Административно-территориальное устройство субъектов РФ и осуществление административно-территориальных преобразований основывается на следующих требованиях, которые конкретизируют ранее названные принципы административно - территориального устройства:
а) соответствие исторически сложившейся системе расселения в субъектах РФ и устойчивым тенденциям ее развития;
б) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
в) содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию системы инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
г) обеспечение населению здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности;
д) развитие национальных культур, обычаев и традиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
е) участие населения в обсуждении и решении вопросов административно - территориального устройства.
Можно выделить следующие критерии образования и преобразования административно-территориальных единиц.
При образовании сельсоветов необходимо учитывать наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших сельских поселений, тяготеющих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортную доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.
|
При образовании районов необходимо учитывать сложившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего нужды сельского хозяйства и населения, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенного значения.
При отнесении поселений к категории муниципальных поселков должны учитываться наличие производственного или социально-культурного объекта, при котором формировался данный населенный пункт, либо его использование в качестве места для лечения или сезонного отдыха, а также численность и характер занятости населения.
При отнесении поселения к районным или субъектным (республиканским, окружным, областным и краевым) городам должно учитываться численность и характер занятости населения, хозяйственное социально-культурное и историческое значение данного поселения, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающих территорий.
При образовании районов в городах должны учитываться численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством и социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Конкретные критерии образования и преобразования административно-территориальных единиц устанавливаются законодательством субъектов РФ.
|
Что же касается правового положения национально-территориального образования — субъекта федерации, находящегося в составе субъекта РФ, то он определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным (конституционным) законом.
По всем предлагаемым преобразованиям административно -территориального устройства в обязательном порядке должно выявляться мнение населения, которого оно непосредственно касается. Выявление мнения населения соответствующих территорий может осуществляться путем проведения социологических опросов, сбора подписей под петициями, собраний (сходов), конференций жителей. По вопросам административно-территориальных преобразований могут также проводиться референдумы как консультативного так и обязательного характера.
Изучение документов, которые прилагаются к представлениям о принятии решений по вопросам преобразований в административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации, дает основания для обобщения полученной информации формулирования предложений о перечне материалов в административно- территориальном деле.
Так, к представлению об образовании, изменении, упразднении административно-территориальных единиц и поселений, границ, наименовании и переименовании и др. должны в качестве приложения прилагаться следующие материалы:
- развернутое обоснование необходимости предлагаемого преобразования с учетом установленных принципов и критериев изменений административно- территориального устройства, перспектив развития системы расселения, экономического и социального развития территории, улучшения среды обитания населения, рационального использования природных ресурсов, укрепления материально-финансовой базы и организации местного самоуправления;
|
- схематическая карта или описание предлагаемых преобразований;
- смета расходов, необходимых для проведения предлагаемого преобразования, с указанием источников их покрытия;
- сведения о результатах выявления мнения населения о предлагаемом преобразовании;
- заключения специалистов, учреждений и организаций, а также выборных органов местного самоуправления, территория которых затрагивается предлагаемыми преобразованиями, и др.
Всякое рассмотрение административно-территориальных дел в законодательном (представительном) органе власти субъектов РФ и в выборном органе местного самоуправления осуществляется в порядке, определяемом соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.
По инициативе граждан право внесения на рассмотрение законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ и выборного органа местного самоуправления проектов правовых и актов и предложений по вопросам административно-территориальных преобразований принадлежит соответствующим комиссиям (постоянным, специальным и т. д.) этих органов, к ведению которых отнесено решение вопросов административно- территориального устройства, руководителям исполнительного органа власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.
При рассмотрении дел административно - территориального устройства подлежат выяснению следующие обстоятельства: соответствует ли административно-территориальное преобразование историческим, национальным, культурным, бытовым тенденциям развития территории; относится ли дело к компетенции данного органа; имеются ли экономические, финансовые и организационные условия для осуществления внесенного предложения; соблюдена ли процедура рассмотрения данного предложения в соответствии с законодательством; учитывается ли мнение граждан соответствующей территории по административно -территориальному преобразованию; разрешаются ли в этом случае экономические социальные, управленческие проблемы в конкретной территории; удовлетворяются ли интересы и потребности населения.
Сам порядок и процедура рассмотрения обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дел административно-территориальных преобразований, а также порядок принятия по ним соответствующего решения определяются Регламентом законодательного (представительного) органа власти субъектов РФ или выборного органа местного самоуправления.
Как показывает практика, в субъектах Российской Федерации законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ по вопросам административно -территориального устройства принимает законы и постановления. Выборный орган местного самоуправления по вопросам административно -территориального устройства принимает решения (постановления). Содержание правовых актов и требования, предъявляемые к ним, устанавливаются законодательством субъекта РФ.
Необходимо отметить, что правовые акты законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, органов местной самоуправления по административно-территориальным преобразованиям, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Все административно-территориальные единицы и все населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее на них население, подлежат учету и регистрации. Регистрации подлежат все производимые изменения административно- территориального устройства.
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Административно-территориальное устройство субъектов РФ" можно сделать ряд выводов:
Существующая система государственно-территориального и административно - территориального устройства РФ жестко не связана с многонациональным составом населения страны. Напротив, опыт многонациональных и федеративных государств свидетельствует, что множественность критериев территориального размежевания между субъектами федерации, их внутренняя неоднородность и взаимозаполняемость — важнейшие условия политической стабильности.
Средство снижения напряженности — упреждающие реформы, направленные на передачу существенных полномочий на более высокие или низкие уровни, чем уровень субъектов федерации, то есть местного самоуправления, но без передела границ; гибкость форм обеспечения интересов этнических групп без институализации административно - территориального образования, их расселения. Как показывает анализ территориальных этнокультурных конфликтов в разных странах, эти принципы применимы и к России.
Административно-территориальное устройство рассматривается в основном в двух аспектах: во-первых, это одна из сторон территориальной организации государства, то есть той объективной социальной структуры, которая подразделяется на территориальные подсистемы и компоненты, элементы и части; во-вторых, это деление территории государства на части, соответствующие исторической природе, задачам и функциям федерального государства, а также соответствующая этому делению организация системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Административно-территориальное устройство (деление) выступает как субъективное, но неизбежное и необходимое проявление объективной стороны территориальной организации государства.
Административно-территориальное устройство субъектов РФ во многом имеет субъективный характер и может быть «правильным» и «неправильным». Однажды возникнув, это административно-территориальное устройство субъектов РФ становится фактором территориальной организация российского государства, в том числе процессов социально-экономического развития, этнического и национально-политического размежевания, разграничения режимов природопользования и т.п.
В наиболее общем виде влияние административно-территориальное устройство можно определить следующим образом: если административно-территориальное устройство в основном соответствует территориальному разделению труда, тенденциям его развития и сложившимся на этой основе новым экономическим институтам, то административно-территориальные единицы способствуют дальнейшему развитию территориальной организации государства в реализующейся политике. Если названного соответствия нет, то административно-территориальное устройство способствует изменению территориальной организации государства в новом направлении ее развития. Думается, что такое влияние становится тем значительнее, чем существеннее несоответствие и чем дольше административно-территориальное устройство остается неизменным.
Административно-территориальное устройство может быть в руках российского государства и его субъектов мощным рычагом целенаправленного воздействия на все стороны социально-экономического развития. Мощь этого рычага обусловлена многочисленностью, разветвленностью и повсеместностью аппарата административно-территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления. И эта мощь оказывается тем большей, чем более дробным является само административно-территориальное устройство, с одной стороны, и чем дольше остаются «выключенными» рыночные экономические механизмы, способные по-новому воздействовать на все развитие общества.
Библиографический список литературы
1. Конституция РФ. - М., 1993.
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ).
3. Фeдepaльный Koнcтитyциoнный Зaкoн «O peфepeндyмe в PФ» oт 10 oктябpя 1995 г. N 2-ФКЗ, (в ред. Федерального конституционного закона от 27.09.2002 N 5-ФКЗ)
4. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. - М., 1983. – 345с.
5. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1998.- 560с.
6. Хорев Б. С. Территориальная организация общества.- М., 1981.- 124с.
7. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Норма 2001.-767с.
8. Иванов В.В. Новые подходы к теории государственного устройства и федеративная система России // Юридическая мысль. - 2002.- № 3. - С.63-85.
9. Козлова Е.И., Кутафин О. Конституционное право России.- М.,2002. – 678 с.
10. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. / Ответственный редактор В. А. Четвернин. - М.: Центр конституционных исследований Московского Общественного Научного Фонда, 1997. – 689с.
11. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". / Под общей ред. В.И. Шкатулла. –М. ЗАО Юстицинформ, 2005.
12. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.- 546с.
13. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). - М.: Манускрипт, 1995. –342с.
Приложение
![]() |
|
|
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
![]() | ||
![]() |
территории со специальным режимом управления
Административно-территориальное устройство субъекта РФ
[1] Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
[2] Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1998.
[3] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
[4] Хорев Б. С.Территориальная организация общества. М., 1981.
[5] Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). М: Манускрипт, 1995.
[6] Козлова Е.И., Кутафин О. Конституционное право России.- М.,2002.