SWot-анализ как эффективный инструмент стратегического контроллинга в системе управления предприятием




 

Костенко Елизавета Александровна,

обучающаяся направления подготовки

«Государственное и муниципальное управление»

lizakostenko567@mail.ru

Рощина Юлия Викторовна,

к.э.н., доцент кафедры учета, анализа и аудита

icom.id.101@mail.ru

Институт экономики и управления ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь,

Республика Крым, Россия

 

Аннотация. В научной работе рассмотрено общее понятие контроллинга как неотъемлемого компонента системы управления предприятием, представлены виды контроллинга, изображен его инструментарий, а также детально рассмотрен SWOT-анализ как эффективный инструмент стратегического контроллинга в системе управления организацией. На примере ООО «МПК «Скворцово»» реализовано практическое применение SWOT-анализа, рассмотрены сильные и слабые стороны организации, её возможности и угрозы, которые комплексно представлены в матричном виде. В работе выявлена высокая значимость стратегического контроллинга в системе управления организацией и определена эффективность SWOT-анализа в качестве инструмента стратегического контроллинга.

Ключевые слова: контроллинг, стратегия, стратегический контроллинг, SWOT-анализ.

 

Современные условия функционирования предприятия создают необходимость в эффективном управлении бизнес-процессами, протекающими в организации. При этом одним из наиболее важных компонентов в системе управления предприятием выступает контроллинг. Данное понятие подразумевает под собой такой способ управления организацией и её элементами, при котором реализуется анализ всех внутренних и внешних факторов, осуществляется оценка обладаемого предприятием ресурсного потенциала, формируется дерево целей, как в долгосрочном, среднесрочном, так и в краткосрочном периодах, и на основе данной информации разрабатывается комплексная стратегия развития организации, в соответствии с которой осуществляется её деятельность.

Контроллинг в зависимости от рассматриваемого периода функционирования предприятия подразделяется на оперативный и стратегический. Поскольку основой существования организации, целью её создания является реализация определённой стратегии, то особое значение имеет стратегический контроллинг. Данная подсистема управления предприятием предполагает определение миссии организации, её стратегических целей, системы контрольных критериев успешности функционирования организации, способов достижения её масштабных показателей в долгосрочном периоде. Вся оперативная, текущая деятельность предприятия должна соответствовать стратегической направленности организации, и быть нацеленной на её перспективное развитие, поэтому стратегический контроллинг играет первостепенную роль в системе управления предприятием [2].

Для эффективной реализации стратегического контроллинга организации используют разнообразные практико-ориентированные инструменты, к числу которых относятся SWOT-анализ, портфельный анализ, сбалансированная система показателей (BSC), стандарт качества «шесть сигма», теория ограничений, система распределения косвенных затрат и иные [3]. Рассмотрим детально такой инструмент стратегического контроллинга, как SWOT-анализ.

SWOT-анализ – это качественный инструмент стратегического контроллинга, формирующий комплексную оценку внутренней и внешней среды предприятия на основе детального рассмотрения его сильных сторон (преимуществ), слабых сторон (недостатков), а также возможностей (перспектив развития) и угроз. Данный инструмент нацелен на определение как позитивного, так и негативного влияния факторов внутренней и внешней среды на функционирование организации. На основе информации, полученной в результате SWOT-анализа, появляется возможность сформировать новую или скорректировать существующую стратегию предприятия, выявить его точки роста, проблемные сферы, определить общий и декомпозированный вектор развития организации, а также усовершенствовать систему управления бизнес-процессами на предприятии. Результаты SWOT-анализа представляются в наглядном матричном виде, демонстрируя все компоненты, определяющие развитие организации. На рисунке 1 показан общий вид таблицы SWOT-анализа.

Негативное влияние
Позитивное влияние
Оценка
Внутренняя
Внешняя
Среда
Возможности
Сильные стороны
Угрозы
Слабые стороны

 

Рисунок 1 – Общее представление таблицы SWOT-анализа

Источник: составлено авторами по материалам [5].

 

В целях оценки практической применимости и апробации SWOT-анализа как эффективного инструмента стратегического контроллинга, было произведен SWOT-анализ ООО «МПК «Скворцово»». Данная организация является крупным предприятием, осуществляющим масштабное производство мясных, колбасных изделий на территории Республики Крым, преимущественно – Симферопольского района и г. Симферополь, и занимает лидирующие позиции в отрасли района [1]. Результаты SWOT-анализа ООО «МПК «Скворцово»» приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 – SWOT-анализ ООО «МПК «Скворцово»»

Возможности: 1. Выход на новые рынки сбыта в Крыму и России позволит расширить сферу влияния МПК «Скворцово», открыть новые торговые точки и масштабировать деятельность предприятия. 2. Привлечение новых покупателей за счёт интересной маркетинговой компании, учёта вкусовых особенностей потребителей и индивидуального, клиентоориентированного подхода к ним. 3. Внедрение новых технологий усилит эффективность деятельности МПК «Скворцово», позволит расширить производство, сделать его более экономичным, экологически чистым и прибыльным. 4. Создание новых видов продукции расширит ассортимент, что усилит конкурентное преимущество МПК «Скворцово» в отрасли мясопереработки и производства колбасных изделий. 5. Расширение доли рынка. 6. Развитие экспорта. 7. Возможности рекламы. 8. Стабильная репутации. Сильные стороны: 1. Устойчивые позиции на рынке за счёт длительного функционирования в отрасли. ООО «МПК «СКВОРЦОВО»» создано в 2002 году, развивает свои конкурентные преимущества в течение 18 лет, что позитивно отражается на динамике предприятия. За данный период мясоперерабатывающий комбинат укрепил свои позиции в отрасли и завоевал доверие покупателей. 2. Удобное расположение предприятия. ООО «МПК «СКВОРЦОВО»» расположено в Симферопольском районе, с. Скворцово, площадь которого составляет 215,7 га. Развитое сельское хозяйство в с. Скворцово, а также близость к иным сёлам, районам и городам позволяет мясоперерабатывающему комбинату производить и реализовывать продукцию с выгодой. 3. Налаженная сырьевая база. Деятельность МПК «Скворцово» базируется на наличии надёжной сырьевой базы, отличающейся большими объёмами и высоким качеством. Предприятием, обеспечивающим наличие сырья на МПК «Скворцово», является ООО «Велес-Крым» - крупное высокотехнологичное производство, основной поставщик мяса. 4.Использование новых технологий. Мясные изделия «Скворцово» производятся на самом современном оборудовании известных европейских фирм. Контроль качества продукции осуществляется на основе компьютерного управления на всех этапах производства. 5. Наличие покупателей. МПК «Скворцово» за счёт 18-летнего существования на рынке сформировал клиентскую базу, которая регулярно пополняется новыми покупателями, высоко ценящими качество производимой продукции. 6.Наличие собственной разветвленной сети сбыта «Наш маркет». ООО «Скворцово» имеет 15 торговых точек, а также 10 павильонов, что позволяет эффективно сбывать продукцию и масштабировать её реализацию. 7.Конкурентоспособность продукции. Продукция МПК «Скворцово» является конкурентоспособной за счёт высокого качества и широкого ассортимента по доступным для потребителей ценам. В каталог товаров предприятия входят варёные колбасы, сосиски, сардельки, ветчина, варено-копчёные колбасы, полукопчёные колбасы, сырокопчёные колбасы, мясные деликатесы. Каждый вид товара имеет свой ассортимент, что отличает МПК «Скворцово» и создаёт его конкурентное преимущество. 8.Имидж надежного партнера. МПК «Скворцово» имеет устойчивую торговую марку, за которой закреплены такие качества, как надёжность, эффективность производства, качественная продукция.
Угрозы: 1.Политическая обстановка. 2.Экономическое положение в стране. 3.Снижение покупательской способности. 4.Сокращение потребителей. 5.Появление новых конкурентов. 6.Повышение требований технических стандартов в РФ. 7. Непорядочность партнеров 8.Наличие товаров-заменителей. Слабые стороны: 1.Неэффективная маркетинговая деятельность. МПК «Скворцово» не осуществляет регулярную маркетинговую деятельность, использует немногочисленные каналы продвижения продукции. 2.Недостаточный охват рынка. Торговые точки МПК «Скворцово» расположены на территории Симферопольского района, торговые павильоны распространены по г. Симферополь, Севастополю, однако в других городах Крыма торговые точки МПК «Скворцово» отсутствуют. 3.Редкое предложение новых видов колбасных изделий. МПК «Скворцово» специализируется на выпуске конкретных колбасных изделий, при этом достаточно редко производится новая продукция, способная привлечь новых покупателей и удержать существующих, разнообразить ассортимент продуктовой сетки и создать маркетинговую компанию.

Источник: составлено авторами по материалам [1].

 

На основании данных, приведённых в таблице 1, можно сделать микровывод, что ООО «МПК «Скворцово»» является высокотехнологичным предприятием, обладающим конкурентными преимуществами в сфере мясопереработки и производства колбасных изделий, обладает широкой сетью сбыта продукции через магазины и торговые павильоны, в которых представлен расширенный ассортимент продукции МПК «Скворцово». Однако предприятие не уделяет значительного внимания масштабированию производства, более широкому охвату рынка, как на территории Крыма, так и за его пределами, на национальном и мировом уровнях. Также МПК «Скворцово» не реализует активную маркетинговую деятельность и достаточно редко внедряет новые виды продукции. Кроме того, на функционирование предприятия оказывает большое влияние внешняя среда, а именно такие её факторы, как сложная политическая ситуация, трудное экономическое положение, ненадёжные взаимоотношения с поставщикам, партнёрами, усиление конкуренции в отрасли, что в совокупности может негативно воздействовать на развитие МПК «Скворцово». При этом точное прогнозирование угроз, трансформация слабых сторон в сильные, усиление конкурентных преимуществ организации открывают широкие возможности для её роста: выход на новый, более масштабный рынок, экспорт продукции, расширение клиентской базы, повышение прибыльности и усиление экономического эффекта компании.

Вышеуказанный анализ предприятия позволяет заключить, что данный инструмент стратегического контроллинга является качественным и эффективным. На основе SWOT-анализа формируется комплексное представление о положении организации во внутренней и внешней среде, определяется степень её развития. Также анализ позволяет предусмотреть риски и использовать возможности для роста компании, что является немаловажной составляющей перспективного развития фирмы [4].

Таким образом, SWOT-анализ является эффективным инструментом стратегического контроллинга, доступно применимого в практической деятельности. С помощью контроллинга предприятие минимизирует риски, максимизирует прибыль и наиболее рационально организует систему управления бизнес-процессами. В современных, быстро изменяющихся условиях функционирования организации контроллинг, в частности, стратегический, является необходимой составляющей в структуре управления организацией.

 

 

Список использованных источников

1. Деятельность ООО «МПК «Скворцово»». – URL: https://скворцово.рф/ (дата обращения: 10.10.2020).

2. Контроллинг на предприятии. – URL: https://blog.iteam.ru/kontrolling-na-predpriyatii-instrumenty-tseli-i-zadachi/ (дата обращения: 10.10.2020).

3. Разновидности инструментов стратегического контроллинга. – URL: https://ea.donntu.org:8080/bitstream/123456789/28874/1/s6_17_zaytseva_popova.pdf/ (дата обращения: 10.10.2020).

4. SWOT-анализ как инструмент контроллинга организации. – URL: https://pandia.ru/text/80/614/72881.php/ (дата обращения: 10.10.2020).

5. SWOT-анализ как элемент стратегического планирования организации. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/swot-analiz-kak-element-strategicheskogo-planirovaniya-organizatsii/viewer/ (дата обращения: 10.10.2020).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: