Занятие №1
Тема: Медицинская (клиническая) психология: цели и задачи, принципы, методы исследования. Психика: структура, основные функции и формы проявления. Психологические концепции.
Психология - наука, изучающая психику в совокупности присущих ей свойств и качеств. Место психологии среди других наук, разделы (военная, трудовая, возрастная, социальная, психология торговли, искусства, медицинская психология).
Предмет изучения медицинской психологии: особенности психики больного в их влиянии на здоровье и болезнь; психологическое влияние в лечебных целях. Подразделение медицинской психологии на общую и частную (предмет изучения, разделы). Принципы медицинской психологии: иерархии, детерминизма (причинности), развития, структурности, единства природно-биологического и социально-психологического, единства сознания и деятельности.
Смежные с медицинской психологией разделы: патопсихология, психопатология, нейропсихология, парапсихология, клинические дисциплины (терапия, хирургия, психиатрия и т.д.).
Психика, ее структура (перцептивная, интеллектуально-мнестическая, эмоционально-потребностная, деятельностно-волевая сферы), причины и условия развития, влияние биологических и социальных факторов. Понятие и критерии психической нормы (среднестатистический, культуральный, адаптации). Психические процессы, состояния, свойства. Особенности психики больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики).
Основные направления (концепции) в психологии: психоаналитическая концепция, неофрейдизм, бихевиоризм, гуманистическая психология, антипсихиатрия.
Основные этапы развития психологии
|
Методы исследования в медицинской психологии
а) Беседа. Наблюдение и расспрос (свободный, систематический и случайный).
б) Экспериментально-психологические методы исследования:
- непроективные методики (представлены в таблице);
- проективные методики («Дом-дерево-человек», «Нарисуй несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и другие).
Экспериментально-психологические методы исследования
психический процесс | методики |
познавательная сфера | |
восприятие | методики на восприятие изображений (реалистические, недорисованные, наложенные, перечеркнутые изображения, фигуры Поппельрейтора) |
память | квадрат Лурия, тест зрительной ретенции Бентона, память на образы, воспроизведение чисел, счет по Крепелину |
внимание | корректурная проба, таблицы Шульте |
мышление | «4-й лишний», обобщение, последовательность событий, классификация предметов, трактовка пословиц, установление закономерностей, проведение аналогий |
интеллект | бланк-карта, тест Векслера, матрицы Равена, тест Айзенка (общие способности) |
эмоционально-волевая сфера | |
тревожность | опросник Спилбергера-Ханина, опросник Дж. Тейлора, самооценка психических состояний (Айзенк), тест Люшера, проективные рисуночные тесты |
агрессия | опросник Басса-Дарки, тест Руки, проективные рисуночные тесты, анкета агрессивности для подростков |
мотивационная сфера | |
потребности | мотивация успеха Т. Элерса, мотивация одобрения, мотивация избегания неудач, мотивация готовности к риску Шуберта |
личность и межличностные отношения | |
темперамент | тест Айзенка, методика Русалова |
характер (акцентуации) | опросник Шмишека, патодиагностический опросник (ПДО) |
адаптация, общение | тест Розенцвейга, тест Лири, метод незаконченных предложений |
комплексные методики | пятна Роршаха, методика ТАТ, тест Кеттелла |
Занятие №2
|
Тема: Потребностно-эмоциональная сфера, её роль в адаптации и болезнях. Деятельностно-волевая сфера.
Потребность как нужда в чем-либо. Классификация потребностей по предметному содержанию (направленности): биологические (физиологические), социальные, духовные. Классификация потребностей по Маслоу.
Некоторые полярные свойства потребностей: сильные – слабые, актуальные – неактуальные. Ядро личности как иерархия сформированных потребностей. Влечение – опредмеченная потребность. Желание – осознавание путей и средств для достижения цели.
Классификация потребностей по Маслоу
Эмоции – как субъективное отражение объективного мира применительно к потребностям. Компоненты эмоций: субъективный, двигательный, сосудисто-вегетативный. Классификация эмоций: эмоциональные реакции, эмоциональные отношения (чувства), эмоциональные состояния (настроения). Характеристика трех эмоциональных проявлений по знаку: положительные и отрицательные; по побуждению к деятельности – стенические и астенические; по уровню организации – высшие и низшие; по механизму возникновения – эндогенные и реактивные. Три компонента эмоций: субъективный, двигательный и сосудисто-вегетативный.
Эмоциональные свойства личности как относительно стабильная совокупность эмоциональных реакций, отношений и состояний, присущих конкретному человеку.