ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ЗАПАДНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ1
История западного средневековья как научная дисциплина — сравнительно молодая отрасль русской исторической науки. Однако здесь можно указать ряд важных достижений, назвать немало крупных ученых, посвятивших свою жизнь работе в этой области. Конечно, тот интерес, который возбуждало и продолжает возбуждать у наших ученых западное средневековье, нельзя рассматривать как случайное явление. Возникновение и расцвет русской медиевистики объясняются ее глубоким значением для всей нашей исторической науки в целом и ее крупной ролью в развитии нашего общественного самосознания. Одним из важнейших стимулов к изучению западного' средневековья было у нас стремление познать свои исторические судьбы и свое место в истории человечества. Вопрос об отношении исторического развития России и Запада, вопрос о своеобразии русской истории и ее общих с историей Запада чертах непрерывно и настоятельно выдвигался всем развитием русской общественной мысли, особенно со времен Петра I. Вопрос этот не мог быть разрешен без изучения западноевропейского средневековья.
Развитие медиевистики как специальной дисциплины начинается в России в 30-х годах XIX века. Но возникновение усиленного интереса русских историков к западному средневековью мы наблюдаем уже в XVIII веке. Очень характерны в этом отношении некоторые мысли И. Н. Болтина в его «Примечаниях на историю древния и нынешния России Леклерка 1788». Подобно Вольтеру и другим мыслителям XVIII в., Болтин полагал, что «во всех временах и во всех местах человеки, находяся в одинаких обстоятельствах, имели одинакие нравы». Поэтому «образ жизни, правления, чиностояния, воспитания, судопроизводства тогдашнего века русских таков точно был, каков первобытных германцев, британцев, франков и всех вообще народов при первоначальном их совокуплении в обществе». Болтин отождествляет удельное раздробление Руси с западноевропейским феодализмом: «Наши удельные князья полным феодальным правом пользовались». Он находит в России ту же феодальную иерархию, что в Западной Европе, видит в русском крепостном аналогию европейскому виллану. Он указывает, что, как и в Западной Европе, феодальная раздробленность на Руси сменяется политическим объединением, и сравнивает Ивана IV с Людовиком XI. То же сравнение Ивана с Людовиком мы находим и у Карамзина.
К западному средневековью обращают свои взоры при истолковании русской истории представители «скептической» нибуровской школы в русской историографии, и прежде всего крупнейший из них — М. Т. Ка-ченовский. В ряде институтов древнего русского права и государства он
1 См. «Вестник АН СССР», 1945, № 5—6, стр. 176, прим.
44 Член.-корр. АН СССР Е. А. Косминский
хочет видеть заимствования с Запада и ищет подтверждения этому в сближении терминов. Н. А. Полевой уже в 20-х годах знакомил русских читателей с выдающимися историками Запада (в «Московском Телеграфе»). Рядом с именем Нибура мы встречаем здесь имена Мишле, Кине, Жирардена, Баранта, Тьерри. Развивая в своей «Истории русского народа» мысль о тождестве исторического процесса на Западе и в России, Полевой дает параллельную характеристику «феодализма» (т. е. политического дробления) в удельной Руси и на Западе. Историю Новгорода он рассматривает как параллель к городскому развитию западного средневековья.
Несомненное влияние Гизо и Тьерри испытал и М. П. Погодин. В его противоречивом мировоззрении укладывались идеи и о полном своеобразии русского исторического развития и об аналогиях между Россией и Западом. Он сопоставлял удельную систему с западным феодализмом. Впрочем, он утверждал также, что Россия никогда не знала феодализма, но и для доказательства идеи о самостоятельности русского исторического процесса ему приходилось давать свою схему развития западного средневековья.
Начало самостоятельной исследовательской работы русских ученых над вопросами истории западного средневековья относится к 30—40-м годам XIX в., к той эпохе, когда изучение средневековья занимало, можно сказать, центральное место в исторической науке Запада. Это была эпоха романтизма и исторической школы права, эпоха Тьерри, Гизо и Мишле, Ранке, Раумера и Шлоссера. С Запада в Россию шли могучие волны исторической мысли, исходившие от еще молодой, полной сил и надежд европейской буржуазии. Они будили ответное движение, идя навстречу определявшимся и оформлявшимся запросам растущей русской буржуазии. Перед Россией в это время встал вопрос о том, суждено ли ей итти общим путем европейского развития, или же ей предназначен какой-то особый путь. Русская наука, как и русская литература, испытала также эстетическое очарование европейского средневековья в его романтическом преломлении. Вальтер Скотт вдохновлял не только великих русских поэтов, но и русских историков, как он вдохновил многих историков на Западе.
Первым русским медиевистом принято считать Т. Н. Грановского, но у него, были предшественники, если не обогатившие науку новыми исследованиями, то оставившие заметный след в истории нашего просвещения как преподаватели и популяризаторы. На первом месте здесь хотелось бы назвать Н. В. Гоголя, преподававшего недолгое время в Петербургском университете древнюю и среднюю историю. Он написал в 1834 г. ряд статей по истории западного и восточного средневековья: «Аль-Мамун», «Шлецер, Миллер и Гердер», «О движении народов конца V века», «О средних веках».
Нельзя забыть также о харьковском профессоре М. М. Лунине, память о котором любовно воскресил Бузескул. Талантливый лектор, имевший огромное влияние на своих слушателей, в том числе на М. И. Костомарова, который именно под его влиянием «полюбил историю более всего», Лунин за свою короткую научную деятельность, продолжавшуюся всего 9 лет (1835—1844), вполне заслужил название «харьковского Грановского».
Среди профессоров, занимавшихся историей средних веков, можно назвать В. Ф. Цыха (1805—1837), преподававшего в Харьковском и Киевском университетах.
Однако именно Т. Н. Грановский явился первым русским медиевистом, давшим самостоятельные ценные исследования и оказавшим сильнейшее влияние на дальнейшее развитие изучения западного средневековья в России. Западному средневековью были посвящены лекции
Изучение истории западного средневековья 45
Грановского и его важнейшие труды, на основе истории западного средневековья он «делал пропаганду» идей просвещения и гуманности. Изображая в своих лекциях жестокое угнетение крестьян феодалами в средневековой Франции, он протестовал против крепостного права в России. Велика заслуга Грановского именно как просветителя и пропагандиста гуманных идей. В нем с необыкновенной четкостью сказались многие черты, определявшие специфический облик русского ученого, «просветителя» по преимуществу, не замыкавшегося в тесный круг специальных исследований, ставившего главной своей целью работу на благо родины, на воспитание у своих слушателей высоких общественных идеалов. Имя Грановского вдохновляло поколения наших историков в научной и просветительной работе. Оно и сейчас является образцом для нашей науки. Это ли не заслуга перед родной наукой, заслуга, не измеряемая числом напечатанных страниц!
Но было бы несправедливо, как это делают некоторые, видеть в Грановском только талантливого популяризатора достижений западноевропейской науки. Внимательный анализ его работ и лекций показывает, что это был самостоятельный исследователь, стоявший на высоте науки своего времени. Он не любил ученого аппарата цитат и ссылок, но и без них видно, как глубоко он овладевал литературой предмета, как хорошо знал источники. Лучшими образцами научной работы Грановского являются даже не его диссертации, а статьи и обзоры. Среди них особенно хотелось бы отметить написанную с исключительным мастерством работу «О родовом быте у древних германцев». Эта специальная тема теснейшим образом связывалась у Грановского с актуальнейшими вопросами современности. Она была направлена против славянофилов, которые рисовали русскую общину как нечто свойственное лишь русскому народу, присущее русскому народному духу. Путем внимательнейшего анализа источников Грановский приходит к выводу, что «эта система независимо от частных исторических фактов истекает из общих законов, которым подчинено в своем развитии всякое гражданское общество», что путь развития общины был одинаков у кельтов, славян и германцев. Чернышевский констатирует, что эта статья «составила эпоху в прениях о родовом и общинном быте». Написанная 90 лет назад, она читается с неослабевающим интересом и в наши дни и местами кажется направленной не против Мезера и Эйхгорна, а против Допша и его школы.
Грановский отразил перелом в русской общественной мысли конца
40-х годов — поворот от гегелевского идеализма к позитивизму, или, употребляя выражение, которое тогда было в ходу, к «реализму». Грановский стоял лишь в начале этого пути: он искал твердого основания для исторической науки в сближении ее методов с методами естественных наук. В землеведении, антропологии, этнографии пытается он найти те пути, которые должны привести к установлению научной закономерности в истории. Он ищет этих путей в сравнительно-историческом методе, в методах статистического исследования общественных явлений. Политическая экономия представляется ему важнейшим ключом к уразумению исторической действительности. Наиболее отчетливо это сказалось в его речи «О современном состоянии и значении всеобщей истории», произнесенной на торжественном собрании Московского университета 12 января 1852 года. Эту речь особенно отметил крупнейший представитель «реального» направления в русской общественной мысли — Чернышевский.
Грановский написал немного. Но всей своей научной и преподавательской деятельностью он положил у нас начало глубокому интересу к истории западного средневековья, он связал изучение ее с самыми важными и волнующими вопросами нашего исторического развития,
Член.-корр. АН СССР Е. А. Косминский
он явился создателем и духовным отцом школы русских медиевистов, которые продолжили его научную и просветительную работу.
Если Грановский поднял преподавание истории средневековья на научную высоту, на которой оно стояло в лучших университетах Западной Европы, то его ученики -и преемники — рано умершие талантливые медиевисты П. Н. Кудрявцев (1816—1858) и С. В. Ешевский (1829—1865) — уже в середине 50-х годов дали в этой области крупные исследования, стоявшие вполне на уровне тогдашней западной науки. Используя богатые достижения этой науки, они не были лишь подражателями, а критически усваивали и перерабатывали ее положения. «Судьбы. Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом Великим» Кудрявцева (1850) и «Аполлинарий Сидений» Ешевского (1855) явились для своего времени крупными научными достижениями и не утратили (особенно работа Ешевского) значения и для современной науки.
К числу непосредственных учеников Грановского и Кудрявцева относится В. И. Герье (1837—1919), автор ряда исследований по истории идеологии западного средневековья, оставивший о себе память в истории нашей университетской науки как первый организатор семинарских занятий.
Уже с 70-х годов XIX столетия русская медиевистика в лице своих лучших представителей начинает оказывать заметное влияние на развитие западноевропейской науки.
Крупнейший вклад в изучение истории западного средневековья сделал один из самых выдающихся наших историков-медиевистов Иван Васильевич Лучицкий (1845—1918). Первые его труды были посвящены истории феодальной реакции во Франции в XVI—XVII вв., той борьбе, которую «старые средневековые элементы» — феодальная аристократия, городские общины и даже целые провинции — вели с усиливавшимся королевским абсолютизмом. Главными работами Лучицкого в этой области были две его диссертации: «Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции» (1871) и «Католическая лига и кальвинисты во Франции» (1877). В этих больших исследованиях, охватывающих очень короткий период истории религиозных войн (от Варфоломеевской ночи до Майского ордонанса 1589 г.), Лучицкий выдвинул совершенно новое понимание общественных сил, определивших историю религиозных войн во Франции. Он убедительно показал, что позади религиозных программ стояли классовые интересы, что гугеноты были так же далеки от демократизма, что они так же являлись носителями феодальной реакции, как и католическая лига. Но как гугеноты, так и католическая лига были бессильны без союза с городской буржуазией, а такому союзу противодействовало создававшееся во Франции веками отчуждение между городами и феодальной аристократией. К концу изучаемого Лучицким периода он констатирует равновесие сил правительства, католической лиги, гугенотов и буржуазии, но это равновесие было нарушено начавшейся борьбой буржуазии против королевской власти.
Огромная заслуга Лучицкого заключается не только в совершенно новой для того времени постановке самой проблемы религиозных войн, но и в привлечении к изучению этого вопроса массы нового документального материала, остававшегося до того не исследованным и даже частью неизвестным историкам. Лучицкий широко использовал административную и частную переписку, протоколы собраний, неизданные хроники. Сначала он изучал эти материалы в рукописном отделе Публичной библиотеки в Петербурге, потом перенес работу в Париж — в Национальный архив и Национальную библиотеку, и, наконец, в провинциальные архивы Франции, особенно в архивы южных городов, где
Изучение истории западного средневековья 47
гугенотское движение было наиболее сильным. Там он нашел самые ценные документы (часть из них была им опубликована).
Крупное влияние на западноевропейскую науку оказали работы Лу-чицкого о крестьянском землевладении перед Французской буржуазной революцией и о продаже национальных имущеетв. Изучив во французских архивах огромный документальный материал, Лучицкий широко применил в своих исследованиях статистический метод. Сопоставляя данные о дворянском, церковном, буржуазном и крестьянском землевладении, он показал большую распространенность и рост последнего во Франции перед революцией.
Почетное место в мировой исторической науке занял Максим 'Максимович Ковалевский (1851 —1916). В нашу задачу не может войти полная оценка трудов этого замечательного историка и социолога, гордости русской науки. Здесь можно лишь упомянуть о тех работах, в которых он дает широкую и смелую картину ранней истории экономического и политического развития Западной Европы. С широтой социологической мысли Ковалевский соединял огромную, иногда подавляющую читателя-эрудицию, основанную на обширнейших архивных исследованиях. Получив прекрасную источниковедческую подготовку, он пересмотрел архивы Англии, Франции, Италии, Испании. Его познания в области этнографии позволили ему широко применить сравнительно-исторический метод. Последователь социологической школы, испытавший известное влияние Маркса, Ковалевский пытался подвести материалистический фундамент под представление об историческом развитии человечества и считал основным фактором этого развития рост густоты населения. Мысль эта, конечно, неверна и расходится с концепцией Маркса, который подчеркивал зависимость роста населения от других, более глубоко лежащих факторов. Но работа Ковалевского поражает богатством, свежестью, разнообразием и обилием новых материалов и новых мыслей. Его ранние работы были посвящены истории средневековой Англии: «История полицейской администрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времен до Эдуарда III» (Прага, 1877), «Полиция рабочих в Англии до XIV века» (Лондон, 1876), «Общественный строй Англии в Конце средних веков» (М.., 1880). В этих работах, основанных на широком привлечении никем еще в то время не изученных и не изданных документов, Ковалевский дал исключительно интересное исследование специфических сторон экономического и политического развития Англии, особенно той огромной тюля, которую уже в средние века играло в английском хозяйственном строе и в управлении мелкое и среднее дворянство, «джентри», не замкнувшееся в узкосословные рамки и не отделившееся резко от городской буржуазии.
Известность Ковалевскому как историку приобрели не столько эти специальные исследования, сколько широкие обобщающие работы, какими являются его «Происхождение современной демократии», «От прямого народоправства к представительному», «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства». Эти труды основаны на самостоятельных и новых изысканиях автора. Важнейшим из них является «Экономический рост Европы», вышедший на русском языке в трех томах (от Римской империи до XIV в.) и на немецком — в семи томах (до
XVIII в.). Сам Ковалевский считал этот труд главным делом своей жизни. Он рисует здесь генезис средневекового поместного строя, складывающегося как синтез германских и римских элементов, дает анализ изолированного поместного хозяйства в ряде стран средневекового Запада и прослеживает его разложение, которое он, в согласии со своей основной концепцией, ставит в зависимость от _ роста населения. Под влиянием этого фактора крепостное держание
Член.-корр. АН СССР Е. А. Косминский
сменяется срочной арендой, общинные порядки разлагаются и исчезают. Ковалевский останавливается на проблемах происхождения и развития городского хозяйства Западной Европы, в котором видит такое же изолированное, рассчитанное на местный спрос хозяйство, как хозяйство поместное. Особое внимание он уделяет проблеме «Черной Смерти» как примеру процесса, обратного общему ходу развития Европы. Он доказывает, что уменьшение населения ведет, к возвращению уже пройденных этапов развития, к восстановлению крепостных повинностей.
В кратком очерке нет возможности даже бегло перечислить те вопросы, которые были подняты Ковалевским в истории средневековья. Его деятельность, протекавшая большей частью за границей, его лекторская работа в ряде городов Европы и Америки, его многочисленные труды на иностранных языках сделали его имя хорошо известным всему образованному миру.
Труды Лучицкого и Ковалевского заставили историков всех стран прислушаться к тому, что говорят об истории западного средневековья русские ученые, но еще более содействовал завоеванию русской исторической наукой почетного места в науке мировой Павел Гаврилович Виноградов (1854—1925).
Имя П. Г. Виноградова широко известно историкам всего мира как имя одного из крупнейших медиевистов нашего времени. В московской обстановке 70-х годов, в спорах о недавней крестьянской и земской реформах, об общине, о судьбах крестьянства в России сложились либерально-народнические симпатии Ковалевского и Виноградова и вырос их интерес к социальной истории, особенно к аграрной истории западного средневековья. Аграрная история средневекового Запада казалась им ключом к пониманию путей развития русской деревни. С другой стороны, крепостное право в России лишь недавно отошло в прошлое, крестьянская община представляла живую реальность, из-за судеб которой шла жаркая полемика. Все это давало русскому ученому возможность лучше ориентироваться в вопросах аграрного прошлого Западной Европы, чем ученым Запада, где это прошлое стало уже мало понятным.
Первой большой работой Виноградова была его магистерская диссертация «Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии» (1880). Виноградова интересовала в первую очередь проблема феодализма в целом как «всемирно-исторического явления». Обращаясь к изучению еще мало исследованного лангобардского материала, он рассчитывал расширить и дополнить ту картину феодальных отношений, которая до того времени складывалась в науке главным образом по франкским источникам. На основании преимущественно законодательных памятников Виноградов прослеживает развитие римского колоната, социальные отношения остготского государства и в ясной и четкой форме, исходя из точной интерпретации источников, рисует картину феодализации лангобардского общества, роста крупной (особенно церковной) собственности, постепенного подчинения ей мелкого свободного землевладения. Трудно согласиться с ним, когда он выводит социальную сторону лангобардского феодализма из римских влияний, а политическую — из судеб германских государственных образований с их преждевременным созреванием и неизбежным падением, но по ясности и последовательности мыслей, по широте постановки темы, по свежести и самостоятельности исследования, по точности и строгости научного метода работа молодого русского ученого может быть поставлена в ряд с лучшими произведениями мировой исторической литературы.
Дальнейшая работа П. Г. Виноградова посвящена главным образом
Изучение историй западного средневековья
истории английского феодализма. Англия привлекала его необычайным богатством и сохранностью ранних источников по экономической и юридической истории. Он обратился к изучению книгохранилищ и архивов Англии и прежде всего к бесценному хранилищу памятников английской истории — «Public Record Office», где он сделал ряд важнейших открытий. В 1887 г. появился его новый труд — «Исследования по социальной истории Англии в средние века». Эта книга, докторская диссертация Виноградова, положила начало знаменитому ряду его исследований по социальной и юридической истории Англии. Виноградов выступил со своей книгой по свежим следам нашумевшей книги Сибома «Английская сельская община». Он решительно разошелся с Сибомом почта по всем основным вопросам английского средневекового развития. Мнение ученых всего мира — в том числе и английских — оказалось на стороне Виноградова. Сибому пришлось признать, хотя бн ч отчасти, свою неправоту.
Сибом не скрывал своих политических установок. Книга его имела совершенно определенную цель — доказать, что «коммунизм» лежит не в будущем человечества, а в его прошлом. Развитие человечества представляет, по Сибому, путь от «коммунизма» к индивидуализму, под которым понимаются идеалы свободной конкуренции. С этой концепцией Сибом связывает парадоксальную теорию аграрного развития Англии. По его мнению, деревенская община с системой открытых полей, неразрывно связанная с крепостничеством и «манориальной» системой, была унаследована Англией от римлян.
Германское завоевание не внесло в эту систему изменений, так как подобные же порядки складывались и у германцев. Этот строй просуществовал, как считает Сибом, в течение большей части средневековья; дальнейшее развитие вело как к раскрепощению крестьянства, так и к распадению общины.
Виноградов подверг построение Сибома критике. Не признавая влияния римских порядков на развитие Англии, он считал свободную общину отправным пунктом социальной истории средневековья. В постепенном закрепощении этой первоначально свободной общины, в надстройке над ней манориальной системы он видел путь развития английской деревни от эпохи англо-саксонского завоевания до XIII века. Главную силу труда Виноградова представляет мастерский анализ юридических документов, при помощи которого он обосновывает свое ведущее положение, что крепостные-вилланы XIII века являются потомками свободных общинников англо-саксонской эпохи, постепенно закрепощенных в процессе феодального развития Англии. Анализируя противоречия юридических форм, являющихся результатом «процесса исторического наслаивания», изучая сложную хозяйственную структуру манора и деревенской общины и их взаимоотношений, он пришел к выводу, что «история аграрных отношений не может быть объяснена из первоначального рабства и помещичьей власти. На ней ясно отразилось постепенное вырождение свободы». Отдельные главы этой блестящей работы Виноградова, основные положения которой твердо вошли в научный «биход, были впоследствии разработаны им в большие книги («Villainage in England», 1892, «Growth of the Manor», 1905, «English Society in the XI century», 1908).
He будучи никогда «левым», исповедуя очень смутные философские взгляды на общий ход развития человечества (см. особенно его лекции «О прогрессе»), Виноградов тем не менее сыграл в свое время крупную прогрессивную роль в развитии русской исторической науки. Он сосредоточивал внимание своих слушателей и участников своих знаменитых семинариев преимущественно на вопросах социально-экономиче-
Член.-корр. АН СССР Е. А. Косминский
ской истории и тем подготовлял почву для материалистического понимания исторического процесса.
Непосредственным преемником П. Г. Виноградова на кафедре истории средних веков в Московском университете был Дмитрий Моисеевич Петрушевский (1863—1942). Избрав, подобно П. Г. Виноградову, основной темой своих исследований аграрную историю Англии, Петрушевский непосредственно продолжил исследования своего предшественника. Если Виноградов интересовался главным образом эпохой классического развития феодального поместья (XI—XIII вв.),то Петрушевский перенес область своих исследований на эпоху уже начавшегося разложения феодального строя — на XIV век. В этом нельзя не видеть отражения перемен в русской действительности. К 90-м годам XIX в. русская деревня и крестьянская община уже настолько подверглись воздействию капитализма, что на очередь был поставлен вопрос о разложении старинных деревенских порядков. Выбрав с исключительной исторической проницательностью центром своего исследования крестьянское восстание 1381 г., Петрушевский проследил пути разложения феодальной деревни под влиянием роста товарно-денежных отношений: замену натуральных рент денежными, развитие арендных отношений, начало диференциации крестьянства, рост наемного труда, начало разложения общинных порядков.
В своей концепции феодальной деревни эпохи «классического» феодализма Петрушевский еще сильнее, чем Виноградов, подчеркнул роль традиции, сохранности следов былой свободы, роли поместного обычая и поместной курии как охранителей крестьянских интересов. Его «Восстание Уота Тайлера» представляет крупнейший вклад в историческую науку. Выдержавшая при жизни автора четыре издания — редчайший случай для диссертации,— эта работа остается лучшим исследованием как по истории крестьянского восстания 1381 г., так и вообще по аграрной истории Англии XIV в., не превзойденным ни одной из русских и английских книг.
Особенную ценность представляют изыскания Петрушевского, посвященные манориальной курии и манориальному обычаю. Исключительная ясность и точность мысли, доступность изложения, чрезвычайная широта и значимость проблем, поднятых в этом исследовании,— все это дает право книге Д. М. Петрушевского войти в число классических произведений исторической науки. Всю свою жизнь Петрушевский продолжал работу над аграрной историей Англии XIV в., непрерывно дополняя, перерабатывая и совершенствуя свой главный и любимый труд. Уже первая печатная работа Петрушевского была посвящена рабочему законодательству Эдуарда III. Этой эпохе посвящена и последняя его работа — «Видение Уильяма о Петре Пахаре» (перевод поэмы Ленгленда с введением и примечаниями).
Широкой известностью пользуются университетские курсы Петрушевского: «Очерки из истории средневекового общества и государства», «Очерки из истории английского государства и общества в средние века». Общим проблемам средневекового развития посвящена его книга, вышедшая под заглавием «Очерки из экономической истории средневековой Европы» (надо сказать, что в этой книге имеется много' спорных положений). Сила научной работы Петрушевского заключается в том, что он всегда умел ставить общие проблемы широчайшего исторического значения, что для него любой вопрос экономической или политической истории средневековья был связан с общими вопросами исторического развития человечества. Причина обаяния трудов Петрушевского заключается в правдивости, искренности и прямоте его научной мысли. Даже в тех случаях, когда с ним нельзя было согласиться,— а таких случаев имелось не мало, особенно в последний период
Изучение истории западного средневековья 51
его научной деятельности,— в нем чувствовался исследователь, руководящийся исключительно исканием научной истины. Поучительны даже его ошибки как ошибки сильного, честного и самостоятельного ума. История западного средневековья занимает видное место в трудах Роберта Юрьевича Виппера (род. в 1859 г.), ученого с исключительной широтой научных интересов, давшего ценные труды в области истории и первобытной культуры, и древнего Востока, и Греции, и Рима, и средних веков, и нового времени, и истории России. Ряд работ и журнальных статей был им посвящен политическим теориям кальвинизма. Важнейшей из работ
Р. Ю. Виппера в этой области является его большая диссертация «Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма» (1894). Этот труд основан на огромном материале, большей частью архивном, почерпнутом в Государственном архиве Женевы. Р. Ю. Виппер дал анализ социальной почвы, на которой выработалось учение Кальвина, показал, как Женева была уже в предыдущий период подготовлена к кальвиновой реформе, как конкретные условия политического и социального развития Женевы влияли на формирование политических и религиозных идей кальвинизма. Кальвинизм в его изображении выступает, пользуясь выражением
П. Г. Виноградова в рецензии на книгу Р. Ю. Виппера, как «продукт живой общественной борьбы». В этом была важнейшая заслуга русского ученого, поскольку до него тема о кальвинизме трактовалась в буржуазной науке преимущественно в разрезе истории идей и догматов.
Около этого же времени Р. Ю. Виппер написал блестящий очерк «Общество, государство и культура XVI в. на Западе» («Мир Божий», 1897). Учебник Р. Ю. Виппера по истории средних веков (как и другие его учебники), написанный необычайно ярко, свежо и оригинально, был, несомненно, лучшим из учебников своего времени. Здесь не место говорить о других многочисленных трудах замечательно разностороннего ученого, посвященных другим эпохам. Большой интерес представляет его этюд об Иване Грозном — страница из истории русского средневековья, написанная с точки зрения всемирной истории. В этой работе Р. Ю. Виппер показал, как много выиграла бы русская наука, если бы в ней не существовало традиционной грани между «русской» и «всеобщей» историей. За последнее время Р. Ю. Виппер уделял большое внимание проблемам развития крепостного права в Европе, особенно в прибалтийских странах. Как введение к истории средневековья он закончил в 1944 г. большое исследование по истории происхождения христианства.
И Виноградов, и Лучицкий, и Петрушевский, и Виппер, и ряд других современных им прогрессивных историков придавали огромное значение социально-экономическим факторам в историческом развитии человечества. Их исследования касались преимущественно этой области. Добросовестно применяя строгую научную 'методику исследования, они давали богатый фактический материал для марксистской мысли, от которой иногда отходили совсем не так далеко, как им самим казалось..Те общие причины, которые вызвали подъем марксистской мысли в (нашей стране в 90-е годы XIX в., оказывали сильнейшее влияние и на университетскую науку и университетское преподавание в лице их наиболее честных и чутких представителей. Преподавание Петрушевского вплотную подводило к марксистскому пониманию истории. Он воспитал поколение историков, работающих в настоящее время в Академии Наук, в советских высших учебных заведениях. Каковы бы ни были их расхождения с Петрушевским, они с гордостью называют себя его учениками.
Крупнейшим представителем школы Виноградова в России был Александр Николаевич Савин (1873—1923), ученый необычайной эру-
Член.-корр. АН СССР Е. А. Косминский
диции и колоссальных знаний. Как исследователь Савин отличался редкой научной скромностью и осторожностью. Свободно двигая буквально горами исторического материала, он был очень скуп на выводы, на обобщения, если они не вытекали прямо из источников. Иногда это казалось ненужной щепетильностью, но зато на книги и лекции Савина можно было положиться, как на каменную стену. Каждое слово здесь было продумано и обосновано, в каждом случае было учтено все, что сделала по этому вопросу историческая наука.
Исследовательская работа А. Н. Савина протекала преимущественно в области английской истории. Здесь его труды ближайшим образом примыкают к тому, что было сделано Виноградовым и Петрушевским. Хронологически они представляют непосредственное продолжение исследований его предшественников. Виноградов посвятил свои труды выяснению аграрного развития Англии от ранней эпохи до конца XIII в., Петрушевский осветил следующий период — XIV в., Савин взял в качестве предмета своего исследования XVI и XVII вв., ту эпоху, когда быстрое капиталистическое перерождение английской деревни вело к настоящей «аграрной революции». Выше было указано, что такое продвижение исследовательской работы по столетиям не было случайным и тесно связывалось с теми глубокими процессами, которые протекали в русской деревне того времени. Своим ученикам Савин завещал изучение дальнейших судеб английского крестьянства.
Аграрной истории Англии в XVI в. посвящены две главные работы А. Н. Савина — «Английская деревня в эпоху Тюдоров» (1903) и «Английская секуляризация» (1906). Содержание трудов Савина несколько уже их заглавий. Поднимая новые, часто совсем не освещенные вопросы, разрешая их на основании огромного архивного материала, стремясь всегда к точным ответам, основанным на кропотливых и трудных подсчетах, Савин успел дать лишь ряд отдельных этюдов по занимавшим его проблемам. Приступая к работе над аграрной историей XVI в., он имел в виду прежде всего вопросы об огораживаниях, о секуляризации, о фермерстве, о проникновении в деревню городского капитала — вопросы, поставленные Марксом в знаменитой 24-й главе тома «Капитала», которую Савин ценил чрезвычайно высоко. Но при ближайшем знакомстве с источниками Савин убедился, что путь к разрешению этих вопросов идет через другие, еще более темные и невыясненные вопросы. На первый план выступала тесная связь явлений XVI в. с глубокой стариной, тяготение пережитков феодального прошлого над тюдоровской деревней, и Савин занялся внимательным изучением этих пережитков. Он показал живучесть старинной манориальной системы, наличие в XVI в. крепостных бондменов. Он доказал, что копигольдерское держание непосредственно выросло из старинного вилланского держания и сохранило ряд характерных черт, сложившихся еще в эпоху господства крепостного права. Манориальный обычай, недостаточно охранявший интересы вилланов, не охранял и интересов копигольдеров. Лорд во многих случаях мог обезземелить крестьянина, не нарушая манорйального обычая. Савин дал мастерский анализ сложного вопроса об охране копигольда в судах тюдоровской эпохи, показав всю недостаточность этой защиты и рассеяв легенду о демократических тенденциях «судов справедливости».
Также и вторая его работа — «Английская секуляризация» — представляет ряд этюдов, посвященных, правда, -вопросам основного значения. Первый из этих этюдов является образцовым исследованием владений и хозяйств английских монастырей накануне секуляризации на основе грандиозной описи, произведенной в 1535 году (Valor Eccle-siasticos). Путем тщательных подсчетов Савин дал подробную характеристику хозяйственного состояния монастырей. При этом он отверг
Изучение истории западного средневековья 55
ходячее представление о большой благотворительной роли монастырей и демократичности их состава. Монастыр<