Основателям 41 дивизии РПК СН посвящается.




К 110-и летию создания подводного флота.

О подводниках в нашей стране, по непонятным всем причинам, принято говорить, только тогда, когда они погибают. Да и то не всегда? К великому нашему сожалению это так. К государственным наградам подводников представляли также крайне редко, в основном награждают посмертно, а то и этого не делают! ПОДВОДНИКИ-КТО ОНИ ТАКИЕ? «Чтобы не случилось с ними, не сможет случиться что-нибудь ещё более худшее... Им даже сложно придумать какую-нибудь более ужасную смерть....., а им всё равно. Многие люди считают подводников смертниками... Да они и есть смертники. Страшные люди! Ведь об этих людях мало говорят и пишут. От них веет романтикой моря не просто, а романтикой его глубин, которые наполнены различными неожиданностями. Это те, кто вернулся из покоренных глубин, те, которые может быть не раз, выходили победителями из самых опасных, не редко – смертельных случаев, те, которые перенесли тяжесть разлуки не только с родными и близкими, а со всей нашей Родиной, находясь в тысячи миль от ее рубежей. Это те, которые в кругу друзей будут скромно сидеть за столом и умело уклоняться от ответов на вопросы об опасностях службы на подводной лодке. Это те, которых мы называем – подводники! Об этих людях надо помнить, об их делах в защите и охране нашей Родины на морских рубежах!» «Командир-подводник должен быть самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое воображение романиста и ясный здравый ум, присущий действиям делового человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного следопыта, предприимчивого охотника". Командир подводной лодки Герой Советского Союза Капитан 2 ранга Гаджиев.

Еще в 1964 г. было принято правительственное решение о создании БРПЛ межконтинентальной дальности. Такой ракетой и стала прославленная Р-29 в составе комплекса Д-9, разработанная в КБМ и принятая на вооружение в марте 1972 г. Эта двухступенчатая БРПЛ подводного старта на хранимом жидком топливе была подлинной революцией в ракетостроении. Ее дальность с боеголовкой мощностью 1 Мт составляла 7800 км, а с облегченным ядерным боезарядом мощностью 0,8 Мт (модернизация Р-29Д, принятая на вооружение в 1978 г.) достигла 9100 км. При этом размеры ракеты не изменились, а точность стрельбы повысилась. Однако для размещения комплекса Д-9 АПЛ серии 667А не годилась, т.к. ракета Р-29 существенно превосходила по размерам свою предшественницу Р-27: по длине - почти на 3 м, по максимальному диаметру - на 0,3 м, по стартовой массе более чем вдвое (14,2 т и 33,3 т). По существу, впервые под заданные параметры стартового комплекса должен был создаваться новый РПКСН. Новый проект, разработанный в ЛПМБ "Рубин", получил индекс 667Б"Мурена". Головной РПКСН этой серии К-279, построенный на Севмашпредприятии, вошел в состав Северного флота 22 декабря 1972 г. Ввод в состав флота первого в мире ракетоносца К-279 пр. 667-Б с межконтинентальными ракетами показал американцам, что защитного океанского барьера у них больше не существует. Первым командиром этой лодки был В.П. Фролов. Буквально за 10 лет флот принял новые ракетоносцы с новыми, еще более мощными ракетами. "Длинные руки" ракет Р-29 существенно изменили боевую тактику советского ракетоносного флота. Теперь не надо было выходить в дальние районы боевого патрулирования, прорываясь через зоны ПЛО США и НАТО, - ракетный залп мог наноситься из прибазовых морских районов, где надводные корабли и авиация советских ВМФ обеспечивали надежное прикрытие. В период освоения баллистического оружия подлинные образцы мужества и героизма проявили, такие офицеры 41 дивизии, как В.К.Коробов, А.М.Устьянцев, В.Н. Ефимов, выполнивший с экипажем первое проламывание льда для использования ракетного оружия подводной лодкой К-457 пр. 667 Б в 1980Г.; B.Б. Яловенко, Э.Д. Балтин, Л. Р. Куверский, с экипажем осуществившие стрельбу двумя ракетами при всплытии из-подо льда в 1981г. Испытания нового оружия шло параллельно с океанскими походами и выполнением задач боевой службы. Основной целью первых атомных походов ракетоносцев, помимо испытания техники и оружия, было вскрытие оперативной обстановки в океанах, уточнение характера и способов действий противолодочных сил НАТО и США. Огромная ответственность лежала на командирах во время этих первых походов. Это ощущал на себе каждый член экипажа. Все понимали, что шло становление нового, необычного для​​ подводных лодок оружия, на которое военно-политическое руководство страны возлагало большие надежды. К началу 70-х годов мы имели в сущности слабое представление об Арктике. Плавание подо льдами, как тогда, так и теперь,таит в себе неопределенность, огромную зависимость от множества случайностей. Плавание подводных лодок подо льдами к тому же требовало совершенно иного психологического настроя всего экипажа подводной лодки. Такой психологический настрой по своей необычности не шел ни в какое сравнение ни с одним из известных нам видом деятельности человека на Земле и даже в космосе. Осваивать подледную Арктику мы начали с 1958-1959 годах. Это были опытные небольшие походы сначала дизельных, а затем атомных подводных лодок. Всего малых или больших походов подо льдами Арктики до 1996 года наши лодки совершили около 300. Подводный ракетоносец К-279 выполнял задачи боевого патрулирования по периметру Северного Ледовитого океана: в Гренладском море, северной Атлантике, Карском и Баренцевом морях, экипажами В. П. Фролова и В.А. Журавлева с 1972 по1982 г. В Белом море от начала закрытия его до вскрытия льдов весной без выхода из-подо льда: К-279 В.А.Журавлева и экипаж Ю.А.Голенкова в 1982-1983 гг. в течение 164 суток. Смена экипажа осуществлялась ледоколом. Боевая служба ракетоносцев выполнялась во многих районах Арктики, в том числе в море Баффина в 1983 году К-279 В.А.Журавлева. К сожалению, успешные плавания наших ракетоносцев не обошлись без тяжелых катастроф и аварий. Мы воздаем должное экипажам всех лодок, погибших при испытании новой техники и выполнении боевых задач, их высоким человеческим качествам и верности подводному братству. Абсолютное большинство из них не дрогнули, не покинули свои боевые посты и до конца выполнили свой долг, проявив при этом героизм и мужество в борьбе за жизнь своих товарищей, за жизнь своих кораблей. С 1967 по 1993 год РПК СН и РПЛ флота выполнили 2183 похода на боевую службу. Если считать, что каждый из них длился 75 суток, то получится боевая служба ракетоносцев протяженностью в 488 лет в море. Это почти половина тысячелетия. Этот величайший подвиг советских подводников в послевоенный период приобрел общенародное значение и является государственным достоянием, как пример воинской доблести, верности своему воинскому долгу и своей Родине. Впервые за всю историю подводного флота командирам ракетоносцев В.П. Фролову, М.Г.Толоконникову, из 41 дивизии куда входила К-279, были присвоены адмиральские звания, что означало признание стратегической значительности этих новых подводных лодок и их оружия.

Командующий 11 флотилией (командир 41 Дипл) адмирал В.К.Коробов

Командующий 11 флотилией (командир 41 Дипл)вице- адмирал А.М.Устьянцев

 

 

Командующий КЧФ РФ(командир 41 Дипл) адмирал Э.Д. Балтин

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: