Достижения древних греков в области архитектуры, искусства и философии




В архитектуре греков оформляется ордерная система (сначала дорический и ионический, а затем коринфский ордер), придавшая строениям ясность и гармонию пропорций. С архаики начинают застраиваться господствующие над городом холмы, у подножия которых располагались общественная площадь и жилые кварталы, состоящие из скромных сырцовых зданий. Расцвет жизни полисов обусловил появление таких общественных сооружений, как стадионы, театры, палестры (залы для гимнастических упражнений), помещения для советов (булевтерии).
Большую роль играло храмовое зодчество. Основным материалом при строительстве был мрамор. Некоторая суровость зодчества I -й половины V в. до н.э. (храм Посейдона в Пестуме) к середине века сменяется просветленностью и жизнерадостностью (храм Зевса в Олимпии). Вершина древнегреческого зодчества - ансамбль Афинского Акрополя. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством Фидия, великого скульптора Древней Греции.
Среди дошедших до нас памятников главное место занимают скульптуры из бронзы и мрамора и вазопись. В эпоху классики греческая скульптура достигает наивысшего совершенства. В этом жанре искусства за Элладой признается бесспорное превосходство. Античную скульптуру представляет целая плеяда гениальных мастеров. Самым великим среди них является Фидий. Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олимпии, также входит в число семи чудес света. Он создал и статую Афины Парфенос высотой 12 м, которая находилась в центре Афинского Акрополя. Еще одна его статуя — статуя Афины Промахос (Афины Воительницы) высотой 9м — изображала богиню в шлеме с копьем и воплощала военную мощь Афин. Помимо названных творений Фидий также принимал участие в проектировании Афинского Акрополя и в создании его пластического убранства.

Среди других скульпторов наиболее известными являются Пифагор Регийский, создавший статую «Мальчик, вынимающей занозу»; Мирон — автор скульптур «Дискобол» и «Афина и Марсий»; Поликлет — мастер бронзовой скульптуры, создавший «Дорифора» (Копьеносца) и «Раненую амазонку», а также написавший первый теоретический труд о пропорциях человеческого тела — «Канон».

Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас, Лисипп. Первою из них прославила прежде всего статуя «Афродита Книдская», ставшая первой обнаженной женской фигурой в греческой скульптуре. Искусству Праксителя присуще богатство чувств, изысканная и тонкая красота, гедонизм. Эти качества проявились в таких его произведениях, как «Сатир, наливающий вино», «Эрот».

Скопас участвовал вместе с Праксителем в пластическом оформлении храма Артемиды в Эфесе и мавзолея в Галикарнасе. Его творчество отличают страстность и драматизм, изящество линий, выразительность поз и движений. Одним из известных его творений является статуя «Вакханки в танце». Лисипп создал бюст Александра Македонского, при дворе которого он состоял художником. Из других произведений можно указать на статуи «Отдыхающий Гермес», «Гермес, подвязывающий сандалию», «Эрот». В своем искусстве он выражал внутренний мир человека, его чувства и переживания.

В эпоху эллинизма образ идеального героя стал вытесняться более индивидуализированными образами, где героическое начало соседствовало с утратой душевного равновесия и самообладания. Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции одними из самых замечательных памятников стали «Ника Самофракийская» и «Венера Милосская» (II в. до н.э.).
Важнейшей частью культуры Древней Греции были музыка и театр. Песни сопровождали главные события в жизни греков: рождение ребенка и траур по умершим, дружеское застолье и свадьба; музыка сопровождала декламацию стихов и была частью культовых праздников и театральных представлений. Любимыми инструментами греков были струнные щипковые, например, лира и кифара, хотя в большинстве своем в музыке Древней Греции преобладало пение. Обучение музыке вошло в систему воспитания детей; игра на музыкальных инструментах и пение стали основной частью гимнастических и художественных состязаний. Многие греческие драматурги и поэты были еще и композиторами (Вакхлид, Пиндар, Эсхил, Софокл). Песни, исполняемые хором ряженых, сопровождались танцами и содержали элементы диалога и сценического действия.
Драма и театр Древней Греции возникли из сельских празднеств в честь Диониса - бога виноградарства и виноделия. На этих празднествах выступали ряженые в масках и козлиных шкурах (козел считался священным животным Диониса). Трагедия происходит от дифирамбов - торжественных песен в честь Диониса. Комедия - от фаллических песен (веселых, часто непристойных). Хор вплоть до эллинистической эпохи был важной частью греческой драмы. Он мог выступать в роли комментатора на заднем плане по мере того, как актеры исполняли пьесу.
Драматургия Аристофана, Эсхила, Софокла, Еврипида отразила важнейшие стороны общественно-политической и духовной жизни Древней Греции. Сначала театральные представления устраивались на открытом воздухе, затем в здании театра, который состоял из орхестры (круговой площадки) и театрона (зрительских мест). На орхестре выступал хор, а в V­IV вв. до н. э. играли актеры. Женские роли исполнялись также мужчинами, актеры выступали в масках. Родоначальником античной трагедии считается Эсхил (525-456 гг. до н. э.), автор около 80 произведений, из которых до нас дошли семь, в том числе трилогия «Орестея», «Прикованный Прометей» и «Персы». Дошли до нас и трагедии других замечательных авторов: Софокла (497-406 гг. до н. э.) «Антигона», «Царь Эдип» и Еврипида (480-406 гг. до н. э.) «Медея», «Ипполит». Выдающимся комедиографом был Аристофан (450­385 гг. до н. э.), чьи комедии «Всадники», «Осы», «Лягушки» также дошли до нас (из сорока - одиннадцать). Со 2-й половины V в. до н. э. развивается жанр исторических сочинений (Геродот, Фукидид). Знаменитым оратором являлся Демосфен, 61 речь которого из 65 сохранилась до наших дней.

Особое место в культуре Древней Греции принадлежит философии. Первым значительным мыслителем стал Фалес из Милета. Также можно выделить Пифагора, Анаксимандра, Гераклита, Анаксагора. Но самыми значительными мыслителями Древней Греции являлись Сократ, Платон и Аристотель. Именно Сократу (470-399 гг. до н.э.) принадлежит фраза «Познай самого себя», он также считал, что истина рождается в споре, а в конце жизни провозгласил: «Я знаю то, что ничего не знаю». Имея множество поклонников в Афинах, Сократ имел и врагов, которые оклеветали его, за что мыслитель был приговорен к самоубийству и выпил яд. Платон (427-347 гг. до н.э.) являлся учеником Сократа и стал родоначальником идеализма. Истинно, по его мнению, только общее, а не единичное. Сущность вещей заключается в их идеях. Важно также учение Платона о государстве. Идеальное общество, по Платону, должно состоять из философов (которые управляют), воинов и людей, занимающихся физическим трудом. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона, но стоял в большей степени на материалистических позициях. Он стал основоположником формальной логики и был первым «энциклопедистом», сказавшим свое слово практически во всех областях науки того времени. Аристотель разработал основательную систему философских категорий, которую используют по сей день.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: