Классификация потребностей по Маслоу




Занятие №1

Тема: Медицинская (клиническая) психология: цели и задачи, принципы, методы исследования. Психика: структура, основные функции и формы проявления. Психологические концепции.

Психология - наука, изучающая психику в совокупности присущих ей свойств и качеств. Место психологии среди других наук, разделы (военная, трудовая, возрастная, социальная, психология торговли, искусства, медицинская психология).

Предмет изучения медицинской психологии: особенности психики больного в их влиянии на здоровье и болезнь; психологическое влияние в лечебных целях. Подразделение медицинской психологии на общую и частную (предмет изучения, разделы). Принципы медицинской психологии: иерархии, детерминизма (причинности), развития, структурности, единства природно-биологического и социально-психологического, единства сознания и деятельности.

Смежные с медицинской психологией разделы: патопсихология, психопатология, нейропсихология, парапсихология, клинические дисциплины (терапия, хирургия, психиатрия и т.д.).

Психика, ее структура (перцептивная, интеллектуально-мнестическая, эмоционально-потребностная, деятельностно-волевая сферы), причины и условия развития, влияние биологических и социальных факторов. Понятие и критерии психической нормы (среднестатистический, культуральный, адаптации). Психические процессы, состояния, свойства. Особенности психики больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики).

Основные направления (концепции) в психологии: психоаналитическая концепция, неофрейдизм, бихевиоризм, гуманистическая психология, антипсихиатрия.

 

Основные этапы развития психологии

 

 

 


Методы исследования в медицинской психологии

а) Беседа. Наблюдение и расспрос (свободный, систематический и случайный).

б) Экспериментально-психологические методы исследования:

- непроективные методики (представлены в таблице);

- проективные методики («Дом-дерево-человек», «Нарисуй несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и другие).

Экспериментально-психологические методы исследования

психический процесс методики
познавательная сфера
восприятие методики на восприятие изображений (реалистические, недорисованные, наложенные, перечеркнутые изображения, фигуры Поппельрейтора)
память квадрат Лурия, тест зрительной ретенции Бентона, память на образы, воспроизведение чисел, счет по Крепелину
внимание корректурная проба, таблицы Шульте
мышление «4-й лишний», обобщение, последовательность событий, классификация предметов, трактовка пословиц, установление закономерностей, проведение аналогий
интеллект бланк-карта, тест Векслера, матрицы Равена, тест Айзенка (общие способности)
эмоционально-волевая сфера
тревожность опросник Спилбергера-Ханина, опросник Дж. Тейлора, самооценка психических состояний (Айзенк), тест Люшера, проективные рисуночные тесты
агрессия опросник Басса-Дарки, тест Руки, проективные рисуночные тесты, анкета агрессивности для подростков
мотивационная сфера
потребности мотивация успеха Т. Элерса, мотивация одобрения, мотивация избегания неудач, мотивация готовности к риску Шуберта
личность и межличностные отношения
темперамент тест Айзенка, методика Русалова
характер (акцентуации) опросник Шмишека, патодиагностический опросник (ПДО)
адаптация, общение тест Розенцвейга, тест Лири, метод незаконченных предложений
комплексные методики пятна Роршаха, методика ТАТ, тест Кеттелла

Занятие №2

Тема: Потребностно-эмоциональная сфера, её роль в адаптации и болезнях. Деятельностно-волевая сфера.

Потребность как нужда в чем-либо. Классификация потребностей по предметному содержанию (направленности): биологические (физиологические), социальные, духовные. Классификация потребностей по Маслоу.

Некоторые полярные свойства потребностей: сильные – слабые, актуальные – неактуальные. Ядро личности как иерархия сформированных потребностей. Влечение – опредмеченная потребность. Желание – осознавание путей и средств для достижения цели.

Классификация потребностей по Маслоу

Эмоции – как субъективное отражение объективного мира применительно к потребностям. Компоненты эмоций: субъективный, двигательный, сосудисто-вегетативный. Классификация эмоций: эмоциональные реакции, эмоциональные отношения (чувства), эмоциональные состояния (настроения). Характеристика трех эмоциональных проявлений по знаку: положительные и отрицательные; по побуждению к деятельности – стенические и астенические; по уровню организации – высшие и низшие; по механизму возникновения – эндогенные и реактивные. Три компонента эмоций: субъективный, двигательный и сосудисто-вегетативный.

Эмоциональные свойства личности как относительно стабильная совокупность эмоциональных реакций, отношений и состояний, присущих конкретному человеку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: