КРАТКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ




ШПАРГАЛКА № 1

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

         
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СОБЫТИЯ     ФАКТЫИСТОРИИ
История написания «Слова о полку Игореве» весьма туманна. До сих пор доподлинно неизвестно, кто же является автором «Слова». Рукопись слова была обнаружена в конце XVIII века Мусиным-Пушкиным в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря. В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Хоть рукопись и сгорела в московском пожаре 1812 года, копии были сохранены. Именно поэтому впоследствии появился вопрос об авторстве произведения. две версии, по-разному объясняющие создание поэмы «Слово о полку Игореве»: «Слово о полку Игореве» многократно переводилось с древнерусского языка на русский. На данный момент наиболее актуальным считается перевод советского учёного Дмитрия Лихачёва.   В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. В основу «Слова» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 году против половцев. - Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы узнаём об этом из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междо усобных войнах и причинил много страданий Русской земле.
Мусин-Пушкин сам сочинил произведение, чтобы поддержать мнение о том, что русская цивилизация не менее богата и развита, чем европейская. Тогда общество преклонялось перед западными веяниями, говорило на французском языке и не интересовалось родной культурой. Иную версию выдвигали многие критики и писатели, в том числе знаменитый советский филолог Д. Лихачев. Они делали анализ средств выразительности и стиля написания работы, чтобы доказать ее подлинность. По их мнению, автор явно участвовал в походе Игоря и был хорошо знаком с описанными территориями.
НАПРАВЛЕНИЕ ЖАНР РАЗМЕР
НАПРАВЛЕНИЕ ЖАНР РАЗМЕР ПОЯСНЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЯ
Жанровое своеобразие«Слова о полку Игореве»: - не может быть отнесено ни к какому общепринятому литературному направлению   В древнерусской литературе – песня-ПЛАЧ + СЛАВА+ ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ эпическая поэма - длительный промежуток времени -множество важных событий - множество людей     Неоднократно предпринимались попытки точно определить стихотворный размер произведения. Однако все эти попытки были неудачными. Ритм «Слова» постоянно меняется в зависимости от описываемых в тексте событий.   Словов древнерусской литературе — наиболее употребительное заглавие сочинений. Хотя о жанровой принадлежности "Слова о полку... " спорят, Лихачев утверждает, что в этом памятнике сочетается ряд жанров, напр., плач, поучение, повесть, собственно слово... Но чаще употребляется как "сказание". Таким образом, жанр «слово» – это размышление над вопросами бытия, исторических и политических событий, над философскими проблемами.    
 
КОМПОЗИЦИЯ
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ СТРУКТУРА КОМПОЗИЦИИ    
композиция «Слова о полку» достаточно проста.   1. Авторский зачин. 2. Завязка: Игорь собирает войско. 3. Кульминация: битва с половцами. 4. Стенания автора о междоусобицах на Руси. 5. Золотое слово Святослава. 6. Плач Ярославны. 7. Развязка: Побег Игоря. 8. Финал: Возвращение Игоря. 9. Эпилог автора.        
СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ  
В основе сюжета лежит поход сына Святослава – князя Игоря с группой верных ему князей против половцев. Эти события русской истории получили свое отражение в «Слове».   внутри произведения расположены части, являющиеся самостоятельными произведениями. В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями: братом Всеволодом из Трубежа, племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, сыном Владимиром из Путивля.      
СОДЕРЖАНИЕ (краткое)
Завязка: Игорь собирает войско. Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почёта, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и даже солнечное затмение (знак беды), молодой князь остаётся непоколебимым. Кульминация: битва с половцами. Ожидаемо поход заканчивается разгромом Игоря и его пленением. Сначала он одержал победу, но потом хитрые половцы напали в самый неподходящий момент. Более того, кочевники в ответ на нарушение перемирия атакуют ослабленную и раздробленную Русь, сея смерть и разрушение.     Стенания автора о междоусобицах на Руси. Золотое слово Святослава. Плач Ярославны. Близкие Игоря очень тяжело переживает эти события. Старый князь Святослав досадует на горячность молодых князей и разобщённое состояние Руси. Жена Игоря – Ярославна — мучается, не зная судьбы своего возлюбленного.   Развязка: Побег Игоря. Финал: Возвращение Игоря. Тем временем пленённый Игорь признаёт все свои ошибки и раскаивается. Он не поддаётся на соблазны половецкого хана и всеми силами стремится вернуться на родину. В конце концов, ему это удаётся. Вся природа после просьб Ярославны помогает князю: реки, ветер и земля — все способствует побегу. Эпилог автора. Произведение заканчивается торжественной встречей молодого князя в Киеве. Люди искренне радуются чудесному спасению Игоря.  
СИСТЕМА ОБРАЗОВ Система образов Слово о полку Игореве весьма неоднозначная. В «Слове» нет одного главного героя. Каждая часть имеет своего главного героя.
Образы князей   Центральные образы «СЛОВА…» Женские образы Образы князей  
ОБРАЗ КНЯЗЯ ИГОРЯ ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОЙ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ ОБРАЗ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА
Русский народ Русская природа
Образ идеального воина     Образ идеальной русской женщины Идеал мудрого и сильного, порой «грозного», правителя, главы русских князей
Большой интерес представляет образ князя Игоря — с ним связана не только основная сюжетная линия, но и важнейшая для автора идея. Автор рисует образ Игоря с помощью метафор, сравнений, характеристик другими героями произведения. С одной стороны, автор создает идеальный образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени. Привлекатель­ные качества его личности вступают в противоречие с безрассудст­вом и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Образ Русской земли занимает в нем центральное место.Автор «Слова» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр; это древние города Путивль, Киев, Черни­гов, Новгород, Галич и многие другие; это «сине море» и просторы степей — «страны незнаемой».. В образе Русской земли объединяется для автора «Слова» ее ис­тория и современность, села и города, реки и степи, а главное — люди, ее населяющие, ее народ. Образ страдающей родинывызы­вает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Необычным является в «Слове о полку Игореве» то, что одним из героев произведения является окружающая природа. Природа здесь одушевлена. Родина изображена тут, как большое существо. Природа вместе со всем народом переживающей за судьбу роди­ны. Вся русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. «Солнце… тьмою путь заслоняет…» князю - предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: «Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось». Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом. Лирическая тема заключена в образе Ярославны, за которой открываются образы всех жен русских воинов. Ярославна - лирический образ русской женщины. Её скорбь о поражении Игоря - скорбь всех русских жен и матерей. Её образ- это обобщение, именно для этого выбран такой жанр для её характеристики: чисто народный. Ярославна изображена как некий символ мирных русских людей, в отличие от исторически описанных князей. Сила её любви, которая помогает Игорю бежать из плена, -сила всех русских женщин. Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему «не в помощь» в правлении Русью, сохранении её единства и могущества. Святослав – человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения князя Игоря, не оправдывает его перед князьями и Русской землей; призывает к объединению.Бояре уважают Святослава. Он талантливый военачальник. Автор видит в нем реальную силу, способную преодолеть врага.
         
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА  
КНЯЗЬ ИГОРЬ     ЯРОСЛАВНА ОБРАЗ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА
         
смелый и отважный, думает о защите своей родного Отечества. Его желание славы очень сильно и порой затмевает разум. Его неразумность заставляет автора почти не показывать его в бою, ведь никакой героизм не может оправдать князя, не думающего о судьбе родной земли. Героем «Слова…» становится вся Русская земля. Княжеские крамолы и распри допустили «поганых со всех стран ходить с победами на землю Русскую». Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки - это огромный, широкий фон и в тоже время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении. Автор «Слова…» хорошо знает природу степи, её флору и фауну. Но реальные образы животного мира, явления природыприобретают в «Слове…» символический художественный смысл. Прием олицетворения сил природы указывает на связь с устным народным творчеством. - юная жена Игоря - верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена - женщина готова в любое время прийти на помощь - отважная русская женщина. - она обращается в своем плаче Почему она верит, что они могут ей помочь? (Народ веками соблюдать языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их к вещему слову.И Ярославна в трудную минуту обращается к вере отцов и дедов, надеясь на защиту и помощь - Отец князя Игоря и Всеволода - Знакомство с ним начинается с описания его сна - это психологическая подготовка к полной страдания и боли речи Святослава. «На кровати тисовой меня / Покрывали черной пеленою» - на тисовую кровать клали мертвецов, черная пелена – это тьма, боль, тревога, смерть; «Черпали мне синее вино» - отравленное вино, т.е происходит предательство, убийство; «Сыпали жемчуг…/ Из колчанов вражьего изделья» - жемчуг во сне сулит человеку слезы, огорчения, он снится к ссорам, раздорам, в данном случае к проблемам с половцами; «Златоверхий терем мой стоял/ Без конька» - Конек на крыше дома – символ счастья, достатка, благополучия; «Предвещая горе/ Серый ворон… кричал» - в данном случае ворон отождествляется с птицей-падальщиком, он летит к месту боя, на мертвечину. - Сон Святослава вещий, так как предвещает гибель сыновей Святослава и приход горя на его землю».   - Речь Святослава называют «Золотым словом». (имеет политический смысл, заключенный в призыве к объединению русских князей против половцев.  
ТЕМАТИКА ПРОЗВЕДЕНИЯ  
         
         
         
         
ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ  
         
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ  
патриотическая   политическая идея    
Основная идея в данном произведении - патриотическая Образ автора «Слова…». Авторские отступления - выражение авторского отношения к событиям и размышление над случившимся. О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, входящих в состав Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то другого места - мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени и подняться до общерусской точки зрения. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земли в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княжеская власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем. Такова основная идея Автора. политическая идея «Слова…»-это монолог Святослава.      
КРИТИКА О ПРОИЗВЕДЕНИИ  
         
ЧЕМУ УЧИТ  
ЦИТАТЫ        
Русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР Владимир Чивилихинв своем романе-эссе «Память» писал: «Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм "Слова о полку Игореве"! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века...»        
         
           




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: