Тема: Стили речи. Научный стиль.




ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс: Первый Группа: 1В-2 Номер урока (пара) № 76
Специальность-квалификация: 1513000 Ветеринария
Наименование модуля: Русский язык и литература
Тема урока: Стили речи. Научный стиль.  
Дата: «22» апреля 2020 г. Продолжительность: 2 часа (90 мин)
Место проведения: Кабинет № 414
Цель урока: Научиться определять стиль текстов;
Задачи урока: Образовательная: Познакомить с понятием «стилистика» и ее видами; обобщить и систематизировать знания по теме «Функциональные стили речи», повторить их отличительные черты научного стиля речи,. Развивающая: Развивать умение определять стиль речи; подготовить обучающихся к самостоятельному анализу текстов различных типов и стилей речи; Воспитательная: Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, работоспособности.
Ожидаемые результаты: Обучающиеся знают историю возникновения слова «стиль», «стилистика»; различают функциональные стили русского языка, определяют характерные черты каждого стиля, анализируют текст с точки зрения стилевой принадлежности; развивают интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки
Тип урока: комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
исследовательский, объяснительно - иллюстративный, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Необходимое оборудование и приборы: Компьютер, сеть интернет.
Дополнительные источники (литература) . И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс»: -Москва: Издательство «ВАКО», 2005г , https://multiurok.ru/files/11-klass, https://videouroki.net/razrabotki
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Гофман Лариса Юрьевна   Тел.: 8 777 218 06 88 E-mai
                 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап 3 мин Приветствие студентов. Отметить отсутствующих. Приготовиться к уроку. Отчёт дежурного. журнал
2. Проверка выполнения домашнего задания 20 мин Заслушивает подготовленные сообщения по теме:   Проверяют домашнее задание. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе 5мин. Обеспечить мотивацию, раскрыть цель учебного занятия, поставить задачи, проверка. Вступительное слово преподавателя по теме урока. Принятие цели новой темы. Кратко знакомятся с темой урока. Отвечают на наводящие вопросы по теме. тетради. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
4. Формирование новых знаний и способов деятельности 30 мин Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминания изучаемого материала, содействовать обучающимся в освоении новых способов деятельности. Стили речи. Научный стиль. Восприятие и усвоение нового материала. Отвечают на наводящие вопросы. Читают и конспектируют материал по теме. Выполняют письменные задания. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
5. Первичная проверка понимания изученного материала 10 мин Установить правильность понимания изученного материала, выявить недочёты первичного осмысления, неверные представления. Слушают, записывают, участвуют в беседе. Выполняют упражнения.. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности 15 мин Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний, повышения уровня осмысления изученного материала. Целевые обходы рабочих мест. Работают по карточкам, анализируют тексты, выполняют упражнения. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
7. Применение знаний и способов деятельности В течение урока. Обеспечить усвоение обучающимися знаний на уровне стандартных и нестандартных ситуациях. Решение проблемных ситуаций. Выполнение письменных заданий. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
8. Обобщение и систематизация знаний 10 мин Сформировать целостную систему знаний, обобщение. Выполнение письменных заданий. Слушают. Отвечают на наводящие вопросы. Записывают в тетради.. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
9. Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности 5 мин Выявить качество и уровень усвоения, недостатки в знаниях, обеспечить развитие у обучающихся способности к оцениванию. Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. Готовые работы.
10. Коррекция знаний и способов деятельности 5 мин Скорректировать выявленные недостатки в знаниях и способах деятельности обучающихся. Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. Готовят дополнительные сведения по теме.
11. Информирование о домашнем задании 3 мин. Инструктаж д/з, обеспечить возможность выполнения д/з я учётом индивидуальных способностей студентов. Записывают домашнее задание. доклады, сообщения.   К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
12. Подведение итогов занятия и рефлексия 2 мин Дать качественную оценку работы группы или отдельных студентов, организовать рефлексию. Рефлексия   К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,

 

Сабақ барысы

Ход урока.

1.Ұйымдастыру кезеңі

Организационный момент

2. Оқүшылар білімдерінің өзеқтігі

Ак туализация знаний учащихся.

- Прочитайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная мысль:

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая.

Мысль словами выражать -

Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа,

Речь, статья или роман?

Заявление на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Не к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила делема, -

Нужно стили речи знать!

- А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

 

3. Жаңа материалды зердеу.

Изучение нового материала Стили речи. Научный стиль.

Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.

Каждый функциональный стиль характеризуется:

а) сферой применения;

б) основными функциями;

в) ведущими стилевыми чертами;

г) языковыми особенностями;

д) специфическими формами (жанрами).

 

Стили речи делятся на
Книжные: Разговорный
Научный
Официально-деловой
Публицистический
Художественный

 

Научный стиль

Сфера применения (где?) Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)
Функции (зачем?) Сообщение, научное объяснение
Основные стилевые особенности Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности
Основные языковые средства Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.); абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат); слова в прямом значении; широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.); значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., согласно теории..., итак, так, таким образом, поэтому, кроме того); сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.
Жанры Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

 

Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.
Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).

 

4.Өткен материалды бекіту

Закрепление пройденного метериала:

Задание №1. Прочитайте текст. Определите стиль речи данного текста. Для кого предназначена эта информация? Найдите в текте образные средства, определите их вид.

Традиционные живые вакцины на основе аттенуированных штаммов обеспечивают размножение вируса в организме хозяина, что приводит к естественному для данной инфекции метаболическому пути антигена. Поэтому живые вакцины, как правило, обладают максимальной эффективностью при относительно невысокой стоимости. Существует множество примеров успешного создания и применения живых вакцин. Однако не для всех инфекционных заболеваний создание живых вакцин представляет простую задачу. Получение вакцинных вирусных штаммов ограничено существующим в природе генетическим материалом, а также трудом и временем, затраченным на селекцию нужного штамма, которая зачастую осуществляется при помощи многократного пассирования вируса в культутах клеток. Задача состоит в получении вирусного штамма, обладающего достаточной иммуногенностью, сниженной вирулентностью и генетической стабильностью.

С появлением новых молекулярных методов эта задача может быть решена при помощи генных технологий. В последнее десятилетие в молекулярной генетике вирусов получило развитие новое направление: обратная генетика. В рамках данного направления возможно создание жизнеспособных вирусных геномов и внесение в них целенаправленных мутаций. Иными словами, речь идет о создании вирусов с заданными свойствами. Первое практическое применение новых технологий будет направлено на создание новых вакцинных штаммов. Сегодня накоплены данные о первичной структуре геномов вирулентных и аттенуированных штаммов, установлены генетические детерминанты вирулентности для ряда вирусов. Таким образом, созданы все предпосылки для развития, данного направления. На сегодняшний день созданы функциональные геномы представителей пестивирусов, морбилливирусов, парамиксовирусов, коронавирусов, и ряда других.

Задание №2. Прочитайте отрывок из статьи Л.В.Щербы «Безграмотность и её причины».

В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга. Значит, смысл и ценность орфографии в ее единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения. Для полной успешности этого процесса необходимо, чтобы мы как можно легче узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоциации. Все непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. — все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.

Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Нельзя терпеть неграмотных чиновников, секретарей, машинисток, переписчиков и т. д., и т. д. И, конечно, по мере налаживания жизни, поднятие грамотности будет осуществляться самым безжалостным образом этой самой жизнью: плохо грамотных будут удалять со службы, а то и просто не принимать на службу; при прочих равных условиях предпочтение во всяких обстоятельствах будет даваться более грамотному и т. д., и т. д. Если мы не привьем детям грамотности, то мы не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: