы расходования по каждой статье сметы. Нормы разрабатываются на основе общего для всех принципа распределения бюджетных средств.
Классификация норм расходов:
1. материальные и денежные.
Материальные нормы устанавливают расход ресурсов в количественном выражении на единицу расчета (например, количество топлива для отопления 1 куб. м помещения).
Денежные нормы представляют собой денежное выражение материальной нормы.
2. по юридическим свойствам нормы расходов подразделяются на обязательные и факультативные:
Обязательные нормы утверждаются компетентными государственными органами и не подлежат изменению. (например, ставки зарплаты, нормы питания на одного больного в больнице, на одного ребенка в яслях, детском саду и т. д).
Факультативные нормы (необязательные) устанавливаются финансовыми органами министерств, комитетов и т. д. и представляют собой средние затраты на расчетную единицу. Их величина может меняться в зависимости от особенностей финансируемой организации (например, расходы на командировки, хозяйственные расходы и т. д.).
3. по степени охвата затрат нормы расходов подразделяются на индивидуальные и укрупненные (комбинированные).