К 110-и летию создания подводного флота.
О подводниках в нашей стране, по непонятным всем причинам, принято говорить, только тогда, когда они погибают. Да и то не всегда? К великому нашему сожалению это так. К государственным наградам подводников представляли также крайне редко, в основном награждают посмертно, а то и этого не делают! ПОДВОДНИКИ-КТО ОНИ ТАКИЕ? «Чтобы не случилось с ними, не сможет случиться что-нибудь ещё более худшее... Им даже сложно придумать какую-нибудь более ужасную смерть....., а им всё равно. Многие люди считают подводников смертниками... Да они и есть смертники. Страшные люди! Ведь об этих людях мало говорят и пишут. От них веет романтикой моря не просто, а романтикой его глубин, которые наполнены различными неожиданностями. Это те, кто вернулся из покоренных глубин, те, которые может быть не раз, выходили победителями из самых опасных, не редко – смертельных случаев, те, которые перенесли тяжесть разлуки не только с родными и близкими, а со всей нашей Родиной, находясь в тысячи миль от ее рубежей. Это те, которые в кругу друзей будут скромно сидеть за столом и умело уклоняться от ответов на вопросы об опасностях службы на подводной лодке. Это те, которых мы называем – подводники! Об этих людях надо помнить, об их делах в защите и охране нашей Родины на морских рубежах!» «Командир-подводник должен быть самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое воображение романиста и ясный здравый ум, присущий действиям делового человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного следопыта, предприимчивого охотника". Командир подводной лодки Герой Советского Союза Капитан 2 ранга Гаджиев.
Еще в 1964 г. было принято правительственное решение о создании БРПЛ межконтинентальной дальности. Такой ракетой и стала прославленная Р-29 в составе комплекса Д-9, разработанная в КБМ и принятая на вооружение в марте 1972 г. Эта двухступенчатая БРПЛ подводного старта на хранимом жидком топливе была подлинной революцией в ракетостроении. Ее дальность с боеголовкой мощностью 1 Мт составляла 7800 км, а с облегченным ядерным боезарядом мощностью 0,8 Мт (модернизация Р-29Д, принятая на вооружение в 1978 г.) достигла 9100 км. При этом размеры ракеты не изменились, а точность стрельбы повысилась. Однако для размещения комплекса Д-9 АПЛ серии 667А не годилась, т.к. ракета Р-29 существенно превосходила по размерам свою предшественницу Р-27: по длине - почти на 3 м, по максимальному диаметру - на 0,3 м, по стартовой массе более чем вдвое (14,2 т и 33,3 т). По существу, впервые под заданные параметры стартового комплекса должен был создаваться новый РПКСН. Новый проект, разработанный в ЛПМБ "Рубин", получил индекс 667Б"Мурена". Головной РПКСН этой серии К-279, построенный на Севмашпредприятии, вошел в состав Северного флота 22 декабря 1972 г. Ввод в состав флота первого в мире ракетоносца К-279 пр. 667-Б с межконтинентальными ракетами показал американцам, что защитного океанского барьера у них больше не существует. Первым командиром этой лодки был В.П. Фролов. Буквально за 10 лет флот принял новые ракетоносцы с новыми, еще более мощными ракетами. "Длинные руки" ракет Р-29 существенно изменили боевую тактику советского ракетоносного флота. Теперь не надо было выходить в дальние районы боевого патрулирования, прорываясь через зоны ПЛО США и НАТО, - ракетный залп мог наноситься из прибазовых морских районов, где надводные корабли и авиация советских ВМФ обеспечивали надежное прикрытие. В период освоения баллистического оружия подлинные образцы мужества и героизма проявили, такие офицеры 41 дивизии, как В.К.Коробов, А.М.Устьянцев, В.Н. Ефимов, выполнивший с экипажем первое проламывание льда для использования ракетного оружия подводной лодкой К-457 пр. 667 Б в 1980Г.; B.Б. Яловенко, Э.Д. Балтин, Л. Р. Куверский, с экипажем осуществившие стрельбу двумя ракетами при всплытии из-подо льда в 1981г. Испытания нового оружия шло параллельно с океанскими походами и выполнением задач боевой службы. Основной целью первых атомных походов ракетоносцев, помимо испытания техники и оружия, было вскрытие оперативной обстановки в океанах, уточнение характера и способов действий противолодочных сил НАТО и США. Огромная ответственность лежала на командирах во время этих первых походов. Это ощущал на себе каждый член экипажа. Все понимали, что шло становление нового, необычного для подводных лодок оружия, на которое военно-политическое руководство страны возлагало большие надежды. К началу 70-х годов мы имели в сущности слабое представление об Арктике. Плавание подо льдами, как тогда, так и теперь,таит в себе неопределенность, огромную зависимость от множества случайностей. Плавание подводных лодок подо льдами к тому же требовало совершенно иного психологического настроя всего экипажа подводной лодки. Такой психологический настрой по своей необычности не шел ни в какое сравнение ни с одним из известных нам видом деятельности человека на Земле и даже в космосе. Осваивать подледную Арктику мы начали с 1958-1959 годах. Это были опытные небольшие походы сначала дизельных, а затем атомных подводных лодок. Всего малых или больших походов подо льдами Арктики до 1996 года наши лодки совершили около 300. Подводный ракетоносец К-279 выполнял задачи боевого патрулирования по периметру Северного Ледовитого океана: в Гренладском море, северной Атлантике, Карском и Баренцевом морях, экипажами В. П. Фролова и В.А. Журавлева с 1972 по1982 г. В Белом море от начала закрытия его до вскрытия льдов весной без выхода из-подо льда: К-279 В.А.Журавлева и экипаж Ю.А.Голенкова в 1982-1983 гг. в течение 164 суток. Смена экипажа осуществлялась ледоколом. Боевая служба ракетоносцев выполнялась во многих районах Арктики, в том числе в море Баффина в 1983 году К-279 В.А.Журавлева. К сожалению, успешные плавания наших ракетоносцев не обошлись без тяжелых катастроф и аварий. Мы воздаем должное экипажам всех лодок, погибших при испытании новой техники и выполнении боевых задач, их высоким человеческим качествам и верности подводному братству. Абсолютное большинство из них не дрогнули, не покинули свои боевые посты и до конца выполнили свой долг, проявив при этом героизм и мужество в борьбе за жизнь своих товарищей, за жизнь своих кораблей. С 1967 по 1993 год РПК СН и РПЛ флота выполнили 2183 похода на боевую службу. Если считать, что каждый из них длился 75 суток, то получится боевая служба ракетоносцев протяженностью в 488 лет в море. Это почти половина тысячелетия. Этот величайший подвиг советских подводников в послевоенный период приобрел общенародное значение и является государственным достоянием, как пример воинской доблести, верности своему воинскому долгу и своей Родине. Впервые за всю историю подводного флота командирам ракетоносцев В.П. Фролову, М.Г.Толоконникову, из 41 дивизии куда входила К-279, были присвоены адмиральские звания, что означало признание стратегической значительности этих новых подводных лодок и их оружия.
Командующий 11 флотилией (командир 41 Дипл) адмирал В.К.Коробов
Командующий 11 флотилией (командир 41 Дипл)вице- адмирал А.М.Устьянцев
Командующий КЧФ РФ(командир 41 Дипл) адмирал Э.Д. Балтин