Основные парадигмы зарубежной социальной психологии
Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в обществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
В основе выделения ориентации в социальной психологии лежат 2 критерия:
1) решение вопроса о природе человека;
2) преобладающая проблематика.
Развитие социальной психологии в ХХ веке было обусловлено настоятельными потребностями развития человеческого общества, необходимостью использования науки в решении задач, стоящих в его различных сферах: промышленности, бизнесе, менеджменте, политике, социальной сфере. Можно констатировать, что социальная психология ХХ в. не представляет единую целостную систему знаний, она развивалась как парадигмальная. Ее особенностью является отсутствие единого методологического подхода к предмету своего исследования при наличии множества теорий "среднего" уровня (т. н. частной методологии) – объясняющих относительно небольшой круг социальных явлений.
Приступая к рассмотрению ориентаций в парадигм в социальной психологии, акцентируем их ключевые идеи:
В психоанализе: человек – поле битвы между животной природой и обществом.
Для бихевиоризма: поведение детерминировано немедленными ответными реакциями на стимулы – акцент на социальной ситуации.
Для интеракционизма – признание социальной детерминации с уточнением того, как роль человека в обществе определяет значимые для него ценности.
Для когнитивизма (человек – мыслящее существо) – главный фокус исследования – развитие осмысленного и организованного взгляда человека на мир.
|
Бихевиоризм (необихевиоризм)
Одно из наиболее влиятельных направлений, позиционирующее как строго научное.
Центральной идеей этого направления является идея подкрепления (в вариантах классического (по Павлову, связь между стимулом и реакцией) или оперантного обусловливания (по Скиннеру, исследуется связь между поведенческой реакцией и ее подкреплением, влияющая на последующее поведение).
Принципы:
Абсолютизация стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках.
Верификация и операционализм.
Натурализм (игнорирование специфики поведения человека)
Негативное отношение к теории и абсолютизации эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого.
Отказ от ценностного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности.
Принципиальный разрыв связей с философией.
Схема 3.1. Основные парадигмы и теории социальной психологии
|
К. Халл, уточняя схему S → R, ввёл идею промежуточных переменных, которые опосредствуют связь в представленной формуле. К промежуточным переменным он предлагал относить такие феномены, как мотивацию,
Ключевой идеей необихевиористической парадигмы социальной психологии является идея подкрепления. Именно подкрепление, по мнению бихевиористов, дает возможность управления социальным поведением.
В бихевиоризме выделяют 2 вида теорий:
|
1. Теории агрессии и подражаний (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура).
2. Теории межличностного взаимодействия как обмена (Дж. Тибо, Г. Келли, Дж. Хоманс)
Схема 3.2. Необихевиоральное направление в социальной психологии
Базовые понятия:
Научение – установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают и подкрепляют его.
Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) - проверка; способ обоснования (подтверждения) каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. Принцип верификации является одним из важнейших принципов логического позитивизма.
Операционализм – требование операционального определения понятий, т.е. через ту или иную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины).
Для социальной психологии характерна интеграция подходов. Так теории научения А. Бандуры и Дж. Роттера являются синтетическими - социально-когнитивными. Для них характерно рассмотрение когнитивных факторов поведения человека – не только признание подражания, но учет когнитивных переменных – самоодобрения, самомотивации, косвенного подкрепление, проявляющегося в научении путем наблюдения за поведением других и пр.
Поведенческий подход (необихевиоризм) получил популярность в менеджменте, психологии управления. Данная проблематика получила отражение и в художественной литературе: Идеи бихевиоризма представлены в книге французских авторов Коронеля и Веркора "Квота, или общество изобилия" (М.: Правда, 1984).
|
Психоанализ
З. Фрейд рассматривал сексуальное влечение в качестве источника энергии и силы характера. Ортодоксальный психоанализ оказал значительное влияние на развитие социально-психологических идей. Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам Зигмунда Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его поздних работах (1921 год) "Психология масс и анализ человеческого Я", "Неудовлетворенность культурой".
Фрейд заимствовал у Г. Лебона основные идеи относительно агрессивных аспектов поведения "толпы неорганизованной" и у Мак_Дауголла "толпы организованной".
В работе "Психология масс и анализ человеческого поведения" часто цитирует Г. Лебона, который показывает, как под влиянием толпы индивиды обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, как в толпе проявляются подавленные до того времени бессознательные влечения, как разрывается тонкий слой цивилизованного поведения и индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное начало.
Мак-Дауголл использует понятие инстинктов социального поведения, описывая постоянные войны, которые ведут дикие народы, живущие небольшими, хорошо организованными общинами. Эти войны, которые ничего не дают, кроме ослабления общины, обусловлены всецело непосредственным проявлением инстинкта драчливости.
Фрейд использовал эту идею. Он аутгрупповую враждебность рассматривал как средство поддержания идентификации и стабильности группы: "Всегда можно связать любовью большое количество людей, если только останутся и такие, на которые можно будет направлять агрессии. " Соседние и во многом близкие друг другу коллективы враждуют между собой и насмехаются друг над другом, например, испанцы и португальцы, северные и южные немцы, англичане и шотландцы… Я дал этому явлению название "нарциссизма малых различий. В нем мы обнаруживаем удобное и относительно безобидное удовлетворение агрессивной наклонности, облегчающее членам коллектива их сплоченность"
Механизм враждебности Фрейд выводил из амбивалентности ранних эмоциональных отношений в семье (Отец – объект любви и ненависти, ему стремятся подражать, но он является объектом агрессии и соперничества). Амбивалентность эмоциональных отношений раннего детства переносится на группу: любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, а также членами группы, имеющими аналогичную идентификацию. Враждебность и агрессия переносятся на внешнюю группу.
Также как ранее любовь и ненависть выступают в качестве взаимосвязанных, взаимозависимых немыслимых одна без другой детерминант психического развития личности, групповая идентификация и аутгрупповая враждебность становятся аналогично взаимосвязанными. В последующем тезис о неизбежности аутгрупповой агрессии выступал в качестве основы теоретических построений в этой области.
В работе "неудовлетворенность культурой" Фрейд развивает идеи об изначально конфликтной природе человека: "Жизнь человека определяется программой принципа наслаждения, однако человек попадает во враждебные отношения с окружающим миром (как микро -, так и макрокосмосом). Люди стремятся быть счастливыми, но страдания ожидают их с трех сторон (со стороны внешнего мира, взаимоотношений с другими и со стороны своего организма) …
Чтобы избежать несчастья, люди используют разные пути:
- уход от людей, путь в одиночество,
- в качестве членов общества переходят в наступление на природу и подчиняют ее своей воле с помощи науки и техники;
- самый грубый путь: наркотики;
- смещение либидо: сублимация первичных инстинктов: получение удовольствия от деятельности (интеллектуальной), наслаждение от искусства;
- стремление изменить мир вокруг себя;
- ориентация на любовь как центр всего мира.
Итак, программа того, как сделаться счастливым, к осуществлению которой побуждает нас принцип удовольствия, не может быть реализована. И тем не менее мы не прекращаем усилия, выбирая какие-либо пути стремления к наслаждению. Неудовлетворенность жизнь приводит к бегству в невротические заболевания. К счастью ведут многие пути, но ни один из них не приводит к цели наверняка.
Сублимация первичных позывов - особенно ярко выраженная черта культурного развития – именно она дает возможность высшим формам психической деятельности – научной, художественной и идеологической – играть в культурной жизни столь значительную роль.
Отказ от первичных позывов – является доминирующим в области социальных отношений – здесь причина враждебности, с которой приходится бороться.
В силу изначальной враждебности людей другу другу, культурному обществу постоянно грозит развал". (Фрейд З. Неудовлетворенность культурой)
Данные идеи впоследствии были развиты Э. Фроммом в работах "Бегство от свободы", "Человек для себя" и т.д.
Итак, для психоанализа человек представляется изначально конфликтным существом в силу противоречия между его "животной природой" и антагонистическими ей социальными условиями.
Ключевые понятия ортодоксальной теории групповой динамики:
· десексуализированное либидо (сублимированная любовь) и
· идентификация с лидером группы (подобно тому, как в семье ребенок идентифицируется с родителем того же пола), что обусловливает стремление походить на него.
Основные психоаналитические теории:
1. Теории неопсихоанализа (работы Э. Фромма, Дж. Салливана), в которых признается влияние на поведение и его формирование не только внутренних (инстинктивных) факторов, но и социальных (семьи, общества).
Э. Фромм пишет, что в процессе жизни человек на различных уровнях вступает в различные взаимоотношения с миром:
1) посредством овладения вещами и их ассимиляции;
2) посредством отношения с людьми и с самим собой.
Первый упомянутый уровень он называет процессом ассимиляции; упомянутый последним – процессом социализацией. Обе формы взаимодействия носят открытый характер, они не задаются инстинктивно, как в случае с животными. Человек может овладевать вещами, получая или беря их из внешних источников, либо производя их посредством своих собственных усилий. Но человек должен овладевать вещами и затем как-то их ассимилировать, для того чтобы удовлетворить все свои запросы и потребности. Более того, человек не может жить в изоляции от других людей. Для нормального существования человеку нужны связи с другими людьми. Человек должен объединяться с другими для того, чтобы защитить свою жизнь, для того, чтобы трудиться, для того, чтобы получить сексуальное удовлетворение, для игры, для воспитания потомства, для того, чтобы передавать кому-то накопленные знания и опыт и материальную собственность. Но, кроме того, он по необходимости связан с другими людьми, будучи частью некоторой группы. Полная обособленность для нормального человека, здорового психически, представляется невыносимой и несовместимой.
Ориентации, при помощи которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера. Характер дает индивиду возможность действовать правильно и "разумно". Характер предоставляет индивиду основу для приспособления в обществе. Характер ребенка представляет собой слепок
Э. Фромм ввел понятие социального характера, который он определяет как "совокупность черт характера, общую для большинства членов данной социальной группы и возникшую в результате общих для них переживаний и общего образа жизни". Фромм утверждает, что социальный характер определяет мысли, чувства и действия индивида. Если характер человека более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры. Теория Э. Фромма выходит также за границу психоанализа. Поздние работы философа Фромма являются уже по сути гуманистическими (например, "Искусство любить")
Таблица 3.1. Типология социальных характеров, по Э. Фромму
Ориентации | Преобладающая тенденция характера | Виды отношений между людьми |
1. Неплодотворные | ||
Рецептивная (берущая) | Мазохистская (преданность) | Симбиоз (теряет свою независимость) |
Эксплуататорская (овладевающая) | Садистская (авторитет) | Активная форма симбиоза (стремление поглотить, подчинить другого) |
Стяжательская (сберегающая) | Деструктивная (настойчивость) | Отстраненность, безразличие к другим людям, страх быть разрушенным другими |
Рыночная (обменивающаяся) | Безразличная (честность) | Отстраненность от людей, поверхностность связей, легкость контактов |
2. Плодотворная ориентация | ||
Деятельная | Разумная, любящая | Любовь к другим и к себе, забота, уважение |
Теория Адорно "исследование авторитарной личности". Заимствовал идею о том, что характер ранней социализации личности прямо и автоматически определяет ее отношение к представителям других, главным образом, этнических групп в зрелом возрасте.
Описал "синдром авторитарной личности" или этноцентрической личности: - имеет жесткую, ригидную систему социальных установок, которые являются результатом строгого семейного воспитания, в процессе которого подавляются все чувства, обиды и агрессия по отношению к родителям. Отношение авторитарной личности к родителям, согласно теории, характеризуется идеализацией родителей при вытесненной в бессознательное враждебности по отношению к ним.
Авторитарная личность чувствительна к внешним атрибутам власти и предпочитает ситуации, в которых предельно четко определены социальные ранги и статусы.
Отношения к власти в целом параллельны ее отношению к родителям: внешне почтительны, внутренне и бессознательно сохраняют враждебность и агрессию, которая по механизму замещения направляется на группу, главным образом, на другие этнические общности и меньшинства.