Цель задания – опираясь на данные самонаблюдения в течение недели, проанализировать эффективность использования учебного и личного времени.
Хронометраж – это метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий. Хронометраж позволяет провести «аудит» и «инвентаризацию» времени, выявить «поглотителей времени». Главный метод учета и анализа времени – это хронокарта (термин предложен А. К. Гастевым). В своем первоначальном виде хронокарта выглядела как таблица, где по вертикали (в строках) перечислялись события, а по горизонтали (в столбцах) указывалась их продолжительность. С помощью хронокарты можно учитывать не только индивидуальное, но и коллективное время, а вносить в хронокарту отметки о затратах времени может не только сам человек, но и внешний наблюдатель («инспектор времени»). Изначально хронокарта Гастева включала в себя следующие столбцы: порядковый номер события, код (А.К. Гастев предлагал выделять пять типов временных затрат – сон, прием пищи, работа, отдых, самообслуживание), конкретное описание события, часы суток от 01 до 24 часов (с интервалом в 15 или 30 минут).
А. К. Гастев также предложил ряд правил по заполнению хронокарты:
1. Отметки необходимо делать каждые полчаса. Отмечать каждые полчаса следует сразу же, как кончится данный получас.
2. Не следует заполнять карту задним числом или вперед.
3. Следует установить номенклатуру трат времени, присвоив каждой свою литеру (код, категорию).
4. Целесообразно всегда носить хронокарту с собой! Нужно сделать ее удобной для работы.
Ход выполнения задания.
1. На занятии студенты знакомятся с основными проблемами таймменеджмента и принципами фиксации временных затрат. Предлагается поразмышлять над вопросами, на все ли им хватает времени, если нет, то почему.
|
2. Начиная с ближайшего понедельника, студенты составляют хронокарту своих временных затрат в течение недели по предлагаемой схеме:
Часы / Дни | ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
00 – 01 | |||||||
01 – 02 | |||||||
02 – 03 | |||||||
03 – 04 | |||||||
04 – 05 | |||||||
05 – 06 | |||||||
06 – 07 | |||||||
07 – 08 | |||||||
08 – 09 ………. 23 -24 |
Обязательные категории:
–сон (синий),
–прием пищи (желтый)
–учеба (красный)
–отдых (зеленый)
–самообслуживание
(………..)
Дополнительные категории:
–компьютер для проведения досуга (игры и т.п.)
–компьютер для учебы / самообразования
–интернет для проведения досуга
–интернет для учебы / самообразования
–самоподготовка и самообразование без использования ПК
Разрабатывается система обозначений, выбирается временной интервал выполнения задания (30 или 15 минут).
3. Осуществляется качественный и количественный анализ полученных данных.
Результаты могут быть обобщены в табличной форме с последующей интерпретацией, например (адаптировано из работ, выполненных студентами заочного отделения):
Виды временных затрат в течение недели | Таблица 1 | ||||||||||||
№ | Дни недели | Итого | Ранг | ||||||||||
п/п | Наименование типа | Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. | по дням | ||||
временных затрат | недели | ||||||||||||
(час.) | |||||||||||||
1. | Сон | 6,5 | 7,0 | 7,0 | 6,5 | 7,0 | 7,0 | 7,5 | 48,5 | I | |||
2. | Самообслуживание | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 6,0 | 1,0 | 12,0 | V | |||
3. | Прием пищи | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 10,0 | VII | |||
4. | Транспортные, | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 0,5 | - | 11,0 | VI | |||
пешие перемещения | |||||||||||||
5. | Работа | 8,0 | 8,5 | 7,5 | 8,0 | 8,0 | - | - | 40,0 | II | |||
|
6. | Отдых | (личный | 1,0 | 2,0 | 1,0 | 3,0 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 15,0 | IV |
отдых, | общение с | ||||||||||
семьей и друзьями) | |||||||||||
7. | Учеба | и | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | - | 0,5 | 3,0 | VIII |
самообразование | |||||||||||
8. | Ведение домашнего | 4,0 | 2,0 | 3,5 | 1,5 | 1,0 | 9,0 | 10,5 | 31,5 | III | |
хозяйства |
Анализ результатов самонаблюдения (фрагмент)
Наибольшее количество времени в течение рабочей недели тратится на сон – 48,5 часов в неделю. По мнению ученых взрослым людям достаточно 7-8часов сна в сутки. Однако наблюдения проводились в зимнее время года, когда суточная потребность взрослого человека в сне возрастает примерно на 20-30минут в сутки. Следовательно, можно сделать вывод о том, что времени, которое отводится мною на сон, недостаточно для поддержания активного бодрствующего состояния.
|
Второе место по временным затратам занимает работа – 40,0 часов в неделю. В процессе выполнения данного задания я не ставила перед собой цели проанализировать рабочее время по «эффективному» признаку, так как данный тип временных затрат является сложносоставным и содержит следующие элементы:
-работа за компьютером;
-транспортные, пешие перемещения, связанные с рабочим процессом;
-самообразование и обучение, связанное с рабочим процессом (работа за компьютером, изучение нормативно-правовыхдокументов, изменений законодательной базы с целью повышения профессионального уровня);
-совещания в вышестоящих инстанциях, совещания и советы в учреждении.
Однако фиксация временных затрат позволила сделать ряд других полезных выводов. Установлено, что не удается выделить достаточно времени на обеденный перерыв и на установленные законодательством два технологических пятнадцатиминутных перерыва, что, по сути, является нарушением санитарно-гигиенических норм, а также неблагоприятным образом отражается на самочувствии и общей работоспособности.
Третье место после сна и работы занимает ведение домашнего хозяйства – 31,5 часов в неделю. Этот тип временных затрат сопоставим с временными затратами на работу; как и работа, является сложносоставным и включает множество различных элементов:
-уборка дома;
-приготовление пищи;
-мытье посуды;
-закупка продуктов;
-стирка и глаженье белья и др
4. Формулируются рекомендации по оптимизации использования вашего личного времени с определением основных «поглотителей времени» и путей борьбы с ними.
Хронофаги (от др.-греч.χρόνος – «время»; φᾰγω – «пожираю») (или поглотители времени, пожиратели времени) – один из терминов таймменеджмента, обозначающий любые отвлекающие объекты, мешающие и отвлекающие от основной деятельности (работы и других запланированных дел). Хронофаги могут быть одушевленными (например, коллеги с досужими разговорами, друзья с пустыми звонками, заказчики, любящие поболтать и т. д.) или неодушевленными (компьютерные игры, телевизор и др).
5.Делаются выводы по осуществленному исследованию. Оформляется письменный отчет.
6. Студенты представляют результаты проведенного исследования на занятии, сопоставляют свои временные затраты с тем, как организуют свою жизнь их одногруппники.
6. Письменный отчет по всем этапам работы (пункты 1 – 5 данного задания) включается в Контрольную работу.
Список рекомендуемой литературы
1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак,2003. – 672 с.
2. Валеев, Г. Х. Методология и методы психологопедагогическихисследований: Учебное пособие / Г.Х Валеев. – Стерлитамак: Стерлитамак.гос. пед. ин-т,2002. – 134 с.
3. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учебное пособие / Д.С. Горбатов. – Самара: Бахрах-М,2006. – 272 с.
4. Гудвин, Д. Исследование в психологии – методы и планирование / Дж. Гудвин. – СПб: Питер, 2004. – 558 с.
5. Калинин, С. И. Тайм-менеджмент:Практикум по управлению временем / С.И. Калинин. – СПб.: Речь, 2006. – 371с.
6. Никифоров, А.Т. Метод наблюдения в социально-психологическихисследованиях: Учебное пособие / А.Т. Никифоров, В.Е. Семенов. – Л.: Издво Ленингр.ун-та,1987. – 96 с.
7. Регуш, Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л.А.
Регуш. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.
8. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск:
Харвест, 1998. – 800 с.
9. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» / Отв. ред. А. М. Айламазьян. – М.: Учебно-методическийколлектор
«Психология», 2000. – 480 с.
10. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др. / Под ред С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект-Пресс,2002. – 383 с.